КОНСУЛЬТАЦИЯ «Речевые нарушения у детей»
статья на тему

Афонина Валентина Петровна

В настоящее время актуальна проблема ранней диагностики детей до 3-х лет.

Причиной данной проблемы является то обстоятельство, что во всех странах число новорожденных детей с недостатками развития неуклонно увеличивается.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_semey.docx15.44 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОТА  С  СЕМЬЕЙ

«Речевые нарушения у детей»

КОНСУЛЬТАЦИЯ

           В настоящее время актуальна проблема ранней диагностики детей до 3-х лет.

Причиной данной проблемы является то обстоятельство, что во всех странах число новорожденных детей с недостатками развития неуклонно увеличивается. По мнению американских специалистов, они составляют около 40% всех рождающихся детей. Наши педиаторы считают, что число детей с недостатками развития составляют 85% новорож-денных.

           Как правило, дети с отклонениями в развитии очень рано начинают беспокоить родителей: «Не ходит», «Не  говорит», «Не интересуется игрушками», «Не достаточно понимает обращенную речь», «Не контактен», «Безучастен к окружающему», «Боится детей»… Как показывает опыт, одной из частных проблем, связанных с развитием ребенка, является ОТСТАВАНИЕ В РАЗВИТИИ РЕЧИ.

           Наш опыт убеждает, что помогать ребенку необходимо в раннем дошкольном возрасте с 2-3 лет. Это связано наиболее с интенсивным темпом развития детского мозга.

Самостоятельно овладеть речью такие дети не могут. К ним следует применять специ-альное обучение. Необходима терпеливая кропотливая работа с детьми.    

       

Настораживающие признаки

в отношении речевых нарушений

у детей первых лет жизни

  • Отсутствие реакции на речь.

Это имеет место уже в период новорожденности. В первые месяцы ребенок реагирует на взрослого: прекращает плач, меняет характер плача, приостанавливает плач.

  • Отсутствие понимания обращенной речи к концу первого года жизни.

Ребенок не реагирует на свое имя, на команды запрещения.

  • Ребенок к 13 месяцам не произносит первых 2 слов.
  • К 30 месяцам нет фразы из 2-х слов.

      При этих критериях ребенка нужно показать ребенка врачу, логопеду.

  •  К двум годам нет обобщенного  понимания названия предметов обихода:

      «дай ложку», «дай чашку» и др.

  • К трем годам ребенок не выполняет словесные инструкции, не любит слушать      

      сказки, не употребляет простые предлоги: В, НА, ПОД /в пассиве/.

  • В три года и старше ребенок говорит вне связи с ситуацией, сам для себя,

      неизвестно о чем.

Причины речевых нарушений у детей.

      При нормальном развитии к 4-м годам ребенок должен различать все звуки, то есть у него должно быть сформировано фонетическое восприятие. К этому же времени заканчивается формирование правильного звукопроизношения, и ребенок говорит совсем чисто.

       Но не всегда формирование речи происходит легко. Причин для этого очень много. Так как речь является наиболее молодой функцией, которая развивается наиболее интенсивно и бурно в первые годы жизни ребенка, в связи с этим она и является наиболее ранимой. Влияние различных факторов, как во внутриутробном

развитии, так и во время родов, а так же и в первые годы жизни ребенка, может привести к различно выраженным вариантам речевой патологии.

        Среди причин, вызывающих повреждения или недоразвитие мозга (речевой зоны), наиболее частыми являются:

  1. инфекции или интоксикации матери во время беременности
  2. токсикозы
  3. родовые травмы
  4. асфиксии
  5. несовместимость крови матери и ребенка по резус-фактору

или групповой принадлежности

  1. заболевания ЦНС /нейроинфекции/
  2. травмы мозга в первые годы жизни ребенка
  3. употребление алкоголя и никотина, наркотиков во время беременности

/при алкогольном синдроме плода дети рождаются с низкой массо тела, отстают в физическом и психическом развитии, одно из проявлений – общее недоразвитие речи/. Общее недоразвитие речи у этих детей сочетается с синдромами двигательной расторможенности, аффективной возбудимости, (раздражительны, плаксивы, драчливы), крайне низкая работоспособность.

  1. генетические факторы.

В этих случаях даже незначительное неблагоприятные воздействия вызывают речевой дефект.

  1. неблагоприятные формы воздействия и воспитания.

Если влияние этих факторов сочетается хотя бы с не резко выраженной органической недостаточность ЦНС или генетической предрасположенностью – нарушения речи приобретают стойкий характер, проявляющийся в виде общего недоразвития речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. Профилактика речевых нарушений у детей младшего и среднего дошкольного возраста.

Воспитание «чистой» речи у детей – задача общественной значимости, и серьёзность её должны осознавать все: учителя-логопеды, воспитатели, специалисты и, конечно же, родители. Нашей задачей  являе...

Консультация для родителей «Роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного возраста».

Цели: Углубить знания родителей о работе логопеда в детском саду, дать понятия об общем недоразвитие речи, повысить уровень компетентности родителей в вопросах развития речи....

Консультация для родителей. Речевые нарушения у детей: причины, предупреждение.

В статье в доступной для родителей форме излагаются причины нарушений речи у детей, факторы, влияющие на успешное развитие детской речи...

Консультация для родителей - "Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста в адаптационный период"

   Как показывают многочисленные исследования, основы формирования речи и его первый фактор – обогащение чувственного опыта ощущений, восприятий, представлений, а также развитие...

Консультация "Преодоление речевых нарушений у детей с нарушениями речи при помощи развития тонких дифференцированных движений пальцев рук"

Обобщенная информация на тему речевого развития детей 5 – 6-летнего возраста, будет полезна воспитателям, учителям-логопедам с целью которого является познакомить педагогов с характерными особен...

Консультация "Речевые нарушения у детей с аденоидами".

Речевые нарушения у детей с аденоидами....

Консультация для педагогов "Консультация «Развивающая среда – как средство коррекции речевых нарушений у детей с ОНР»

Консультация  «Развивающая среда – как средство  коррекции речевых нарушений у детей с ОНР»...