Быть гражданином.
консультация (подготовительная группа) на тему

Консультация для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл byt_grazhdaninom.docx17.57 КБ

Предварительный просмотр:

Быть гражданином.

Консультация для родителей.

Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.

Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа.

Республику Мордовия, как и всю Россию, населяют граждане различного этнического происхождения. Каждый из этносов обладает собственным языком, уникальной культурой, собственными ценностями, включенными в систему общечеловеческих ценностей, традициями, историей, вплетенной в общую для всех россиян историю, особенностями жизнедеятельности.

Национально-региональный компонент предусматривает воспитание детей в среде с национальным колоритом: ознакомление детей с устно-поэтическим творчеством мордовского народа; с изобразительным и декоративно-прикладным искусством Мордовии, с историко-географическим и природоведческими особенностями народов, живущих в Мордовии.

Быть готовым к социализации в поликультурном обществе – это значит иметь знания о других народах и их культурах, понимать их своеобразие и ценность.

Безусловно, гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов, т. е. взрослых, которые находятся рядом с ним. К концу дошкольного периода ребенок должен знать: нашу страну населяют люди разных национальностей; у каждого народа свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками и т. д.

В детском саду национально-региональный компонент пронизывает все формы и направления воспитательно-образовательного процесса. Дети знакомятся с национальной культурой, искусством, детской художественной литературой. Ознакомление с национальной культурой осуществляется через все виды деятельности ребенка-дошкольника.

Использование национально-регионального компонента ведется по нескольким направлениям.

Одно из мощных средств, которое позволяет осуществить воспитание на основе национальных традиций, это детская литература и фольклор. Это колыбельные песни, потешки, прибаутки, мордовские народные сказки и игры. С детьми проводятся различные народные игры: подвижные, игры-соревнования, игры-шутки, игры-забавы, игры-загадки, хороводные игры. Дети разучивают с учетом новой игры речевой материал: считалочку, приговорку, попевку, закличку, или слова, сопровождающие эту игру.

Реализация национально-регионального компонента в детском саду происходит не только в учебном процессе, но и в ходе праздников и развлечений. Все мы знаем, что музыка обладает особой силой воздействия на чувства, а эмоциональный настрой возбуждает у детей интерес к национальной культуре. Праздники создают атмосферу теплоты, способствуют развитию интереса, дружеских отношений к мордовскому народу, его обычаям и традициям. Для того, чтобы подготовить ребенка к жизни, научить быть успешным во всех делах, необходимо помочь ему с самого детства полюбить свою Родину, знать национальные традиции и культуру, полюбить язык своего народа.

Знакомство с национальными традициями, обычаями, культурой гораздо эффективнее проводится через ознакомление с краеведческим материалом. Для этого желательны посещения музеев, а также организация специальных помещений в детском саду. Именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края. Кроме того, в подобном «помещении» расширяются возможности подачи информации посредством игры.

Трудности в ознакомлении с бытом, традициями вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому изучение истории в детском саду начинается с уголка национальной культуры, где собраны подлинные предметы быта наших предков: национальные костюмы, старинная посуда, предметы труда, украшения.

Основной формой нравственно-патриотическое воспитания детей являются тематические занятия. Эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. способствует тематическое планирование. Планирование данной работы наиболее целесообразно по следующим темам: «Моя семья», «Моя улица», «Мой детский сад».

Работа по каждой теме должна включать занятия, игры, экскурсии, нерегламентированную деятельность детей, по некоторым темам – праздники. Причем темы повторяются в каждой группе. Изменяются только содержание, объем познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность изучения. Отдельные темы желательно приурочивать к конкретным событиям и праздникам. Проведение музыкальных и спортивных праздников помогает детям больше узнать о традициях и обычаях разных народов, приобщает к национальной культуре. Организация такой формы работы, как проведение недель национальной культуры обогащает мир детей, способствует более глубокому ознакомлению с фольклором, декоративно-прикладным искусством, языковой культурой, традициями и обрядами. Именно родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

Следует подчеркнуть, что для ребенка дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивость внимания, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к одной теме. кроме того необходимо объединять в одну тему занятия из разных образовательных областей. Учет возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приемов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы занятия. Таким образом каждая тема должна подкрепляться различными играми, продуктивными видами деятельности. Дети не только рисуют, лепят, но и поют, танцуют, ощущая единство всех этих проявлений творчества.

Важным фактором подготовки к социализации в поликультурном регионе является приобщение к национальным языкам. Язык возникаем и формируется в процессе исторического развития каждой нации. Он является плодом и результатом ее развития. В языке проявляется духовное богатство нации.

Все занятия сопровождаются разнообразным речевым материалом: припевками, закличками, считалками, дразнилками, загадками.

Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является прикосновение к истории своей семьи. Это вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относится к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.


Анкета для родителей.

1.Считаете ли вы необходимостью введение народоведческих дисциплин в систему дошкольного российского образования?

2.Затрагиваете ли вы в беседах с ребенком темы, связанные с патриотизмом?

3.Как вы приобщаете ребенка к национальной культуре?

4.Считаете ли вы важным обращать внимание ребенка на то, к какой нации он относится?

5.Рассказываете ли вы ребенку о своих предках и корнях семьи? Как на это реагирует ребенок?

6.Существуют ли в вашей семье национальные традиции, праздники?

7.Читаете ли вы ребенку, сказки мордовского (татарского) народа, потешки и другие виды устного народного творчества?

8.Играете ли вы в народные игры?

9.Какие на ваш взгляд, главные причины возможных затруднений в приобщении к национальной культуре в современном обществе.


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №55 комбинированного вида»

«Быть гражданином»

(консультация для родителей)

Подготовила

Полетаева Л. В.,

воспитатель 1кв. кат.

Саранск 2018


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД "Что значит быть гражданином? Права и обязанности гражданина России"

Программное содержание: уточнить представление детей о России как о родной стране, объяснить детям понятие «гражданство», воспитывать гражданско – патриотические чувства.Оборудование и материалы: геог...

В какой стране я хочу жить и быть гражданином

Мое выступление на районном  конкурсе "Воспитатель года 2014" . Разговор со взрослыми на заданную тему....

«Занятие для дошкольников на тему: "Гражданином быть обязан».

Тема: «Путешествие в страну детства».Возраст: для детей 6-7 лет (подготовительная к школе группа).Форма проведения: организованная образовательная деятельность.Образовательные области...

«Занятие для дошкольников на тему «Гражданином быть обязан»

laquo;Занятие для дошкольников на тему «Гражданином быть обязан»...

«Занятие для дошкольников на тему «Гражданином быть обязан»

Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» в Архангельске     Номинация фестиваля:«Занятие для дошкольников на тему «Гражданином быть обязан»...

Сценарий тематического праздника в детском саду, посвященного Дню Конституции «Что значит быть гражданином России?»

Уже в дошкольном возрасте мы знакомим детей с основными положениями Конституции, воспитываем любовь, уважение и гордость к своей Родине, государственным символам. Знакомим с новыми словами: «Кон...

Формирование личности маленького гражданина посредством рабочей тетради «Я - гражданин Югры»

В настоящее время стало особенно актуальным воспитание у подрастающего поколения нравственно- моральных качеств и прежде всего чувства любви к своему Отечеству, чувство патриотизма…Основополага...