Раняя профилактика дисграфии у дошкольников
консультация (подготовительная группа) на тему

Улякина Мария Михайловна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл disgrafiya_konsultatsiya.docx19.11 КБ

Предварительный просмотр:

Ранняя профилактика дисграфии у детей дошкольного возраста

        Дисграфия является специфическим расстройством письменной речи, которое проявляется в стойких ошибках. Она возникает при нарушении формирования высших отделов ЦНС. Дисграфия препятствует овладением навыками грамматических особенностей языка. Эта проблема достаточно актуальна для нашей страны. В российских школах количество учеников с диагнозом «Дисграфия» достигает 30% от общего количества детей.

        Как появляется дисграфия? Учёные пока не нашли точного ответа, механизм возникновения проблемы с письмом до конца не изучен. Большинство специалистов считает основной причиной наследственность (незрелые клетки определённых отделов головного мозга).

        Среди вероятных причин выделяют:

- биологические факторы:

- родовые травмы, патологии развития плода при беременности;

- недостаток общения с малышом в раннем возрасте; родители не уделяли внимание развитию речи;

- неправильное произношение у членов семьи;

- длительное коверкание слов, «сюсюканье» с детьми;

- родители говорят на разных языках.

        Существуют три основных вида этого недуга:

        Акустический. Эта форма дисграфии появляется в результате нарушения развития речевого слуха. То есть ребёнок не способен правильно воспринимать звуки. Из-за этого страдает письмо, дети неосознанно меняют буквы в словах, потому что они так слышат. Похожие звуки смешиваются и часто путаются, например б-п, з-ж, с-ш и другие. Акустическая дисграфия оказывает влияние на мягкость согласных в письме (любит - лубит). Также ребёнок часто пропускает буквы. Коррекция акустической дисграфии осуществляется с помощью упражнений, направленных на улучшение слухового пространства.

        Моторный. Эта проблема проявляется в виде неправильных движений руки во время письма. При этом ребёнок может выполнять другие действия. Нарушение сочетания зрительного и звукового образов обычно является причиной возникновения моторной формы заболевания. Коррекция дисграфии у младших школьников этого типа направлена на полное избавление от этого недуга. В результате ребёнок сможет правильно писать и сопоставлять образы.

        Оптический. Дисграфия данного вида проявляется в нарушении зрительных функций. Дети не могут правильно выводить буквы, что выражается в зеркальном написании, замене или смешивании различных элементов. В большинстве случаев происходит перестановка похожих букв (т-п). Проявлением этого заболевания является зеркальное письмо слева направо у левшей с определёнными нарушениями головного мозга. Оптическая дисграфия (коррекция,  является важной проблемой в современном мире. Нарушение зрения – нередкий случай. Поэтому необходимо уделить этому вопросу особое внимание. Виды дисграфии позволяют конкретизировать коррекцию в определённой ситуации. 

        Как только проблема будет выявлена, сразу необходимо начинать занятия. В случае развития заболевания с ребёнком следует заниматься логопеду и психологу. 

        Коррекция дисграфии у младших школьников осуществляется следующими способами:

        - проведение занятий для улучшения памяти;

        - увеличение словарного запаса; запоминание норм правописания;

        - письменные задания различного характера;

        - реабилитация в виде массажа, приёма успокоительных препаратов при необходимости.

        Этапы устранения дисграфии у школьников осуществляется в четыре шага:

        Диагностика. Здесь следует часто проводить различные диктанты для проверки существующего уровня грамматики. Полученные результаты нужно проанализировать и сделать первые выводы.

        Подготовка. Здесь уделяют внимание развитию памяти, мышления, а также мелкой моторики. Очень важно выявить понимание пространственных связей.

        Коррекция. С этого этапа начинается непосредственно коррекция существующих отклонений. Вся работа направлена на три аспекта: грамматический, лексический и фонетический. Цель – исправить нарушения, нормализовать процесс письма и чтения.

        Оценка. Завершающий шаг, на котором происходит проверка всех результатов.

        Модель слова. Это упражнение выглядит следующим образом: ребёнку дают картинку, на которой нарисован предмет и схема слова. Задача дошкольника заключается в том, что нужно назвать предмет, а затем произнести все звуки слова по порядку. Затем каждый звук соотнести с буквой и написать всё слово.

        Способ Эббигауза. Дошкольник получает лист со словами, в которых пропущены буквы. Ему необходимо вставить недостающие буквы и переписать все слово полностью.

        Анализ звуков и букв. Ребёнку дают картинку с изображением определённого предмета. Ему необходимо назвать эту вещь и написать слово. Затем поставить ударение, разделить по слогам и произнести их вслух. Каждый звук необходимо отделить и подчеркнуть соответствующим цветом. Затем нужно сравнить их количество с числом букв.

        Исправление погрешностей. Здесь каждый получает несколько слов с намеренно допущенными ошибками. Задача дошкольника – исправить это и переписать слова в правильном варианте.

Выбор канцелярских принадлежностей для дисграфиков

  • Массаж подушечек пальцев важен для правильной работы мозга                               при письме. Поэтому хорошо, если место "хватки" пишущего предмета (ручки или карандаша) покрыто ребрышками или пупырышками. Но еще лучше, если ребенку эту самую ручку удобно держать, тогда почерк скорее стабилизируется.
  • А для этого корпус должен быть трехгранным. Такие ручки и карандаши для дисграфиков с тройным сечением для опоры трех держащих пальцев. Есть трехгранные карандаши и фломастеры.
  • Девочки часто любят покупать ручки с разноцветной, блестящей и пр. пастой, благо писать ими (на уроках музыки, труда и т.д.) разрешают. Так пусть лучше достоинством ручки в глазах ребенка будет красивый, цветной, необычной формы корпус, чем цветной гель, от которого рябит в глазах и в тетради.
  • Гелевые ручки считаются наиболее подходящими для дисграфиков (чувствуется нажим).                                                                                                                                                    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика дисграфии у дошкольников с ЗПР

Предлагаю вашему вниманию методический материал для воспитателей "Профилактика дисграфии у дошкольников с ЗПР". В нем представлено описание операций процесса письма, которыми овлад...

Профилактика дисграфии у дошкольников с ОНР.

Последовательность работы по формированию фонематичеких процессов у дошкольников с ОНР, используемые игры....

Использование игровой технологии в системе профилактики дисграфии у дошкольников

В последнее время дисграфия стала довольно распространенной проблемой начальной школы. В письменных работах учащихся часто встречаются специфические ошибки, не похожие на ошибки грамматического характ...

Консультация по теме "Игры для профилактики дисграфии у дошкольников с ОНР"

Предложенные игры помогают сформироватьу детей зрительное, слуховое внимание, способствуют совершенствованию нпавыков звукового и слогового анализа....

Ранняя профилактика дисграфии

Необходимо постоянно следить за своевременностью приобретения ребенком соответствующих навыков. Все то, что должно быть в наличии в данном возрасте в норме, нужно всеми силами постараться обеспе...

Ранняя профилактика дисграфии как средство решения проблем формирования фонематических представлений у дошкольников

Дисграфия  - стойкое нарушение у ребенка процесса реализации письма на этапе школьного обучения, когда овладение техникой письма считается завершенным....

Ранняя профилактика дисграфии

Ранняя профилактика дисграфии...