Конспект родительского собрания «Особенности экологического воспитания детей в семье» в форме игры – путешествия.
классный час (старшая группа) на тему

Дамбаева Надежда Романовна

Цель: Обогащение родительских представлений об особенностях экологического воспитания  детей в семье. Повысить интерес родителей к экологическому образованию их детей и экологии в целом. Развить навык правильно оценивать свои поступки и поступки окружающих с точки зрения экологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_roditelskogo_sobraniya.docx35.25 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №89 «Журавлёнок» г.Улан-Удэ»

Конспект родительского собрания «Особенности экологического воспитания детей в семье» в форме игры – путешествия.

Выполнил:

воспитатель Дамбаева Н.Р.

Г.Улан-Удэ

Февраль 2017г

Цель: Обогащение родительских представлений об особенностях экологического воспитания  детей в семье. Повысить интерес родителей к экологическому образованию их детей и экологии в целом. Развить навык правильно оценивать свои поступки и поступки окружающих с точки зрения экологии.

Форма проведения : игра - путешествие

Участники: родители, воспитатель

Место проведения: игровая

План проведения:

- введение в проблему;

- создание проблемной ситуации;

- основная часть: игротека в форме путешествия на поезде по станциям;

- подведение итогов собрания;

_ решение родительского собрания;

- рефлексия:

Подготовительный этап.

- Сделать с детьми своими руками цветы из бросового материала.

- Подготовить памятку для родителей «Правила поведения в лесу».

-  Написать плакаты:

«Человек, который понимает природу, - благороднее, чище» (Л. Леонов)

«Надо иметь не только глаз, но и чувствовать природу. Надо слышать ее музыку и проникнуться ее тишиной» (И. Левитан)

«Есть такое твердое правило. Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету» (А. де Сент-Экзюпери, «Маленький принц»)

Ход собрания.

Вступительное слово: Добрый вечер, уважаемые родители! Спасибо Вам, что вы нашли время и пришли на родительское собрание.

Приглашаю Вас в круг для приветствия. Родители становятся в круг, берутся за руки и с помощью улыбки приветствуют друг друга всевозможными словами, но не повторяются. Вот мы все поздоровались. А теперь прошу Вас занять места.

     Ведущая роль в воспитании ребенка принадлежит семье, её жизненным укладам. Семья является источником, который питает человека с рождения, знакомит с окружающим, даёт первые знания и умения. Мы (педагоги) призываем вас к сотрудничеству, к взаимодействию. «Только вместе с родителями, общими усилиями, педагоги могут дать детям большое человеческое счастье». Счастье - это быть с природой, видеть ее, говорить с ней. Мы должны беречь это счастье и научить ему детей. Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить не потому, что делу - время, потехе - час, а, потому что, играя, ребёнок учится и познаёт жизнь.  А как мы любили прогулки! За то, что на улице мы могли прыгать, бегать, изучать содержимое луж, следить за тем, как тают льдинки в теплых руках, как кричат вороны… Одним словом мы, сами того не подозревая, играя, познавали мир во всей его красе, развивали и укрепляли физическое здоровье, наблюдали и делали выводы. Сегодня мы хотим поделиться своим опытом работы с детьми и поговорить об экологических играх, в которые мы играем в детском саду и в которые мы советуем играть дома. И проведём мы нашу встречу в форме игры – путешествия в страну Экологию.

Создание проблемной ситуации.

Звучит музыка и перед родителями появляется «Волшебный сундучок» с вопросами:

  1. Любит ли ваш ребенок природу? В чем это проявляется?
  2. Как вы думаете, почему одни дети любят природу, оберегают животных, а другие - нет?
  3. Часто ли вы бываете с ребенком на природе? Как проходят такие прогулки?
  4. Приходилось ли вам вместе с ребенком наблюдать природные явления, приметы, учить стихи о природе?
  5. Был ли у вашего ребенка хороший поступок по отношению к природе? Какой?
  6. Приходилось ли вам вместе с ребенком сажать деревья, заготавливать корм для зимующих птиц. Кормить их, собирать лекарственные травы?
  7. Что больше всего, по вашему мнению, помогает воспитанию сострадания, доброго отношения ко всему живому?

Выслушиваются и принимаются все ответы.

-Сейчас вы попали в затруднительную ситуацию. Такое бывает часто, когда человек утомлён, возбуждён, напуган или встречается с неизвестным объектом. Ребёнка с рождения окружает огромное количество предметов и явлений, которые обладают самыми разнообразными свойствами и качествами. Для того чтобы облегчить и ускорить процесс формирования представлений об окружающем мире, необходимо обучать ребёнка основным умственным действиям и правилам восприятия.

- Сегодня мы предлагаем пройти тот путь, который проходит ребёнок при столкновении с неизвестным, познакомиться с содержанием и приёмами, способствующими экологическому воспитанию детей, познакомиться с дидактическими играми, пособиями. И в итоге вы должны понять, как ответить на вопросы из «Волшебного сундучка» и собрать картинку. А так как вы родители маленьких детей, и все дети любят играть, то я вам предлагаю вспомнить детство и понять, как играя, дети должны усваивать экологические знания.

- Забудьте на время о том, что вы взрослые, станьте детьми и давайте поиграем. Вы этого хотите? Тогда мы отправляемся с вами в путешествие в страну Экология!

Звучит сказочная мелодия. Воспитатель надевает корону, накидку, берёт в руки волшебную палочку.

Вот я палочкой взмахну –

(действия выполняются по содержанию текста)

Загадаю чудо!

Всем родителям помогу

Доброй феей буду!

Палочка-чудесница,

Волшебная кудесница!

Поскорей встали в круг,

За руки все взялись вдруг.

Будем рядом стоять,

Глазки закрывать!

А теперь начнём вращаться,

В ребятишек превращаться!

Подарю вам ленточки,

(раздает резинки, заколки)

Подарю вам бантики!

Быстро наряжаемся

В поездку собираемся!

Паровоз давно вас ждет,

В страну Экологию повезёт!

Звучит песенка из м/ф «Паровозик из Ромашково», воспитатель надевает фуражку машиниста, родители становятся «паровозиком».

Солнышко светит,

Облака плывут,

Паровозик едет

Тук, тук, тук, тук, тук.

Тук, тук, тук колеса,

Мчится паровоз,

Он в страну Экологию

Всех детей привез!

Внимание! Наш поезд прибывает на станцию. Вы знаете как называется эта станция? Выходите из вагонов, садитесь поудобнее, будем отгадывать и выяснять. 

- Кто из лесных обитателей любит полакомиться муравьями и их личинками? (медведь, дятел)

- Какое яйцо самое прочное? (страуса – выдерживает вес 15 кг)

- Где у кузнечика уши? (на ногах)

- Какой вред приносят людям мухи и тараканы? (разносят инфекцию)

- Почему божью коровку не едят птицы? (она выделяет жидкость с неприятным запахом)

- Где строят гнездо шмели? (в норках, в трещинках)

- Опасное насекомое, переносчик малярии? (комар)

- Кто самый сильный на земле? (муравей: переносит тяжести в 10 раз больше своей массы)

- Кто самый прожорливый хищник планеты среди насекомых? (стрекоза – в день съедает пищи в несколько раз больше, чем весит сама)

- Какая птица питается насекомыми на лету? (ласточка)

- У всех насекомых шесть ног, а у этого восемь ног и еще восемь глаз? (паук)

Кто  объединяет все наши отгадки? (Насекомые) Жители станции «Насекомые» предлагают поиграть, но сначала необходимо размять наши пальчики и заставить их немного поработать.

Пальчиковая игра «Пальчики работают»

(Выполнять одновременно двумя руками)

Палец толстый и большой в сад за сливами пошел.

(Поднять большой палец, пошевелить им.)

Указательный с порога указал ему дорогу.

Средний палец самый меткий: он сбивает сливы с ветки.

(Выполнять щелчки большим и средним пальцами)

Безымянный поедает

(Поднести безымянный палец ко рту)

А мизинчик-господинчик в землю косточки сажает

(Постучать мизинцем по столу).

Игра с мячом «Я знаю…..»

Цель: Формировать умение называть несколько предметов объекта одного вида. Развивать умение объединять предметы по общему признаку.

Игровые действия: Дети становятся в круг, в центре – ведущий с мячом. Ведущий бросает мяч и называет класс объектов природы (Птицы, деревья, цветы, животные, растения, насекомые и т.д.) Ребёнок, поймавший мяч, перечисляет и возвращает мяч водящему. Второму ребёнку ведущий бросает мяч и говорит «Птицы» и т.д..

Спасибо жителям станции «Насекомые», что поиграли с нами, научили называть несколько предметов объекта одного вида и объединять предметы по общему признаку. (Получают кусочек картинки). А нам пора в путь, занимаем свои места. Звучит музыка, паровоз едет дальше.

Солнышко светит,

Облака плывут,

Паровозик едет

Тук, тук, тук, тук, тук.

Тук, тук, тук колеса,

Мчится паровоз,

На следующую станцию

Он детей привез.

Эта станция называется «Деревянная». Здесь нас встречают деревья и познакомят со своими листочками.

Игра «Птичка»

Цель: Различать деревья по листьям.

Игровые действия: Перед началом игры дети вспоминают различные деревья, сравнивают их по форме и величине листьев.

Дети должны перед игрой подобрать для себя фант – любую мелкую вещь, игрушку. Игроки усаживаются и выбирают собирателя фантов. Он садится в середину круга и остальным игрокам даёт названия деревьев (дуб, клён, липа и так далее) и дети берут и одевают веночек из листьев. Каждый должен запомнить своё название. Собиратель фантов говорит: «Прилетела птичка и села на дуб». Дуб должен ответить: «На дубу не была, улетела на ёлку». Ёлка называет другое дерево и так далее. Кто прозевает – отдаёт фант. В конце игры фанты выкупаются.

 - Деревья познакомили нас со своими листьями. Запомнили? (Получают второй кусочек картинки). А веселый паровоз нас опять зовёт в дорогу. Занимаем скорее места (звучит музыка), едем дальше!

Вагончики, вагончики,

По рельсам тарахтят,

Везут на станцию цветочную

Компанию ребят.

Чох-чох, чу-чу

Паровоз летит

Чох-чох, чу-чу

Паровоз гудит.

Ну вот и приехали. Станция называется «Цветочная». Здесь нас научат называть и различать цветы.

Подвижная игра «Цветы».

Цель: Называть и различать цветы.

Воспитывать любовь и умение любоваться их красотой.

Игровые действия:

Дети вспоминают садовые и лесные цветы, сравнивают их.

Каждый участник игры выбирает для себя эмблему цветка. У каждого ребёнка своя картинка. Одно и то же название не может быть у нескольких детей.

По жребию выбранный цветок, например, василёк, начинает игру.

Он называет какой-нибудь цветок, например мак или роза. Мак бежит, а василёк догоняет его. Когда маку грозит опасность быть пойманным, он называет какой-нибудь другой цветок, участвующий в игре. Убегает названный цветок.

Пойманный цветок меняет своё название и снова включается в игру. Побеждает тот, кто ни разу не был пойман.

Жители этой станции приготовили вам подарки. Дарят цветы сделанные руками их детей.  (Получают третий кусочек картинки). А паровоз снова зовёт нас в путь.

Вагончики, вагончики,

По рельсам тарахтят,

Везут на станцию зверушек

Компанию ребят.

Наш поезд прибыл на станцию «Домики». Здесь мы узнаем кто где живёт?

Игра «Кто где живёт?»

Цель: Определять место среды обитания животного, правильно определять место «дома» объекта.

Игровые действия:

У воспитателя картинки с изображениями животных, а у детей – с изображениями мест обитания различных животных (нора, дупло, берлога, река, гнездо и так далее).

Игра «Перелёт птиц»

Цель: Узнавать и называть зимующих и перелётных птиц.

Закреплять понятие «зимующие», «перелётные».

Игровые действия:

На столе разложены предметные картинки птиц. Каждый участник игры берёт картинку и «превращается» в определённую птицу. Ребёнок говорит: «Я – ворона!», «Я – воробей!», «Я – журавль!», «Я – кукушка!» и так далее. По сигналу ведущего: «Раз, два, три на своё место лети!», дети, у которых картинки с изображением зимующих птиц бегут к условному изображению (зимний пейзаж), другие дети, у которых картинки с изображением перелётных птиц, бегут к другому условному знаку (весенний пейзаж). Играть можно несколько раз, дети должны брать разные картинки.

Спасибо жителям станции «Домики». А нам снова в путь. (Получают четвёртый кусочек картинки)

Вагончики, вагончики,

По рельсам тарахтят,

Везут на станцию конечную

Компанию ребят.

Наш поезд прибыл на конечную станцию «Бережливую» и тут мы узнаем о том, как беречь природу.

Игра   «Как вести себя в природе?»

В лесу много тайн и секретов, но открывает он их только тем, кто приходит в лес добрым. Не забывайте об этом! Важно не только самому встать на защиту живой природы. Важно убедить в этом своих товарищей. Сейчас вы будете оценивать ситуации, что в них сделано не так.

Первая ситуация.

- Вот и кострище есть. Давайте разожжем здесь костер, - предложил Ваня.

Зачем здесь? Идем вон под то дерево, там уютнее, - возразили девочки. Мальчики выкопали под деревом ямку, землю откинули подальше, чтобы не мешала. (Костер желательно разводить на старом кострище, а под деревьями делать это категорически запрещается из –за опасности возникновения пожара).

 Вторая ситуация.

Ребята вырыли под кустом яму и сложили в нее весь мусор, который остался после их отдыха. Мусор надо уносить с собой, закапывать можно только остатки пищи. Помните! Брошенный клочок бумаги разлагается 2 года, консервная банка – не менее 70 лет. Оставленный вами полиэтиленовый пакет будет лежать несколько сот лет. А осколки банки или бутылки способны причинить вред даже через 2000 лет. А в солнечную погоду осколок стекла способен сыграть роль линзы и вызвать лесной пожар.

Игра «Директива» (это скрытое приказание, неправильно сформулированное родителями, за неисполнение которого ребенок не будет наказан явно, но будет наказан косвенно - собственным чувством вины перед родителем.)
Родители делятся на две команды. Раздаются карточки с высказываниями обеим командам. Одной командой зачитывается неверное высказывание, другая дает правильный ответ. Побеждает дружба.
Примеры высказываний:

1. «Не ломай, бесстыдник» - «Сынок береги дерево, ведь оно же нас радует день за днем».

2. « Ты опять потерял рукавицы? Где была твоя голова?» - « Малыш, мы обязательной найдем твои рукавицы. А давай посмотрим на детской площадке?»

3. «Куда бежишь как сумасшедший? Здесь же дорога!!» - «Пойдем медленнее. Дорога. Вспомним правила поведения на дороге».

4. «Глаза бы мои на тебя не глядели, опять весь мокрый недотепа.» - «Будь повнимательнее, в следующий раз - обходи лужу».

Молодцы,  и с этими заданиями справились. (Получают пятый кусочек картинки). Мы благодарны всем станциям, мы многому научились. Собирают по собранным кусочкам картину. С вашего позволения я опять стану феей, так как настало время вам превращаться во взрослых.

Звучит сказочная мелодия.

Вот я палочкой взмахну –

(действия выполняются по содержанию)

Загадаю чудо!

Всем ребятам помогу

Доброй феей буду!

Палочка-чудесница,

Волшебная кудесница!

Поскорей встали в круг,

За руки все взялись вдруг.

Будем рядом стоять,

Глазки закрывать!

А теперь начнём вращаться,

И во взрослых превращаться.

Играя, ребёнок учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать простые закономерности, принимать самостоятельные решения. У ребёнка появляется интерес к знаниям, усидчивость, самостоятельность. И теперь, я думаю, каждый родитель задумается прежде, чем ответить  на вопросы из «Волшебного сундучка». В заключении хотелось бы подчеркнуть, что фундамент особенностей экологического воспитания прежде всего залаживается в семье.  А это очень важная сторона общего экологического развития наших детей.

Подведение итогов собрания.

- Нам хотелось бы узнать ваше мнение о сегодняшнем мероприятии (воспитатель бросает мяч родителям и задаёт вопросы).

Решения родительского собрания.

1. Учитывая важную роль родителей в развитии интереса детей к дидактическим играм, направить усилия на решение следующей задачи: каждой семье организовать вечера дидактической игры, направленные на обогащение знаний детей об окружающем мире.

2. Объявить конкурс на лучшую экологическую игру (игрушку), сделанную своими руками, в которую бы дети с удовольствием играли. В конце года подвести его итоги и вручить призы победителям.

3. Принимать активное участие в жизни детского сада.

Заключительное слово.

Уважаемые родители!

Закончена игра! Она у нас

Рассчитана на один час,

Но экологическую игру, народ,

Играйте дома круглый год!

Пусть подготовленные нами памятки помогут вам в путешествии по стране Экология.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания на тему: «Воспитание детей с учётом их гендерных особенностей»

Представлено содержание работы по гендерному вочпитанию детей в детском  саду и в семье....

Конспект родительского собрания по экологическому воспитанию дошкольника

Объяснить родителям о важности экологического воспитания, рассказать как оно проходит в детском саду и как оно может при желании проходить в семье....

Конспект родительского собрания по экологическому воспитанию «Как прекрасен этот мир, посмотри… »

В этом году выбрала по самообразованию такую тему: «Формирование у младших дошкольников бережного отношения к природе и всему живому».Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, долж...

Конспект родительского собрания по экологическому воспитанию «Как прекрасен этот мир!»

Конспект родительского собрания с включением деловой игры....

план-конспект родительского собрания "Особенности гендерного воспитания мальчиков и девочек"

Тема: «Особенности гендерного воспитания мальчиков и девочек»Цель: ознакомление с полоролевыми вопросами в воспитании детей дошкольного возраста.Задачи:1.    Показать актуал...

Конспект родительского собрания по экологическому воспитанию «Как прекрасен этот мир, посмотри… »

Задачи: обсудить с родителями проблему формирования экологической культуры ребенка; обучить родителей навыкам организации различных форм деятельности с детьми по экологическому воспитанию дома; п...