Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа
консультация на тему

Ханеева Светлана Юльевна

 Консультация для родителей по вопросам духовно-нравственного воспитания дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duhovno-nravstvennoe_vospitanie.docx21.97 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание дошкольника на культурных традициях своего народа

«Никто не может стать сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живет народная душа. Как ни сложна, ни темна психология национальной связи, мы можем, однако, утверждать, что мы не можем созреть вне национальной культуры, которой мы должны проникнуться, чтобы присущие душе нашей силы могли получить развитие» 
В.В. Зеньковский. 

Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений – одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание к нему необходимо с дошкольного возраста.
 Духовно-нравственное воспитание ребенка необходимо формировать через приобщение к культурному наследию своего народа,
 где главной целью воспитания - является развитие нравственных качеств личности ребенка, его социализация в процессе организации педагогической работы с детьми. 
Реализация цели обеспечивается через группу взаимосвязанных задач:
воспитание любви к родному дому: семье, малой родине  Воронежскому краю и большой Родине – России;
формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию;
уважение к своей нации, понимание своих национальных особенностей;
формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей.
На каждом возрастном этапе развития дошкольника есть свой круг образов, эмоций, представлений, привычек, которые усваиваются им и становятся ему близкими и незаменимыми. В звуках и красках предстают перед ребенком первоначально мир родной семьи, затем родного детского сада. В старшем возрасте – мир родного  Воронежского края и, наконец, мир родной отчизны – России. Очень важно вырастить ребенка в мире национальной культуры, поскольку именно в народном творчестве сохранились черты и мышление нации. Погружая ребенка в национальный быт, мелодику речи, песен, мы создаем естественную среду для овладения языком народа, его народными традициями, укладом жизни, и, таким образом, формируем любовь к своей семье, к малой и большой Родине. 
Центральным звеном социализации является гуманистическое воспитание ребенка с опорой на общечеловеческие ценности, одними из которых являются: любовь к родителям и семье, к людям, которые сопровождают ребенка в первом социальном общественном институте – детском саду, к родному месту, где он вырос, и, безусловно, к Родине. В этот период начинают развиваться также чувства, черты характера, которые незримо связывают дошкольника со своим народом, что существенно влияет на его мировоззрение. По единому мнению русских и советских педагогов, именно музыкальный фольклор является совершенным средством музыкального воспитания детей. К.Д, Ушинский в своей педагогической системе взял за основу народное начало: «есть только одна для всех прирожденная наклонность, на которую может рассчитывать воспитание: это то, что мы называем народностью». Наиболее яркой сферой выражения народного идеала является фольклор, так как это «область духовной культуры человечества, которая, выражая мировоззрение народных масс, объективно представляет собой образно-художественное (осознанное или не осознанное ими в качестве такового) отражение действительности в свете эстетических идеалов самого народа» . 
Основной чертой фольклора, его достоинством является теснейшая связь с окружающей жизнью, причем во многих произведениях жизнь народа, его обычаи и традиции выступают настолько ярко, что по ним можно восстановить жизнь и быт отдельных времен и народов. Совершенство формы и яркость средств музыкальной выразительности – важные особенности фольклора, это естественно: произведения народного искусства отшлифовывались веками, отбрасывая ненужное и устаревшее, создавая новое, более совершенное.
Воспитание детей на материале русского народного фольклора вовсе не означает отрыва от общенациональной человеческой культуры.  Выдающиеся педагоги неоднократно отмечали, что воспитывать ребенка на основе русской национальной культуры – значит, приобщить его к общечеловеческой культуре, так как общечеловеческая культура – это собрание национальных достижений.

Большое воспитательное воздействие на детей оказывают и малые жанры фольклора. Так, колыбельные песни покоряют их нежностью, сказочностью, мелодичностью; прибаутки и небылицы обостряют внимание к окружающей действительности, к реальным отношениям предметов и явлений; заклички. приговорки, игровые припевы формируют поэтическое отношение к природе, к жизни; считалки, скороговорки помогают вырабатывать правильную речь. В сказках жизненная, правда, народа раскрывается в развернутом повествовании. Яркая наглядность художественных образов, совершенство не просто композиции, богатство языка сказок способствуют глубокому и устойчивому восприятию ребенком нравственных и эстетических идей народа, отразившихся в них, его представлений о добре и зле, о правде и несправедливости, о красоте человеческой. К.Д. Ушинский писал о сказках: «это первые и блестящие попытки русской народной педагогики…» . Сказки развивают личность, ребенка, они пробуждают его фантазию, учат мечтать и добиваться осуществления настоящей, большой мечты. Ведь в народных сказках – предчувствие социального и технического прогресса, мечта о нем.
Большое воспитательное значение произведений устного народного творчества отмечали А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинский.
«Хорошо рассказанная сказка – это уже начало культурного воспитания», писал А.С. Макаренко. 
Конечно же, лучшими сказками для малышей всегда будут сказки о животных. в русском сказочном богатстве этих сказок очень много, и они очень хороши. Точно так же и у других народов имеется богатейший запас сказок. По мере роста ребенка следует переходить к сказкам о человеческих отношениях.
По мнению В.А. Сухомлинского, «сказка, игра фантазии – животворный источник детского мышления, благоприятных чувств и стремлений.  Эстетическое, духовно – нравственное и интеллектуальные чувства, рождающиеся в душе ребенка под впечатлением сказочных образов, активируют поток мысли, который побуждает к активной деятельности мозг, связывает полнокровными нитями живые островки мышления. Через сказочные образы в сознание детей входит слово с его тончайшими оттенками; оно становится сферой духовной жизни ребенка, средством выражения мыслей и чувств – живой реальностью мышления. Под влиянием чувств, пробуждаемых сказочными образами, ребенок учится мыслить, словами. Дети находят глубокое удовлетворение в том, что мысль живет в мире сказочных образов. Пять, десять раз ребенок может пересказывать одну и ту же сказку, и каждый раз открывает в ней что-то новое. В сказочных образах – первый шаг от яркого, живого, конкретного к абстрактному… 
Особую роль в приобщении ребенка к народной культуре играют народные праздники как средство выражения национального характера, яркая форма отдыха взрослых и детей, объединенных совместными действиями, общими переживанием. 
Оптимальным для духовно-нравственного воспитания в детском саду является проведение сезонных музыкально-игровых праздников, развлечений, досугов и посиделок.
Праздники в детском саду и семье начинаются с осени. Детям предлагаются праздничные развлечения, сюрпризы. Это время адаптации ребенка к новым условиям после летнего отдыха. Первым таким праздником является – «Прощай лето, здравствуй Осень». С октября начинаются народные календарные праздники. Педагоги помогают ребенку установить их связь с временем года, сезонным трудом и отдыхом человека.
Осенние праздники и развлечения - «Ярмарка», «Осенины», « День национального единства», «Моя родина – Россия».  Самым любимым и запоминающимся является масляная неделя и сам праздник «Масленица».  Всю неделю идет подготовка, детям на занятиях рассказываются о традициях и обрядах народа, разучиваются масленичные песни, проводятся народные подвижные игры.

Также детям нравятся такие зимние праздники и развлечения – « Прощание с елкой», «Рождество», «Святки», «День рожденье домовенка Кузи», «Зимние посиделки у огонька», «Наша слава -Русская держава», «Защитники Отечества». Вспомним слова великого русского педагога К.Д. Ушинского, который говорил: что воспитание, лишенное народных корней, - бессильно. 
Характерной особенностью работы по формированию духовно-нравственного отношения к культурному наследию и чувства сопричастности ему является приобщение детей к крестьянской культуре и быту.  Народное искусство входит в жизнь современного ребенка вместе с народной песней, сказкой, былиной, поэтому оно так близко ему понятно Эстетическое воспитание детей основывается на интеграции различных видов искусства и художественно-творческой деятельности.
Богатство и глубина содержания, многообразие средств изображения произведений искусства обладают большей воспитательной силой. Они возбуждают творческое воображение, сильно воздействуют на чувства детей.
 Самой первой и наиболее важной ступенькой для вхождения маленького человека в мир духовно-нравственной культуры является, прежде всего, семья, где складываются свои обычаи и традиции. Именно родители закладывают основы мировоззрения ребенка, морали, эстетических вкусов. 

Практика показала, какое важное значение имеет осознанное восприятие для нравственного отношения детей к культурному наследию своего народа. Сначала интерес и любование, затем – бережное отношение к тому, что их окружает.