Круглый стол для родителей "Значение ритуалов в жизни ребенка"
консультация (младшая группа) на тему

Ритуалы в жизни ребенка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Круглый стол « Значение ритуалов в жизни детей раннего возраста» для родителей детей ГКП «Адаптационная» (1-2 года).

План мероприятия:

1.Значение ритма в жизни ребенка.

2. Колыбельная как ритуал отхождения ко сну. Обсуждение с родителями вариантов ритуала отхождения ребенка ко сну.

3.Выводы.

1.Значение ритма для развития ребенка часто недооценивается. Многие последующие проблемы связаны с нарушением ритма на первом году жизни ребенка. Ритм, в частности, проявляется в режиме, когда в определенное время младенца кормят, пеленают, укладывают спать. Тогда ощущение времени ритмизируется. К сожалению, нередко ребенка кормят насильно, когда он кричит или когда у мамы для этого есть время. Считается, что особенно багоприятно для психического развития младенца осуществлять кормление с определенным ритмом. Тогда ребенок знает, что мама обязательно придет и покормит его. Это создает ощущение спокойствия и надежности, что развивает чувство времени. Раньше ритм поддерживали и религиозные ритуалы, совместные молитвы, праздники, традиции. В современном мире большинство традиционных ритуалов в основном утрачено. В результате современные дети не получают необходимого ритма в жизни. Сейчас становится все больше гиперактивных детей. Для того, чтобы сформировать у детей чувство ритма, необходимо возвращение части ритуалов. Для детей принципиально важно, чтобы заведенная традиция семейной трапезы, отхождения ко сну, пробуждения и т.п. не нарушалась ни при каких условиях . Нарушение, любая погрешность в заведенной последовательности ведет к невротизации ребенка, ухудшению самочувствия, аппетита, капризности. Ритм для ребенка- основа стабильности, прочности мира вокруг.

В нашей группе существуют свои ритуалы, подкрепленные попевками: «с улицы придя домой, первым делом ручки мой», «тили-бом-тили-бом, все игрушки соберем», «льется чистая водица, не пора ли всем умыться», песенка «чайничек с крышечкой» и др. Это способствует пониманию ребенком ситуации и выбору правильного действия в ней.

2. Хотелось бы поговорить о ритуале, понятном и используемом каждым- ритуале отхождения ребенка ко сну. Первой встретить ребёнка в этом мире призвана колыбельная песня – удивительный дар прошлого. Созданная в далёких веках, передаваясь из поколение в поколение, она дошла и до нашего времени… Древние ведь не зря говорили, что воспитание человека начинается с колыбельных песен. Ребёнок ещё не родился, но уже живёт. Колыбельные песни есть практически у всех народов мира. В некоторых культурах было принято, чтобы мать сразу после рождения сочиняла ребёнку особую, «личную», песню, которая бы сопровождала его всю жизнь. Будучи одними из самых древних по происхождению форм фольклора, «оканья», «баюшки», «баюкальные песни» или просто «байки» оказываются первыми музыкальными впечатлениями младенца.Что главное для ребёнка, только что пришедшего в этот мир? Любовь, состояние радости и доверия к миру, к окружающим людям – вот тот фон, который питает его зарождающуюся душу. «Не от еды дитя растёт, а от радости», – гласит народная пословица. Вся обстановка, атмосфера, окружающая ребёнка с первых дней и месяцев жизни, была пропитана поэзией любви и заботы, нашедшей своё отражение в таких формах как колыбельные песни, пестушки, потешки. Период младенчества – наиболее важный в развитии человека. В народе от века до века жило представление: то, что ребёнок «впитал с молоком матери», т. е. воспринял в самом раннем возрасте, останется с ним на всю жизнь и внесёт неповторимые штрихи в его индивидуальность.Учёные установили, что на первом месяце жизни музыка, как особый гармонический звуковой ряд, оказывает успокаивающее воздействие на малыша. Это и неудивительно, ибо, как показывают результаты исследований, ребёнок начинает воспринимать ритмическую мелодику ещё в плодный период своего развития. Колыбельная песня была предназначена не только для того, чтобы успокоить дитя и мягко ввести его в состояние сна, – она была и исходной формой приобщения ребёнка к миру окружающих его людей. Значение колыбельной не ограничивается её ролью как «снотворного» средства.Ежедневно и многократно повторяющиеся звуковые ряды колыбельных песен предопределяли возможность максимального восприятия младенцем слов, что вело к освоению им языковой культуры. Вместе с тем в колыбельной отражался и мир матери – её чувства, переживания, мечты о будущем своего ребёнка. Через колыбельную песню матери ребёнок знакомился с окружающим миром. Ведь образы колыбельных песен – он сам, мать, отец, бабушка, дедушка, котик, гули (голуби), домашние животные, колыбелька, одеяльце, хлеб, молоко, рожок и пр. Давно замечено, что малыш, которому поют колыбельные песни, раньше начинает «гукать», а следовательно, и упражнять свои голосовые связки. Пение будущей мамы способствует улучшению её психического состояния и эмоциональной стабильности.Колыбельные – первые уроки родного языка для ребёнка. Песни помогают малышу запоминать слова, их значения, порядок слов в предложении. Чтение ребёнку поэзии оказывает такой же эффект. Постепенно привыкая к повторяющимся интонациям, ребёнок начинает различать отдельные слова, что помогает ему овладеть речью, понимать её содержание. Колыбельные песни снимают тревожность, возбуждение, действуют на ребёнка успокаивающе. Этому способствуют плавная мелодия, ритмическое сочетание слова и движения (лёгкое покачивание, но не тряска). Дети, которым поют в детстве песни, вырастают более нежными, добрыми. От того, какие песни пела ребёнку мать и пела ли она их вообще, зависит характер маленького человека, его физическое здоровье, степень развития. Слушая колыбельные песни, малыш защищает свою психику от стрессов и эмоциональной неустойчивости.

Кроме того, последние исследования показали, что с помощью певучих колыбельных у ребёнка постепенно формируется фонетическая карта языка, он лучше воспринимает и запоминает эмоционально окрашенные слова и фразы, а значит, раньше начнёт разговаривать. Через колыбельную у ребёнка формируется потребность в художественном слове, музыке.Со временем значение колыбельной меняется. Для годовалого ребёночка она становится важной частью вечернего ритуала. Её черёд наступает после купания и кормления. В этом возрасте нежная песня нужна малышу даже больше, чем сказка. Ему легче воспринимать мелодичные истории. Малыш ещё не знает языка, не понимает слов, но, слушая колыбельную, он успокаивается, затихает, засыпает.В колыбельных песнях утверждается высшая ценность занимаемого ребёнком места, потому что для полноценного психического развития ребёнку важно утвердиться в том, что место, занимаемое его «я» в этом мире, – самое хорошее, моя мама – самая лучшая, а дом – самый родной.

Обсуждение с родителями вариантов отхождения ребенка ко сну.

3. Выводы:

1) Ритуалы занимают важное место в жизни детей раннего возраста. Необходимо заводить и поддерживать простые ритуалы :пробуждения, отхождения ко сну, трапезы, уборки игрушек и.т.п.

2) Знакомить родителей с колыбельными. Принести в группу тексты любимых колыбельных, книги с колыбельными песнями, аудиозаписи полюбившихся композиций , что будет способствовать обмену опытом между родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Круглый стол для родителей "Здоровый образ жизни семьи - залог успешного воспитания ребёнка."

Реализация здоровьесберегающих  технологий в педагогическую практику.     Приобщение к сотрудничеству детей и родителей с воспитателем по физической культуре....

Круглый стол для родителей "Здоровый образ жизни формируется в семье"

Поможет воспитателям создать единое воспитательно-образовательное пространство на основе доверительных отношений с родителями; грамотней спланировать подготовку к такому мероприятию как круглый стол с...

Методичесая разработка круглого стола «Семейная пропаганда здорового образа жизни - как главное условие сохранения и укрепления здоровья дошкольников»

С каждым годом возрастает актуальность вопросов, связанных со здоровьем  подрастающего  поколения. Особую обеспокоенность  вызывают дети  дошкольного возраста.Как  известно, р...

Круглый стол для родителей «Здоровый образ жизни формируется в семье»

Круглый стол для родителей «Здоровый образ жизни формируется в семье» организовала воспитатель средней группы Габдрашитова Ф.З.  Медсестра Угарова С.В. рассказала родителям  о правильном пит...

"Круглый стол" с родителями на тему : "Жизнь ребенка в детском саду: два взгляда"

Данный опыт поможет организовать работу педагога с родителями в нетрадиционной форме, в виде "Круглого стола"....

Круглый стол для родителей"Здоровый образ жизни-залог здоровья наших детей"

Круглый стол для родителей «Здоровый образ жизни – залог здоровья наших детей» Цель: показать необходимость соблюдения здорового образа жизни в семье. Задачи: -выяснить, какую роль играют родител...

круглый стол для родителей "Здоровый образ жизни семьи — залог успешного воспитания ребенка"

Задачи:Пропагандировать здоровый образ жизни.Приобщать к сотрудничеству детей и родителей.Осознать необходимость заботиться о здоровье своих детей....