"Нервный ребенок"
консультация на тему

Сулейманова Елена Владимировна

Нервный ребенок, детская нервность – понятия скорее бытовые, чем медицинские, причем понятия очень не конкретные. Под детской нервностью  порой подразумевают и обыкновенную педагогическую запущенность, и непатологические, хотя и резко выраженные особенности характера, и самые различные нервно-психические заболевания.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 10_nervnyy_rebenok.docx61.58 КБ

Предварительный просмотр:

                  Прочтите, это интересно!

Нервный ребенок

Нервный ребенок, детская нервность – понятия скорее бытовые, чем медицинские, причем понятия очень не конкретные. Под детской нервностью  порой подразумевают и обыкновенную педагогическую запущенность, и непатологические, хотя и резко выраженные особенности характера, и самые различные нервно-психические заболевания.

Попытаемся конкретизировать  это выражение. Под детской нервностью будем иметь в виду только невротические состояния, или неврозы.

Неврозы – большая группа заболеваний, объединяемых довольно-таки условно. Это различные формы расстройств, преимущественно затрагивающих высшую нервную деятельность.

Одна из главных причин невроза – чрезмерное по силе и длительности напряжение нервной системы, переутомление.

Не малую роль в развитии неврозов играют различные психотравмирующие факторы: неблагополучие в семье, тяжелая болезнь кого-либо из близких, непонимание и грубость со стороны окружающих. Поэтому следует говорить, с одной стороны, о необходимости вырабатывать в себе с самого раннего возраста умение подавлять отрицательные эмоции, воспитывать самоконтроль, терпимость к людям, а с другой  - об огромной важности развития таких качеств, как чуткость, такт, внимание, благожелательность, доброта.

Если бы мы изобразили в виде графика процесс становления нервной системы ребенка, нам не удалось бы получить непрерывную, плавно поднимающуюся кривую. Созревание организма протекает отнюдь не равномерно. Периоды медленного поступательного развития чередуются с резкими «скачками», для которых характерны значительные изменения в поведении ребенка – результат определенной перестройки, происходящей в организме.

Особая интенсивность этих изменений свойственна трем возрастным периодам: 3-5 лет, 7-9 лет, 12-15 лет. Эти периоды не без основания называются критическими.

Коснемся вопросов о функционировании нервной системы с учетом особенностей, характерных для детского возраста.

Работа головного мозга представляет собой сложное соотношение двух нервных процессов – возбуждения и торможения. Способность к наиболее эффективному использованию торможения не дана от рождения и возникает у ребенка не сразу. Она совершенствуется в течение жизни и постоянного взаимодействия с окружающей средой. Но «овладение» тормозным процессом происходит у детей довольно медленно. На протяжении всего дошкольного периода возбуждение существенно превалирует над торможением.

С приходом в детский сад жизнь ребенка изменяется внешне и внутренне. Появляются какие-то обязанности и задания, повышается уровень требований, расширяется круг друзей, усложняются взаимоотношения с коллективом. Одни легко и быстро осваиваются в новой обстановке, без труда переносят смену привычного стереотипа. Другие воспринимают изменения, наступившие в их жизни, резко обостренно. Это происходит с малышами, нервно-психическая сфера которых слишком хрупка и ранима. Предъявляемые к ребенку требования оказываются сверхсильным раздражителем. Вот тут-то и может возникнуть «срыв».

Еще одним провоцирующим «срыв» фактором являются родители, которые стремятся следовать распространившейся сейчас моде обучать своих сына или дочь, помимо программы детского сада, еще и музыке, и иностранному языку, танцам, причем часто без учета интересов и склонностей ребенка, а главное – без учета его возможности справиться без потерь для здоровья с этим большим объемом новых дел и заданий.

 Для принятия правильного решения в данном случае родителям необходимо взвесить все «за» и «против». Им нужно точно знать, под силу ли ребенку эта дополнительная нагрузка.

В детском саду ребенка готовят к школе, именно здесь он получает первые навыки счета, чтения, письма. Можно представить, с каким волнением и ответственностью прикасается он к новым для себя понятиям, как радуется и одновременно смущается  от первых своих удач на этом пути, как всерьез расстраивается и переживает оплошности и ошибки. И как необходим в этих случаях тонкий педагогический подход к ребенку, знание его психологии! Ведь любой окрик, неосторожное слово и даже просто насмешливый тон могут вывести его из состояния внутренней сосредоточенности. Малыш все свое внимание и все свои усилия направляет на  выполнение задания. Его организм, в частности головной мозг, в этот момент предельно мобилизованы, все нервные процессы подчинены решению важной для него задачи. Резкое переключение его внимания на другой объект, перевод в иной, если так можно сказать, рабочий ритм собьет, разрушит эту сосредоточенность, нацеленность на определенное действие и может вызвать невротические расстройства, проявляющиеся чаще всего в страхах. А страхи отрицательно действуют на формирование характера, угнетают детскую личность, подавляют ее активность, инициативу, делают ребенка беспомощным. Связанное с переживанием страха постоянное чувство угнетенности и застенчивости способствует возникновению «срыва».

Вследствие вышеупомянутых «срывов» в дошкольном возрасте могут развиваться такие невротические проявления:

  • истерические реакции характеризуются повышенной возбудимостью, частой сменой настроения, склонностью к чрезмерному фантазированию и вымыслам, резко выраженными симпатиями и антипатиями. Такие дети крайне требовательны, все им быстро надоедает. Если взрослые отказываются выполнить то или иное желание ребенка, он упорно настаивает на своем, кричит, падает на пол, бьет ногами;
  • невроз навязчивых состояний (представления, воспоминания, страхи, действия) – это либо неотступные мысли о грозящей опасности, боязнь заражения, либо постукивание рукой или ногой, подпрыгивание несколько раз на одном месте, бесконечное мытье рук, повторение каких-либо звуков и т.п. Навязчивые действия представляют своего рода защитный акт, с помощью которого ребенок снимает внутреннее напряжение, возникшее в связи с той или иной навязчивой мыслью;
  • тики – повторяющиеся движения рукой, моргание, подергивание головой или плечами. В некоторых случаях эти движения вначале являются целесообразными: ненужные, периодически создает неудобство слишком тугой воротник, маленькая шапка, мешают длинные волосы и т.п. Эти двигательные акты закрепляются и превращаются в привычку;
  • длительное и стойкое состояние страха может возникнуть под влиянием испуга, при неожиданной перемени привычной обстановки, неурядицах и ссорах в семье.

Что должны предпринять  родители при возникновении  у ребенка тех или иных невротических проявлений?

  1. Прежде всего необходима консультация специалистов.
  2. Предпринимать различные меры общеукрепляющего характера: рациональное распределение времени работы и отдыха, время приема пищи и рацион, регулярные прогулки на свежем воздухе, режим. Все это способствует более экономной и продуктивной затрате дошкольником нервной энергии.
  3. Избегать излишней требовательности и суровости в отношении с ребенком. Известно, что в тех семьях, где царит ровное, спокойное настроение, где установлены близкие, дружеские отношения, дети развиваются и физически, и психически гораздо лучше.
  4. Родителям и педагогам надо постоянно помнить, что их отношение к детям должно быть всегда ровным и твердым. На ребенка очень плохо влияет любое проявление непоследовательность в действиях старших. Если Вы что-то запрещаете ребенку, объясните ему причину. Тон при этом дорлжен быть спокойным, ни в коем случае недопустимы окрики, оскарбления.

Многие родители ошибочно полагают, что необходимая строгость в воспитании достигается применением наказаний. Уверяем Вас, что строгость заключается отнюдь не в наказаниях, а в стойкости требований, в твердом, спокойном тоне разговора, в терпении, в отсутствии торопливости!

С ув. педагог-психолог

Елена Владимировна

Источник: статья «Нервный ребенок» - Дошкольное Воспитание №5, 1989 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карта обследования нервно-психического развития ребенка младшего дошкольного возраста (3 – 4 года)

Карта обследования нервно-психического развития ребенка младшего дошкольного возраста (3 – 4 года)...

Особенности высшей нервной деятельности ребенка

При воспитании детей необходимо учитывать не только возрастные, но и многочисленные индивидуальные особенности их высшей нервной деятельности. Воспитание может оказать большое влияние на эти индивидуа...

Карта нервно-психического развития ребенка.

Карта нервно-психического развития ребенка.   Ф.И.О. ребенка:__________________________________________________________ Дата рождения:__________________________________________________________...

Нервный ребенок

Нервный ребенок, детская нервность-понятия очень неконкретные....

" Нервный ребенок"

Консультация для родителей...

"Нервный ребенок"

Очень часто мы считаем нервозность своего чада обычным капризнымповедением. На самом деле, нервозность и неуправляемость ребенка можеттребовать даже помощи врача, ведь малыш не всегда может сам справл...