Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук.
консультация (подготовительная группа) на тему


Консультация для родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры и упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук.

Консультация для родителей.

Известно, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени формирования тонких движений пальцев рук.

Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие в пределах нормы, развитие движений пальцев отстает – задерживается и развитие речи.

Учеными-физиологами доказано, что тренировка пальцев через определенные зоны в коре головного мозга положительно влияет на подвижность органов артикуляции, от чего произношение ребенка становится более четким и правильным.

Следовательно, работа по тренировке тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка.

Рисование – радостный, вдохновенный труд, к которому ребенка не надо принуждать. Можно рисовать кисточкой, пальцами. Такое оригинальное рисование (пальцами) расковывает творческие возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение.

Пальчиковый бассейн – в коробке насыпана крупа (горох, рис, греча). Ребенок ищет пальчиками в бассейне какой-либо предмет. Проведение пальчиковой гимнастики в таком бассейне способствует активизации двигательной кинестезии, праксиса позы, улучшает динамический праксис.

Щетка «ежик» - с помощью многочисленных точечных раздражителей мышцы руки получают достаточно сильные и точечные кинестезии. Можно использовать щетку для волос. Сопровождать стихотворным текстом:

У сосны, у пихты, елки

Очень колкие иголки.

Но еще сильней, чем ельник,

Вас уколет можжевельник.

Пальчиковая гимнастика – позволяет установить тесную связь между речевой функцией и общей двигательной системой. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности, монотонности речи, соблюдению речевых пауз, учит управлять дыханием, формированию правильного произношения, подключение к работе тактильных ощущений улучшит и ускорит запоминание стихотворного текста.

Шнуровки, застежки, кнопки, молнии – в быту мы часто сталкиваемся с этими предметами. Руки ребенка не настолько развиты, чтобы с легкостью манипулировать ими. Тренироваться можно везде и на всем.

Массаж – самомассаж – растирание ладоней, каждого пальца отдельно, катание между пальцами карандаша-шестигранника, грецкого ореха.

Игры с крупой – крупу можно сортировать, посыпать крупой, рисовать крупой и на крупе дорожки, следы, узоры.

Игра «Собери бусы» нанизывание бусин на леску по заданной схеме. Бусы можно изготовить из макарон. Можно использовать пуговицы.

Спички, палочки, пуговицы – можно выкладывать различные рисунки, начиная с геометрических фигур и постепенно усложняя.

Баночки, тюбики – можно насыпать крупу, переливать воду, откручивать и закручивать крышечки, подбирая их по цвету и размеру.

Графические упражнения – работа на листке в клетку, штриховка, обводка.

Работа с бумагой – разрывать, разглаживать, мять, резать…

Игры с тканью – выбирать на ощупь с закрытыми глазами аналог образцу, переплетенье, комканье куска ткани кулак.

Конструктор – «Танграм», «Волшебный круг» и т.д.

Шнурки – завязывание и развязывание узелков, перебирание узелков, бантиков, называя дни недели, месяцы. Плетение косичек.

Игры с прищепками – прикреплять, снимать, вешать белье на веревку, строить различные фигуры из прищепок.

Лепка из пластилина, теста – отрывание, катание, сжимание, размазывание.

Игры с водой – наливать, переливать, брызгать. Капать воду из пипетки.

Рыболов – по заданию выловить удочкой нужных рыбок.

Игры с проволокой – выгибание различных фигур.

Работа с наждачной бумагой – узнать на ощупь какой-либо контур.

Игра «Винтики-болтики» - закручивание и откручивание гаек.

Теневой театр.

Игры с песком.

В условиях дет/сада работу надо начинать с простых упражнений в течение 1-3 мин на фронтальных занятиях в форме физкультминуток, а также во время прогулок, игр, в другие режимные моменты. По мере усвоения ребенком того или иного упражнения темп его выполнения постепенно убыстряется. Одновременно продолжается работа над четкостью, легкостью, плавностью, ритмичностью.

В результате этой работы у детей лучше развиваются память, внимание, другие психические процессы, тесно связанные с речью. Специальная работа по формированию мелкой моторики рук способствует также усвоению навыков письма.

Все пальчиковые игры проводятся 3 способами:

  1. взрослый сам выполняет движения – ребенок смотрит;
  2. взрослый выполняет движение руками ребенка;
  3. ребенок выполняет движение своими руками.

Примеры пальчиковых игр.

Сорока

Сорока, сорока,

(Указательным пальцем правой руки дети водят по ладони левой.)

Где была? Далеко?

Кашу варила,

Деток кормила:

Этому дала,

(Сгибают поочередно каждый палец, кроме мизинца.)

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала:

(Стучат указательным пальцем по мизинцу в ритме потешки.)

Ты дров не рубил,

Ты воды не носил,

Ты печь не топил,

Ничего не получил.

Сорока, сорока, сорока-белобока

(Указательным пальцем правой руки дети водят по ладони левой.)

Кашу варила, на порог скакала,

Гостей созывала.

Гости на двор – кашу на стол.

Этому на тарелочке,

(Сгибают поочередно каждый палец, кроме мизинца.)

Этому на блюдечке,

Этому в чашечке,

Этому в мисочке,

А этому не дала:

(Стучат указательным пальцем по мизинцу в ритме потешки.)

Ты дров не рубил,

Ты воды не носил,

Ты печь не топил,

Ничего не получил.

Коза

Идет коза рогатая,

(Правой рукой дети изображают рога, вытянув вперед указательный палец и мизинец.)

Идет коза бодатая,

Ножками – топ-топ!

(Кончиками пальцев обеих рук ударяют по столу или коленям.)

Глазками - хлоп-хлоп!

Кто каши не ест,

Молока не пьет,

(Хлопают в ладоши.)

Того коза забодает, забодает.

Ладушки.

Ладушки, ладушки

(Взрослый берет руки ребенка, хлопает ими в ладоши в такт, а на предпоследние слова руки разводит и быстро поднимает на голову ребенка.)

Где были? У бабушки.

Что ели – кашку, что пили – бражку,

Бражка сладенька,

Кашка масленька,

Бабушка добренька.

Попили, поели,

Шшшшу – полетели, полетели,

На головку сели.

Оладушки.

Бабушка, бабушка

(Сгибают поочередно пальцы на обеих руках.)

Испекла оладушки.

Один Машеньке,

Один Коленьке…

(Перечисляют всех детей.)

Капуста

Мы капусту рубим, рубим,

(Дети двигают прямыми ладонями вверх-вниз.)

Мы капусту солим, солим,

(Имитируют посыпание солью.)

Мы морковку трем, трем.

(Потирают кулак о кулак.)

Мы капусту жмем, жмем.

(Сжимают и разжимают кулаки.)

Потом в бочку кладем.

(Имитируют движения.)

Стирка.

Буду маме помогать,

(Потирают кулак о кулак.)

Буду сам белье стирать:

Мылом мылю я носки,

(Водят кулаком по ладони.)

Крепко трутся кулачки,

(Потирают кулак о кулак.)

Сполосну носки я ловко

(Двигают кистями рук вправо-влево.)

И повешу на веревку.

(Поднимают руки вверх, кисти сгибают.)

Вышли пальчики гулять

Раз, два, три, четыре, пять –

(Разгибают поочередно пальцы из кулаков.)

Вышли пальчики гулять.

(Хаотично шевелят пальцами.)

Раз, два, три, четыре, пять –

(Сгибают поочередно пальцы в кулаки начиная с мизинца.)

В домик спрятались опять.

(Ударяют кулаками по столу или коленям.)

Моя семья

(Сгибают поочередно пальцы, начиная с большого.)

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья!

(Хлопают в ладоши.)

Прятки.

(Дети ритмично сгибают и разгибают пальцы. Поочередно сгибают каждый палец на обеих руках.)

И головки убирали.

Вот так, вот так,

И головки убирали.

Этот пальчик

Этот пальчик хочет спать, 

(Сгибают поочередно пальцы начиная с мизинца.)

Этот пальчик – прыг в кровать.

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

(Поднимают большой палец вертикально.)

Тише, тише, не шуми,

Братиков не разбуди!

(Хаотично шевелят пальцами.)

Встали пальчики. Ура!

В детский сад идти пора!

В гости

В гости к пальчику большому

(Сжимают пальцы в кулак. Поднимают большой палец вверх, начиная с указательного пальчика отгибают по одному.)

Приходили прямо к дому

Указательный и средний,

Безымянный и последний,

Сам мизинчик-малышок

(Пальцы сжимают в кулак, стучат кулак о кулак.)

Постучался на порог.

Вместе пальчики – друзья,

Друг без друга им нельзя!

Дружные пальчики

Этот пальчик маленький,

(Сжимают пальцы в кулак, медленно разгибают по одному, начиная с большого.)

Мизинчик удаленький.

Безымянный – кольцо носит,

Никогда его не бросит.

Ну а это – средний, длинный,

Он как раз по середине.

Этот – указательный,

Пальчик замечательный.

Большой палец, хоть не длинный,

Среди братьев самый сильный.

(Сжимают пальцы в кулак, но большой кладут сверху.)

Пальчики не ссорятся,

Вместе дело спорится.

Пять маленьких братьев

(Дети выполняют движения пальцами согласно тексту.)

Пять пальцев на руке своей

Назвать по имени сумей.

Первый палец – боковой –

Называется большой.

Палец второй – указчик старательный,

Не зря называют его указательным.

Третий твой палец – как раз посредине,

Поэтому средний дано ему имя.

Палец четвертый зовут безымянный,

Неповторимый он и упрямый.

Совсем как в семье, братец

Младший – любимец,

По счету он пятый.

Зовется мизинец.

Замок

На дверях висит замок.

(Сжимают пальцы в «замочек».)

Кто его открыть не смог?

(Пожимают плечами.)

Мы замочек потянули,

(Тянут в стороны сцепленные кисти.)

Мы замочек покрутили,

(Крутят сцепленные кисти.)

Мы замочком постучали и открыли!

(Разводят кисти в стороны.)

Пальцы дружная – семья

Пальцы дружная – семья

Друг без друга им нельзя.

(Ритмично сжимают и разжимают кулаки.)

Вот – большой, а это средний, Безымянный и последний,

Наш мизинчик – малышок.

(Поочередно поднимают пальцы обеих рук вверх.)

Указательный забыли!

Чтобы пальцы дружно жили,

Будем их соединять

И движенья выполнять.

(Каждый палец руки поочередно соединяют с большим пальцем.)

Играем пальцами

Мы рога козы покажем,

(Дети вытягивают вперед указательный палец и мизинец. Поднимают «рога» к голове.)

И рога оленя даже.

(Широко раздвигают пальцы обеих рук, скрещивают ладони и поднимают «ветвистые рога» к голове.)

И про зайку не забудем,

(Дети выдвигают вперед указательный палец и средний. Поднимают «уши» к голове и шевелят ими.)

Ушками водить мы будем.

Чтобы четко говорить,

Надо с пальцами дружить!

(Каждый палец руки поочередно соединяют с большим пальцем.)

За грибами

Раз, два, три, четыре, пять –

Мы идем грибы искать.

(Сгибают поочередно пальцы начиная с мизинца.)

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик все съел,

Оттого и потолстел.

Гномы

Жили-были в домике

(Ритмично сжимают и разжимают кулаки.)

Маленькие гномики:

(Загибают пальцы на каждое имя гнома.)

Тики, Ники, Лики, Чики, Мики.

Стали гномики стирать.

Тики – рубашки,

Ники – платочки,

Лики – пижамку,

Чики – панамку,

Мики умница был,

Всем водичку носил.

(Потирают кулак о кулак.)

Пальчик-мальчик

Пальчик-мальчик, где ты был?

(Показывают большие пальцы на обеих руках.)

С этим братцем в лес ходил,

(Каждый палец руки поочередно соединяют с большим пальцем.)

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.

Зайка

Зайка серенький сидит

(Дети изображают «ушки».)

И ушами шевелит.

(Дети шевелят «ушками».)

Он играет в барабан -

(Ритмично постукивают указательными пальцами.)

Трам-трам-трам.

Мы писали

Мы писали, мы писали,

(Ритмично сжимают и разжимают кулаки.)

Наши пальчики устали.

(Дети «скачут» пальцами по столу в ритме стихотворения.)

Вы скачите, пальчики,

(Дети изображают «ушки».)

Как солнечные зайчики.

(Дети «скачут» пальцами по столу в ритме стихотворения.)

Прыг-скок, прыг-скок,

Прискакали на лужок.

(Двигают кистями рук влево-вправо.)

Ветер травушку качает,

Влево-вправо наклоняет,

(«Грозят» пальцем.)

Вы не бойтесь ветерка, зайки,

(Машут обеими руками.)

Веселитесь на лужайке.

Хомячок

Хомячок, хомячок.

(Дети разминают пластилин под слова перед лепкой.)

Разожми мой кулачок.

Разожми, разожми.

Что найдешь – себе возьми.

Лошадки

По дороге белой гладкой

(Дети «скачут» пальцами по столу в ритме стихотворения.)

Скачут пальцы, как лошадки.

Чок- чок- чок, чок- чок- чок.

Скачет резвый табунок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей:"Что такое мелкая моторика. Игры и упражнения для развития мелкой моторики"

В статье рассказывается о мелкой моторики. Приведены примеры различных игр и упражнений на развиттие мелкой моторики....

Консультация для родителей. «Что такое мелкая моторика». Игры и упражнения для развития мелкой моторики.

Начинать работу по развитию мелкой мускулатуры рук нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные то...

Развитие мелкой моторики у детей 1.5 – 2 лет. Самомассаж кисти и пальцев рук. Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики.

Развитие мелкой моторики у детей 1.5 – 2 лет    Одним из показателей нормального физического и нервно – психического развития ребёнка является развитие его руки, ручных умений, мелкой м...

Тема «Что такое мелкая моторика» « Игры и упражнения для развития мелкой моторики»

Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации «рука-г...

Консультация для родителей. «Что такое мелкая моторика?» Игры и упражнения для развития мелкой моторики.

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым, но и к детям. Неуклонно растет объем знаний, которые ребенок должен усвоить. А для этого нужно позаботиться о с...

Мастер-класс для педагогов: «Игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей». Вопрос – ответ с педагогами «Что такое мелкая моторика и где ее применять в работе?».

Мастер-класс для педагогов: «Игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей».Вопрос – ответ с педагогами «Что такое мелкая моторика и где ее применять в работе?»....

Семинар-практикум для воспитателей «Развитие мелкой моторики. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики».

Совершенствование профессиональной компетентности педагогов в области развития мелкой моторики руки детей дошкольного возраста....