Консультация: "Фонематический слух - это основа правильной речи".
консультация по теме

Лузянина Ольга Леонидовна

Практический материал по развитию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей.

«ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ - ОСНОВА ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ»

Цель: привлечь родителей к занятиям по  обучению грамоте (развитию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР).

Задачи: 1.Показать родителям значимость работы с детьми по развитию фонематических процессов;

2.Познакомить родителей с играми, направленными на развитие фонематических процессов.

     Здравствуйте, уважаемые родители. Я, рада вас видеть  на сегодняшней консультации. Заканчивается учебный год и мне необходимо вам дать важную информацию и рекомендации на лето.

   Сегодня, мы поговорим о том, какими знаниями и умениями должен обладать родитель, для того, чтобы помочь детям справиться с речевыми нарушениями, а также успешно начать обучение грамоте. Многие родители считают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Но это не так.

   Для развития речи ребенка очень важным является его полноценный слух, который приобрел особое свойство: точно различать звуки человеческой речи (фонемы).  Для того, чтобы ребенок научился  грамотно чисто и ясно произносить звуки, отчетливо выговаривать слова, правильно пользоваться голосом (говорить выразительно, там, где необходимо, менять громкость и скорость речи). Ребёнок должен научиться напрягать слух, улавливать и различать звуки.

Фонематический слух — различение, умение слышать, разделять речевые звуки, что является необходимой основой для понимания смысла сказанного.

 При несформированности речевого звукоразличения ребёнок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал. Ребёнок не поймёт и не услышит, что лук и люк– это разные слова., удочка  и уточка, цвет и свет, плач и плащ. Например на обследовании половина группы не смогли правильно повторить слоги с оппозиционными звуками: ба-па-ба, да-та-да и др. Так же, ребёнок на слух может не различить, что в слове люк, первый звук мягкий, а в слове лук – твёрдый.

В норме у детей фонематическое восприятие и слух формируется задолго до обучения в школе. Несформированность и отставание в фонематическом развитии в дошкольном возрасте, создает серьезные препятствия для успешного усвоения ребенком программного материала по чтению и письму в дальнейшем.

На письме могут появиться такие ошибки, как: замены и пропуски букв, слияние слов на письме, пропуски и перестановки слогов. При чтении встречаются замены звуков, побуквенное чтение, непонимание ребенком прочитанного. Также дети могут не понять, не услышать точную инструкцию.

У детей с речевыми нарушениями фонематические процессы сами по себе не формируются. Их нужно развивать не за полгода до школы, а минимум за 2 года.

Это сложный этап обучения, т.к. необходимо научить ребёнка разделять звуки, определять отдельный звук в слове, различать парные согласные, твердые и мягкие звуки только на слух.

Даже если Ваш ребенок говорит чисто и правильно, это не является свидетельством развитого фонематического слуха. Часто дети просто не могут разделить звуки в слоге и словах, на вопрос «Какой первый звук в слове «МОСТ?» отвечают – «мо». В слове  «БАНКА» - отвечают, что первый звук «ба».

    Лучше всего фонематические процессы развивать в игре.

Большинство таких игр  можно использовать в дороге и на кухне.

Игровые упражнения

Игры с неречевыми звуками «Повтори ритм»

Для этой игры прошу выйти ко мне одного человека. Повернитесь спиной к нам и внимательно слушайте, как мы будем хлопать, а затем прохлопайте также. (Несколько человек по очереди загадывают ритмы)

//- - /,  /- -//, //- - -, //- -//, - -////, /- - - //

Игра «Кто стучится? »

Каркуша на день рождения ждёт гостей. Отгадайте, кто пришёл первый? Кто второй?

Первый гость стучится  в дверь так: /- /- / (логопед отстукивает ритм, дети ищут на картинке соответствующий ритм.

второй так: /-//, третий: //- /. Логопед предлагает внимательно

послушать ритм и определить, кто стучится.

«Погремушки»

Перед вами контейнеры от киндер-сюрприза. Они наполнены различными крупами, макаронами. Необходимо на слух найти контейнеры с одинаковым наполнителем, не открывая их.

Игры с неречевыми звуками

 «Поймай звук»

Я называю звуки, а вы хлопайте в ладоши, если услышите звук [р] («поймайте» его). л,р,м,р,ч,р,л; 

Я называю слоги, а вы хлопайте в ладоши, если услышите звук [р]. ла-ра-ша-ка-ра;

Я называю слова, а вы хлопайте в ладоши, если услышите звук [р].

(Рыбка, игрушка, машинка, кукла, мяч, пирамида, скакалка, коробка, кубики, робот,       забор… )

Аналогичное задание: хлопни на звук [Р], топни на звук [Л]..

Лампа, кружка, кукла, скакалка, экскаватор, пазлы и т д.

«Найди картинку»

Предложите ему выбрать нужную картинку среди: жук - сук; дом - сом; мишка - миска; коза - коса; лужа - лыжа. Рассказать о значении слов: "Что такое лужа и что такое лыжа?" 

«Разложи  картинки» Разложить картинки, в названиях которых содержатся звуки 3 или Ж, под соответствующими буквами. (Перед ребёнком кладутся буквы 3 и Ж и картинки, ребенок сортирует картинки).

Речевые игры «Послушай, повтори слоги/ слова»

  1. С этой целью предложите ему повторить слоги парами:                                                          ба-па-ба, да-та-да, са-ша- са, ша- са - ша, са-ца-са, ра-ла-ра, жа-ша-жа.
  2. са-за-за-са, зо-зо-со-зо, су-зу-су-су.  Коза - коса; лужа - лыжа

«Назови слово»    Кто назовет больше слов на определенный звук.

У меня в руках мяч. Я начинаю игру - называю слово- существительное, начинающееся на звук [ш] и передаю следующему игроку.

«Запомни слова» Запомнить и назвать слова со звуком З из короткого стихотворения.        Вот весёлая затея — запускать на нитке змея.

Змей летит выше берёз!

Ветер змея не жалея,  прямо к солнышку понёс.

«Что  лишнее?»

Я назову четыре слова, три из которых начинаются на один и тот же звук, а четвертый – на другой. Определите первые звуки в словах и скажите, какое слово лишнее.

Шишка, щетка, шапка, шашка.           Сумка, собака, солонка,  зайка.

Рама, роза, лампа, ручка.

А теперь определите четвертый лишний по последнему звуку – названия трех предметов должны заканчиваться на один и тот же определенный звук.

Кот, кулёк,  рот, енот.              Богатырь, царь, мотор, фонарь.

«Исправь ошибку?»

Я произнесу 4 слова, искажая заданный звук, а вы должны найти ошибку и  произнести  слово правильно.

Сапка, шапка, щапка, сяпка.                       Жайка, сяйка, щайка, зяйка.

Вампа, уампа, лампа, рампа.

Игры на развитие Фонематического анализа и синтеза.

 Основной этап.

   

Ещё раз напомню, что ребёнка необходимо научить слышать звуки, узнавать и различать их. Давать каждому звуку характеристику: Какой звук? Гласный или согласный, звонкий или глухой, твёрдый или мягкий. Учить соотносить звуки с буквами; соотносить звуки с их символами (кружки и квадраты синего, красного и зеленого цвета)

Учить определять, что прозвучало -  звук, слог  и слово.

Значит, ребёнок должен иметь представление, что предложение состоит из слов, слова из слогов, а слоги из звуков.

Дифференциация звуков, подготовка к звуковому анализу слов

«Твёрдый – мягкий»,            

 Для того, чтобы детям было проще различать твердые и мягкие звуки, твердые звуки обозначаются синим цветом, а мягкие – зеленым. Перед вами два карандаша – зеленый и синий. Если я назову слово, в котором будет твердый звук [л], вы поднимите синий карандаш, если мягкий [ль] – зеленый.

Лента, лось, локоть, лампа, линейка, лыжи, люстра, луна, люк, лук.

(подсказка: гласные буквы - И,Е,Ё,Ю,Я, смягчают предыдущий  согласный. За исключением правил: Й,Ч,Щ – всегда мягкие, Ж, Ш, Ц – всегда твёрдые.

«Камень – подушка» устная игра. ( на слух)

«Вертолёт – вагон» Давай посадим в вертолёт зверей и птиц, в названии которых есть звук вь, а в вагон, в названии которых есть звук В.

 

«Звонкий-глухой»  - определяем ладонью. Если горлышко дрожит, то звук звонкий, если молчит, то - глухой. Так же можно закрыть ушки ладонями.

Определение места звука в слове

-Учить выделять первый, последний звук в словах, названиях картинок, определять место заданного звука (начало, середина, конец): работать со схемами и фишками.

 «Рассели картинки по домикам»:

Перед вами три домика и картинки. Нужно расселить их по домикам. В первый домик мы поселим те картинки, в названии которых звук [л] в начале (первый), во второй домик поселим картинки, в названии которых звук [л] в середине, в третий – те картинки, в названии которых звук [л] в конце (последний).

Работа со схемами. Схема слова состоит из 3 квадратиков.(Начало, середина, конец слова) Определяем 1 звук, последний звук, все остальные звуки – это середина.

 «Цепочка слов» Игра - аналог игры «города». Сейчас мы по очереди будем называть любые слова- существительные, при этом каждое следующее слово должно начинаться на последний звук предыдущего слова.

Определение последовательности и количества звуков в слове,

развитие фонематического синтеза

Учить составлять звуковые схемы слов, подбирать картинки к схемам, отгадывать слова по заданным символам, находить пропущенную или лишнюю букву в слове, придумывать слова с определенным количеством звуков.

При обучении чтению нужно наоборот уметь соединять звуки в одно целое. Например, при соединении звука [м] и звука [а] получается слог ма.

Постепенно эти действия становятся автоматизированными, то есть ребенок выполняет их не задумываясь.

«Собери слово»

Я произношу слово по звукам, вы должны догадаться, какое это слово.

Например, К, О, Т – получилось КОТ.   Д, О, М.   В, А, Т, А.

«Сосчитай звуки»  Делим  слова  на звуки.

ДОМ -  1- д, 2- о, 3- м. – 3 звука,

Луна – 1-л, 2-у, 3-н, 4-а. – 4 звука,  сумка – с-у-м-к-а – 5 звуков

 «Прочитай слово по первым звукам» (на карточках)

Слоговой анализ и синтез слов

(Учить составлять слоговые схемы, подбирать слова к схемам, устанавливать правильную последовательность слогов в слове, придумывать слова с заданным количеством слогов, делить слова на слоги).

«Раздели на части» Произносим слово, определяем, какие гласные звуки поют и тянутся в этом слове.  Луна -  у – а – 2 слога.

Запоминаем: Сколько в слове гласных, столько и слогов. Слон, Аня.

«Рассади героев по вагонам»

Работа со схемами

Учимся составлять схемы

     В подготовительной группе работа будет усложняться.  Поэтому рекомендую закрепить знания и умения полученные на логопедических занятиях, в летний период. Проведение этих игр не займет у вас много времени, но принесет положительные результаты и поможет избежать вашим детям при обучении в школе многих трудностей.

     Наша встреча завершается. Я надеюсь, что вы время провели не зря, если у вас возникли вопросы, я буду рада на них ответить. Очень надеюсь, что смогла убедить вас в значимости развития фонематического слуха для ребенка дошкольного возраста и в том, что только совместными усилиями мы поможем каждому ребенку хорошо подготовиться к школе.  Предлагаю поделиться своими мыслями о том, что вы открыли для себя нового.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для родителей детей с ФФНР «Фонематический слух - как основа правильной речи»

Мастер-класс представляет собой подборку игр, логопед объясняет проведение каждой игры и проигрывает их вместе с родителями....

Фонематический слух как основа правильной речи.

Известно, что человек обладает тремя видами слуха: физическим, музыкальным и речевым. Необходимо упомянуть и о способности человека к распознанию звуков речи - это фонематический слух....

Консультация: « Фонематический слух – основа правильной речи»

Умение сосредоточиться на звуке, узнавать, различать, анализировать и дифференцировать на слух звуки родного языка - фонемы – называется фонематическим слухом. Становление у ребенка правильного ...

Консультация "Фонематический слух - основа правильной речи ребёнка - дошкольника"

 Многие полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Но это большое заблуждение!...

Фонематический слух как основа правильной речи

Хороший фонематический слух необходим ребёнку для усвоения звуковой системы языка, грамотной устной речи. Рекомендуемые упражнения и игры помогут ребёнку освоить звуковую систему родного языка, подгот...

Статья: «Фонематический слух – это основа правильной речи».

Фонематический слух – это способность человека к распознаванию и различению фонем или речевых звуков родного языка. При помощи фонематического слуха ребенок может отличить одни речевые звук...