Консультация для родителей «Воспитание у детей культурно-гигиенических навыков»
консультация (младшая группа) на тему

Татьяна Яковлевна.Голота

Опрятность и аккуратность не врожденные качества. В основе их — гигиени­ческие навыки и привычки, которые формируются с раннего воз­раста: уход за своим телом, культура еды, бережное отношение к личным вещам, предметам и игрушкам, поддержание порядка в окружающей обстановке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kgn.docx34.98 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Воспитание у детей культурно-гигиенических

навыков»

воспитатель: Голота Т.Я.

«Ну что за неряха!» — в сердцах восклицает иной родитель, будто и не причастен к тому, что ребенок таков. А ведь опрятность и аккуратность не врожденные качества. В основе их — гигиенические навыки и привычки, которые формируются с раннего возраста: уход за своим телом, культура еды, бережное отношение к личным вещам, предметам и игрушкам, поддержание порядка в окружающей обстановке.

Взрослый приучает ребенка радоваться чистой красивой одежде, аккуратной прическе и в то же время испытывать брезгливость от неухоженной обуви, грязных рук, непричесанных волос, пятен на одежде; обращаться с просьбой помочь устранить эти недостатки.

Формирование навыков гигиены можно начать с показа картинок, где изображены процессы умывания, кормления, причесывания, и не только людей, но и животных, птиц. Чтобы ребенок дружил с мылом и водой, надо исключить возможность неприятных ощущений, например закатывать рукава во время умывания, постепенно приучать к закаливающим процедурам во избежание резкого контраста между теплой и холодной водой.

При этом гигиенические процедуры сопровождаются чтением любимых потешек при умывании, купании, кормлении, расчесывании, укладывании спать.

Приобретенные навыки гигиенической культуры можно закрепить в процессе чтения художественной литературы (К. Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе», «Муха-цокотуха»; Е. Благинина «Аленушка», «Научу обувать я братца...»; 3. Александрова «Утром», «Купание»; В. Орлов «Хрюша обижается»; А. Барто «Девочка чумазая», «Девочка-ревушка»; И. Токмаковой «Тили-тили-тили-тили?»; М. Яснов «Я мою руки»; А. Усачев «Хочешь, Феденька, кефир»; О. Дриз «Про веселый пирожок»; Я. Аким «Мыть посуду я люблю», «Про неумейку»; В. Зайцев «Я одеться сам могу»; Э. Мошковская «Уши»; С. Капутикян «Хлоп-хлоп»; Ю. Тувим «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу»; А. Воронкова «Маша-растеряша»; Н. Сынгаевский «Помощница» и другие произведения).

Процессы умывания, кормления, причесывания важно не только демонстрировать личным примером, но и сопровождать показ объяснением — заинтересовать ребенка, вызвать желание быть самостоятельным, одобрять даже небольшие его успехи.

Требования к сформированности культурно-гигиенических навыков

у детей  3-4 лет

Режимные процессы

Умывание: самостоятельно и аккуратно моют руки, лицо, правильно пользуются мылом, сухо вытираются после умывания, вешают полотенце на место; моют руки по мере загрязнения, перед едой, после пользования туалетом.

Прием пищи: правильно пользуются ложкой, вилкой, салфеткой, не крошат хлеб, не проливают пищу, пережевывают пищу с закрытым ртом.

Одевание и раздевание: совершенствуется умения самостоятельно одеваться и раздеваться. Аккуратно складывают и вешают одежду, с помощью взрослого приводят ее в порядок — чистят, просушивают.

Культура общения

Благодарят взрослого, сверстников за оказанную помощь, внимание.

Выражают просьбу словами, излагают ее понятно. Обращаясь к сверстнику, называют   его по имени, смотрят на него, внимательно слушают ответ, разговаривают друг с другом в приветливой форме. Соблюдают элементарные правила поведения: ведут себя спокойно, не кричат, не мешают окружающим.

Полезные советы для родителей

«Руки — это лицо человека»

  • Подстригать ногти на руках следует не реже 1 раза в 7—10 дней.
  • Перед каждым приемом пищи, после прогулки следует мыть руки с мылом.
  • Нужно быть внимательным во время работы с колющими и режущими предметами (нож, иголка и т. д.).
  • Нужно осторожно открывать емкости с горячей водой (чайник, кастрюля, водопроводный кран).
  • В ветреную и холодную погоду нужно обязательно ходить в перчатках или варежках.
  • Следует ежедневно пользоваться кремом для рук.

«Расти, коса, до пояса»

  • Обязательно нужно иметь собственную расческу и следить за ее чистотой.
  • Мыть голову необходимо один-два раза в неделю, пользуясь шампунем.
  • Промыв волосы, нужно вытереть их мягким полотенцем и расчесать.
  • Нельзя заплетать мокрые волосы.
  • Нельзя ложиться спать с мокрой головой.
  • Длинные волосы нужно расчесывать с концов и постепенно переходить к корням.

«Дороже алмаза свои два глаза»

  • Берегите глаза, когда стираете белье или выводите пятна.
  • Нельзя тереть глаза грязным носовым платком, варежкой, концом шарфа.
  • Нельзя читать, лежа на диване или в кровати.
  • Нельзя читать в движущемся транспорте (в вагоне, в автобусе и т. д.).
  • Читать нужно, сидя за столом, чтобы освещение было с левой стороны.
  • Нельзя носить чужие очки.
  • Нужно смотреть телевизор сидя и не более 15—30 минут подряд (зависит от возраста ребенка).
  • Необходимо делать гимнастику для глаз.
  • Лампу нужно ставить слева.
  • Необходимо надевать защитные очки при малейшей вероятности нанесения вреда глазам (работа в огороде, во      время строительства, при домашней уборке, при опасности попадания пыли и т. д.).
  • Сидеть за столом нужно прямо.
  • Необходимо быть осторожным и внимательным во время работы с острыми предметами (ножницы, иголка,       булавка, спицы и др.).

«Здоровые зубы здоровью любы»

  • Необходимо правильно питаться: ежедневно ребенок должен получать молоко или кисломолочные продукты, мясо, рыбу, черный хлеб, разнообразные овощи и фрукты круглый год. Нужно приучать детей к твердой пище: это укрепляет десны и зубы.
  • С 2—3 лет необходимо прививать детям привычку полоскать рот после еды и чистить зубы утром и вечером.
  • Не реже двух раз в год надо посещать с ребенком стоматолога.

«Ухо это орган слуха»

  • Уши надо беречь: от слишком громких звуков устаешь. Нельзя слушать громкую музыку. Громкие звуки мешают думать, мешают другим людям.
  • Нельзя ковырять в ушах.
  • Нужно защищать уши от сильного ветра.
  • Нельзя очень сильно сморкаться.
  • Нельзя допускать попадания в уши воды.

«Если сладко спится, сон хороший снится»

  • Соблюдайте режим: больше бывайте с ребенком на свежем воздухе, занимайтесь физкультурой, закаливанием.
  • Нельзя наедаться перед сном.
  • Нельзя смотреть долго телевизор.
  • Нельзя ложиться поздно.
  • Нельзя играть в шумные игры перед сном.
  • Перед сном необходимо проветрить комнату.
  • Перед сном следует задернуть занавески.
  • Перед сном нужно умыться.
  • Перед сном следует сложить одежду.
  • Нельзя откладывать отход ко сну, если ребенок начинает дремать. Дремота - естественный сигнал идти спать. Не отмахивайтесь от него. Откладывая отход ко сну, вы вносите разлад в организм.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Воспитание у детей культурно-гигиенических навыков»

Консультация для родителей «Воспитание у детей культурно-гигиенических навыков»...

Консультация для родителей "Воспитание у детей культурно-гигиенических навыков "

Как важно воспитывать культурно-гигиенические навыки у детей с раннего возраста....

Консультация для родителей “Воспитание самостоятельности и культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста”.

Самостоятельность – ценное качество, необходимое человеку в жизни.Воспитывать его необходимо с раннего детства. По своей природе дети активны, очень часто они стремятся выполнять различные ...

Консультация для родителей. Формирование у детей культурно-гигиенических навыков.

Формирование у детей культурно-гигиенических навыков - необходимое условие для здорового образа жизни.Именно в дошкольном возрасте очень важно воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, пор...