Консультация для родителей "Решаем конфликты или кто в семье главный"
консультация на тему

Пшеничная Ольга Эдуардовна

Консультация для родителей "Решаем конфликты или кто в семье главный"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon reshaem_konflikty.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

«РЕШАЕМ  КОНФЛИКТЫ,

ИЛИ

КТО  В  СЕМЬЕ  ГЛАВНЫЙ»

Пшеничная О.Э.

РЕШАЕМ  КОНФЛИКТЫ,

  ИЛИ  КТО  В  СЕМЬЕ  ГЛАВНЫЙ

        Взаимоотношения детей и родителей – одна из вечных проблем, который педагоги и психологи должны уделять самое пристальное внимание. На формирование взаимоотношений влияют такие факторы, как личность родителей, психофизиологические особенности ребёнка, особенности и самой семьи, и отношений между её членами. Отношение же детей к родителям определяется их восприятием семьи, а также переживаниями, связанными с семейными отношениями.

        Анализируя установки родителей, чьих детей можно отнести к категории эмоционально неблагополучных, можно сделать вывод, что они не принимают своего ребёнка таким, каков он есть. Общаясь с ним, они предъявляют требования лишь к нему, но не к себе, пытаются реализовать свои потребности в уважении, достижении успехов, игнорируя потребности детей в любви, безопасности и защищённости. А это ведёт к росту тревожности у дошкольников, т.е. фактически родители стимулируют возникновение негативных эмоций у детей, чему способствуют авторитаризм, завышенные ожидания и критика их действий. Заботу и доброжелательное внимание родители заменяют рациональным поведением, жёстким контролем за всеми действиями ребёнка, а порой своей импульсивностью и непредсказуемостью.

        Изучение причин конфликтов детей 3-7 лет с родителями, способов их поведения в конфликтных ситуациях, а также условий их преодоления дало свои результаты.

  1. В конфликтных ситуациях дети чаще занимают пассивно-оборонительную позицию, но порой демонстрируют и агрессивность, которая носит, как правило, защитный характер. Однако нередко дети проявляют потребность в отстаивании собственных установок и мнений, практичность и трезвость суждений. Основные причины, чаще всего приводящие к конфликтам: чувство соперничества, стремление привлечь к себе внимание, завоевать симпатии окружающих и признание ими индивидуальности, психологическая и социальная незрелость детей, неумение общаться.
  2. Большинство детей подражают своим родителям: девочки чаще – мамам (54%), а мальчики – отцам (62%).

Способы контакта с ребёнком:

  • Открытый, естественный взгляд в глаза ребёнку (это важно и для установления контакта, и для удовлетворения эмоциональных потребностей ребёнка. Родители в силах дарить ребёнку безусловную любовь любящим и нежным взглядом, но часто не делают этого).
  • Физический контакт между взрослым и ребёнком (многие родители прикасаются к детям крайне редко и только по необходимости. Это неправильно – нужно без всякого повода ласково прикоснуться к руке ребёнка, обнять его за плечи, погладить по голове, потрепать по волосам и т.д.).

Примечание. Многие современные дети, особенно тревожные, не умеют смотреть в глаза и вздрагивают, когда к ним прикасаются. Если не использовать эти способы, между родителями и ребёнком образуется огромная психологическая дистанция; если же использовать – ребёнок будет чувствовать себя уверенно, спокойно, будет дружелюбен по отношению к родителям.

  • Пристальное внимание (общаясь с ребёнком, необходимо концентрировать внимание только на нём, чтобы ребёнок ни на мгновение не усомнился в нашей безусловной и искренней любви, которая даст ему возможность чувствовать себя значимым и уверенным в том, что он самый важный для родителей человек в мире. Внимание родителей жизненно важная и насущная потребность каждого ребёнка. А ведь порой для этого нужно не так много: несколько минут могут сотворить чудо. Когда у ребёнка появится уверенность в том, что вы всегда готовы выслушать его, он будет делиться с вами своими проблемами).

Родителям необходимо умение говорить ребёнку о своей любви. «Я тобой горжусь. Ты делаешь всё хорошо. Я счастлива, когда вижу, как ты увлечённо работаешь. Мне очень важна твоя помощь. Это трогает меня до глубины души. Я сам не смог бы сделать лучше. Прекрасное начало. Ты всё замечаешь. Ты сделал это дивно, с лёгкостью. Мне без тебя не обойтись. Я знала, что тебе это по силам. Ты меня всегда радуешь. Ты сделал это великолепно. Я горжусь тем, что тебе это удалось. Ты ловко это делаешь. Никто мне не может заменить тебя».

Сотрудничество является наиболее предпочтительной формой выхода из конфликта, но оно реально лишь тогда, когда стороны взаимно учитывают интересы друг друга. Маленькие дети не всегда понимают интересы родителей, поэтому мамам и папам приходится занимать более активную позицию в разрешении конфликта. Но конфликт – это всегда взаимодействие, в нём присутствуют две стороны, и действия одной влекут действия (или противодействия) другой.

Родители, проявляя активность в отстаивании своей позиции, предлагают ребёнку занять другую (противоположную), тем самым обучая его вести себя в конфликте определённым образом. Чем чаще родители идут на сотрудничество, т.е., предъявляя свои интересы, выясняют и интересы ребёнка, учитывают его позицию, тем больше вероятность, что ребёнок будет вести себя так же в других ситуациях, причём не только со своими родителями, но и с другими людьми.

Шаг

Цель

Действия родителя

1. Распознавание и определение конфликта

Вовлечь ребёнка в процесс решения проблемы.

Чётко и немногословно сообщить ребёнку, что имеется проблема, которая нуждается в решении. Дать понять, что сотрудничество ребёнка необходимо.

2. Выработка возможных альтернативных решений

Собрать как можно больше вариантов решения.

Узнать решения детей (свои можно добавить позже), не оценивая и не принижая предложенные решения. Настаивать на выдвижении как можно большего числа альтернатив.

3. Оценка альтернативных решений.

Активизировать ребёнка на высказывания по поводу различных решений, сообщить своё мнение по каждому варианту.

Предложить ребёнку высказаться, какие из этих решений выглядят лучше, чем остальные. Сообщить свои чувства и интересы, сказать о наиболее оптимальном варианте и о том, что не устраивает (или устраивает) ребёнка в выборе.

4. Выбор наиболее приемлемого решения

Принять окончательное решение.

Узнать, что думает ребёнок о каждом оставшемся решении. Добиться того, чтобы каждый обязался выполнить свою часть договора. Если решение состоит из нескольких пунктов, желательно зафиксировать их на бумаге.

5. Выработка способов выполнения решения

Спланировать процесс претворения в жизнь принятого решения.

Вынести на обсуждение вопросы: «Когда начнём?», «Кто будет следить за временем?», «Каковы критерии качества выполняемой работы?» и т.п.

6. Контроль и оценка его результатов

Способствовать реализации решения. Выявить обстоятельства, требующие пересмотра принятого решения.

Интересоваться у ребёнка, по-прежнему ли он доволен принятым решением и его результатами. Сообщать о своих чувствах и мыслях (они могут изменяться) по поводу результатов решения. Пересмотр или корректировка решения, если это потребуется.

«Дошкольное воспитание» 5/2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Семья – главный воспитатель ребёнка»

Данная работа посвящена вопросам семейного воспитания, как залогу формирования высоконравственной личности....

Консультация для родителей по теме «Семья-главный фактор в становлении гендерной идентичности ребенка»

Новая технология воспитания с учетом гендерных особенностей детей раннего и дошкольного возраста....

Консультация «Семья- главный фактор в становлении гендерной идентичности личности»

Актуализация  иуточнение  знаний  родителей  о  гендерном  воспитание  использование генднрного  подхода  при  воспитание  ребенка  семье....

Консультация «Семья - главный фактор в становлении гендерной идентичности личности»

Актуализация и уточнение знаний родителей о гендерном воспитание, использование гендерного подхода при воспитании ребенка в семье....

Консультация «Семья- главный фактор в становлении гендерной идентичности личности»

Актуализация и уточнение знаний родителей о гендерном воспитание, использование гендерного подхода при воспитании ребенка в семье....

Консультация для родителей ,,Конфликт в семье "

Консультация для родителей ,,Конфликт в семье "...