Методические разработки по снятию психоэмоционального напряжения у дошкольников
статья на тему

Краткое описание психоэмоционального напряжения,возможные источники и признаки стрессового состояния ребенка; виды помощи ребенку , который испытывает данное состояние

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihoemotsionalnoe_napryazhenie.docx16.86 КБ

Предварительный просмотр:

Психоэмоциональное напряжение

Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых. Посещая дошкольное учреждение, различные кружки и спортивные секции, они получают большое количество информации, устают физически и эмоционально. Ведь всюду нужно успеть! Передается детям и состояние нервного напряжения родителей, вольно или невольно втягивающих детей в круг своих забот, которые им пока еще не по силам.

Нерациональное скудное питание, плохо организованный сон, дефицит свободы движений, реакция организма на погоду, неразрешенность детских проблем могут также стать источниками психоэмоционального напряжения. Такие нагрузки отрицательно сказываются на психическом здоровье детей.

Эмоциональное напряжение ресурсно на определенном интервале времени. Но длительное нахождение в эмоциональном напряжении вызывает стресс и состояние хронической усталости. В данном вопросе дети не исключение, маленькие дети нередко находятся в состоянии высокого психоэмоционального возбуждения.

Признаки стрессового состояния малыша могут проявляться:

- в трудностях засыпания и беспокойном сне;

- в усталости после нагрузки, которая совсем недавно его не утомляла;

- в беспричинной обидчивости, плаксивости или, наоборот, повышенной агрессивности;

- в рассеянности, невнимательности;

- в беспокойстве и непоседливости;

- в отсутствии уверенности в себе, которая выражается в том, что ребенок  все чаще ищет одобрения у взрослых, буквально жмется к ним;

- в проявлении упрямства;

- в том, что он постоянно сосет соску, палец или жует что-нибудь, слишком жадно без разбора ест, заглатывая при этом пищу (иногда, наоборот, отмечается стойкое нарушение аппетита);

- в боязни контактов, стремлении к уединению, в отказе участвовать в играх сверстников

- в игре с половыми органами;

- в подергивании плеч, качании головой, дрожании рук;

- в снижении массы тела или, напротив, начинающих проявляться симптомах ожирения;

- в повышенной тревожности;

- в дневном и ночном недержании мочи, которых ранее не наблюдалось, и в некоторых других явлениях.

Все вышеперечисленные признаки могут говорить нам, что ребенок находится в состоянии психоэмоционального напряжения, только в том случае, если они не наблюдались ранее.

Следует отметать и то, что не все признаки стрессового состояния могут быть явно выражены. Но беспокоиться следует даже в том случае, если проявились хотя бы некоторые из них.

Как известно, эмоции и чувства плохо поддаются волевой регуляции. Взрослым надо помнить об этом, сталкиваясь с нежелательными или неожиданными для них детскими эмоциями. Чувства ребенка в таких острых ситуациях лучше не оценивать, так как это повлечет за собой лишь непонимание или негативизм. Нельзя требовать от ребенка не переживать то, что он переживает, чувствует. Можно ограничить лишь форму проявления его негативных эмоций. Важно научить  детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать свое тело.

Что могут сделать родители?

Не так уж и мало:

- постараться услышать, как ребенок сигналит о своем напряжении,

- стараться уберечь от непосильных нагрузок,

- не пытаться оградить ребенка от всех стрессовых ситуации. Задача родителей в другом - выпустить ребенка в жизнь как можно более стрессоустойчивым, и понимающим, где он может найти поддержку;

- оказывать поддержку и помощь в кризисных ситуациях, знать, к какому специалисту можно обратиться за помощью (психолог, невролог).

- научить доступным способам снятия избыточного стресса. Надежные способы снятия стресса у большинства людей индивидуальны. Для кого-то это физическая разрядка, общение с природой или искусством, с близкими по духу людьми или наслаждение одиночеством, медитация. Помогите ребенку выбрать свои, индивидуальные способы избавления от чрезмерного эмоционального напряжения. Есть и специальные приемы самопомощи в стрессовых ситуациях. Это способы мышечной релаксации, дыхательные упражнения, вызывание зрительных образов и др.

Ниже представлен ряд релаксационных игр,  которые помогут снять психоэмоциональное напряжение у ребенка,  создать  у него положительные  эмоции, успокоят его, а также наладят сон.

Существуют разные релаксационные игры:

  • игры, помогающие достичь состояния релаксации путем чередования сильного напряжения и быстрого расслабления основных мышц тела (снятие напряжение мышечного тонуса);
  • игры, помогающие добиться состояния релаксации путем чередования ритмичного дыхания и дыхания с задержкой (вызывают снижение тонуса центральной нервной системы, нормализуют кровяное давление, снимают эмоциональное напряжение);
  • игры с прищепками – релаксация достигается путем сжимания и разжимания кистями рук обычной бельевой прищепки (способствуют снятию напряжения, развивают мелкую моторику рук и коммуникативную функцию  речи.);
  • игры - «усыплялки», колыбельные (Такие игры оберегают от чрезмерных впечатлений и эмоций, накопленных за день, успокаивают ребенка. Спокойная мелодия колыбельной способствует замедлению пульса, расширению сосудов, упорядочиванию мозговых ритмов.)

Выполнение таких упражнений очень нравится детям, так  как  в них есть  элемент игры. Такая системная работа позволяет детскому организму сбрасывать излишки напряжения и восстанавливать равновесие, тем самым сохраняя психическое здоровье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование музыки и релаксации для снятия психоэмоционального напряжения у дошкольников

 Над  данной  темой  я  начала  работать  для  того,  чтоб  помочь  детям  быстрее  адаптироваться  в  детском  с...

Игры и упражнения для снятия психоэмоционального напряжения у дошкольников.

Негативные эмоции и чувства: страх, тревога, беспокойство, обида, раздражение, паника, агрессия – всегда вызывает мышечное напряжение. Поэтому так важно в работе с дошкольниками использоват...

Музыкотерапия как средство снятия психоэмоционального напряжения у дошкольников

ull;Опытным путем удалось установить, что человеческий организм в большинстве случаев «откликается» на музыку, подстраиваясь под ее темп, что сказывается на частоте пульса, дыхании, кров...

Презентация на тему: «Снятие психоэмоционального напряжения у дошкольников»

ФГОС ДО в числе важных задач выделяет охрану и укрепление физического и психического здоровья детей...

Использование музыки и релаксации для снятия психоэмоционального напряжения у дошкольников

Цель: Сохранение физического и психологического здоровья дошкольников.Задачи:-  Психомышечная тренировка.- Снятие мышечного напряжения и эмоционального возбуждения.- Тренировка умения регули...

Мастер класс для педагогов:«Снятия психоэмоционального напряжения у дошкольников»

  В дошкольном детстве закладывается фундамент психического и физического здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, а также необходимые навыки и привычки, вырабатываютс...

Снятие психоэмоционального напряжения у дошкольников. Релаксация.

Релаксация – глубокое мышечное расслабление, сопровождающиеся снятием психического напряжения....