Семинар-практикум для родителей на тему «Значение фольклора в развитии речи детей»
методическая разработка на тему

Улаева Таисия Владимировна

Цель: вовлечение родителей в образовательное пространство дошкольного учреждения, способствующее полноценному развитию ребенка и позитивной самореализации взрослых.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx20.09 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для родителей

на тему «Значение фольклора в развитии речи детей»

Цель: вовлечение родителей в образовательное пространство дошкольного учреждения, способствующее полноценному развитию ребенка и позитивной самореализации взрослых.

Задачи:

1. Формировать у родителей элементарные представления о роли мелкой моторики в психофизическом развитии ребенка.

2. Научить элементам фольклорной пальчиковой гимнастики для развития внимания, памяти.

3. Продолжать развивать и активизировать речь детей с помощью фольклора (потешек, прибауток, колыбельных, сказок).

Оборудование: пальчиковые игры «Котенька - коток», «Этот пальчик… », театральные костюмы, театральная студия, аудиозапись.

Ход:

Сказочное собрание, попрошу внимание! Я сегодня, сказочница, расскажу вам сказочку о пяти частях.

1 часть – сказочная «Сказка – ложь, да, в ней намёк добрым молодцам урок» А.С Пушкин

 «Рука - это вышедший наружу мозг человека» И. Кант.

На ладони находится множество биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов. Например, мизинец – сердце, безымянный – печень, средний – кишечник, указательный – желудок, большой палец – голова.

Развитие мелкой и общей моторики способствует овладению навыкам мелкой моторики, помогает развивать речь ребенка, повышает работоспособность коры головного мозга, развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение, снимает тревожность.

Использование в данной работе детского фольклора дает нам возможность не только влиять на развитие речи, но и уже на ранних этапах жизни ребенка приобщить к народной поэзии. Благодаря этому еще долго до ознакомления со сказками и другими крупными жанрами фольклора у малышей формируется внутренняя готовность к восприятию наших истоков.

Вопросы к 1 части:  

Занимались ли Ваши родители с Вами пальчиковой гимнастикой? Как?

Играли ли Вы сами с Вашими пальчиками? Расскажите как?

Как вы играете с пальчиками Вашего ребенка?

2 часть – потешная - У наших у ворот всегда хоровод.

Приведите пример к определению.

Потешки – игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, руками) ;

Заклички – обращения к явлениям природы (солнцу, дождю, ветру) .

Прибаутки – забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.

Сказки – для возраста ваших детей,  с несложным сюжетом.

3 часть – поучительная - «Делу-время, потехе-час»

Как разучить потешку, песенку или стишок? Следует непременно обратить внимание на то, все ли слова в стихотворении понятны ребенку. Понять это совсем не сложно, повторяя за вами, малыш будет постоянно путать одно и то же слово, либо вообще его пропускать. Обязательно нужно рассказать ребенку, что значит данное слово или фраза, привести ему как можно больше синонимов через игру и многократное повторение в игровых ситуациях.

4 часть – игровая - « Играй, играй, да дело знай»

Давайте поиграем в игры:

«Котя-коток»

Котя-котенька-коток, (показывают ушки, ладошками над головой)

Котя серенький лобок. (поглаживание лба)

Приди котя ночевать, (сложить ладошки вместе, положить на них голову)

Нашу детку покачать. (изобразить качание ребенка)

Тебе я коту за работу заплачу, (постукивание кулачками)

Дам кусок пирога (сделать из ладошек лодочку)

И кувшин молока. (потавить кулачки друг на друга)

«Этот пальчик» (загибание пальцев, начиная с мизинца)

Это пальчик хочет спать,

Это пальчик – прыг в кровать,

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик – давно спит.

Тише, тише не шумите, (грозят указательным пальцем)

Наши пальцы не будите.

Встали пальчики! Ура! (растопырить пальцы и пошевелить ими)

В детский сад идти пора!

Помимо потешек, прибауток, развивающих мелкую моторику и руку ребенка, мы учим детей на материале народных сказок разнообразным выразительным движениям (как неуклюже ходит медведь, мягко крадется лиса) .

А теперь дети сами покажут Вам, чему научились.

Начинаем сказки,

Катятся с гор салазки.

Бабушка Федора на передке

Едет с мешком в руке.

Завязан мешок завязками,

Ведь мешок со сказками.

Драматизация сказки «Колобок».

Участники: ведущий – воспитатель; старик, старуха, заяц, волк, медведь, лиса – родители; колобки – все дети.

Ведущий: Жили – были старик со старухой. Вот и просит старик у старухи.

Старик: Испеки мне, старая, колобков.

Старуха: Да из чего испечь – то, муки-то нет.

Старик: Эх, старуха! По амбару помети, по сусекам поскреби - вот и наберешь муки на колобков.

Ведущий: Старуха так и сделала: намела, наскребла горсти две муки. Замесила тесто, на сметане, скатала колобков, изжарила их в масле и положила на окошко простынуть. Надоело колобкам лежать, и покатились они в лес.

(Под музыку колобки идут по кругу, музыка останавливается, заходит заяц) .

Заяц: Колобки, колобки, я вас съем!

Ведущий: Нет, не ешь нас косой, а лучше потанцуй с нами. «Танец с платочками»

Заяц: Молодцы колобки, красиво танцуете. Не буду вас кушать.

Ведущий: Покатились колобки дальше.

(Под музыку колобки идут по кругу, заходит волк) .

Волк: Колобки, колобки, я вас съем.

Ведущий: Не ешь нас серый волк, а лучше поиграй с нами в игру.

Игра «Жмурки»

Волк: Очень хорошо поиграли со мной, не буду вас кушать.

Ведущий: Покатились колобки дальше.

(Под музыку колобки идут по кругу, заходит медведь)

Медведь: Колобки, колобки, я вас съем.

Ведущий: Ну где тебе, косолапому, съесть нас! Поиграй лучше с нами. Игра «Кто уснул под дубком»

Медведь: Понравилась мне ваша игра. Не буду вас кушать.

Ведущий: И покатились колобки дальше.

(Колобки под музыку ходят по кругу, заходит лиса)

Лиса: Здравствуйте, колобки! Какие вы хорошенькие, румяненькие, красивенькие. А спойте мне песенку, не то я вас съем.

Песня «Капелька»

Лиса: Славная песенка, мне понравилась, не буду вас кушать. Несла я в корзинке грибочки, вас ими лучше угощу.

5 часть -  опытная -  «Азбука к мудрости ступенька»

«Опыт родителей семьи П… по развитию речи детей»

Ведущий: Вот и сказки конец. А кто слушал, смотрел, участвовал - молодец!

В заключении, уважаемые родители, хочется отметить, что детям фольклор любого народа близок и интересен. А мы взрослые помогаем, приобщиться к нему, играть и играть, набираться уму-разуму, становиться добрее, понимать шутки, радоваться, общаться со сверстниками. Детский фольклор помогает нам в установлении контакта с детьми, создание благоприятных условий для обучения детей выразительной речи и выразительных движений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение фольклора в развитии речи детей

Уважаемые родители,если Вы хотите сделать своих детей более эмоциональными,раскрепощёнными,улучшить у них речь,внимание,память,воспитать их гармонически развитой личностью,то приобщайте детей к народн...

Семинар-практикум для воспитателей по теме "Дидактические игры по развитию речи для детей дошкольного возраста"

Семинар-практикум для воспитателей Цель: Систематизирование и углубление знаний педагогов по теме  «Дидактические игры  по развитию речи для детей дошкольного возраста»....

СТАТЬЯ " ЗНАЧЕНИЕ ФОЛЬКЛОРА В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА."

СТАТЬЯ " ЗНАЧЕНИЕ ФОЛЬКЛОРА В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА"ВОСПИТАТЕЛЬ ГУДКОВА НАТАЛИЯ НИКОЛАЕВНА...

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «Физкультминутки – как средство развития речи детей дошкольного возраста».

laquo;Забота о здоровье - это важный труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. »В....

ЗНАЧЕНИЕ ФОЛЬКЛОРА В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

ЗНАЧЕНИЕ ФОЛЬКЛОРА В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА....

Статья "Значение фольклора в развитии речи детей"

Очень интересный и полезный материал для педагогов и родителей....