Региональный компонент
консультация

Киселева Наталья Олеговна

Региональный компонент

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл regionalnyy_komponent.docx17.34 КБ

Предварительный просмотр:

Региональный компонент.

Педагогический процесс, направленный на физкультурное образование дошкольников, проживающих в жестких климатогеографических условиях приравненных к районам Крайнего Севера, имеет свои региональные особенности.
Крайний Север с его многообразием экстремальных факторов, таких как: природно-климатические, социальные условия, ультрафиолетовое «голодание», изменяющиеся биологические ритмы предъявляет организму человека высокие требования

Следствием резкого изменения природно – климатических условий являются неблагоприятные изменения в функционировании, прежде всего, центральной нервной системы, а затем всех систем организма.
            Заболевания, связанные с длительностью человека на севере, являются отражением эффекта накопления воздействия экологических условий на организм.
            Показатели иммунитета на севере у детей находятся на более низком уровне, чем у жителей других регионов страны. У детей растет заболеваемость хронических пневмонией, респираторными инфекциями.
            Функционирование детского организма осложняется авитаминозами, особенно отчетливо проявляющимися в весеннее время.
            Отмечается снижение функциональной системы транспорта и потребления кислорода, эндокринного аппарата, центральной нервной системы.
Низкие температуры  воздуха ограничивают возможность двигательной  деятельности, столь   необходимой для нормального  функционирования и развития детского организма.
Для дошкольников – социальные условия во многом определяются оптимальным соотношением режимов двигательной активности и «пассивного» времяпрепровождения. Гиподинамия оказывает существенное тормозящее влияние на физическое развитие детей.
Кроме того, в  районах Севера наблюдается сезонная неравномерность поступления ультрафиолетовой энергии в солнечном спектре.

Одним из путей укрепления здоровья дошкольников должна стать осторожная разумная тренировка организма, создание социальных мер защиты, позволяющих обеспечить адаптацию.

Сердечно-сосудистая система.

Правильный ритм работы мышц и дыхательных органов, а так же возможность дозировать нагрузку при плавании благотворно сказываются на работе сердечно-сосудистой системы.

Сердечно-сосудистая система ребенка хорошо приспособлена к потребностям растущего организма. Объем крови у ребенка (на 1 кг массы) относительно больше, чем у взрослого, но пути передвижения ее по сосудам короче и скорость кровообращения выше. Сосуды относительно широкие, и ток крови по ним от сердца не затруднен. Ток крови по направлению к сердцу облегчается большой подвижностью ребенка: мышцы во время движения проталкивают венозную кровь по сосудам. Но надо иметь в виду, что сердце ребенка быстро утомляется при напряжении, легко возбуждается и не сразу приспосабливается к изменившейся нагрузке, ритмичность его сокращений легко нарушается. Отсюда необходимость частого отдыха для детского организма. Эти особенности сердечно-сосудистой системы ребенка надо учитывать при выборе физических упражнений

Органы дыхания.

Плавание способствует развитию легких благодаря равномерной нагрузке на мышцы и органы дыхания..

Органы дыхания детей имеют свои особенности: узость дыхательных путей, нежность и легкая ранимость слизистых оболочек, обилие в слизистых оболочках и стенках дыхательных путей кровеносных и лимфатических сосудов. Это обусловливает облегченное проникновение инфекции в органы дыхания, способствует возникновению воспалительных процессов дыхательных путей и раздражению от чрезмерно сухого воздуха, особенно в помещениях.

У людей, систематически занимающихся плаванием, развиты дыхательная мускулатура и органы дыхания, наблюдается хорошая согласованность дыхания с движениями. При плавании Человек дышит чистым, лишенным пыли и достаточно увлажненным воздухом. При вдохе во время плавания дыхательные мышцы несут дополнительную нагрузку в связи с необходимостью преодолевать сопротивление воды, необходимое  усилие  совершается   и   при   выдохе   в   воду.   Вследствие

усиленной деятельности дыхательные мышцы укрепляются и развиваются, улучшается подвижность грудной клетки, увеличивается жизненная емкость легких.

Опорно-двигательный аппара

Опорн о-двигательный аппарат ребенка находится в стадии формирования. Поэтому позвоночник у ребенка мягкий, эластичный, естественные кривизны его еще не закреплены и в лежачем положении выпрямляются. Ввиду такой податливости он легко подвергается ненормальным изгибам, которые могут затем закрепиться, образовать деформацию. При плавании подъемная сила воды, поддерживающая ребенка на поверхности, как бы облегчает тело, поэтому снижается давление на опорный аппарат скелета, особенно на позвоночник. В связи с этим плавание является эффективным средством укрепления скелета, активно используется как корригирующее (исправляющее дефекты) средство.

У детей дошкольного возраста еще недостаточно развит тазовый пояс, только начинается окостенение хрящевой ткани. Поэтому чрезмерно резкие нагрузки на нижние конечности детей строго противопоказаны, в частности нельзя рекомендовать прыжки в воду с высоты более чем 40—50 см. Мягкие ритмичные движения ног при плавании обеспечивают большую и разностороннюю нагрузку на нижние конечности. Тем самым создаются очень благоприятные условия для постепенного формирования и укрепления твердой опоры нижних конеч- ностей — тазового пояса.

Ввиду возрастной слабости связочно-мышечного аппарата и незакончившегося процесса окостенения стопа ребенка легко подвергается деформации, в результате часто развивается плоскостопие. Оно может быть вызвано чрезмерной нагрузкой на стопы или неправильным распределением ее на внутренний и наружный своды стоп. Большая динамическая работа ног в без опорном положении при плавании оказывает укрепляющее воздействие на формирование детской стопы, помогает- предупредить заболевание плоскостопием.

Позвоночник ребенка отличается мягкостью, эластичностью. Он очень податлив, легко образуются неправильные изгибы, которые могут закрепиться и образовать деформацию.

При плавании давление на опорно-двигательный аппарат и особенно на позвоночник заметно снижается. Поэтому плавание является эффективным укрепляющим и корригирующим средством для опорно-двигательного аппарата. Плавание помогает развить координацию и ритмичность движений, необходимые для любой двигательной активности.

 

Плавание укрепляет организм, помогает ребенку быстрее адаптироваться к различным состояниям окружающей среды. Плавание положительно влияет на деятельность сердечно - сосудистой системы, способствует развитию органов дыхания. Занятия в воде ведут к снижению нагрузки на позвоночник и формирование правильной осанки. Активное движение укрепляет кости и предупреждает развитие плоскостопия. Укрепляется так же нервная система. Крепче становится сон, улучшается аппетит, повышается общий тонус организма. Это еще и обучение дошкольников сложноорганизованным действиям, и способ становления навыков саморегуляции, и преодоление страхов, связанных с водой.

 Учитывая особенности развития детей того или иного возраста и реальные силы и возможности каждого ребенка, все это помогает достигнуть лучших результатов. Постепенно, последовательно в переходе от привыкания к воде во время простого передвижения по дну к разучиванию определенных плавательных движений.

Необходимое условие успеха в работе с дошкольниками – это поддержание положительного отношения детей к занятиям на всех этапах обучения. Основная работа с детьми дошкольного возраста определяется общими задачами начального этапа обучения плаванию, научить детей уверенно и безбоязненно держаться на воде, а также технически правильно и экономично плавать. Занятия плаванием,  развивают  такие черты личности, как: целеустремленность, настойчивость, самообладание, решительность, смелость, дисциплинированность, умение действовать в коллективе, проявлять самостоятельность.

Физическое воспитание подрастающего поколения всегда было и остается в центре внимания общества. Различные нормативы, тесты для определения уровня физического развития как детей, так и взрослых людей включает в себя элементы разных видов спорта. Плавание всегда присутствует в перечне обязательных видов физической культуры в подобных нормативах, поэтому обучение плаванию было и остается актуальной темой не только для каждого человека, но и для общества в целом.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

из опыта работы по использованию регионального компонента

данный материал предназначен для воспитателей детских садов по примению в работе регионального компонента...

из опыта работы по практическому применению регионального компонента

данная разработка содержит теоритический и практический материал (2 конспекта занятия) по применению регионального компонента (ознакомление с Кубанью)...

значение регионального компонента в ознакомлении детей с историей родного края

Одной из основных задач воспитания дошкольников является воспитание у них любви к Родине,родному краю....

Региональный компонент в дошкольном образовании республики Татарстан

региональный компонент в дошкольном образовании республики Татарстан...

Перспективный план по региональному компоненту и компоненту ДОУ

Перспективный план по региональному компоненту и компоненту ДОУ.Внедрние национального компонента в музыкальном воспитании в соотвествии с требованиями ФГОС....