Консультация для родителей Дети 4 – 5 лет с ОНР.
консультация (средняя группа) на тему

информация для родителей об особенностях речевого развития детей 4 - 5 лет с ОНР, разделах и задачах коррекционной работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx18.14 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Дети  4 – 5 лет с ОНР.

           У детей с ОНР нарушены речевая и психологическая структуры, отмечаются комплексные расстройства всех видов деятельности. У детей наблюдаются выраженные особенности высших психических функций: внимания, всех видов восприятия, памяти, операций анализа и синтеза.

У дошкольников с первым уровнем речевого развития (ОНР- I ур.) отсутствует общеупотребительная речь. Дети в самостоятельной общении не могут пользоваться фразовой речью, не владеют навыками связного высказывания. Средствами вербальной коммуникации являются звукокомплексы и звукоподражания, обрывки лепетных слов, отдельные слова, совпадающие с нормами языка. Многоцелевое использование ограниченных вербальных средств родного языка является характерной особенностью речи детей данного уровня. При восприятии обращённой речи дети ориентируются на хорошо знакомую ситуацию, интонацию и мимику взрослого. В самостоятельной речи отмечается неустойчивость в произношении звуков, их диффузность. Дети способны воспроизводить в основном одно – двусложные слова, более сложные слова подвергаются сокращениям. В речи ребёнка появляются первые словосочетания. Слова употребляются, как правило, только в исходной форме, так как словоизменение детям ещё недоступно.

        У дошкольников со вторым уровнем речевого развития (ОНР-II ур.) активный словарный запас составляет обиходная предметная и глагольная лексика. Пассивный словарный запас тоже снижен и не соответствует возрастной норме. Понимание обращенной речи затруднено. В самостоятельных высказываниях у детей есть простые нераспространенные предложения. При этом отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций. Типичны грубые нарушения слоговой структуры и звуконаполняемости слов. У детей выявляется недостаточность фонетической стороны речи (большое количество несформированных звуков).

        У дошкольников с третьим уровнем речевого развития (ОНР-IIIур.) в активной речи представлены простые распространенные предложения. Речь характеризуется элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. В активном словаре представлены все части речи, кроме причастий и деепричастий. Появляются первые навыки словообразования. Характерно недифференцированное произношение звуков, причем замены могут быть нестойкими. Более устойчивым становится произношение слов сложной слоговой структуры. Понимание речи приближается к норме.

Содержание работы по разделам:

       Словарь развивается по темам, усваиваются обобщающее значения слов и многообразие их связей с другими словами, в разных вариантах, выражая мысль. Количественное и качественное обогащение лексического запаса и развитие грамматических конструкций ведётся одновременно, параллельно. Морфологические и синтаксические модели закрепляются на усвоенном лексическом материале.

       Грамматика: работа над грамматическими категориями, словообразованием и словоизменением ведётся по типовым грамматическим моделям обобщения и противопоставления. При формировании предложения основным методом является использование образца речи, многократное повторение конструкции с разным морфологическим и синтаксическим наполнением. В первую очередь ребёнок овладевает числовыми и падежными формами существительных, временем, числом и лицом глагола. Этот материал усваивается на фоне трёхсловных высказываний. Последовательность усвоения предложно – падежных конструкций: винительный падеж – родительный – дательный – предложный.

      Произношение: для овладения правильным произношением ребёнок должен чётко и правильно воспринимать звуки речи на слух, иметь подготовленный для произношения артикуляционный  аппарат, статическую и динамическую координацию артикуляционных движений.

     Фонематическая система: формирование способности опознавать и различать фонемы, развитие фонематических представлений, фонематического анализа и синтеза, осознание смыслоразличительной функции фонемы. Отрабатываются в игровой деятельности артикуляционные движения, вызываются, ставятся, а затем автоматизируются и дифференцируются звуки с учётом индивидуальных возможностей каждого ребёнка. Воспитывается навык управления физиологическим и фонационным дыханием с мягкой голосоподачей, интонационной выразительностью речи.

     Просодическая сторона речи: восприятие и воспроизведение ритмических структур слов и предложений, имитируются звучания различных речевых фрагментов с заданным темпом, ритмом, интонацией.

Положительная динамика в усвоении материала будет обеспечиваться коммуникативной направленностью работы, ранним выявлением затруднений, определением их характера, дифференцированной диагностикой возможных нарушений речевого и личностного развития, предупреждением вторичных отклонений в структуре дефекта, воздействием на все компоненты языковой системы, личностно - ориентированным подходом, опорой на все виды модальности, эмоциональным фоном занятий, сменой видов деятельности, дозировкой новизны материала и работы с ним с учётом утомляемости.

Планируемые результаты:

  • ребёнок должен знать названия предметов, действий, признаков, стихи, песни
  • понимать, что для общения необходимо пользоваться предложениями
  • знать имена окружающих близких, свой адрес
  • должны быть сформированы первоначальные представления о системе языка, о звуках, неречевых и речевых
  • знать артикуляцию отдельных звуков, начиная с гласных
  • уметь вести беседу на обиходную тему
  • строить фразу по демонстрируемому действию и по вопросам
  • придумывать предложения по серии картинок, по картинке (3 – 5 слов)
  • пересказывать простые тексты, составлять элементарные рассказы описательного характера
  • выполнять по показу и называть артикуляционные упражнения
  • опознавать звуки по немой артикуляции, закреплять элементы звукового анализа, сравнивать звуки, дифференцируя их на слух и в произношении
  • владеть отражённой речью
  •  производить мыслительные операции сравнения, обобщения, анализа, синтеза, классификации сначала на предметном, а затем на речевом уровне, отгадывать и загадывать загадки
  • говорить интонационно правильно, выразительно, соблюдая необходимый ритм дыхания и адекватную содержанию и ситуации громкость.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...