Инновационный проект «Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной культуре русского народа»
методическая разработка

Cидорова Вера Ивановна

Дошкольный  возраст - время активной социализации ребенка, вхождения в культуру, пробуждения нравственных чувств, воспитания духовности. Духовность - основополагающее условие для развития творческой инициативной личности. Первична эмоционально-душевная сторона личности, именно она в основных чертах формируется в дошкольном возрасте.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon innovatsionnyy_proekt.doc135 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационный проект

«Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной  культуре русского народа»

                    Дошкольный  возраст - время активной социализации ребенка, вхождения в культуру, пробуждения нравственных чувств, воспитания духовности. Духовность - основополагающее условие для развития творческой инициативной личности. Первична эмоционально-душевная сторона личности, именно она в основных чертах формируется в дошкольном возрасте.

     Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры. Качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания в детском саду является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности и традиционные методики дошкольного образования.

С 2009 года в  детском саду  планомерно проводится работа по духовно- нравственному воспитанию детей и приобщению их к основам народной культуры.  Нас  интересовало, прежде всего, что  такое народные методы и какие именно особенности делают русскую культуру  исключительно эффективной основой воспитания и обучения. Беря за основу народные методы воспитания и образования, стараемся ввести в оборот педагогического процесса все богатство русской культуры. Для успешной работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников  в детском саду последовательно выполняются несколько принципиально важных условий:
- непосредственное участие в названном процессе и взрослых и детей
(например:  мы не просто смотрим на концертное исполнение календарных и семейных обрядов - мы стремимся реализовать те из них, что могут естественно войти в нашу жизнь; мы все вместе участвуем в игровом исполнении старинных обрядов, о которых хотим помнить как о прошлом опыте наших предков);
- продвижение от опыта к знанию (например: мы не объясняем детям, как раньше колядовали, дети понимают это, участвуя в ритме культурной жизни

всего детского сада);
- усвоение традиционных культурных эталонов не только детьми, но и их родителями, сотрудниками детского сада.

 Цель проекта - обеспечить своевременную  успешную социализацию дошкольника в условиях окружающей его  этнокультурной среды путем введения в традиционную народную культуру. 

Задачи:

1. Оказание помощи семье в формировании ценностной сферы личности ребенка на основе приобщения к традициям духовной и народной культуры, традиционному укладу жизни, любви к родному краю.

2. Воспитание отзывчивости на красоту русской природы и народного искусства.

3. Интеграция духовно-нравственного содержания в повседневной жизни детского сада, во все виды детской деятельности.

4. Содействие развитию отдельных форм и комплексов традиционной культуры.

5. Развитие художественно-творческой активности детей.

Содержание проекта

Воспитательная система, сложившаяся в детском саду по духовно-нравственному развитию личности дошкольника содействует целостному духовно-нравственному и социальному развитию, формированию внутреннего мира и направлена на развитие нравственной позиции ребенка.

1. Основные виды совместной деятельности детей и взрослых:

Познавательная деятельность

Педагоги  осуществляют с  детьми непосредственно образовательную деятельность, начиная со второй младшей группы: формирование первичных представлений о малой Родине, Отечестве, представлений о социокультурных ценностях  нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. Осуществляют экспериментальную деятельность по разработанной педагогическим коллективом  программе «Мир твоей души» вошли темы: «Уроки доброты», «По страницам добрых книг», «Во что мы верим», «Праздники, которые мы отмечаем» и другие. С целью выявления изменений в развитии субъекта диагностики, для определения эффективности педагогической деятельности разработаны диагностические карты, анкеты для педагогов и родителей.

Познавательно-исследовательская деятельность

 В познавательно-исследовательской деятельности ребенок расширяет свои представления об окружающем мире.  К этому виду мы относим проектную деятельность:  «Моя родословная», «Мое имя», «Моя семья», «Мой дом», «Моя малая родина», «Города России» и другие.

Трудовая деятельность

В  основе трудовой деятельности лежит желание сделать что-то для коллектива, для детского сада, для своего города, села. Например, ежегодно мы проводим акцию «Неделя добрых дел», где дети готовят  поделки  для сотрудников детского сада, для малышей, пожилых людей и с желанием их дарят.

Игровая деятельность

Игра является важнейшим источником развития сознания ребенка, произвольности его поведения, особой формой моделирования им отношений между взрослыми, фиксируемых в правилах определенных ролей. Взяв на себя выполнение той или иной роли, ребенок руководствуется ее правилами, подчиняет выполнению этих правил свое импульсивное поведение. Это могут быть хороводные и подвижные национальные игры: «Раю-раю», «Салки», «Чей головной убор», «Во поле береза стояла», «Спутай нас» и другие.

Продуктивная деятельность

Из глины, пластилина, бумаги, картона дети  изготавливают понравившиеся предметы. Создавая собственные маленькие произведения, дети выражают свое отношение к культурному наследию.

Театрализованная деятельность

              Это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном. 

2. Формы работы

             Предпочтение при реализации данного проекта отдаем тем формам, которые имеют многофункциональный характер, способствуют развитию детей, их познавательной активности и ее самореализации, интересны самим детям, органически вписываются в современный учебно-воспитательный процесс. В педагогическую деятельность при этом включаются:

Интерактивные занятия

         По форме проведения занятия представляют собой «игры-путешествия» или «игры-открытия». Например: «Путешествие в прошлое ручки». Ребятам необходимо справиться с несколькими задачами: вернуть с помощью  «Клуба юных исследователей» письменные принадлежности (гусиное перо, перьевую ручку, шариковую ручку) в наше время; выявить закономерность в развитии письменных принадлежностей.

Познавательные беседы

Развивают мышление ребенка. У детей активно совершенствуется нравственное и эстетическое отношение к народным традициям, национальному наследию. Беседы организуются как итоговые по окончании праздничного периода с детьми старшего дошкольного возраста. Дети сравнивают настоящий праздник с прошедшим, находят сходства и различия; рассуждают и устанавливают зависимость народного праздника от сезонных изменений и земледельческого труда.

Предпраздничные посиделки  

Основная цель – это подготовка к празднику. На посиделках не только разучивают песни, игры, водят хороводы, но и изготавливают необходимые атрибуты для праздника, знакомятся с народной игрушкой, декоративно-прикладным искусством, устным народным творчеством.

Оформление мини-музея и выставок

Выставки организуем тематические и сезонные.  Содержанием выставки являются произведения народно-прикладного творчества местных мастеров, членов семьи и самих детей: вышивки, кружева, дорожки, полотенца, картины, творческие работы по рисованию, лепке, аппликации,  ручному труду.

Праздники

Праздник является большой, яркой и глубоко содержательной игрой. Именно через праздник мы воздействуем на эмоциональную сферу детей и в их памяти оставляем глубокий след.

3. Социальное партнерство

Огромную роль в решении поставленных задач играет ознакомление дошкольников с социумом.  За дверями детского сада  огромный     мир, сотрудничество с которым способно принести много пользы. Детский сад в своей работе  активно  использует воспитательный потенциал объектов социума и природной среды. С данными учреждениями налажено взаимодействие, составлены совместные планы работы, проводятся совместные мероприятия. Социальное партнерство детского сада и краеведческого музея дарит дошкольникам возможность знакомства с историей малой родины, её природой, культурой и искусством родного края. В течение учебного года дети посещают специально организованные тематические занятия: «Как рубашка в поле выросла», «Не боги горшки обжигают», «Путешествие в старый город», «Они защищали Родину» и другие.  Ознакомление детей с родным краем, воспитание у них любви к своей малой Родине связано с формированием основ патриотического воспитания и является фундаментом духовно-нравственного развития.

В рамках преемственности в работе детского сада и школы организуются совместные мероприятия: образовательная деятельность, экскурсии. Традиционно воспитанники детского сада принимают активное участие на торжественной линейке посвященной  Дню Знаний, проводятся совместные праздники: «Рождество», «Мое родное село». Учащиеся школы приходят в детский сад с театральными  постановками.

Работники детской центральной библиотеки проводят для детей тематические выставки, знакомят  с новинками детской литературы,  проводят  конкурсы, посвященные юбилею писателей и т.д.

Педагоги детской музыкальной школы приглашают воспитателей и детей детского сада в музыкальную гостиную, где знакомят детей с классической музыкой, композиторами и музыкальными инструментами. Дети имеют возможность послушать живое исполнение музыкальных произведений воспитанниками музыкальной школы.

4. Основные способы достижения целей

Специально организованная деятельность

Воспитание средствами искусства, музыки

Игровая деятельность

Тематические познавательные мероприятия:

- по методическому пособию «Наши первые шаги», «Мир твоей души» («Сердце на ладошке» А.А. Баранова – переработанное)

«Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа» Г.А.Антонова, О.М. Ельцова, Н.Н. Николаева.

Использование малых фольклорных форм:

потешки, пословицы, поговорки, считалки, короткие стихи, песенки.

Дидактические игры:

- «Как оденусь, так и приглянусь»

- «Царство трех ветров»

- «Животные прошлые и настоящие»

- «Назови правильно» (национальная одежда) и другие.

Наблюдение за поведением окружающих людей, оценка поступков

Этические беседы:

- «Мир – наш дом»        

- «Война и дети»

-«Семейные реликвии, связанные с военной темой»

-«О национальных праздниках в семье, детских развлечениях, о национальной детской одежде» (с участием родителей)

- «Хлеб – всему голова».

Встреча с  ветеранами  войны и труда.

Игры-драматизации,  театрализация с участием родителей.

Праздники

Досуги

Развлечения

- «Праздник Масленицы»

- «Встреча весны. Сороки»

-  «Святки»

-  «Светлая пасха»

- «День матери»

- «День народного единства»

-  День толерантности»  

- «День Земли»  

- «Праздник Победы»

 и другие.

Сюжетно-ролевые игры

Организация продуктивной деятельности:

- праздничные сувениры родителям, сотрудникам детского сада

- подарки малышам

- кормушки для птиц

- «Наши славные дела».

Посещение:

- краеведческого музея

села Челно-Вершины

- детской межпоселенческой библиотеки

- детской музыкальной школы

Подвижные и хороводные национальные игры:

 «Раю-раю», «Салки», «Чей головной убор» и другие.

Совместное творчество с родителями:

- семейная газета «Родничок»

- альбом «Моя семья – моё богатство»

- генеалогическое древо семьи

- герб села

- оформление гербариев («Наш край», «Лекарственные травы» и другие)

- создание мини-музея «Народные традиции»

Музыкальная гостиная для родителей

Совместные утренники

Психологические этюды

Поисково-исследовательская

деятельность

Проекты: «Моя родословная», «Мое имя», «Моя семья», «Мой дом», «Моя малая родина», «Города России».

Дидактические игры

Тематические выставки

Мастерская природы»

- «Национальные вышивки»

- «Куклы прошлого и будущего»

- «Осенние фантазии»

- «Путешествие во времени»

-  «Своей герб семьи»

-  «Навек запомни!»

5. Работа с родителями.

Систематическая  работа с семьей позволяет соблюдать принцип непрерывности и преемственности духовно-нравственного воспитания в семье и детском саду. При этом семья и детский сад не заменяют друг друга, а дополняют.

В каждой группе детского сада педагогами оформляются мобильные информационные стенды, где размещается информация о жизни группы, об успехах  детей, конкурсах. Там же помещаются фотографии, продукты коллективного детского творчества. При необходимости эти стенды легко превращаются в тематические: «Родное село», «Берегите природу!», «Если с другом вышел в путь» и другие. В работе с родителями хорошие  результаты дает организация проектной деятельности в детском саду. Как правило, любой проект, как маленький, на уровне ДОУ, так и масштабный, включает в себя блок работы с семьей. Сюда мы относим создание агитплакатов, выставки, написание мини-сочинений, конкурсы, экскурсии, родительские собрания и клубы, оформление стендов.   На очередном  собрании вниманию родителей были представлены презентация проектов: «Песни Великой Победы», «Православный праздник Пасха»,  «Народная игрушка – Матрешка», «Мое родное село», «Мой край родной». Педагог-психолог  проводит с родителями  тренинги детско-родительских отношений в семье: «Погода в доме», «Пойми меня», позволяющие родителям взглянуть на себя глазами ребенка, скорректировать взгляды некоторых родителей на воспитание собственных детей. Тренинги получили высокую оценку родителей, одобривших данную форму работы. Самая популярная и любимая, как воспитателями, так и родителями форма работы – досуговая. Здесь наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества, проявления творчества. Из опыта работы мы знаем, что родители наиболее охотно идут на контакт, выражают желание сотрудничать с детским садом именно тогда, когда речь идет непосредственно об их ребенке. Все, что связано с конкретным ребенком, вызывает неподдельный интерес. Именно этот интерес мы используем при организации выставок фотографий, поделок, рисунков.

Регулярно в детском саду  проводятся выставки детских и родительских работ по сезонам, к праздникам: «Осенняя ярмарка», «Готовим вместе», «Любимая мамочка», «Мои друзья» и другие. Традиционно родители принимают участие в соревнованиях и развлечениях, проходящих в дни каникул. Ежегодно проводятся  спортивные праздники:  «Мама, папа, я – спортивная семья», «Веселые старты», «За здоровый образ жизни», «Умники и умницы».

6. Планирование процесса  воспитания

 Планирование воспитательно-образовательной работы  осуществляется в  соответствии с примерной программой «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы,  Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, которая   разрабатывается   воспитателями и специалистами  с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. В Примерной программе  уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как патриотизм, активная жизненная позиция, творческий подход в решении различных жизненных ситуаций, уважение к традиционным ценностям.  Дополнительное образование организовано для  детей, начиная со средней группы:

- кружок по декоративно-прикладному искусству «Художники-умельцы» для детей 6-7лет. Используются самодельные инструменты для рисования. Дети знакомятся шире и глубже с символикой русского декоративного искусства и её значением

-кружок нетрадиционной техники рисования с детьми   4-5 лет  «Веселые пальчики»

- кружок   «Пластилиновое чудо» для детей 5-6 лет (пластилинография – это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности).  

-музыкальный кружок игры на музыкальных инструментах «Звоночки».

       В работе используются дополнительные программы и методические пособия, которые позволяют сделать воспитательно-образовательный процесс комплексным, а также способствуют реализации задач духовно-нравственного воспитания, делая образование вариативным.

Методическое пособие

Задачи

Возраст детей

Методическое пособие   «Сердце на ладошке». Научный редактор: Баранов А.А.- кандидат философских наук.

«Научить ребенка чувствовать сердцем другого человека. Искренние порывы доброго сердца, возмущение злом, несправедливостью - это бесценное наследие, которое люди берут  из счастливой поры детства, когда сердце делает первые открытия в познании добра и подлости, любви и предательства. Сохранить, сберечь эти горячие сердца, сделать их более чуткими, живыми - наша великая миссия».

3 -7 лет

Методическое пособие «Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа»        Г.А. Антонова, О.М. Ельцова, Н.Н. Николаева

Развитие познавательного интереса, формирование представлений о жизни предков, о специфике бытовой народной культуры при обращении к жизненному опыту детей.

 3-7 лет

Методическое пособие «Народная культура и традиции» В.Н.Косарева

Сформировать интерес к познанию истории и культуры наших предков у детей дошкольного возраста.

 3-7 лет

Методическое пособие  для дополнительного образования. «Пластилинография»
Давыдова Г.Н.  

Формирование навыков работы с пластилином, развитие интереса к художественной деятельности.

Освоение новых приемов (скатывание, размазывание, надавливание) и создание с их помощью сюжетных картин.

3-7 лет

Методическое пособие  для дополнительного образования       «Изобразительная деятельность в детском саду» Лыкова И.А.

Воспитывать художественный вкус в умении подбирать красивые сочетания цветов. Стимулировать и поощрять желание выполнять задание по-своему, дополняя выразительными деталями.

3-7 лет

Методическое пособие для дополнительного образования

«Календарные и народные праздники в детском саду» Лапшина Г.А.    

Обучение элементарному  музицированию.

Общение с художественно полноценным материалом, активное оперирование элементами музыкального языка, умение сформировать музыкальную ткань способствуют  развитию вкуса, музыкальности, развивают основные музыкальные способности: слух, ритм, музыкальную память, двигательную реакцию на музыку.

5-6-7 лет

     

7. Этапы и сроки реализации инновационного проекта

 Этап I – подготовительный   (апрель – май  2014 г.)
Цель: Определение основных направлений работы
Задачи: 

1. Изучить мнение родителей и педагогов.
1. Изучить теоретические и практические наработки по избранной теме.
2. Создание инициативной группы для разработки Проекта.
3. Планирование работы инициативной группы и разработка Проекта.
Прогнозируемые результаты.
• Разработка проекта

Этап II - организационный   (сентябрь 2014 г. – октябрь 2014 г.)
Цель: Создание условий для осуществления инновационной деятельности в рамках реализации проекта  по внедрению культуры русского народа.
Задачи:

1. Обеспечить нормативно-правовую базу.
2. Обучить воспитателей на курсах повышения квалификации.
3. Пересмотреть содержание воспитательно-образовательного процесса старших дошкольников и внести соответствующие дополнения.

4. Разработать авторскую программу, направленную на формирование  интереса  к познанию истории и культуры наших предков у детей дошкольного возраста  

5. Разработать календарно-тематический план, технологию реализации содержания авторской программы «Мир твоей души».

6. Заключить договоры с социальными партнерами о совместной деятельности.
7. Обеспечить программно-методическое сопровождение.
8. Разработать методические рекомендации для педагогов и родителей.
Прогнозируемый результат: 

  • Пакет нормативно-правовых документов.
  • Методические рекомендации.

Этап III - практический   (октябрь 2014 г. – май 2015 г.)
Цель: Апробация и экспериментальная проверка основных идей проекта.
Задачи:
1. Разработать и апробировать организационно-структурную модель взаимодействия педагогов по духовно-нравственному воспитанию.
2. Осуществить развитие профессиональных компетенций педагогов, осуществляемых работу по данному направлению.
3. Сформировать развивающую среду в соответствии с  изменениями содержания образования старших дошкольников.

4.Разработка дидактических игр, пособий.
6. Подбор демонстрационного материала.

7. Открытие мини-музея народных культурных традиций.

8. Провести мероприятия по обобщению и распространению опыта работы ДОУ среди педагогического сообщества района, округа.

Прогнозируемый результат:

  • научно-методическое сопровождение апробации и внедрения программы (методические разработки, методические рекомендации, перспективно-тематический план);
  • разработка перспективно-тематического планирования деятельности всех исполнителей;
  • разработка методических рекомендаций.

Этап IV – обобщающий   (май 2015 г.)

Цель: Подведение итогов инновационной работы.

Задачи:
1. Проанализировать результаты деятельности творческой группы по реализации инновационного проекта.
2. Дать оценку эффективности и целесообразности реализации системы работы ДОУ по духовно-нравственному воспитанию.
3. Подвести итоги реализации авторской программы по формированию интереса  к познанию истории и культуры наших предков у детей дошкольного возраста  «Мир твоей души».

4. Продолжить мероприятия по обобщению и распространению опыта работы ДОУ среди педагогического сообщества района, округа.
Прогнозируемый результат:

  • Обобщенные результаты реализации разработанных методических рекомендаций.
  • Аналитическая справка.
  • Распространение опыта среди ДОУ района, округа, региона.

9. Условия, необходимые для реализации проекта:

  • научно-методическое и педагогическое обеспечение
  • организация совместной деятельности педагогов ДОУ в рамках реализуемого проекта
  • социальное партнерство (учреждения культуры, родители, образовательные учреждения).

Планируемые  результаты

- обеспечение преемственности дошкольного образования в семье и детском саду

- устойчивый интерес  к занятиям исторического и этнографического характера (сформированности  представлений о быте, основных занятиях людей и укладе жизни  народов Поволжья  (ремесла, предметы утвари, одежда, особенности труда, национальная кухня, традиции, обычаи).

- обладают установкой положительного отношения к миру, чувством собственного достоинства; активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми, участвуют в совместных играх.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

отчет по самообразованию «Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа"

•Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы в этой области, посещения круглых столов, самообразования. •Разработать перспективный план работы с детьми; •Органи...

Инновационный проект «Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа». Старший воспитатель Вера Дмитриевна Атяшева

Актуальность проблемы         Дошкольный  возраст - время активной социализации ребенка, вхождения в культуру, пробуждения нравственных чувств, воспитания духо...

Проект «Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной культуре русского народа»

Проект «Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной культуре русского народа»...

Отчет по самообразованию «Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа с учетом регионального компонента»

Цель: развитие познавательного интереса, формирование представлений о жизни предков.Задачи:•Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы в этой области, посещения кру...

Доклад на тему: "Духовно- нравственное воспитание дошкольников через приобщение к культурному наследию русского народа".

Духовно-нравственное воспитание детей на основе традиций и культуры русского народа....