Проект"Удивительные эксперименты дома"
опыты и эксперименты (старшая, подготовительная группа) на тему

ОСИПОВА ВЕРОНИКА ВЛАДИМИРОВНА
Семейная лаборатория

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport.docx38.49 КБ
Файл prilozhenie.docx15.71 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт проекта

По доминирующей деятельности: познавательно-творческий

Возраст: старшая группа

Участники проекта: педагоги, воспитанники и родители группы.

По продолжительности: краткосрочный – 1 месяц

Руководитель проекта: Осипова В.В.

Проблема:

Детям по своей природе свойственна ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Познавая окружающий мир, ребенок, стремится рассмотреть предмет, потрогать его руками, понюхать, постучать им. Но не всегда это возможно сделать в окружающей обстановке. Дети часто слышат нельзя, не трогай, вырастешь, узнаешь и т. д. Но взрослые не задумываются о последствиях таких высказываний в сторону ребенка. Ребенок закрывает свой любознательный мир от взрослых и действует украдкой, чтобы никто его не видел, тем самым не зная об элементарной безопасности, вредит себе и окружающим.

Актуальность:

В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное исследовательско-творческое отношение к миру.  Основная особенность познавательной деятельности - ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним. Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы с дошкольниками.  

Цель проекта: развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментальной деятельности, через привлечение родителей к участию в жизни группы и детского сада. 

Задачи проекта:

  • установить партнерские отношения с семьями воспитанников, объединить усилия для развития познавательно-исследовательской деятельности детей, путем проведения экспериментов в домашних условиях;
  • поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность;
  • учить видеть и выделять проблему эксперимента, ставить перед собой цель эксперимента, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности;
  • развивать  у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение);
  • развивать мышление, речь-суждение в процессе познавательно-исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности.
  • продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
  • формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.

Гипотеза состоит в предположении того, что проводимая работа в группе, а также творческое взаимодействие детей и родителей будет способствовать повышению интереса детей к познавательно-исследовательской деятельности, и как следствие  динамики в познавательном  и речевом развитии дошкольников.

Анализ ресурсов:

Ресурсы

Внутренние ресурсы

Кадровый потенциал    

  • Воспитатель
  • Родители

Материально - техническое обеспечение

  •  Пополнение методического обеспечения воспитательно-образовательного процесса (картотеки, работа с родителями)
  • Мини – лаборатория

Этапы проекта

1 этап – Подготовительный - 1 неделя

  • Составление понятийного аппарата
  • Сбор информации, подготовка оборудования для реализации проекта
  • Организация развивающей среды
  • Составление перспективного плана работы
  • Информирование родителей о проведении проекта
  • Подготовка информационной и консультативной базы для работы с родителями
  • Анкетирование родителей по теме

2 этап - Организационно-информационный - 2 недели

Реализация проекта:

  1. Работа с детьми:
  • Образовательные ситуации,  опыты, эксперименты, экспериментирование на прогулке, чтение художественной литературы, беседы, просмотр презентаций, мультфильмов.  
  • Ознакомление с картотеками опытов и схемами экспериментов, которые можно провести дома.
  • Оформление информационных стендов по экспериментальной тематике.

2. Работа с родителями:

  • Анкетирование, мастер-класс, консультации, информационные буклеты, домашние задания, презентация проектов.
  • Организация детско-родительской деятельности – проведение эксперимента дома.

3 этап – Итоговый - 1 неделя

  • Представлений детьми результатов детско-родительского эксперимента в домашних условиях.
  • Оформление картотеки-альбома «Экспериментируй дома»

Поэтапный план реализации проекта

              Ответственный за проведение:  воспитатель Осипова В.В.

Задачи

Мероприятия

Сроки

Ожидаемый результат

1 этап – организационно - информационный

Подготовить  методическое обеспечение проекта

Подбор   и   анализ литературы,   информации с      интернет     ресурсов, разработка перспективного плана, организация предметно - развивающей среды

1 неделя

Создание нормативно-правовой и методической базы, для реализации проекта и обеспечением необходимой информацией родителей и детей.

Определения объема знаний о некоторых явлениях в неживой природе, об элементарных физических процессах.

Мониторинг детей по проблеме: беседы с детьми «От чего и почему?»

Выявление отношения к исследовательской активности детей

Анкетирование родителей

2 этап - практический

НОД

Познакомить детей с понятием «вулкан», дать представление происхождении, формировать представления о природном явлении – извержение вулканов. Учить делать умозаключения.

Занятие по познавательно-исследовательской деятельности «Вулканы»

2 недели

У детей сформируются представления о процесс извержения вулканов.

Учить рисовать радугу путем смешивания красок, опытным путем получать необходимые цвета. Составить схему получения цветов.

НОД Рисование «Радуга- дуга»

Дети усвоят принцип смешивания красок, усвоят алгоритм получения различных цветов.

Познакомить со свойствами металлов, их видами, магнитом. Опытным путем показать не/способность металлов к магнетизму.

НОД ФЦКМ «Металлы. Магнетизм»

Дети усвоят свойства металлов, магнита, процесс притяжения-отталкивания двух магнитов. Способны сделать выводы.

Опыты и эксперименты

Опытным путем установить явление  статического электричества и возможность снять его с предметов.

«Чудо прическа».

«Волшебная фольга».

Дети смогут применять практически знания о статическом электричестве.

Выявить особенность двух магнитов: притяжение и отталкивание.

«Два магнита»

Дети узнают о полярности магнитов

Закреплять представления о свойствах льда, дать представления об айсбергах. Познакомить с процессом испарения, зависимостью скорости испарения от температуры, открытости поверхности.

 Познакомить с круговоротом воды в природе, обозначить причину выпадения осадков.

«Почему не тонут айсберги»?

«Куда делась вода»?

«Путешествие маленькой капельки».

Дети смогут установить причинно-следственные связи между температурой и скоростью испарения воды, процесс выпадения осадков, процесс круговорота воды в природе.

Познакомить с силой притяжения Земли, с силой трения .

«Яблоко Ньютона».

Эксперимент «Почему движутся предметы»?

Опыт «Две пробки».

 Дети усвоят существование «невидимой силы», которая притягивает к земле любые предметы и тела.

Презентации, образовательные ситуации и беседы

Обобщить и расширить знания об электричестве, как оно помогает человеку и

 как «приходит» к человеку. Познакомить с батарейкой, как хранителем электричества и способом использования лимона в качестве батарейки.

Уточнять и закреплять правила безопасности в обращении с электроприборами. Запомнить правила работы во время  проведения экспериментов, активизировать знания о лаборатории.

Презентация «Путешествие в страну Электричества».

«Почему горит фонарик»?

«Правила безопасности с электричеством».

 «Лабораториум».

«Внимание. Работа в лаборатории».

Дети узнают о значении электричества, откуда оно появляется, о значимости батареек. Узнают способом использования лимона в качестве батарейки.

Актуализируют  правила при проведении эксперимента, правила безопасности.

Познакомить с приборами наблюдений: микроскоп, лупа, бинокль, телескоп.

«Волшебные стеклышки».

Получат знания о разнообразии приборов наблюдений их конструкцией.

Просмотр мультфильмов

Развитие познавательной активности, любознательности.

«Смешарики. Притяжение земли».

«Фиксики. Сила трения. Сила притяжения.

Электричество.

Магнит».

Дети познакомится с понятиями «сила притяжение, сила трения, электричество, магнетизм».

Исследовательская деятельность  на прогулке

Помочь сделать выводы, где снег растает быстрее, на солнце или в тени. Установить взаимосвязь.

Помочь сделать выводы о том, что снег сохраняет тепло.

Познакомить с образованием тени от предметов.

Познакомить с понятием «отражение», найти предметы в окружающей обстановке, способные отражать. Помочь сделать умозаключения.

«Где быстрее растает»?

«Тепло ли под снегом»?

«Таинственные картинки».

«Я увижу свое отражение».

Дети смогут сделать выводы о свойствах снега, устанавливать причинно - следственные связи.

Понять свойства предметов, способствующие отражению.

Поддержание интереса к экспериментированию. Через чтение художественной литературы, способствовать проведению самостоятельных элементарных экспериментов.

«Секреты знакомых предметов» А. Шапиро

Создание условий для самостоятельной деятельности в мини лаборатории.

Дети узнают об элементарных экспериментах, которые они смогут выполнять в самостоятельной деятельности в группе и дома.

Работа с родителями

Просвещение родителей по данной теме:

рассказать родителям о роли экспериментирования для развития дошкольников.

Привлекать родителей к пополнению центра экспериментирования новой познавательной литературой.

        Научить родителей элементарным опытам и экспериментам в домашних условиях.

        Установить сотрудничество с родителями в вопросах развития познавательной активности детей. Привлечь родителей к участию в познавательно – исследовательской деятельности ребенка.

Консультации для родителей: 

«Игра или   экспериментирование».

«Организация детского экспериментирования в домашних условиях».

«Что нужно делать для поддержания интереса к познавательному экспериментированию»?

Памятка «Как организовать мини лабораторию в домашних условиях»?

Мастер - класс «Чудеса на маминой кухне».

Домашнее задание «Опыты в семейной лаборатории».

Родители расширят знания о необходимости проведения опытов и экспериментов с детьми в домашних условиях.

Практическим путем научатся опытам и экспериментам в домашних условиях.

Сотрудничество детей и родителей

3 этап – итоговый

Представление детьми результатов детско-родительского эксперимента или опыты дома.

Презентация «Наши удивительные эксперименты в семейной мини лаборатории».

1 неделя

Дети смогут поделиться впечатлениями от проведенных дома опытов вместе с родителями, смогут заинтересовать друг друга на продолжения этой работы.

Оценка реализации проекта детьми

Беседа с детьми «Что мы хотели узнать, что мы узнали и сделали, для чего?»

Ожидается  динамика владения материалом по данной проблеме.

Обогащение РППС.

Расширение материально-технической базы, распространение опыта среди педагогов и родителей.

Оформление картотеки-альбома «Экспериментируй дома»

Конечный продукт проекта: презентация «Наши удивительные эксперименты в семейной мини лаборатории», при выполнении которой:

  • дети овладеют способами практического взаимодействия с окружающей средой;
  •  у них сформируются личностные компетенции: познавательная активность, самостоятельность, инициативность;
  • расширятся перспективы поисково-познавательной деятельности;
  •  повысится процент включенности родителей в развитие и воспитание своих детей.

Диагностический инструментарий: модель трёх вопросов: Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Что нужно сделать, чтобы узнать?

Методические разработки: перспективный план (см. приложение №1)


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бондаренко, Т.М.Экологические занятия с детьми5-6 лет: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ// Т.М. Бондаренко - Воронеж: Издательство «Учитель», 2002. – 159 с.
  2. Детское экспериментирование // Ребенок в детском саду: информационный портал о государственных и частных детских садах: https://kladraz.ru
  3.  Детское экспериментирование и его влияние на развитие познавательной активности в условиях реализации ФГОС ДОУ: https://deti-clab.ru
  4. Дыбина, О.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников / О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина. – М.:ТЦ Сфера, 2005. – 192 с.
  5. Иванова, И.А. Естественно - научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек.- М.: ТЦ Сфера,2004. – 224 с.
  6. Мартынова, Е.А. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/ Е.А. Мартынова, И.М.Сучкова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 333с.
  7. Савенков, А.И. Методика исследовательского обучения дошкольников. А.И.  Савенков.– Самара: Учебная литература: Издательский дом «Федоров», 2010. – 128 с.




Предварительный просмотр:

Приложение №1

Перспективный план проведения проекта «Наши удивительные эксперименты в семейной мини лаборатории».

Мероприятия

1 день  

Тема «Начинаем эксперимент»

Образовательная ситуация «Лабораториум».

Беседа «Внимание. Работа в лаборатории».

Опыт «Волшебные стекляшки».

Чтение «Секреты знакомых предметов» А. Шапиро:

«Нитка. Веревка. Канат»

«Бумага»

«Зеркало»

«Пузырек воздуха».

 

2 день

Тема «Вода»

Опыт «Почему не тонут айсберги»?

Исследовательская деятельность на прогулке «Где растает снег»?

Опыт «Куда делась вода».

3 день

Тема «Вода»

Опыт «Путешествие маленькой капельки».

Исследовательская деятельность на прогулке «Тепло ли под снегом».

4 день

Тема «Превращения»

НОД ХЭР с элементами экспериментирования «Радуга-дуга».

Исследовательская деятельность на прогулке «Таинственные картинки. Тень».

Опыт «Игра света или как образуется радуга»?

5 день

Тема «Природные явления»

НОД ПИД «Вулкан».

Просмотр презентации «Молния».

Опыты «Чудо прическа».

 «Волшебная фольга».

1 день  

Тема «Электричество»

Просмотр презентации « Путешествие в страну Электричества».

Эксперимент «Почему горит фонарик»?

Беседа «Правила безопасности с электричеством».

Просмотр мультфильма «Фиксики « Электричество».

2 день

Тема «Магнит. Поверхности»

НОД ПИД « Металлы. Магнетизм».

Эксперимент «Два магнита».

Исследовательская деятельность на прогулке «Я увижу свое отражение».

Просмотр мультфильма «Фиксики. «Магниты».

3 день

Тема «Великие силы»

Просмотр мультфильмов «Смешарики. Притяжение земли», «Фиксики. Сила трения. Сила притяжения».

Опыт «Яблоко Ньютона».

Эксперимент «Почему движутся предметы»?

Опыт «Две пробки».

4 день

День самостоятельных опытов и экспериментов.

5 день

Презентация «Наши удивительные эксперименты в семейной мини лаборатории».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В копилку педагогам.Консультации для родителей "Лаборатория дома. Этот удивительный эксперимент"

Детское экспериментирование - один из ведущих видов деятельности дошкольников. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок....

Познавательно-исследовательский проект «ЭТОТ УДИВИТЕЛЬНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ» в средней группе

Предлагаемый проект представляет педагогическую работу с детьми и родителями среднего дошкольного возраста.Данный проект направлен на приобретение новых знаний и умений детей среднего дошкол...

Проект «Удивительный мир экспериментов»

Проект «Удивительный мир экспериментов»...

Проект "Удивительный мир экспериментов"

Цель: развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование...

проект "Удивительный мир экспериментов"

краткосрочный исследовательско- творческий проект в младшей группе...

Лаборатория дома «Этот удивительный эксперимент»

  Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.    Л...