Формирование универсальных учебных навыков у дошкольников
консультация (старшая группа) на тему

Кузнецова Ирина Александровна

данный материал будет полезен родителям,чьи дети стоят на пороге поступления в школу.А также всем тем,кто интересуется умениями и навыками дошколенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование универсальных учебных навыков

у дошкольников.

Из опыта работы

Учителя-логопеда АОУ д\с №17 «Непоседы»

г.  Долгопрудный

Кузнецовой И.А.

В жизни каждого дошколёнка рано или поздно наступает момент важного шага- поступление в школу. Начало этапа обучения- очень непростой период в жизни ребёнка.

Начинает пропадать детская непосредственность, появляется некая манерность. Ребёнок начинает осмысливать свой внутренний мир: всё больше проявляются самолюбие и самокритика, чувство собственного достоинства и самооценка. Речь ребёнка усложняется, расширяется словарный запас, происходит освоение звукового анализа и синтеза; и, наконец, ребёнок начинает читать.

Отсюда многие родители задаются вопросом: как правильно подготовить ребёнка к школе, как определить готовность к школьному обучению?

 К сожалению, многие родители в понятие «подготовка к школе» вкладывают лишь обучение счёту, чтению и письму. И совершенно забывают, что собственно все 7 лет жизни дошколёнка- это подготовка. На протяжении всей жизни ребёнок учится: сначала взаимодействовать со взрослым, потом со сверстниками; учится выполнению инструкций, навыкам игровой деятельности ( а ведь в игровых приёмах  и отрабатываются все необходимые ребёнку навыки); умению доводить дело до конца и оценивать конечный результат- это тоже подготовка к школе.

Сущеструет насколько основных критериев оценки готовности ребёнка к поступлению в школу:

Первым таким критерием является общее состояние здоровья.

Не стоит пренебрегать в данном случае советами врачей. Често болеющий ребёнок будет пропускать многое из учебной программы, что в свою очередь приведёт к неминуемым пробелам в знаниях, и, как результат, к неуспеваемости. Если возраст позволяет подождать, то лучшим вариантом будет отдать ребёнка в школу на год позже. А в оставшееся время активно заняться укреплением его здоровья.

Если же вы всё таки решились поступать в школу, то, чтобы сохранить нервы себе и своему чаду, следует загодя заняться организацией будущего школьника. Распорядок дня по регламенту должен превратиться в своеобразный закон для дошкольника. Как показывает практика, в будущем это явится залогом успешной учебы в школе.

Не забывайте чаще хвалить ребенка, так как подготовка к школе и учеба в дальнейшем должны  доставлять ему положительные эмоции. Психика ребёнка в этом возхрасте очень лабильна. Как говориться: что посеешь, то и пожнёшь.

Если в речи ребёнка присутствуют дефекты речи, то нужно неприменно посетить логопеда и стомотолога, т.к. любые нарушения звукопроизношения оказывают негативное влияние на развитие личности ребёнка, на его умственное развитиве и на формирование эмоционально-волевой сферы.

Следующим критерием оценки готовности к школе является состояние общей и мелкой моторики.

Очень часто родители не придают значения тому, что ребёнок неуклюж: постоянно что-то задевает, у него всё валится из рук, он  шаркает ногами, испытывает трудности при просьбе нарисовать линию или круг. При разговоре с родителями таких детей выясняется, что ребёнок пропустил одну из самых важный стадий в своём развитии: стадию «ползания».

Если вы зметили у своего ребёнка моторные трудности, не торопитесь в первый класс. Лучше в освободившееся время до школы позанимайтесь развитием моторики. Благо, сейчас много литературы данной тематики.

В том случае, если же в школу ы всё таки собрались, следует удеть больше внимания тонкой координации движений. Ребёнку предстоит ведь учиться письму, а это значительная нагрузка. Отлично развивают мелкую мотрику занятия пластилиновой лепкой и рисование. Одно-два занятия еженедельно необходимо посвящать, как раз, подготовке руки дошкольника к письму. Лучше, все занятия проводить форме игры. К примеру, можно предложить малышу сначала изобразить какое-либо  животное, а потом самостоятельно вырезать его из бумаги. Получится своеобразный бумажный зоопарк. Подобные упражнения желательно разнообразить, чтобы ребенок не утомлялся от монотонной деятельности.

 В ходе дошкольных занятий не следует слишком усердствовать, заставляя малыша неприрывно выводить буквы на листе. Лучше чередовать момент обучения с отдыхом : 3 минуты пописали- столько же отдохнули.

Также важным аспектом при подготовке к школе является уровень сформированности пространственных  представлений. От сформированности данного навыка во многом зависит успешность ребёнка в чтении и письме. Если данный навык не сформирован, или сформирован неполностью, у ребёнка возникнут трудности при ориентировки на тетрадном листе, в написании и расположении элементов буквы, в понимании условия задач.

Для развития данных способностей, поиграйте с ребёнком!. Например, в селедопытов. Нарисуйте вместе карту, где будут указаны направления движения и количество шагов( где шаги это клеточки): «два шага вниз», «три шага вправо» , « остановись справа от круга» и т.д.

И последним по счёту, но не по значимости, является умственное развитие ребёнка.

Данное понятие включает в себяи уровень развития познавательных процессов: внимания ( объём, концентрация, переключаемость), память (вид, объём), восприятие, мышление, развитие речи.

Для развития внимания, следует приучать ребёнка к усидчивости и умению концентрироваться на задании. Вначале по 10-15 минут, постепенно доведя этот отрезок до получаса. В этой связи, ребенку не помешает собственное место для занятий. Наряду с учебой это приучит его к аккуратности и содержанию в порядке своего «рабочего» места.

Сейчас очень много детской литературы, журнилов, книг, где печатают различные головоломки, кроссворды, задания на поиск аналогий, выделения четвёртого лишнего и т.д. Не пропускайте их мимо. Подобные задания  помогут вашему малышу развить мышление и доставят ему и вам массу положительных впечетлений!

В процессе занятий необходимо побуждать вашего ребёнка к пересказу небольших и хорошо понятных .Это способствует усвоению навыка анализа. Заучивание наизусть стихов и песен – безотказный вариант для развития памяти. Кстати, эти мероприятия положительно влияют на развитие грамотного письма и беглого чтения.

Итак, подведём итоги всего вышесказанного:

1. Перед школой и во время учёбы проверяйте здоровье своего ребёнка!

2. Не пугайте ребёнка трудностями в школе! Чтобы ребёнок с радостью и без труда мог выполнить инструкцию и просьбу педагога, обращайте внимание как он понимает ваши инструкции. Они, в свою очередь, должны быть лаконичными, чёткими, и, самое главное, доброжелательными.

3. Развивайте мелкую моторику малыша . Больше играйте в пальчиковые игры, лепите, рисуйте, клейте.

4. Не нагружайте ребёнка избыточным чтением и письмом!. Детская нервная система очень истощаема. Чередуйте эти занятия с отдыхом.

5. Развивайте пространственные представления:  больше играйте, проявляйте творчество и воображение. Закрепляйте с ребёнком умение проводить линии и штриховать сверху-вниз и слева-направо.

6. Поощряйте умение ребёнка наблюдать, сравнивать, исправлять, уточнять свою речь. Общайтесь с ним!

И, самое главное!

При подготовке к школе ни в коем случае не примеряйте на себя роль учителя! Вы, прежде всего заботливый и нежный родитель! Мы все знаем, что ребёнок ничего не делает по принуждению. Будте активны! Фантазируйте вместе с ним, придумывайте новые интересные формы работы.

Никогда не сравнивайте достижения ребёнка со своими собственными, старших братьев или сестёр, детей знакомых.У каждого ребёнка свой, индивидуальный темп развития и свои, индивидуальные личностные особенности.

Ваша любовь, терпение и забота  будут вознаграждены успехами вашего малыша!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование универсальных учебных действий выпускников дошкольного образовательного учреждения как предпосылка к формированию универсальных учебных действий у первоклассников

Формирование  универсальных учебных действий выпускников дошкольного образовательного учреждения как предпосылка к формированию  универсальных учебных действий  у первоклассников...

Формирование предпосылок универсальных учебных действий у дошкольников и младших школьников с помощью игрового комплекта PERTRA.

Игровой комплект Пертра предназначен для психологического развития и коррекции детей дошкольного и младшего школьного возраста. Способствует обогащению внимания, зрительной, тактильной, кинестет...

Формирование универсальных учебных действий у старших дошкольников в процессе подготовки к школе.

Представление опыта «Формирование предпосылок УУД у старших дошкольников в процессе подготовки к школе» на районном семинаре учителей начальных классов «Формирование УУД в начальной школе»....

Методы формирования предпосылок познавательных универсальных учебных действий у дошкольников

Презентация для методического семинара. выступление прозвучало на муниципальном конкурсе "Педа.гог года - 2016" (первое место). В презентации раскрыты основные методы, используемые в работе воспитател...

Формирование универсальных учебных действий дошкольников

В соответствии с ФГОС впервые на уровне нормативных документов в качестве одного из приоритетных целевых ориентиров дошкольного образования выделены универсальные предпосылки к учебной деятельности (У...

Презентация квест-игры для старших воспитателей ДОУ "Формирование универсальных учебных действий у дошкольников"

Представленная презентация раскрывает основные принципы формирования УУД у детей дошкольного возраста. Предложены игры, задания в форме "Лаборатории Мозга"....

«Использование метода проектно-исследовательской деятельности в формировании универсальных учебных действий старших дошкольников»

Проектно-исследовательская деятельность дошкольников позволяет: активизировать познавательную деятельность и обеспечивает формирование положительной мотивации к самостоятельной познавательной де...