Родительское собрание «Игры и упражнения для преодоления нарушений звуко - слоговой структуры слова у детей» Мастер класс
материал (средняя группа) на тему

Сайдуганова Марина Павловна

 

«Игры и упражнения для преодоления нарушений звуко - слоговой структуры слова у детей»

Цель:  помочь родителями овладеть основными приемами коррекции и развития слоговой структуры слова в условиях домашних занятий с ребенком.

Задачи:

  • Познакомить родителей с понятием «слоговая структура слова»;
  • уточнить особенности овладения слоговым анализом слова  детьми;
  • обучить игровым приемам слогового анализа и синтеза;

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Абатского района детский сад «Сибирячок»

Родительское собрание

«Игры и упражнения для преодоления нарушений звуко - слоговой структуры слова у детей»

 Мастер класс

Составила учитель-логопед  М.П.Сайдуганова

04.10.2018

«Игры и упражнения для преодоления нарушений звуко - слоговой структуры слова у детей»

Цель:  помочь родителями овладеть основными приемами коррекции и развития слоговой структуры слова в условиях домашних занятий с ребенком.

Задачи:

  • Познакомить родителей с понятием «слоговая структура слова»;
  • уточнить особенности овладения слоговым анализом слова  детьми;
  • обучить игровым приемам слогового анализа и синтеза;

привлечь родителей к  коррекции и развитию речи своих детей

2 слайд. Я вам покажу слова, а вы отгадайте, дружно называйте

Аговик (снеговик), зоник (зонтик), анасинка (апельсинка), талафон (телефон), пудовита (пуговица), адильник (будильник), габа (банка), куп (паук), бачабок (бабочка), лебята сцепили еговика (ребята слепили снеговика), мотоцик ездит на мотоцикле (мотоциклист ездит на мотоцикле)

3слайд. Может быть, вы догадались, что случилось со словами? (Нарушался контур слова, были переставлены звуки, слоги, выпущены слоги из слова.) 

Как вы думаете, а надо ли заниматься этой проблемой? И к чему может привести данный дефект?

Нужно обязательно заниматься коррекцией. Это нарушение слоговой структуры слова и оно отрицательно влияет на усвоение чтения и письма.

Важно, чтобы у ребёнка была фонетически чистая правильная речь к моменту поступления в школу. Ведь, младшие школьники как говорят, так и пишут и читают.

4 слайд. К 6-7 годам, а иногда и раньше, дети  начинают осознавать дефекты своей речи, болезненно переживают их, становятся молчаливыми, застенчивыми, раздражительными.

         До трёх лет это физиологически обусловлено, нормально.

Мы нередко слышим от малышей, только начавших говорить, например такие слова: «мацицикл» (мотоцикл), «мицанель» (милиционер), «касанавт» (космонавт), и оправданно не беспокоимся о состоянии их речи.

    Однако если дошкольник в 4-5 лет произносит: «касавока» (сковородка), «писось» (пылесос), «анга» (нога), «липека» (таблетка) и т. п, то это указывает на стойкое нарушение слоговой структуры слова.

Если это нарушение проявляется каждый раз в одном и том же слове. И это единичный случай. Необходимо на этом акцентировать внимание малыша, дать ему правильный образец, т.е. в медленном темпе произнесите слово сами, а потом вместе с ребенком до тех пор, пока он не сможет сказать его самостоятельно

5 слайд. На первоначальном этапе необходимо подготовить ребёнка к усвоению слоговой структуры слова. При этом можно пользоваться как вербальным, так и невербальным материалом.

Это подготовительный этап.

Сейчас мы выполним упражнение. Которое поможет вашему ребёнку развить слуховое внимание, память без участия речи (различение неречевых звуков)

6 слайд. Для этого вы можете использовать различные предметы которые, вас окружают это бумага, картон, ложку, вилку, чашку, книгу, ножницы воду и. т. д.

Упражнение: «Запомни и назови»

Ход: Внимательно посмотрите и запомните предметы (5,6) разложенные на столе.  Внимательно слушайте  рассказывайте о том, что я буду делать (все это я делаю за ширмой (мять бумагу, переливать воду, стучать ложкой по чашке, резать картон ножницами, перелистывать книгу, стучать вилкой о ложку)),

Следующее упражнение поможет вашему ребёнку развить слуховое внимание к звучащей речи и различить слова контрастные по длине.

7 слайд. Упражнение: «Лишнее слово»

Ход: Каждый из вас внимательно должен прослушать ряд слов и назвать не похожее на остальные.

Мак, бак, так, банан.

Уточка, уточка, удочка, уточка

Сом, ком, индюк, дом

Ком, ком, ком, кот

Лимон, вагон, кот, бутон

Мак, бак, веник, рак

Совок, венок, каток, зуб

Каток,  маток, дом, поток

 Упражнение «Музыкальный инструмент»

Определите по звучанию музыкальный инструмент (бубен, дудка, погремушка, металлофон…., находящийся за ширмой.

 8слайд. Упражнение «Шумы вокруг нас». 

Предлагаю вам послушать и определить, какие звуки вы сейчас услышите. (Аудиозапись неречевых звуков)

На подготовительном этапе необходимо проводить работу над ритмом (сначала над простым, затем над сложным).

Вы можете предложить своему ребёнку различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом об пол, использование музыкальных инструментов: барабана, бубна, металлофона.

9 слайд. Виды заданий могут быть следующие:

- Хлопнуть в ладоши столько раз, сколько точек на кубике (сколько точек на карточке);

- Сосчитать, сколько раз хлопнули в ладоши, и поднять карточку с соответствующей цифрой (ритм сначала предлагается простой, а затем сложный);

Послушай как стучит дятел и постучи также

!!●!!!

!!!●!!●!!!●!

Уровень слогов, слов.

10слайд. Упражнение «Скажи наоборот» (с мячом).

СА-АС

ТСА-АТС

КЛА-АЛК

РО-ОР

Упражнение «Закончи начатый слог»

СА-пог, -нки, -хар, -лат,-рай, -молёт и т. д.

Упражнение «Слоговые цепочки»

Я произнесу слово, а вы должны определить последний слог и назвать слово, начинающееся на этот слог (далее по цепочке)

Слово-Володя-дядя-дятел-Елена-Наташа-Шапка-карета-тапочки…..

11, 12,13,14,15,16 слайд.  Следующее упражнение поможет вашему ребёнку развить слуховое внимание к звучащей речи. А также различить слова контрастные по длине (короткие и длинные).

Игра: «Что рисуют дети?

Я начину говорить слова, а вы должны подобрать близкое по звучанию слово и добавить его к тексту (на экране мультимедиа появляются картинки подсказки).

Стас рисует глобус,

А Света автобус.

Стас рисует квас,

А Света ананас.

Стас рисует маску,

А Света колбаску.

Стас рисует сыр,

А Света сувенир.

Стас рисует нос,

А Света пылесос.

Стас рисует сок,

Света поясок.

 (Игра «Отхлопай слово и посчитай сколько слогов»)

      Кошка, собака, сани

А сейчас эти игрушки мы с вами попробуем разложить по количеству слогов

18,19,20,21слайд.Хочу предложить вам интересную игру, которая поможет ребёнку развить слуховое внимание к звучащей речи.

 «Доскажи словечко»

Не менее интересная игра, которая поможет детям развить внимание к звучащей речи с опорой на ритмику слова. Ребёнку можно предлагать такие стихотворные строки, в которых он способен произнести предполагаемое слово. Но, если ребёнок будет испытывать затруднение, то необходимо будет показать предметную картинку.

Продолжим строчки из стихотворений.

Пчёлка, пчёлка!

Золотая холка!

Полети на лужок!

Принеси мне (медок)

Лето, лето к нам пришло

Стало сухо и (тепло)

Руки мыть пошла Людмила,

Ей понадобится (мыло)

Лежебока рыжий кот

Отлежал себе (живот)

Подготовлен самолёт,

Он отправится (в полёт)

Мама, папа, брат и я

Вот и вся моя (семья)

Ты надел совсем не то:

Нужна не шуба, а (пальто).

Зимой и летом зелена

Стоит красавица (сосна).

У себя в саду Андрейка

Поливал цветы из (лейки).

Полезно использовать в работе такие упражнения, которые помогу развить навык фонематического анализа и синтеза. Это упражнения на определение первого и последнего звука в слове.

Упражнение: «Кто самый внимательный?»

Назвать первый согласный звук в слове (куст, сон, спор, пел, суп, лес, стул, мост, хвост нос).

Назвать последний согласный в слове. (эти же слова).

Назвать первый и последний согласный в слове?

(родители называют звуки)

23,24 слайд. Упражнение: «Где спрятался звук?»

Внимательно слушайте и постарайтесь найти место гласного звука «У» в слове, поставив красную фишку (в начале, в конце или в середине слова) на схеме. (Улитка, сижу, булка)

Внимательно слушайте и постарайтесь найти место согласного звука «П» в слове поставив синюю фишку (в начале, в середине и в конце слова) на схеме. (Парта, суп, капуста).

25 слайд. «Робот»

Прошагать по лестнице, проговаривая слова по слогам: ве-ло-си-пед, ма-ши-на, ско-во-ро-да, ра-бо-та, ве-ник, пе-тух, ча-сы.

«Мой весёлый, звонкий мяч»

Отбивать мяч, проговаривая по слогам:

Мой весёлый, звонкий мяч,

Ты куда пустился вскачь,

Красный, синий, голубой,

Не угнаться за тобой.

Упражнение «Слово сломалось».

Предложите ребёнку «починить» слово: все слоги перепутались и, чтобы починить его, надо вернуть их на свои места.

Например: ЛА – ПИ (пила, ЖА — ЛУ, ГИ – НО, КА — MAC, ТА — ПАС, ТЫ — КУС, КА — МУ, КА — СУМ, БА – ТРУ, ДУК – СУН, НИК — ЛЫЖ, ТУК – ФАР, ДЫШ – ЛАН, ПОТ — КОМ.

26 слайд. Наш мастер-класс подошёл к концу. Сегодня я познакомила вас, уважаемые родители, с играми и упражнениями, которые способствуют преодолению нарушений слоговой структуры слова. Я постаралась, представит игры последовательно, а вы можете использовать каждую игру в отдельности. Каждая мама очень многое может сделать для своего малыша. Хочется пожелать вам удачи на трудном пути формирования и развития речи вашего ребёнка.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Игры и упражнения для преодоления нарушений звуко - слоговой структуры слова у детей» Мастер-класс для родителей Учитель-логопед Сайдуганова М.П. Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Абатского района детский сад « Сибирячок »

Слайд 2

Покажу слова, а вы отгадайте, дружно называйте Аговик , зоник , анасинка , талафон , пудовита , адильник , габа , куп, бачабок , лебята сцепили еговика , мотоцик ездит на мотоцикле

Слайд 3

Слоговая структура слова – это когда в речи дошкольника имеются: Пропуски звуков и слогов Доставляются звуки и слоги Точное воспроизведение слогового ряда не всегда удаётся ребёнку . Нарушение звукослоговой структуры слова может привести: К нарушению чтения и письма в начальной школе. К задержке формирования грамматического строя речи

Слайд 4

До трёх лет это физиологически обусловлено, нормой. если в 4-5 лет ребенок произносит: « касавока » (сковородка), « писось » (пылесос), « анга » (нога), « липека » (таблетка) и т. п, то это указывает на стойкое нарушение слоговой структуры слова.

Слайд 5

Методика коррекции нарушений слоговой структуры слова Два этапа: Подготовительный этап (работа проводится на невербальном и вербальном материале; цель данного этапа – подготовить ребенка к сувоению ритмической структуры слов родного языка). Собственно коррекционный (работа ведется на вербальном материале; цель этого этапа – непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слов у конкретного ребенка-логопата).

Слайд 6

Упражнение: «Запомни и назови» Внимательно посмотрите и запомните предметы разложенные на столе. Внимательно слушайте и рассказывайте о том, что я буду делать

Слайд 7

Упражнение: «Лишнее слово» Упражнение «Музыкальный инструмент» Каждый из вас внимательно должен прослушать ряд слов и назвать не похожее на остальные. Определите по звучанию музыкальный инструмент , находящийся за ширмой

Слайд 8

Упражнение «Шумы вокруг нас » Предлагаю вам послушать и определить, какие звуки вы сейчас услышите.

Слайд 9

2. Работа над ритмом (сначала над простым, затем над сложным): отстукивание мячом, отхлопывание в ладоши, использование музыкальных инструментов – барабана, бубна, металлофона. а ) б) в) Послушай как стучит дятел и постучи также ! - !!; !! - !! - !; воспроизведение ритмов по образцу логопеда; узнавание ритмов и соотнесение их с определенным ритмическим рисунком; задания с использованием ударения для выделения части ритмического рисунка: ! !!, !!!! ! !. г ) Воспроизведение долгих (-) и коротких (+) звуков с помощью рисунка ( - - ++; ++ - -; + - - ).

Слайд 10

1. ! - !!; !! - !! - !; !!!-!!!-!-!!; !!-!!-!-!!-!!-!

Слайд 11

Упражнение «Скажи наоборот» СА-АС ТСА-АТС КЛА-АЛК РО-ОР Упражнение «Закончи начатый слог» СА-….., -……, -……, -…..,-….., -…… Упражнение «Слоговые цепочки» Я произнесу слово , а вы должны определить последний слог и назвать слово , начинающееся на этот слог (далее по цепочке) : Слово -……-……-…….-……-……-……..-……..-..…..

Слайд 12

Игра: «Что рисуют дети? Я начину говорить слова, а вы должны подобрать близкое по звучанию слово и добавить его к тексту

Слайд 18

Игра «Отхлопай слово и посчитай сколько слогов » кошка , собака, сани

Слайд 19

«Доскажи словечко»

Слайд 23

Упражнение : «Кто самый внимательный?» -Назвать первый согласный звук в слове -Назвать последний согласный в слове. -Назвать первый и последний согласный в слове? ) .

Слайд 24

Упражнение: «Где спрятался звук?» Внимательно слушайте и постарайтесь найти место гласного звука «У» в слове , поставив красную фишку (в начале, в конце или в середине слова ) на схеме. У

Слайд 25

Внимательно слушайте и постарайтесь найти место согласного звука «П» в слове поставив синюю фишку (в начале, в середине и в конце слова ) на схеме. П

Слайд 26

«Робот» Прошагать по лестнице, проговаривая слова по слогам : ве - ло -си- пед , ма -ши-на, ско -во- ро -да, ра - бо -та, ве -ник, пе -тух, ча-сы . « Мой весёлый, звонкий мяч» Отбивать мяч, проговаривая по слогам : Упражнение «Слово сломалось». Предложите ребёнку «починить» слово : все слоги перепутались и , чтобы починить его, надо вернуть их на свои места .

Слайд 27

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! ЖЕЛАЕМ УСПЕХОВ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс «Игры для преодоления нарушений звуко-слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи» для родителей старшей логопедической группы

Познакомить родителей с понятием "Слоговая структура слова" , с эффективными способами преодоления нарушений звуко-слоговой структуры слова через игры и упражнения...

Консультация для родителей по теме «Преодоление нарушений звуко-слоговой структуры слова на этапе автоматизации и дифференциации звуков: через устное народное творчество, через детский фольклор»

Консультация для родителей по теме «Преодоление нарушений звуко-слоговой структуры слова на этапе автоматизации и дифференциации звуков: через устное народное творчество, через детский фольклор»...

Родительское собрание - семинар. Конспект открытого логопедического занятия по развитию слоговой структуры слова, звукового анализа и синтеза:"Звуки [б], [б\']. Буквы Бб»

Родительское собрание - семинар.Конспект открытого логопедического занятия по развитию слоговой структуры слова, звукового анализа и синтеза:"Звуки [б], [б\']. Буквы Бб»Учитель-логопед: Татаринцева Н.Г...

Система упражнений по преодолению нарушений звуко-слоговой структуры слова

Упражнения в системе6 от простого к сложному. Разработано для детей с ОНР. Речевой материал прилагается....

Нарушения звуко-слоговой структуры слов у детей

Приведены наиболее типичные варианты ошибок при воспроизведении слов различного звуко-слогового состава....

Преодоление нарушений звуко - слоговой структуры слова у детей

Игры и упражнения для преодоления нарушений звуко - слоговой структуры слова у детей...

Преодоление нарушений звуко-слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР.

С каждым годом отмечается увеличение числа детей с речевыми нарушениями. При общем недоразвитии речи, речь страдает как целостная система, нарушаются все ее компоненты: фонетико-фонематическая сторона...