Рекомендации для родителей "Игровой самомассаж"
картотека по теме

САФРОНОВА ЕЛЕНА ВАЛЕНТИНОВНА

          В данной статье представлены рекомендации для родителей дошкольников по проведению самомассажа вместе с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Игровой самомассаж68.89 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ «СОЛНЫШКО» ГОРОДА СУХИНИЧИ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ

«ИГРОВОЙ САМОМАССАЖ»

Подготовила:

старший воспитатель

Сафронова Е.В.

В последние годы наблюдается ухудшение состояния здоровья детей. Это обусловлено многими факторами. Помимо неблагоприятных климатических особенностей на здоровье детей отрицательно влияют ухудшение экологической обстановки, электронно-лучевое, «металло-звуковое» облучение детей (компьютерные игры, длительное пребывание перед телевизором, просмотр видеофильмов, постоянно звучащая рок-музыка). Есть необходимость оздоровления детей, улучшение их здоровья.

В нашем учреждении педагоги уделяют этому большое внимание. В образовательном процессе используем как традиционные формы физического воспитания (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, праздники, досуги, спортивные игры, закаливание и многое другое), так и нетрадиционные. Дети посещают кружки оздоровительной направленности: хореография, степ-аэробика, ритмическая гимнастика, которые способствуют повышению двигательной активности дошкольников. Каждое утро начинается с хорового пения, что способствует укреплению дыхательной системы детей.

Хотелось бы, чтобы и Вы, уважаемые родители, уделяли должное внимание здоровью детей. Предлагаем Вам ознакомиться с методикой оздоровления, которую можно использовать самостоятельно дома – это игровой самомассаж.

Игровой самомассаж - нетрадиционный вид упражнений, помогающий естественно развиваться организму ребенка, морфологически и функционально совершенствоваться его отдельным органам и системам. Эта форма является основой закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, с музыкальным сопровождением, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развивая навык собственного оздоровления.

Непременным условием является постоянное наблюдение за самочувствием и индивидуальной реакцией детей. Все упражнения должны выполняться на фоне позитивных ответных реакций ребенка. При проведении массажа рекомендуется обучать детей не надавливать с силой на указанные точки, а массировать их мягкими движениями пальцев. Выполнять массажные движения следует от перифирии к центру.

Перед проведением занятия следует попробовать выполнить все упражнения самому. В этом случае на занятии дети легко их исполнят по показу. Очень большое значение для сохранения внимания и интереса детей имеет подбор музыкального сопровождения, а также интонационное разнообразие речи взрослого. Нужно суметь и музыкой, и речью, и мимикой создать сказочную, волшебную атмосферу. И Вы сами убедитесь, каким восторгом загорятся глаза вашего ребенка.

Представляем Вам картотеку «Игрового самомассажа».

«Утка и кот »

Массаж биологически активных зон для профилактики простудных заболеваний.

А уточки, а уточки

Все топают по улочке.

Идут себе вразвалочку

И крякают считалочку.

Утка крякает, зовет

Всех утят с собою,

А за ними кот идет,

Словно к водопою.

У кота хитрющий вид,

Их поймать мечтает!

Не смотри ты на утят -

Не умеешь плавать!

Поглаживать шею ладонями сверху вниз.

Указательными пальцами растирать крылья носа.

Пальцами поглаживать лоб от середины к вискам.

Раздвинуть указательный и средний пальцы, сделать «вилочку» и массировать точки около уха.

«Дождик»

Массаж спины под песню Е. Поплянской (сборник «А мы на уроке – играем»)

Дождик бегает по крыше –

Бом! Бом! Бом!

По веселой звонкой крыше-

Бом! Бом! Бом!

Дома, дома посидите –

Бом! Бом! Бом!

Никуда не выходите-

Бом! Бом! Бом!

Почитайте, поиграйте-

Бом! Бом! Бом!

А уйду - тогда гуляйте-

Бом! Бом! Бом!

Дождик бегает по крыше-

Бом! Бом! Бом!

По веселой звонкой крыше-

Бом! Бом! Бом!

Встать друг за другом «паровозиком» и похлопывать друг друга по спине.

Постукивание пальчиками.

Поколачивание кулачками.

Поглаживание ладошками.

«Чтобы не зевать от скуки»

Оздоровительный массаж всего тела: быстрые, частые хлопки на соответствие слова.

Чтобы не зевать от скуки,

Постучим и тут, и там,

Встали и потерли руки,

И немного по бокам.

А потом ладошкой в лоб

Не скучать и не лениться!

Хлоп-хлоп-хлоп.

Перешли на поясницу.

Щеки заскучали тоже?

Чуть нагнулись, ровно дышим,

Мы и их похлопать можем.

Хлопаем как можно выше.

Ну-ка дружно, не зевать:

Раз-два-три-четыре-пять.

Вот и шея. Ну-ка, живо

Переходим на загривок.

Изобразить ежика.

По сухой лесной дорожке-

Топ-топ-топ-топочут ножки.

А теперь уже, гляди,

Ходит-бродит вдоль дорожек

Добрались и до груди.

Весь в иголках серый ежик.

Постучим по ней на славу:

Сверху, снизу, слева, справа.

«Летели утки»

Дети садятся на ковер, где проводится массаж лица.

Летели утки над лесной опушкой,

Задели ели самую макушку,

И долго елка ветками качала…

Слегка касаясь пальцами, провести по лбу 6 раз.

Слегка касаясь пальцами, провести по щекам 6 раз.

Указательными пальцами массировать крылья носа по кругу от себя.

«Гусь»

Дети садятся на ковер и делают массаж пальцев

Где ладошка? Тут? Тут! 

На ладошке пруд? Пруд!

Палец большой - Это гусь молодой,

Указательный-поймал,

Средний-гуся ощипал,

Безымянный-суп варил,

А мизинец-печь топил.

Полетел гусь в рот,

А оттуда в живот.

Вот!

Показывают правую ладошку.

Гладят левой ладонью правую.

Поочередно массируют каждый палец.

Машут кистями, двумя ладонями,

прикасаются ко рту, потом к животу.

Вытягивают ладошки вперед.

«Наши ушки»

Дети выполняют массаж ушей.

1. Загнуть руками уши вперед (4 раза); прижать руками ушные раковины, затем отпустить; потянуть руками мочки ушей в стороны, вверх, вниз, отпустить (4 раза);

Указательным пальцем освободить слуховые отвороты от «воды».

2. Загибание вперед ушных раковин: быстро загнуть вперед всеми пальцами, прижать, резко отпустить. (Способствует улучшению самочувствия всего организма)

3. Оттягивание ушных раковин: кончиками большого и указательного пальцев потянуть вниз обе мочки ушей 5-6 раз. (Полезно при закаливании горла и полости рта)

4. Массаж козелка: захватить большим и указательным пальцами козелок. Сдавливать. Поворачивать его во все стороны в течение 20-30 секунд. (Массаж стимулирует функцию надпочечников, укрепляет нос, горло, гортань, помогает при аллергии)

5. Растирание ушей ладонями.

https://otituha.ru/images/dvuxstoronniyotitprichinisimptomiilechen_1568A028.jpg

«Божьи коровки»

Дети выполняют массаж ног

Божьи коровки, папа идет,

Следом за папой мама идет, 

За мамой следом детишки идут, 

Вслед за ними малышки бредут, 

Юбочки с точками черненькими. 

На солнышко они похожи, 

Встречают дружно новый день.

А если будет жарко им,

То спрячутся все вместе в тень.

Сидя, поглаживать ноги сверху донизу

Разминать ноги

Похлопывать ладошками

Поколачивать кулачками

Постукивать пальцами

Поднять руки вверх и скрестить кисти, широко раздвинув пальцы

Поглаживать ноги ладонями и спрятать руки за спину.

«Черепаха»

Самомассаж тела

Шла купаться черепаха

И кусала всех со страха

Кусь! Кусь! Кусь! Кусь!

Никого я не боюсь!

Дети выполняют легкое пощипывание пальцами рук груди, ног.

Черепаха Рура!

В озеро нырнула,

С вечера нырнула

пропала…

Э-эй, черепашка Рура,

Выгляни скорей!

Дети поглаживают себя ладонями,

выполняя круговые движения и приговаривают.

«Ириски от киски»

Массаж глаз (по китайской медицине)

В гости к нам явилась киска. 

Всем дает она ириски:

Мышке, лебедю, жуку,

Псу, зайчонку, петуху.

Рады, рады все гостинцам!

Это видим мы по лицам.

Все захлопали в ладошки,

Побежали в гости к кошке.

Постучать подушечками пальцев друг о друга.

Потереть друг о друга средние пальцы рук.

Прикрыть неплотно глаза и провести пальцами, не надавливая сильно на кожу, от внутреннего края глаза к внешнему.

Совершать круговые движения зрачками глаз вправо и влево.

Хлопки в ладоши

«Пироги»

Дети выполняют самомассаж тела

За стеклянными дверями

Ходит мишка с пирогами

Здравствуй, Мишенька-дружок,

Сколько стоит пирожок?

Пирожок-то стоит три,

А готовить будешь ты!

Напекли мы пирогов,

К празднику наш стол готов!

Выполнять хлопки правой ладонью

по левой руке от кисти к плечу.

То же по правой руке

Хлопки по груди

Хлопки по бокам

Хлопки по пояснице

Хлопки по ногам сверху вниз

Выполнять последовательное поглаживание рук, корпуса, ног

«Бабочка»

Упражнение для подвижности голеностопного сустава

И.п. – сидя на полу, ноги согнуты в коленях, руки в упоре сзади;

1 – свести колени вместе, стопы развести в разные стороны;

2 – колени развести в стороны, стопы соединить, стремясь достать коленями пол.

«Вот какая борода»

Массаж биологически активных зон для профилактики простудных заболеваний

Да – да – да – есть у деда борода. 

Де – де – де – есть сединки в бороде.

Ду – ду – ду – расчеши бороду.

Да – да – да – надоела борода.

Ду – ду – ду – сбреем деду бороду.

Ды – ды – ды – больше нет бороды.

Потереть ладони друг о друга

Руками провести по шее от затылка до яремной ямки.

Большими пальцами мягко провести по шее от подбородка вниз

Сжав руки в кулаки, возвышениями больших пальцев быстро растереть крылья носа

Положить три пальца на лоб всей плоскостью и, мягко надавливая, поглаживать лоб.

Раздвинув указательный и средний пальцы, положить их перед и за ушами и с силой растирать кожу

«Жарче, дырчатая тучка»

Жарче, дырчатая тучка,

Поливай водичкой ручки,

Плечики и локоточки,

Пальчики и ноготочки,

Мой затылочек, височки,

Подбородочек и щечки!

Трем мочалкою коленочки,

Щеточкой трем хорошенечко

Пяточки, ступни и пальчики…

Чисто-чисто моем мальчика!

Чисто-чисто моем девочку,

Нашу девочку-припевочку!

Растереть ладошки.

Постукивать пальцами по плечам,

локоткам, кистям, затылку, вискам, подбородку, щекам.

Растереть ладонями колени, ступни и пальцы ног.

«Наши ножки»

Массаж рефлекторных зон ног

  1. Сжать кончик большого пальца, затем подушечку большого пальца. Если заметите болезненную точку. Разотрите ее до исчезновения боли.
  2. Плотно захватить большим и указательным пальцами ахиллово сухожилие, сдавить его, отпустить. Повторить по 3 раза на каждой ноге.
  3. Быстро потереть вверх ступни пяткой другой ноги.

(Этот массаж помогает освободиться от накопившейся усталости и включить основные системы организма)

«Белый мельник»

Массаж лица для профилактики простудных заболеваний

Белый-белый мельник

Сел на облака.

Из мешка посыпалась белая мука.

Радуются дети,

Лепят колобки.

Заплясали санки,

Лыжи и коньки.

Провести пальцами по лбу от середины к вискам.

Легко постучать пальцами по вискам

Сжав руки в кулаки, возвышениями больших пальцев быстро растереть крылья носа.

Раздвинув указательный и средний пальцы, массировать точки перед собой и за ушными раковинами.

«Лиса»

Гимнастика для глаз

Ходит рыжая лиса,

Щурит хитрые глаза.

Смотрит хитрая лисица,

Ищет, где бы поживиться.

Пошла лиска на базар,

Посмотрела на товар.

Себе купила сайку,

Лисятам балалайку.

Крепко зажмурить и открыть глаза

Вытянуть вперед правую руку, на которой все пальцы, кроме указательного, сжаты в кулак. Вести рукой вправо-влево и следить за движением указательного пальца глазами, не поворачивая головы.

Поднять руку и опустить, прослеживая взглядом.

Описать рукой круг по часовой стрелке и против нее.

«Самолет»

Гимнастика для глаз

Пролетает самолет,

С ним собрался я в полет.

Правое крыло отвел, посмотрел.

Левое крыло отвел, поглядел.

Я мотор завожу

И внимательно гляжу.

Поднимаюсь ввысь, лечу,

Возвращаться не хочу.

Посмотреть вверх и провести пальцем за «пролетающим» самолетом.

Отвести руки попеременно и проследить взглядом.

Делать вращательные движения перед грудью.

Встать на носочки и легко бежать по кругу.

«Солнышко»

Гимнастика для глаз

Солнышко, солнышко, в небе свети!

Яркие лучики к нам протяни.

Ручки мы вложим в ладошки твои,

Нас покружи, оторви от земли.

Солнечный лучик быстро скакал,

И на плечо он к ребятам упал.

Весело лучик песенку пел,

Каждый себе на плечо посмотрел.

Солнечный лучик быстро скакал,

И на маленький носик к ребятам попал.

Весело лучик песенку пел,

Каждый на носик себе посмотрел.

Хлопают радостно наши ладошки,

Быстро шагают резвые ножки.

Солнышко скрылось, ушло на покой,

Мы же на место сядем с тобой.

Потянуться руками вверх, похлопать в ладоши над головой.

Покружиться, подняв руки вверх.

Вытянуть вперед правую руку, медленно прикоснуться указательным пальцем к правому плечу. Проследить глазами.

Повторить то же самое с левой рукой.

Вытянуть руку вперед и коснуться пальцем кончика носа. Проследить глазами.

Похлопать в ладоши.

Ходьба на месте.

Закрыть глаза и положить руки под щеку.

Сесть на стульчики

«Дедушка Егор»

Гимнастика для ног для профилактики плоскостопия

Из-за лесу, из-за гор

Едет дедушка Егор.

Сам на лошадке,

Жена на коровке,

Дети на телятках,

Внуки на козлятках.

Гоп, гоп, гоп!

Приехали!

Ходьба на месте, не отрывая носки от пола, стараясь поднимать выше пятки.

Ходьба на пятках, руки за спиной

Ходьба на носках, руки за головой

Ходьба с перекатом с пятки на носок, руки на поясе.

Ходьба с высоким подниманием ног, согнутых в колене, руки в стороны

Приподниматься на носки и опускаться на всю ступню.

Присесть

«Снежинки»

Гимнастика для глаз

Закружились, завертелись

Белые снежинки.

Вверх взлетели белой стаей

Легкие пушинки.

Чуть затихла злая вьюга-

Улеглись повсюду.

Заблистали, словно жемчуг,-

Все дивятся чуду.

Заискрились, засверкали

Белые подружки.

Заспешили на прогулку

Дети и старушки.

«Фонарики»

Поднять руки вверх и посмотреть на них.

Медленно опустить руки и проследить за ними взглядом

Развести поочередно руки в стороны и проследить за ними взглядом

Выполнить руками движение «ножницы»

Шаг на месте

«Снегопад»

Гимнастика для глаз (за всеми движениями проследить глазами, не поворачивая головы)

Белых хлопьев белый пух

Плавно и спокойно

Над деревьями кружит

И над колокольней.

Каждый дом и каждый куст

Греет, одевает

Снеговая шубка и

Шапка снеговая.

Белых хлопьев белый пух

С неба валит валом,

Укрывая белый свет

Белым одеялом.

Чтобы слева, впереди,

Позади и справа,

Сладко спали до весны

Дерева и травы.

Это сколько ж наметет

Снега за ночь-то!

Это как же полетят

С горки саночки!

Медленно опускать сверху вниз сначала правую руку, потом левую.

Поочередно вытягивать руки вправо, влево.

Вытянуть руку вперед и коснуться ею лба.

Поднимать и опускать руку от уровня груди до пояса.

Указательным пальцем коснуться левого плеча, вытянуть руку вперед, коснуться правого.

Закрыть глаза ладонями.

Развести руки в стороны, глаза широко раскрыть.

«Медведь»

Гимнастика для глаз

Медведь по лесу бродит,

От дуба к дубу ходит.

Находит в дуплах мед

И в рот себе кладет.

Облизывает лапу

Сластена косолапый,

А пчелы налетают,

Медведя прогоняют.

А пчелы жалят мишку:

Не ешь наш мед, воришка!

Бредет лесной дорогой

Медведь к себе в берлогу.

Ложится, засыпает

И пчелок вспоминает.

Ходьба вперевалочку, слегка согнувшись, загребая чуть согнутыми руками.

Изображать, как он достает и ест мед.

«Отмахиваться от пчел»

Отвести руку вперед и поочередно касаться носа, щек, прослеживая движение глазами, не поворачивая головы.

Ходьба вперевалочку

Прилечь, руки под щеку

«Заяц белый»

Гимнастика для глаз (песня О.Боромыковой)

(гимнастика дает хороший отдых глазам, усиливает кровоснабжение)

Заяц белый, заяц белый,

Ты куда за лыком бегал?

Заяц белый отвечал:

«Я не бегал, я скакал».

Заяц белый, заяц белый,

Ну а где же ты обедал?

Заяц белый отвечал:

«Я сегодня голодал».

Быстро моргают глазами.

Наклонять и выпрямлять голову вперед.

Опять быстро сжимать и разжимать веки.

Наклоны головы вправо-влево

Закрыть глаза ладонями, расслабив глаза.

«Медведюшка»

Гимнастика для ног (песня М. Красева «Медведюшка»)

Покажи-ка нам, медведюшка,

Как сбирались красны девушки

За брусникой, за малиной

Да за ягодой калиной,

Как с корзинками шли по лесу,

Набирали ягод доверху,

Отдохнуть они садились,

Ко пенечку прислонились.

Покажи-ка нам, медведюшка,

Как зевали красны девушки,

Как накрылися платочком

Да уснули под кусточком.

Как вскочили, потянулись,

Меж собой переглянулись,

Звонко песню запевали,

Хороводы затевали.

Ходьба на внешнем своде стопы.

Ходьба с перекатом с пятки на носок.

Вставать на носки, делая вдох и разводя руки в стороны, и опускаться на всю стопу.

Сесть на пол, руки-упор сзади.

Попеременно вытягивать и выпрямлять носки ног.

Встать, потянуться.

Повороты в стороны.

Ходьба топающим шагом

«Часовой»

Дети выполняют массаж ушей

На дальней границе

И в холод, и в зной,

В зеленой фуражке

Стоит часовой.

На дальней границе

И ночью, и днем

Он зорко, он зорко

Следит за врагом.

И если лазутчик

Захочет пройти,

Его остановит

Солдат на пути!

Загнуть руками уши вперед

Потянуть руками мочки ушей в стороны, вверх, вниз, опустить.

Указательным пальцем помассировать слуховые отвороты.

«Дождь»

Гимнастика для глаз

Приплыли тучи дождевые:

Лей, дождь, лей!

Дождинки пляшут, как живые:

Пей, рожь, пей!

И рожь, склоняясь к земле зеленой,

Пьет, пьет, пьет.

А теплый дождь неугомонный

Льет, льет, льет.

Покачать поднятыми вверх руками,

посмотреть на них.

Опустить плавно руки, перебирая пальцами, прослеживая движения взглядом.

Наклониться, делая мягкие, пружинящие движения руками, посмотреть вниз

Показать указательным пальцем движение сверху вниз и проследить взглядом.

«По таинственной дороге»

Гимнастика для стоп

По таинственной дороге

Шли таинственные ноги.

По большой дороге

Зашагали наши ноги.

По пыльной дорожке

Шагали наши ножки.

А маленькие ножки

Бежали по дорожке.

На узенькой дорожке

Устали наши ножки.

Усталые ножки

Шли по дорожке.

На камушек мы сели,

Сели, посидели.

Ножки отдыхают,

Мышцы расслабляют.

Ходьба на носках, сохраняя хорошую осанку.

Ходьба на месте, не отрывая носки от пола.

Перекаты с носка на пятку, стоя на месте.

Быстрая ходьба с высоким подниманием ног, согнутых в коленях.

Ходьба со сведенными носками ног

Ходьба с перекатом с пятки на носок, держа туловище прямо и глядя вперед

Сидя на стуле, поднимать и опускать носки ног, не отрывая пяток от пола.

Погладить мышцы ног и ступни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей ГБДОУ по теме: "Рекомендации по проведению самомассажа, как одного из приёмов развития артикуляционной, мелкой и общей моторики".

Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребёнком. Ребёнок сам выполняет приёмы самомассажа, которые показывает ему взрослый. Главная ценность самомассажа заключается в том, что он, прежде всег...

Рекомендации и комплексы самомассажа для активизации речи и мышления, развития мелкой моторики.

Дети, которые регулярно выполняют упражнения на развитие мелкой моторики, раньше начинают говорить; у них быстрее формируется правильная речь и реже встречаются логопедические дефекты речи...

Рекомендации для родителей "Самомассаж для дошкольников"

Без сомнения, все родители хотели бы, чтобы их дети выросли здоровыми и физически крепкими, не страдали от лишнего веса и проблем с позвоночником. Сейчас, когда дети большую часть свободного времени п...

Консультация для родителей "Рекомендации по проведению самомассажа"

Консультация для родителей детей, посещающих коррекционно-развивающие занятия с учителем-логопедом "Рекомендации по проведению самомассажа с детьми старшего дошкольного возраста"...

Консультация для родителей "Рекомендации по проведению самомассажа"

Консультация для родителей детей, посещающих коррекционно-развивающие занятия с логопедом...

Консультация для родителей "Рекомендации по проведению самомассажа"

Консультация для родителей "Рекомендации по проведению самомассажа"...

Рекомендации по проведению самомассажа с детьми старшего дошкольного возраста

Многочисленные исследования показывают: неблагоприятная экологическая ситуация, сложные социально-экономические условия способствуют тому, что здоровье детского населения не улучшается, а напротив, им...