Консультация для родителей по развитию речи детей 2-3 лет. "Воспитание звуковой культуры речи".
консультация (младшая группа) на тему

Кудрина Елена Васильевна

Консультация для родителей по развитию речи детей

2-3 лет.

"Воспитание звуковой культуры речи".

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей по развитию речи детей

2-3 лет.

"Воспитание звуковой культуры речи".

Выполнила: Кудрина Е.В.

г.Саров

2018г.

«Воспитание звуковой культуры речи».

На третьем году жизни у ребенка возрастает внимание к звуковой стороне речи. Старайтесь следить за тем, чтобы речь вашего малыша была внятной, неторопливой, достаточно громкой. Нужно обращать внимание ребенка на четкость произнесения звуков, слогов, фраз, причем делать замечания нецелесообразно — лучше похвалите малыша, а потом попросите повторить сказанное (погромче, не торопясь). Сопроводите эту просьбу словами: «Извини, я не расслышала, что ты сказал». Помните, что ваша четкая, неторопливая речь будет лучшим образцом для ребенка.

       Рассказывая о достижениях и проблемах двух-трехлетнего ребенка, мы говорили о том, какие звуки удаются малышу лучше, а какие вызывают затруднения, поэтому перейдем к играм и игровым заданиям, которые вы можете использовать, занимаясь с ребенком.

     «BO ДBOPE». Приготовьте игрушки или картинки, изображающие петуха, курицу, кошку и т, п. Показывайте ребенка игрушку (картинку), сопровождая свои действия имитацией голоса животного: «Вот курочка кудахчет: ко-ко-ко» и т, д. После «представления» всех животных и птиц задайте малышу вопросы: «Как курица кудахчет?» и т. д,

    «ПЕСНЯ-ПЕСЕНКА». Приготовьте игрушки: большую куклу, петуха, кошку, утку, медведя, лягушку, Расскажите ребенку историю про песенку:

                                                        Запела девочка песенку,

                                               Пела, пела и допела,

                                               — Теперь ты, петушок, пой!

                                               — Ку-ка-ре-ку! — пропел петушок,

                                               — Ты спой, мурка!

                                               — Мяу-мяу, — спела кошка.

                                               — Твоя очередь, уточка!

                                               — Кря-кря-кря, — затянула утка.

                                               — А ты, мишка?

                                               — Рев-рев-рев, — зарычал медведь.

                                               — Ты, лягушка, спой!

                                               — Квак-квак-квак, — проквакала лягушка.

                                               — А ты, кукла, что споешь?

                                               — Ма-ма, ма-ма!

                                               Складная песенка!

         Читая эти строчки, показывайте малышу игрушки (персонажей) и четко произносите звукоподражание. Когда ребенок будет отвечать на ваши вопросы, особое внимание обратите на точность имитации голосов животных.

     «ПЕТУШКИ И ЦЫПЛЯТА». Вы будете изображать петушка, а ребенок — курочку или цыпленка. Попросите малыша стучать пальцами об пол — «клевать зернышки». Вы включаетесь; «Где тут цыпленок?» Ребенок отвечает: «Тут, пи-пи-пи». «А где курочка?» — «Тут; ко-ко-ко»,
     
«ГАВ-ГАВ». Приготовьте картинки с изображениями щенка, коня, теленка, цыпленка, козленка, сороки, гуся. Читайте малышу стихи, сопровождая свои слова демонстрацией картинок. Ребенок с вашей помощью будет подражать звукам зверей и птиц:

                                             «Гав! Гав!» — на заре.
                                            «Гав! Гав!» — на дворе,

                                              На дворе щенок бежал,
                                             А в конюшне конь заржал.
                                             Он сердился: «Ты чего
                                             спать мешаешь? И-го-го!»

                                              «Гав! Гав!» — на заре.
                                             «Гав! Гав!» — на дворе,

                                               И сказал теленок; «Му-у!»
                                              Почему сказал он: «Му-у!»?
                                              «Му-у» - сказал он потому,
                                              что мешают спать ему.

                                               «Гав! Гав!» — на заре.

                                               «Гав! Гав!» — на дворе.

                                                И сказал цыпленок: «Пи!
                                               Ты, щенок, еще поспи!»
                                               А сороки зарядили -
                                               «Разбудили! Разбудили!»

                                                 А козленок: «Ме!» да «Ме!»

                                                «Подремать не дали мне».

                                                 «Гав! Гав!» — на заре.
                                                «Гав! Гав!» — на дворе,

                                                  И сказал гусак.

                                                  И сказал вот так,

                                                  Он сказал: «Вы знаете,
                                                 Вы так сильно лаете,
                                                 Что просто всем мешаете!»

                                                  А щенок все «Гав!» да «Гав!»,
                                                 У него веселый нрав!
                                                 И веселый этот нрав
                                                 называется «Гав-гав!».

«НА ПТИЧЬЕМ ДВОРЕ».

Прочитайте ребенку стихотворение:

Наши уточки с утра:
— Кря-кря-кря!
— Кря-кря-кря!
Наши гуси у пруда:
— Га-га-га!

— Га-га-га!

А индюк среди двора:
— Бал-бал-бал!
— Бал-бал-бал!

Наши гуленьки вверху:

— Грру-грру-у-грру-у!
Наши курочки в окно:

— Ко-ко-ко-ко-ко-ко!
А как Петя-петушок
рано-рано поутру
Нам споет: «Ку-ка-ре-ку!»

Задайте малышу вопросы о том, как кричат птицы.

«ЧАСЫ ТИКАЮТ». Приготовьте настоящие или игрушечные часы (большие и маленькие). Покажите малышу часы, предложите послушать, как они «говорят», и воспроизвести тиканье: «тик-так», Потом демонстрируете тиканье других часов.

Ребенок воспроизводит громкое тиканье больших часов и тихое - маленьких. Можно попросить его «тикать» медленнее или быстрее. Следите за произношением звуков.

«ЛОШАДКА». Приготовьте игрушечную лошадку. Покажите ребенку игрушку, сопровождая действия имитацией крика лошади: «И-и-и». Попросите ребенка повторить. Лошадку можно заменить другой игрушкой с соответствующей имитацией.

       Уважаемые родители, продолжаем тему по воспитанию звуковой культуры речи.

     Чистоговорки и скороговорки еще способствуют правильному произношению и четкой дикции.

 [М] Ма-ма-ма – я сама.                                          [Д] Ду-ду-ду – домой пойду.

        Мо-мо-мо – лук помой.                                         Ды-ды-ды – попей воды.

        Мы-мы-мы – ждем весны.                                    Да-да-да – пойду сюда.

        Ом-ом-ом – строим дом.          Дятел жил в дупле пустом,

        Мама мыла Милу         Дуб долбил, как долотом.

        Шампунем и мылом.

 

 [П] По-по-по – песню пой.                                    [Н] Но-но-но – у нас тепло.

        Пы-пы-пы – вытри пыль.                                       На-на-на – стоит стена.

        Пу-пу-пу – летит пух.                                             Ны-ны-ны – идут слоны.

        Уп-уп-уп – готовлю суп.        Он-он-он – возьми бидон.

        У Капы на пол         Динь-дон, динь-дон –

        Упала шляпа.        В переулке ходит слон.

 [Б] Бо-бо-бо – большой забор.                              [В]  Ву-ву-ву – лови сову.

        Бы-бы-бы – в лесу грибы.                                      Во-во-во – воет волк.

        Ба-ба-ба – бежит кабан.                                          Вы-вы-вы – бегут львы.

        Любят бананы        Васин валенок

        Все обезьяны.        Провалился в прогалинок.

 [Т] Та-та-та – поймай кота.                                   [Ф] Аф-аф-аф – купили шарф.

        Ту-ту-ту – поет петух.                                            Уф-уф-уф – сядь на пуф.

        То-то-то – поем батон.                                           Оф-оф-оф – поймали сов.

        Ят-ят-ят – птички летят.        Фаня Федю увидала

        Там кот-воркот        И фуфайку подарила.

        У печки живет.

   

 [К] Ко-ко-ко – рот далек.                                      [Г] Га-га-га – у козы рога.

        Ка-ка-ка – дай молока.                                          Гу-гу-гу – по лугу бегу.

        Ку-ку-ку – лежи на боку.                                      Го-го-го – стоит вагон.

        Ок-ок-ок – беги со всех ног.           Я гуляю по лугу,

        Кони скачут по полям.                                         Я по радуге бегу.

        Ох и весело коням!

                                                  [Х] Ха-ха-ха – поймал петуха.

 Хо-хо-хо – идет Пахом.

         Хи-хи-хи – поел ухи.

                                                        Ух-ух-ух – летит пух.

         Чух, чух, чух, чух –

        Мчится поезд во весь дух.

   

     

     

Далее предлаются некоторые игры для отработки с малышом отдельных звуков, которые в дальнейшем вы сами можете подобрать.

     «У КУКЛЫ БОЛИТ ЗУБ». Приготовьте куклу. Объясните ребенку, что кукла кричит от зубной боли: «О-о-о». Попросите повторить это, следя за тем, чтобы малыш, произнося «О», округлял губы.

     «ПОДБЕРИ КАРТИНКУ». Подберите сюжетную картинку, на которой изображены знакомые малышу предметы и игрушки, желательно, чтобы их названия начинались с одгой и той же группы звуков. Например, [М], [П], [Б] – т. е. звуков, для произношения которых требуется смыкание губ, или [В], [Ф], произношение которых требует соприкосновение губ и зубов, [Т], [Д], произношение котторых требует прикосновение языка к зубам т. д., учитывая нормы произношения, которыми владеет малыш на третьем году жизни.

      Назовите предметы, изображенные на картинке, и предложите малышу повторить. Потом задайте вопросы по содержанию картинки и в случае затруднения помогите ребенку, давая ему образец правильного произношения.

       «ПОДБЕРИ ИГРУШКИ». Подберите игрушки, название которых начинаются с одного и того же звука (доступного ребенку). Накройте их скатертью (если они мелкие сложите в мешочек). Попросите малыша пощупать игрушку сквозь ткань и назвать ее. Следите за тем, чтобы ребенок не только зорошо произносил нужные звуки, но и говорил громко и отчетливо.

       «МЫШКА». Приготовьте игрушечную мышку. Спрячьте игрушку и попищите, как мышка, предложите малышу ее поискать. Вместо мышки можно взять другую игрушку с соответствующей звуковой имитацией. Ребенок вслед за вами имитирует писк мышки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации для родителей по развитию речи; артикуляционная гимнастика; воспитание звуковой культуры речи у дошкольников

1.Речевое развитие - одна из важнейших задач дошкольного воспитания. Поскольку развивая детскую речь, мы расширяем не только речевые возможности ребенка, но и непосредственно влияем его интеллек...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе" Звуковая культура речи звук З"

Конспект занятия по развитию речи в средней группе" Звуковая культура речи звук З"...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи» Звук «ш»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи» Звук «ш»...

Проект по развитию речи на тему: «Воспитание звуковой культуры речи с помощью современных методов и приемов обучения» в старшей группе

Цели:•       Формирование умения правильно произносить звуки, производить звуковой анализ слова.•       Развитие речевого дыхания, тем...

Консультация для воспитателей " Значение развития фонематического слуха при формировании звуковой культуры речи"

Родной язык является средством овладения знаниями и в последующем школьном обучении. В первую очередь это происхдит за счет осознания ребенком звуковой стороны речи....

Консультация на тему: «Чистоговорки и скороговорки как средство воспитания звуковой культуры речи старших дошкольников».

Автором представлен материал на тему "Чистоговорки как средство воспитания ЗКР старших дошкольников" в помощь педагогам....