Картотека Дидактических игр с детьми дошкольного возраста.
консультация (старшая группа) на тему

Кадочникова Светлана Николаевна

Картотека Дидактических игр

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_didakticheskih_igr.docx24.89 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр (подготовительная группа ).

Игра «Построим детский сад»
Цель.
Познакомить детей с системным подходом к окружающему миру (компонентным и функциональным).
Показать зависимость объекта от места проживания.
Мозговой штурм – построили детский сад в воде, в горе. Обсудить работу, жизнь в этом детском саду. Для наглядности использовать ресурсы группы. Например: гора – кубики, корзина, одеяло. Море – аквариум – банка – коробка.
Игра "Части - целое"
Цель.
Объяснить  детям технологию работы по этому методу.
Учить изменять привычные объекты (или часть объекта), конструируя из них совершенно новые. Продумывая их функции, их взаимоотношение с окружающими предметами и людьми.
Провести небольшой анализ положительного и отрицательного в нашей семье

Например: разные группы - стеклянные, колючие, матерчатые... Продумать функции этих групп.
Вопрос: - Для чего можно использовать стены в группе, раздевальной комнаты, если они...?
Часть стены колючая, часть...? Для чего эту стену можно использовать?
Часть потолка, часть пола...? Мебель, пособия...?
Подумать, из чего в группе можно сделать макет такого детского сада для кукол. Использовать ресурсы группы.
Цель.
Определить главную функцию для взрослых, для родителей.
Внести в морфологическую таблицу новый ряд – сотрудники детского сада.
Игра "Зачем?"
Зачем детям - детский сад? Родителям? Воспитателям? Другим сотрудникам? Городу - детский сад, дети?
Провести работу по морфологической таблице, определяя возможные изменения, ситуации при определенном выборе карточек.
Усложнение.
Провести сравнительный анализ детских садов для детей и детских садов для животных. Назвать их, рассмотреть иллюстрации: инкубатор, птицеферма, ферма для телят. "Детский сад" у пингвинов, утят.
Сравнить, чему учат в наших детских садах и птицы, звери своих детей.
Вопрос: - Почему учат именно этому?
Фантастическая ситуация: ребенок попал в "детский сад" пингвинов, утят, Игра "Слова - напарники''.
 Родитель называет слово, а дети находят два слова - напарника, которые показывают последовательность действий по теме "Растительный мир".
Например: Сирень - ваза - цветы. Зерно - мука-булка. Посадил - выросло - собрал.
Игра "Цепочка целей".
Какую цель вы ставите перед собой... умываясь,
кушая, сажая картошку, собирая ягоды, яблоки.
Раскрыть последовательность любого действия детей, разбивая его на множество мелких целей, в правильной последовательности.
Чтобы пойти в лес за грибами надо: встать с постели, одеться, умыться. Позавтракать, собрать корзинку, одеться в лес (надеть колготки, брюки, носки...) взять корзину. Подождать папу или маму и т. д.
Провести по цепочке целей несколько дел, предложенных детьми.
Показать, что любое действие может вызвать антидействие.
Например: "Копали яму глубоченную -
Получили гору высоченную".
Привести еще несколько примеров аналогичного действия.
Предложить символически "записать" последовательность любого дела, а потом "прочитать" детям.

Игра «Выберем продукты для обеда»
Цель.
Систематизировать продуты животного происхождения.
Учить в зависимости от цели, объединять реальные предметы, создавая непривычный предмет.

Провести системный анализ пищи животного происхождения. Компонентная схема выстраивается - рисуется символически на большом листе бумаги.
Мясо - животные, птица (яйцо), рыба (икра).
Молочное - свежее молоко: масло, сыр. Кислое молоко: сметана, творог, простокваша.
При затруднении изображения можно использовать картинки или писать.
Назвать множество знакомых блюд, приготовленных их этих продуктов, по ходу раскрывая последовательность приготовления пищи. Обратить внимание на соотношение - больше – меньше.
Прочитать "Повар" О. Григорьева
Повар готовил обед,
И тут отключили свет.
Повар леща берет
И опускает в компот.
Бросает в котел поленья,
В печку кладет варенье,
Мешает суп кочережкой,
Угли бьет поварешкой.
Сахар сыплет в бульон,
И очень доволен он.
То – то был винегрет.
Когда починили свет!
Цель. Учить, соединяя знакомых животных, придумать кого-либо совершенно неизвестное. Показать, как размер животного или его изменение могут повлиять на его жизнь и взаимоотношения с окружающими.
Выстроить животных по размеру: от самого маленького до самого большого.
Найти им аналог в геометрических формах. Обыграть: какое большее, какое меньшее. Сначала на животных, потом на символах.
Например. Часть линии: лиса, волк, медведь, слон.
Вопрос: - Кто больше волка, но меньше слона и т. д.
Тритон - больше слона или меньше?
Обсудить, как размер животного или его изменение могут повлиять на его жизнь и взаимоотношения с окружающими.
Можно прочитать "Ворона и кошка" Тима Собакина.
Большая Ворона идет по дорожке.
Ростом Ворона выше, чем Кошка!
С вороной бы Кошка затеяла драку,
если была бы ростом... с собаку.

Игра "Экологическое равновесие ".
Однажды природа изобрела зайца, но для полного счастья ему не хватало капусты и …волка. Не будет капусты – погибнет от голода, не будет волка – от болезней.
А если вдруг капусты стало много – увеличили количество.
Чтобы вся земля не заросла – придумали зайца. Количество зайцев тоже увеличили, их стало много – придумали волков. Но ведь зайцев очень много, зачем бегать ловить, сами мимо бегут.
Вопрос: - Если волк не будет двигаться, что будет? Как заставить волка двигаться? Волков стало очень много – что придумали? И т. д.
Аналогичную ситуацию потом можно обсудив с другой парой животных по выбору детей.

Игра «Лесная загадка»
Цель. Учить устанавливать причинно - следственные связи.
Воспитывать умение рассматривать привычные предметы, ситуации с непривычной точки зрения.
Закрепить владение приемами фантазирования.
Составить с детьми подробную морфологическую таблицу. Раскрывать в ней части тела животных, которые им жизненно необходимы: чем добывают пищу, чем обороняются, как передвигаются. Если есть иллюстрации, рассмотреть, как изменились средства приспособления животных за период эволюции.
Подвести итог, что у животных все жизненно необходимо. Рассматривая, обратить внимание на влияние окружающей среды на изменения в организме животных.
Собрать из таблицы животное, которое может все само. У которого есть все средства на всякий случай. Обсудить, хорошо или плохо ему будет жить сейчас в привычном месте обитания. Какой характер (чей?) будет у этого животного. Сформулировать противоречия, возникающие при приспособлении этого животного к окружающему миру. Попытаться самостоятельно их разрешить.
Цель. Учить устанавливать причинно - следственные связи.
Воспитывать умение рассматривать привычные предметы, ситуации с непривычной точки зрения.
Закрепить владение приемами фантазирования.
Составить с детьми подробную морфологическую таблицу. Раскрывать в ней части тела животных, которые им жизненно необходимы: чем добывают пищу, чем обороняются, как передвигаются. Если есть иллюстрации, рассмотреть, как изменились средства приспособления животных за период эволюции.
Подвести итог, что у животных все жизненно необходимо. Рассматривая, обратить внимание на влияние окружающей среды на изменения в организме животных.
Собрать из таблицы животное, которое может все само. У которого есть все средства на всякий случай. Обсудить, хорошо или плохо ему будет жить сейчас в привычном месте обитания. Какой характер (чей?) будет у этого животного. Сформулировать противоречия, возникающие при приспособлении этого животного к окружающему миру. Попытаться самостоятельно их разрешить.
Предварительная работа: Предложить принести фотографии своих родственников, себя и родителей в детстве.
Игра "Я - робот"
Цель.
Закрепить знания о строении, функциях человека с помощью системного оператора. Показать взаимозависимость человека и его окружения. Дать понятие о роде и поколениях.
Предложить детям представить, что они роботы, внешне и внутри которых все как у человека. Включить музыку и подвигаться как роботы.
Упражнение на координацию движений.
Дети сидят или стоят. Дотронуться левой рукой до правого уха, а правой - до левого. А теперь поменять руки и перевести левую на правое плечо, а правую на левое. Поменять руки, дотронуться до талии, затем до колен, а потом и до щиколоток. То же самое делаем по направлению вверх: колени - талия - плечи - уши. Повторить упражнение три раза.
Представьте, что в голове много кнопок, и когда на них нажимать, вы начинаете смеяться, плакать...
Вопрос: - Кто нажимает эти кнопки?
Можете ли вы сказать "стоп" - когда кто-то нажимает эти кнопки?
Взаимоотношения в семье.
Кнопки - дела.
Вопрос: - Как поднять (испортить) настроение, развеселить, огорчить?
Разбудить, встретить с работы, с магазина.
Работа проводился с карточками, показывающими время суток, квартиру, предпрития.
Как человек может изменить что - то в себе, используя знакомые приемы. Например - стать сразу толстым, высоким... Вспомнить, каким приемом пользовался заяц - силач.
Для чего человеку может понадобиться изменять что-то в своем облике.
Игра «Наоборот» по теме: "Семья, дом, ребенок".
Например. Большой - маленький, мама - папа, бабушка – дедушка. Девочка – мальчик, старший – младший…
Прочитать "Кто кому кто? " Яков Аким.
- Бабушка – бабушка, а чья дочка?
- Ты Федина дочь, моего сына.
- Мой папа большой, а совсем не сыночек!
- Сыночек. Брат четырех моих дочек,
Помнишь, мы были у старшей, Авдотьи?
- Да разве у дочки мы были? У тети!
- Тетю твою я в люльке качала…
- Бабушка, стой, объясни сначала,
Кто мне, Наташа и два ее братца.
- Ладно, попробуем разобраться:
Их мама, племянницы мужа сестра,
Маленькой ох и была шустра!
А ты им доводишься…Хитрое дело…
- бабушка, что-то у нас пригорело!
- Тьфу ты, пока я соображала,
Все молоко из кастрюли сбежало
Игра "Цепочка целей" – наоборот. 
Цель.
Показать детям действие приема "Наоборот".
Рассмотреть основные функциональные обязанности в семье и дополнительные.
Один из детей говорит последовательность какого-либо действия. Второй говорит их наоборот. Можно каждый шаг фиксировать каким-нибудь символом.
Потом первый ребенок говорит наоборот – второй выстраивает правильную цепочку.
Подвести итог, что мы все называли наоборот.
Вопрос: - Что мы можем выбрать символом "Наоборот". Дети предлагают различных героев, по характеру делающих все наоборот, или предметы (это могут быть: Петрушка, Иванушка – дурачок, Неваляшка, песочные часы).
Игра " Все наоборот".
Цель.
Закрепить знание функций разных частей тела.
Закрепить владение приемом " Наоборот".
Учить решать задачи, пользуясь этим приемом.
Воспитывать чувство юмора, умение находить выход из нетрадиционных ситуаций.
Ребенок называет какую-нибудь часть тела, второй ребенок называет, что она делает, третий ребенок – называет дело наоборот.
После нескольких слов игра проводится наоборот – называется дело – находится части тела.
Например – рука – берет – отбрасывает. Идет – стоит – нога. Ногти – растут – уменьшаются и т. д.
Обговорить варианты, когда одновременно происходит два противоположных свойства.
Например: Сидишь и едешь, сидишь и летишь, больной и здоровый, маленький и большой.
Игра «Я – взрослый»
Цель.
Закрепить знания и умение пользоваться в жизни морально-этическими нормами, понимать последствия их несоблюдения. Закрепить системное видение себя в окружающем мире.
По системному оператору обыграть - ребенок в системе, с изменением надсистемы. Надсистема: дом, улица, больница, автобус, детский сад, магазин и т. д.
Показать, как измениться взгляд на ребенка в зависимости от его местонахождения, как он будет называться. Показать многосторонний взгляд на ребенка, его многочисленную социальную роль.
Pacсмотреть генетическую линию - кем будет, когда вырастет в семье, на работе.
Родственные отношение с нынешними родственниками и с будущими. Зависимость социальной (семейной) роли от возраста, состава семьи. Взаимоотношения, взаимозабота в семье.
Можно прочитать детям пословицы:
"Не плюй в колодец - пригодится воды налиться".
"Прежде чем сделать, надо хорошо подумать".
"Как аукнется, так и откликнется".
Игра "Испорченный телефон".
Цель. Познакомить детей с принципом посредника.
Учить понимать переносный смысл слов, словосочетаний, пословиц.
Можно предложить усложненную игру. Первый ребенок говорит какую-либо очень знакомую пословицу, второй говорит ее изначальный смысл, третий также объясняя то, что понял своими словами. Последний ребенок должен отгадать, какую пословицу сказал первый ребенок. Например, цепочка может быть такой. Цыплят по осени считают - если хорошо поработал к осени, много цыплят вырастет - надо все хорошо делать, тогда всего будет много - что посеешь, то и пожнешь - умелые руки не знают скуки.
Для игры можно взять следующие пословицы:
Любишь кататься - люби и саночки возить.
Поспешишь, людей насмешишь.
Сделал дело - гуляй смело.
Как аукнется, так и откликнется и др.
В конце игры опять рассмотреть преимущества и недостатку посредника.
Игра «Цепочка слов»
Цель. Показать детям метод гирлянд и ассоциаций (не называя).
Воспитывать нетрадиционный взгляд на привычные реальные вещи, проводя знакомые приемы изменения на знакомом предмете.
Подвести детей к пониманию, что в любом процессе всегда участвуют две стороны.
Предложить детям назвать несколько слов, которые у них ассоциируются с зимой.
Провести метод гирлянд и ассоциаций по теме: "Зима", "Снег", 'Мороз''. В конце подвести итог, что дети говорили много очень похожих слов.
Вопрос: - Почему? Что объединяет все эти слова? Предложить еще раз провести цепочку, но закончить ее тем же словом, которым начали - зима.
Во время игры, для активизации малоактивных детей использовать небольшую игрушку для передачи следующему в цепочке. Прекрасно передавать кусочек льда - это позволяет идти игре очень быстро.
Предложить детям игру "Цепочка целей" (прямой вариант и обратный) по теме - дом, зима, работа.
Игра "Кто (что) без чего не может быть?" по этой же теме.

Игра «Диктор - телевизор»
Цель. Закрепить владение "этажным конструированием".
Познакомить с приемом "квантование - непрерывность".
Воспитывать способность самовыражаться в своей работе. Закреплять навыки самостоятельной творческой работы.
Внести в группу макет телевизора. Рассмотреть телевизор по системному оператору. Предложить детям стать на сегодня дикторами телевидения. Первая передача, которая будет идти по "телевизору" - знакомство с ним, пресс-конференция. Дети с места могут телевизору (или телевизорам) задавать вопросы. Но дикторы - телевизоры могут выступать и сами.
Дикторы начинают свои выступления: "Я - телевизор, вот меня включили...
Я - телевизор, очень рад с вами встретиться, а то в магазине...
В выступлениях отразить бывшую и нынешнюю жизнь телевизора.
При желании дети могут одеть на голову "телевизор". Познакомились с телевизорами. Начались новости - реальные и фантастические. Дети рассказывают о происшедших вчера и сегодня событиях.
Можно включить кого-нибудь с рекламой. Провести изменения по этажному конструированию "телевизора дома".
Обсудить варианты непрерывной работы телевизора. Или непрерывного показа одной какой-либо передачи. Подумать, что в этом хорошего, что плохого. Как количество перерастает в качество.
Вспомнить в каких произведениях действие идет непрерывно или прерываясь.
Можно сначала привести пример воспитателю, дети находят аналогичные примеры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

картотека дидактических игр для младшего дошкольного возраста.

эти дидактические игры способствуют закреплению цвета развивают мелкую моторику рук и память...

Модель "Времена года". Дидактическая игра с детьми дошкольного возраста

Начиная со средней группы, появляется возможность использовать различные модели. В моделях – квадратах, кружках – обычно цветом символизируется один из значительных признаков временного отрезка. Обобщ...

Картотека дидактических игр для детей дошкольного возраста

laquo;Что где растет?» Цель. Учить детей понимать происходящие в природе процессы; показывать зависимость всего живого на земле от состояния растительного покрова. Ход игры. Воспитатель называе...

Картотека дидактических игр для детей дошкольного возраста про спорт

Приобщение детей к здоровому образу жизни через игровую деятельность...

Картотека дидактических игр с детьми раннего возраста

Картотека дидактических игр с детьми раннего возраста...