Интеллектуальная готовность ребенка к обучению в школе
статья (подготовительная группа) на тему

Игошкина Мария Сергеевна

Особенности интеллектуального развития и его особенностей при подготовке к обучению в школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл intellektualnaya_gotovnost_rebenka_k_obucheniyu_v_shkole.docx20.82 КБ

Предварительный просмотр:

«Интеллектуальная готовность ребенка к обучению в школе»

    Интеллектуальная готовность ребенка к обучению в школе предполагает владение грамматическим строем речи и ее логическое оформление, способностью к конструированию и многое другое. Интеллектуальная готовность предполагает сформированность учебных навыков, к числу которых относят такое поведение ребенка на занятиях когда он:

• понимает суть задания;

• формулирует вопросы, направленные на понимание задания;

• умеет перестроиться в связи с изменением содержания задания;

• может попросить о помощи, сформулировав сущность затруднения;

• планирует предстоящую работу;

• способен сказать о том, как производить умственные действия или догадывается как;

• комментирует свои действия, указывает на допущенные ошибки, исправляет их;

• при неправильном выполнении задания пробует другие варианты;

• производит действия контроля и оценки.

Освоение учебных навыков и привычек основывается на сформированности различных мыслительных операций - последовательности, аналогии, анализа, синтеза, сравнения, обобщения.

По утверждению известного исследователя психологии детства В. В. Давыдова и его коллег, наряду с умением действовать по образцу и активно сотрудничать с педагогом, творческое воображение является базовым слагаемым школьной готовности ребенка. Творческое воображение в дошкольном детстве выступает как фундаментальное психологическое новообразование возраста. Творчество, утверждал Л. С. Выготский, есть удел не только гениев и великих талантов, «творчество существует... везде там, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-либо новое»Сформированное в ранний детский период воображение «впитывает» затем опыт мышления. Как заметил еще Дж. Дьюи, «когда предметы становятся знаками..., игра из простого проявления физической радости превращается в деятельность, которая включает в себя мыслительный фактор».

                     Эмоционально-волевая готовность ребенка

к обучению в школе

Эмоционально-волевая готовность среди специалистов чаще обозначается понятиемпроизвольность (от слова воля). Эмоционально-волевая готовность проявляется в способности ребенка управлять своими эмоциями и контролировать свое импульсивное поведение. В ходе групповых развивающих занятий дети учатся дожидаться своей очереди в игре, самостоятельно справляться с обидой и досадой при неудачах. Произвольность проявляется в способности ребенка сосредоточиться и довести начатое дело до конца, она помогает ему организовать свои действия, если задание не очень нравится, но от работы каждого зависит общий успех.

Произвольность играет важную роль в формировании эмоциональной и в целом социальной культуры растущего человека. От ее наличия зависит в дальнейшем, будет ли ребенок принимаем в различных сообществах сверстников и взрослых.

Эмоционально-волевая готовность к школе включает в себя:

  • Развитие «эмоционального предвосхищения» (предчувствие и переживание отдаленных последствий своей деятельности);
  • Эмоциональная устойчивость;
  • Сформированность небоязни трудностей;
  • Умение ограничивать эмоциональные порывы;
  • Умение систематически выполнять задания;
  • Умение осознанно подчиняться правилу;
  • Умение ориентироваться на заданную систему требований;
  • Умение внимательно слушать говорящего и воспроизводить задания, предлагаемые в устной форме;
  • Умение самостоятельно выполнить задание на основе зрительного восприятия образца.

        Но выделение проблемы развития произвольности в комплексе психологической готовности к школе способствует и выдвижению противоречия. С одной стороны, низкий уровень развития произвольности отрицательно влияет на обучение в школе. С другой, произвольное поведение является новообразованием младшего школьного возраста.

Коммуникативная готовность ребенка к обучению в школе

Коммуникативная готовность проявляется в умении ребенка общаться с разными группами людей. Коммуникативная готовность предполагает наличие различных способов общения - словесного и невербального, межличностного и делового.

На развивающих занятиях с дошкольниками задания коммуникативного типа должны составлять значительную часть рабочего времени. Детей следует учить слушать и пересказывать услышанное, отвечать на вопросы, не уклоняясь от содержания обсуждаемой темы, выражать свои мысли, эмоции и желания адекватными способами. Развитие коммуникативной готовности детей к обучению в школе должно быть направлено на выработку средств учебного взаимодействия ребенка со взрослым. По итогам занятий ребенок должен быть в состоянии инициировать контакт с учителем и легко выходить из этого контакта, принимать педагога как партнера по учебному взаимодействию (а не как только проверяющего и оценивающего), координировать с ним свои действия.

     Общеличностная готовность ребенка к обучению в школе

      Главное содержание общеличностной готовности составляют самооценка и нравственные основания поведения. Сформированная устойчивая самооценка обеспечивает прогресс в развитии ребенка, если носит позитивный характер и адекватна реальному положению взрослеющего человека в системе его общественных отношений. Формирование нравственной позиции на занятиях в предшколе происходит в ходе выбора критериев по различению плохого и хорошего, доброго и злого. Важная роль при этом отводится мотивированию детей к нравственному поведению как основе благоприятных школьных взаимоотношений в будущем.

В период возрастного кризиса семи лет привычная воспитательная система отношений к ребенку со стороны взрослых не поспевает за его стремительными изменениями. Особенно заметными достижениями ребенка становятся возрастание его самостоятельности и изменение отношений со взрослыми и сверстниками. Внутренняя и внешняя стороны личности ребенка начинают дифференцироваться. Он, утрачивая детскую непосредственность, привносит в свои переживания и свое поведение интеллектуальное содержание. Появляется, по выражению Л. С. Выготского, «смысловое переживание» социальной ситуации развития, возникает новое отношение к себе, новые связи между поступками и переживаниями.

Социальная готовность ребенка к обучению в школе

Социальная готовность ребенка связана с его способностью легко включаться в различные группы детей для выполнения общих заданий. Социально ориентированный ребенок охотно помогает другим, делится с ними игрушками, сладостями, карандашами.

Действия взрослого на занятиях с дошкольниками предполагают поддержку не только лидерских проявлений отдельных детей, но также переключение их на исполнение противоположных ролей, в том числе второстепенных (в виде изображения дерева или другого реквизита игрового действия). Эффективность занятий по социальному развитию будет складываться из возрастания сплоченности группы, взаимного принятия ее членами друг друга, проявления толерантности к поведению сверстников, умения признать свою вину. Работа на занятиях с дошкольниками может быть уплотнена за счет разработки таких развивающих программ, которые бы сочетали в себе направленность на формирование нескольких видов готовности одновременно. Прежде всего, это относится к сочетанию интеллектуальной подготовки дошкольников с развитием произвольности их поведения. Интеллектуально-волевая подготовка детей к обучению в школе поможет им успешно преодолевать те трудности учения, которые связаны с перегрузкой, выполнением неинтересных заданий, самообразовательной работой по достижению высоких индивидуальных результатов.

Интеллектуальная подготовка к школе в сочетании с коммуникативной поможет развить у детей речевые возможности, предупредить школьный страх ответа у доски, научить их решать учебные задачи совместно с одноклассниками в малых группах. Коммуникативная подготовка в контексте развития социальной готовности дошкольников к обучению откроет пути к самопознанию и личностному росту, даст возможность определиться с лидерской направленностью, почувствовать ответственность за других людей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая готовность ребенка к обучению в школе

Что входит в понятие "психологическая готовность к школе": личностная готовность, интеллектуальная готовность, эмоционально-волевая готовность....

"Интеллектуальная готовность дошкольника к обучению в школе"

Долгое время об уровне умственного развития ребенка судили по количеству выявленных у него знаний, по объему его «умственного инвентаря», который выявляется в словарном запасе...

Презентация "Психологическая готовность ребенка к обучению в школе или как помочь ребенку стать успешным."

«Быть готовым к школе - не значит умение читать, считать и писать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться» Венгер Л. А  Тест для родителей....

Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность ребенка к школе имеет сложную структуру.

Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность (ПГ) ребенка к школе имеет сложную структуру. Компоненты ПГ: мотивационная гото...

Интеллектуальная готовность ребенка к школе Наиболее важными показателями интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе являются характеристики развития его мышления и речи.

Что нужно, чтобы дошкольник рос любознательным, умным, сообразительным? Необходимо как можно чаще прислушиваться  к ребёнку, стараться понять особенности его возраста, оценить его собственные, ин...

Консультация для родителей «Готовность ребенка к обучению в школе и что должен знать ребенок перед школой»

Консультация для родителей«Готовность ребенка к обучению в школеи что должен знать ребенок перед школой»Воспитатель: Коробченко Г.Г.   Цель: познакомить родителей с основными асп...