Формы работы с родителями.Родительский клуб
проект на тему

Кузнецова Елена Николаевна

Невозможно выстроить работу с воспитанниками без участия в этом процессе их родителей, используются различные формы, одна из них Родительский клуб...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskiy_klub_mbdou_no34.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ  «МЫ ВМЕСТЕ»

 организован  на базе МБДОУ №34 НМР РТ

В настоящее время взаимодействие с родителями воспитанников занимает достойное место в ряду приоритетных направлений воспитательно-образовательного процесса ДОУ. Педагоги четко осознают приоритетность семейного воспитания , вместе с тем родители  понимают значимость психолого-педагогической помощи . Но на практике  вопрос выстраивания конструктивных взаимоотношений с семьей остается одним из самых сложных.

Основными причинами, тормозящими эффективное взаимодействие с семьей, являются повышенная требовательность к родителям, внушение им отрицательного образа ребенка, критичность партнеров, неумение, нежелание найти индивидуальный  подход к разрешению проблемной ситуации.. Отсутствие  взаимопонимания, различие взглядов на некоторые вопросы воспитания и развития дошкольника – все это ведет к росту недоверия между воспитателем и семьей, рассогласованности  их действий. Как же разрешить возникающие  стереотипы у тех и других.?

Наш педагогический коллектив, как и многие, использует различные формы работы с семьей воспитанников: традиционные общие и групповые родительские собрания с участием специалистов ДОУ, семинары-практикумы, тренинговые занятия, индивидуальные консультации и др. За определенный период времени работы ДОУ у нас сложился определенный алгоритм встреч с родителями, который позволил нам объявить  о систематической работе родительского клуба «Мы вместе».

Поясним, как выстраивается работа клуба.

Знакомство с родителями воспитанников начинается в период  адаптации ребенка к условиям ДОУ, точнее задолго до этого . Родители имеют возможность подробнее познакомиться с  работой ДОУ, педагогами,  прояснить многие  вопросы педагогики и психологии. В этот период родителям  предлагается психологический тренинг в рамках работы родительского клуба « Мы вместе». Психолог  торжественно объявляет участникам , что последних  принимают в члены родительского клуба « Мы вместе» на период  договора семьи и ДОУ. Каждой группе родителей воспитанников , в рамках работы клуба, предлагаются тренинги по различным тематикам , семинары-практикумы, круглые столы , анкетирование и интервьюирование, заседания  клуба с элементами тренинга и дискутирования и т.д.

Перечислю тематики  проведенных  мероприятий родительского клуба:

- « Мы вместе» - групповые родительские собрания  с элементами тренинга

- «Я – личность» - круглый стол (видео-представление  для родителей интервью с участием детей и дискуссия по теме)

- « Какие игрушки модны» - фотовыставка игрушек наших детей , обсуждение, рекомендации.

- « Еще раз о психологическом здоровье!» -  встреча в клубе, с элементами тренинга

- « Семья – источник нравственности» - развернутое заседание родительского клуба ко Дню семьи, просмотр видео по теме, закрепление традиций

- « Знаете ли вы своего ребенка» - детско-родительский тренинг для участников клуба

- « Ваш малыш идет в детский сад…» -тренинг для участников клуба

- « Скоро в школу!» - тренинг для участников клуба

- « Я – не просто мама, я – женщина» -тренинг для мам

- « Я сам!» - детско-родительский тренинг

- « Как разговаривать с ребенком, чтобы вас слушали …, а вы умеете ли  слушать…?» -тренинг для участников клуба

Тренинг для родителей будущих первоклассников

 «Мотивационная готовность»

Цель тренинга: способствовать психологическому просвещению родителей по проблеме формирования и развития мотивационной сферы у дошкольников.

Задачи:          

1.Расширить знания родителей о мотивационной сфере дошкольников, о ее формировании на разных возрастных этапах.

2.Определить , что входит в понятие «Психологическая готовность к школе».

3.Вовлечь родителей в понимание готовности ребенка к школе через опыт активного обучения.                                                                                

Формы и методы работы:      групповая.

-короткое информационное сообщение

- дискуссия

-упражнения в парах 

                                                                                         

Материалы к занятию:

  • Бейджики
  • Фломастеры, карандаши, мелки, краски
  • Аудиозапись спокойной музыки
  • Листочки красного, зеленого, синего цвета
  • Колокольчик
  • Магнитная доска
  • Белые листочки А5

Вводная часть.

- Здравствуйте, уважаемые  родители, сегодня мы с вами примем участие в тренинге, который называется «Мотивационная готовность».

  1. Ритуал приветствия. ( активизация положительных эмоций. Настрой на совместную работу).

Уважаемые  участники сегодняшнего тренинга! Сегодня мы встретились для того, чтобы поговорить о  волнующей вас теме , о готовности ваших детей к обучению в школе. Наше занятие мне бы хотелось начать с приветствия. Пусть каждый, в чьих руках окажется колокольчик , представит себя , назвав свое имя, имя своего ребенка  и на первую букву имени своего ребенка  придумает  слово, которое может  его  немного охарактеризовать( например:  мое имя Елена, имя дочери Анастасия – артистичная)

      Упражнение выполняется по кругу.

      2.Выработка совместных правил работы в группе.

Материал: готовые листы-памятки с напечатанными правилами.

В каждом тренинге есть правила. Давайте и мы с вами выработаем свои правила…

  • Общение по принципу «здесь и теперь» (во время тренинга мы говорим только о том, что волнует каждого именно сейчас, и обсуждаем то, что происходит с нами именно здесь).
  • Искренность и открытость.
  • Говорю за себя (отказ от общих рассуждений, умение говорить о собственных чувствах, ощущениях, действиях)
  • Внимательно слушать друг друга.
  • Не перебивать говорящего.
  • Уважать мнение друг друга.
  • Безоценочность суждений.
  • Активность.
  • Право сказать «стоп».
  • Конфиденциальность (все, что происходит здесь, ни под каким предлогом не выносится за пределы группы).

  1. Упражнение « Урок. Перемена» (активизация положительных эмоций, настрой на совместную работу)

Вед: Вы заметили, что в руках у вас сегодня был не мячик или мягкая игрушка, а школьный звонок, который вскоре будет торопить ваших детей на уроки. Мы проводим игру с детьми на занятиях « Урок.Перемена» , предлагаю и нам сегодня улыбнуться, вспомнить школьные годы и поиграть в эту игру.

- Я объявляю перемену и вы можете двигаться, разговаривать, а как только прозвенит звонок – сесть на стульчик в позе готовности к уроку. Игра  повторяется 2 раза.

Вед: Мы немного оживились, посмеялись, настроились на совместную работу.

  1. Игра-опрос «Знаю ли я своего ребенка» (помочь родителям выяснить насколько хорошо вы знаете своих детей)

Вед : Вы все получили  по 3 листочка разных цветов. Я задам вам вопрос, а вы поднимаете листочки, если: да – красный цвет, нет – зеленый цвет, не знаю – синий.

Вопросы:

  1. Добрый ли ваш ребенок?
  2. Вежливый ли ваш ребенок?
  3. Общительный ли ваш ребенок?
  4.  Щедрый ли ваш ребенок?
  5. Внимательный ли ваш ребенок?
  6. Правдивый ли ваш ребенок?
  7. Отзывчивый ли ваш ребенок?
  8. Справедливый ли ваш ребенок?
  9. Жизнерадостный ли ваш ребенок?
  10.  Ответственный ли ваш ребенок?
  11.  Готов ли ваш ребенок к  обучению в школе по вашему мнению?

Основная часть. Раскрытие понятия  « Школьная готовность ребенка к школе»

Вед:  Вы сейчас на своих листочках напишите  то, что по вашему мнению должен  уметь ребенок, поступающий в первый класс  и размещаете на магнитной доске…

А я распределю, что относится к школьной готовности, а  что к психологической готовности .

Школьная готовность:  физическая, педагогическая

Психологическая готовность:  интеллектуальная, мотивационная, коммуникативная, эмоционально-волевая.

 Вед: Я коротко  раскрою все эти понятия.

( Информация представлена на слайдах, идет комментарий)

Интеллектуальная готовность:

Данный компонент школьной готовности заключается в преобретении определенного кругозора, запаса знаний в развитии памяти, внимания, мышления, воображения, речи. Умение элементарно рассуждать, выделять существенные признаки предметов и явлений, доступные пониманию ребенка, сравнивать  предметы, находить различия и сходство, выделять целое и его часть, группировать предметы по определенным признакам, делать простейшие умозаключения, обобщения и др. Развитие произвольного внимания ( способность удерживать внимание на выполняемой  работе в течении 15-20 минут).

Развитие произвольной памяти (способность к  опосредованному запоминанию: связывать запоминаемый материал с конкретным символом : сово-картинка, слово- ситуация).

Очень важная речевая готовность ребенка. Ребенок должен уметь общаться в диалоге, уметь задавать вопросы, отвечать на вопросы, иметь навык пересказа, должен быть развит  фонематический слух. МОГУ!

Коммуникативная готовность

Коммуникация – общение.

1.Уметь устанавливать контакт с учителем, сохранение чувства дистанции, иметь навыки саморегуляции.

2.Умение войти в детский коллектив. Это зависит от характера и темперамента ребенка, сложно если ребенок «застенчив». Ребенок должен уметь договариваться, кооперироваться с другими детьми, спокойно чувствовать  себя в условиях конкуренции. МОГУ!

Мотивационная готовность

К моменту поступления в школу у ребенка должно быть сформировано положительное отношение: к школе, учителю, учебной деятельности, самому себе.

Различают внешнюю и внутреннюю мотивацию. Внешняя связана со  школьной  атрибутикой , а внутренняя – непосредственное желание учиться, получать знания. ХОЧУ!

Эмоционально-волевая готовность:

Серьезного внимания требует и формирование волевой готовности будущего первоклассника, ведь его ждет напряженный труд, от него потребуется умение делать не только то , что ему хочется, но и то, что потребуют от него учитель и школьный режим, программа. МОГУ!

  То есть, я попыталась раскрыть  понятия ХОЧУ (желания ), МОГУ

( возможности)

  Мы сейчас с вами, дорогие мамы и папы попробуем составить формулу готовности к успешному  обучению в школе .

ЖЕЛАНИЕ + ВОЗМОЖНОСТИ = ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ

Как и любая другая формула, она представляет собой сумму некоторых элементов, если один из элементов формулы задан неправильно, то и вся формула оказывается неправильной. Если ребенок готов к школе по одной группе показателей  «Возможности», но не готов по другой «Желание», то в школе он может столкнутся с самыми разными проблемами.

Остановимся более подробно на том, что ребенок  имеет развитые возможности (хорошую память, мышление, внимание и т.д.), но при этом не имеет желание учится и узнавать что-то новое. Такой ребенок, несмотря на свои высокие способности, при отсутствии интереса к учебе не станет прилагать усилия для освоения программы, необходимый материал не усвоится им, поскольку ребенок не будет считать его нужным, интересным и важным для себя. Ведь даже когда нам, взрослым чего-то делать совсем не хочется, мы стараемся избежать этого любыми способами, что уж говорить о детях!

Внутренняя позиция школьника, представляющая собой предпосылку  сформированной учебной мотивации не возникает на занятиях по типу школьного урока, а формируется преимущественно внутри ведущей деятельности дошкольника – в игровой деятельности. Ребенка нельзя заставить учиться. Если он этого не хочет. Насильственное обучение дошкольника  азам системы чтения. Когда у него еще нет выраженной потребности. Сопровождается огромным напряжением нервной системы, дети приобретают устойчивую неприязнь  к процессу чтения на многие годы или даже  на всю жизнь.

Поэтому еще раз обратимся к нашей формуле несколько уточнив ее:

ХОЧУ УЧИТЬСЯ! + МОГУ УЧИТЬСЯ! = УСПЕШНЫЙ ШКОЛЬНИК!

  1. Степень беспокойства

Вед: А сейчас предлагаю определить степень вашего беспокойства по поводу приближающегося школьного обучения , нам понадобятся наши цветные листочки: испытываю сильное беспокойство – красный цвет, умеренно волнуюсь – синий, испытываете чувство уверенности за своего ребенка (нет особого беспокойства) – зеленый.

После того как обозначились цвета – идет обсуждение, от кого или чего зависит нормализация в улучшении вашего самочувствия или что должно измениться, чтобы вы чувствовали себя лучше.

  1. Ошибки взрослых.

Вед: А теперь попробуем  обозначить причины того , что у ребенка нет желания учиться. Каждый  попробует высказаться (по кругу), ведущий заносит ответы участников на доску. Идет обсуждение и ведущий добавляет  причины, если их не обозначили :

-Родитель полагает, что ребенок готов к обучению в школе, потому что он умеет читать и писать, не задумываясь  о психологической готовности.

-Ребенка рано отдают в школу.

-Неблагополучие в семье

-Отсутствие четкой организации жизни ребенка, несоблюдение режима дня, безнадзорность в быту.

- Дети не посещали помимо ДОУ никаких развивающих секций, кружков, школ.

-Нарушение единства требований к ребенку со стороны родителей

-Неправильные  методы воспитания : подавления личности и угрозы. Физические наказания или. Наоборот, заласкивания, чрезмерная опека.

-Завышенные требования без учета объективных возможностей  ребенка .

-Убивание мотивации к обучению путем высмеивания, некорректных высказываний, сравнение с другими детьми, «загон» ребенка в ситуацию неуспеха, неудачи.

-Давление родителей на ребенка в процессе реализации их(родительских) несвершенных детских  интересов.

  1. Формируем  мотивацию

Вед: Формирование мотивации означает не просто заложить в голову ребенка готовую цель и мотивы, а создать такие условия, такую обстановку, в  которых ему самому захочется учиться.

Я вам раздам  памятки, которые вам помогут продумать  как это сделать на практике и мы с вами рассмотрим каждый из пунктов:

  1. Выяснить, что является причиной низкой мотивации: неумение учиться или ошибка воспитательного характера.
  2. Важно создавать для ребенка зону ближайшего  развития, а не делать за него то, что он (пусть и с трудом) может сделать сам.
  3. Очень важный момент – оценивание сделанной работы родителем и учителем. Объективность : не сделать из учителя врага, а самим бать нетребовательными.
  4. Родителям нужно не организовывать жесткий надзор или ситуацию безразличия. Детям необходимы понимание, любовь и теплота, помощь в создании ситуации успеха, а не мотива избегания неудач.
  5. Развитие навыков самоконтроля
  6. Помощь в формировании  у ребенка веры в успех.

Используйте дома следующие упражнения и  игры для развития мотивационной готовности детей

Упражнение «Школьник и дошкольник»

Упражнение «Для чего ходят в школу…»

Упражнение «Ассоциация на слово «первоклассник»

Упражнение «Что лежит в портфеле»

Упражнение «Я хочу в школу , потому что…»

Игра «Копилка первоклассника»

Отгадывание загадок на школьную тематику.

Чтение сказок для школьной адаптации. «Лесная  школа М.А.Панфилова и др.

Взаимодействие с ребенком. Контакт с ним, естественно. Исключают авторитарность. Диктаторство, угрозы: « Вот пойдешь в школу, там тебе покажут!..», «Только посмей мне двойки приносить!». Нужно прививать ребенку уважительное отношение к учебному труду, подчеркивать его значимость для всех членов семьи. Непременно должна быть внесена  оптимистическая нотка, показывающая уверенность родителей в том, что учеба пойдет успешно, что первоклассник будет прилежно и самостоятельно выполнять все школьные требования.

А сейчас послушайте сказку «Птенец» И.В.Стишенок

Большое белое яйцо лежало на траве, а внутри у него билось маленькое сердце. Птенец, который должен был вот-вот появиться на свет, находился еще там, но уже испытывал непонятное беспокойство. Скорлупа, просторная прежде, вдруг стала тесной. Теплый дом, который защищал от холода, ветра и дождя, охранял от косых взглядов и острых когтей, начал мешать. Птенец вдруг почувствовал, что не может расправить крылья и взлететь, не знает, что находится за тонкой и прочной стенкой, хотя звуки и голоса, доносившиеся оттуда, он слышал постоянно.

— Я хочу увидеть, что там, — подумал птенец и тронул крылом скорлупу.

Она осталась невредимой, но недовольно сказала:

— Что ты делаешь, глупый птенчик? Зачем покидать родной дом, который вырастил и воспитал тебя? Окружающий мир суров, он не будет заботиться о тебе так, как забочусь я. Тебе самому придется искать себе пищу и кров. Хотя, если хочешь, можешь сломать меня. Не тебе ведь будет больно.

Птенец растерялся: как же он раньше не подумал о скорлупе? Там, за стенкой, был неизвестный мир, который звал и манил. Неведомая сила влекла его туда, влекла так, что сидеть взаперти было уже невозможно. Но скорлупа... Она всегда охраняла его от опасностей и согревала.

— Какой я неблагодарный, — подумал птенец, — как я мог решиться на такое?

И он притих, а затем сказал:

— Попробую жить, как прежде. Ведь было же мне раньше хорошо, тепло и уютно. А неизвестный мир? Может быть, он действительно холодный и колючий?

И птенчик остался в скорлупе.

Но беспокойство почему-то не проходило, с каждым днем птенцу становилось все труднее дышать. — Если я останусь здесь, то никогда не научусь летать, — вдруг громко сказал птенец и почувствовал силу в крыльях.

Он посмотрел на скорлупу и добавил:

— Прости, но моя жизнь не должна пройти здесь. Ты помогла мне вырасти, но сейчас я хочу увидеть новый мир, жить в нем и, конечно, летать. А с трудностями, которые встретятся на моем пути, я справлюсь сам.

Скорлупа молчала. Наконец она сказала:

— Ты прав, мой птенец. Из-за большой любви к тебе я даже не заметила, как ты вырос и окреп. Лети же, и пусть удача будет с тобой!

Птенец расколол клювом скорлупу и вышел в незнакомый, удивительный, таинственный и такой желанный мир.

    Обратная связь (заполнение анкет)

Дата занятия___________________________________________________

Моё тренинговое имя___________________________________________

Во время занятия я понял (а), что_________________________________

Самым полезным для меня было__________________________________

Я был (а) бы более откровенным, если ____________________________

Мне не понравилось, что________________________________________

Больше всего мне понравилось___________________________________

На следующем занятии я хотел (а) бы_____________________________

На месте ведущего я бы_________________________________________

Подпись участника______________________

  1. Прощание. Ведущий благодарит участников группы за активную работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совещании "Нетрадиционные формы работы по развитию речи" Тема:"Ознакомление с семьей и родословной детей старшего дошкольного возраста". Выступление на педагогическом совещании "Нетрадиционные формы работы по развитию

Выступление на педагогическом совещании"Нетрадиционные формы работы по развитию речи"  Тема:"Ознакомление с семьей и родословной детей     старшего дошкольного возраста"...

Охарактеризуйте традиционные формы работы ДОУ с родителями. Требования к организации и проведению. Представьте конспект одной из форм работы с родителями.

Нормативно-правовые документы:«Федеральный государственный стандарт дошкольного образования» (приказ Минобрнауки РФ  № 1155 от 17.10.2013).Федеральный закон от  29.12.2012 №273-Ф...

Опыт работы «Современные формы работы с родителями по физическому развитию детей. Семейный клуб «Здоровая семья» как эффективная форма работы по вовлечению родителей в образовательный процесс ДОУ»

Одним из принципов стандарта является – «сотрудничество организации с семьей».  Задача Стандарта в области работы  с семьей –  обеспечение психолого-педагог...

Дебаты, как одна из форм работы с родителями (интерактивные формы работы с родителями)

В настоящее время работа с родителями воспитанников занимает достойное место в ряду приоритетных направлений воспитательно-образовательного процесса дошкольных учреждений. Включение семьи как партнера...