Консультация "Репрезентативная система человека"
консультация на тему

Прокопович Виктория Анатольевна

Выявление репрезентативной системы помогает педагогу обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку в процессе воспитательно-образовательной работы, что позволяет вести более эффективную коммуникацию – говорить с ребенком на одном с ним языке. Если педагог сможет донести один и тот же материал в нескольких репрезентативных системах, это значительно облегчит воспитанникам процесс усвоения новой информации и повысит эффективность образовательного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema.docx26.05 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов «Репрезентативная система».

Выявление репрезентативной системы помогает педагогу обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку в процессе воспитательно-образовательной работы, что позволяет вести более эффективную коммуникацию – говорить с ребенком на одном с ним языке. Если педагог сможет донести один и тот же материал в нескольких репрезентативных системах, это значительно облегчит воспитанникам процесс усвоения новой информации и повысит эффективность образовательного процесса.

Понятие репрезентативной системы.

Репрезентативная система – это каналы получения и обработки информации из окружающего мира.

Все дети разные, поэтому и воспринимают мир каждый по-своему: один ребенок с интересом прислушивается к звукам, другому необходимо все потрогать руками, а третий подолгу рассматривает новые рисунки и необычные предметы.

Первый ребенок – аудиал , он ориентирован на слуховое восприятие информации, ему важно, что он слышит. Второй – кинестетик, воспринимающий мир через ощущения тела: тактильные прикосновения, температурные, двигательные, обонятельные, вкусовые. Третий – визуал , для него главной  является зрительная информация.

Среди взрослых чаще встречаются дискреты – те, кто перерабатывает информацию путем ее логического осмысления с помощью цифр, знаков, схем.

Дискрет встречается нечасто. Человеку с таким восприятием сложно выражать свои эмоции или говорить о чувствах, потому что у него активно  работает логика и ему необходимо всему найти объяснение. Но, несмотря на это, в душе такие люди очень чувствительны и ранимы.

Среди дискретов много программистов, шахматистов, ученых и исследователей. От них часто можно услышать: «это нелогично», «анализирую», «выясняю». Поскольку такие люди воспринимают окружающий мир через логику, то в общении с ними необходимы логические доводы, желательно научно обоснованные.

Часто разные модели восприятия сочетаются, но , сталкиваясь с новой информацией, ребенок, как правило, прибегает к наиболее удобной для него, которая называется доминантной, или ведущей модального восприятия.

Модальность – форма отражения раздражителя в определенной сенсорной системе (зрительной, слуховой, тактильной).

Ведущая модальность – это наше предпочтение в сенсорной пище, с помощью которой мы лучше всего воспринимаем происходящее.

В среднем среди модальностей восприятия: аудиалов – 25%, визуалов – 34%, кинестетиков – 16%, дискретов - 25%.

Чтобы успешно организовать воспитательно-образовательный процесс, педагог должен знать особенности каждого ребенка, проявляющиеся при воспитании, запоминании, переработке и использовании информации, и с учетом этого выбирать тот или иной способ общения.  Если он совпадает с ведущей модальностью, ребенок будет прекрасно справляться с поставленными перед ним задачами, результативно работать с материалом и хорошо его запоминать.

Рассмотрим основные характеристики каждого типа.

Характеристики типов репрезентативной системы.

Поскольку дети-аудиалы познают окружающий мир через звуки, они раньше других начинают говорить, имеют  большой словарный запас, до мельчайших подробностей помнят, кто, что, где, когда и как  сказал;  с легкостью запоминают имена и с такой же легкостью забывают лица.

Такие малыши любят слушать музыку, аудиозаписи сказок, вести разговоры, что-то обсуждать, доказывать, умеют убеждать и уговаривать – дети-аудиалы очень общительны. Они могут придумывать различные истории и игры (однако при этом сами не любят участвовать в подвижных играх).

 Аудиалы могут немного отставать от сверстников в развитии навыков, связанных со зрительным и моторным восприятием (например, им тяжелее дается поиск различий на картинках, не всегда получается ловко залезть на горку, быстро и долго бегать), поэтому стоит эти навыки развивать с помощью игр, упражнений.

В речи они часто употребляют слова: послушайте, слышишь, шумно, тихо. С легкостью запоминают то, что слышат. Однако легко отвлекаются на звуки.

Разговаривая с ребенком-аудиалом, полезно использовать голосовые возможности: паузы, интонацию, громкость. Для быстрого приобретения необходимых навыков ему можно предложить комментировать то, что он делает.

При восприятии информации дети-визуалы больше полагаются на зрительные ощущения. Они быстро запоминают цвет, форму, размер. Если малышу предложить новую игрушку, он сначала внимательно рассмотрит ее со всех сторон. Визуалы ненавидят объятья, поцелуи и сюсюканья, однако охотно поговорят на взрослые темы (на расстоянии вытянутой руки).

 Любит лепить, рисовать, вырезать, складывать пазлы. Их занятия и игры основаны на взаимодействии глаз и рук. Такие детки предпочтут рассматривать картинки в книжке, а не слушать сказку. Думают они образами, у них бурная фантазия. Для их речи характерно употребление слов «посмотрите», «красивый» , «яркий», «вы видели» и др. внимание устойчивое, небольшой ум им не мешает.

Для ребенка-визуала важно, что на нем надето, он сам выбирает цвет колготок, платья, кофточки. Девочки трепетно относятся к украшениям, заколкам, бантикам. Визуал довольно аккуратен (для своего возраста), он, например не полезет в лужу, потому что ботинки будут грязными, а следовательно, некрасивыми.

 Воспитывая малыша-визуала, необходимо уделять внимание развитию речи (он не разговорчив), коммуникабельности, физической координации. В процессе проведения непосредственно образовательной деятельности и игровых сеансов рекомендуется использовать цветные иллюстрации, готовые схемы для подкрепления нового материала зрительными образами.

Познание мира детьми-кинестетиками происходит с помощью прикосновений, движений. У них хорошо развита моторика, они много двигаются, обычно рано начинают ходить. Такие малыши любят активные игры, связанные с прыжками, бегом, борьбой, им трудно усидеть на одном месте, долго заниматься одним делом.

Про кинестетиков говорят, что они «смотрят руками» - любит все трогать, ощупывать. Ничего страшного, что игрушки таких малышей недолговечны – разбирая их, они познают мир. Им трудно усидеть на одном месте, занимаясь одним делом.

Очень привязаны к маме, долго не слезают с рук, любят забираться на колени, обниматься. Поэтому таких детей надо чаще ласкать, прижимать к себе, целовать и как можно меньше употреблять любимую большинством родителей фразу «Не трогай».

В речи кинестетиков присутствует огромное количество качественных прилагательных. Они часто используют слова «чувствую», «ощущаю», «жарко», «мягко», «больно». С трудом концентрируют внимание и легко отвлекаются. Помнят общее впечатление, лучше запоминают, двигаясь.

В ходе непосредственно образовательной деятельности или игрового сеанса не рекомендуется заставлять их сидеть долгое время неподвижно, таким детям следует давать моторную разрядку.

 Модель «Ключи глазного доступа»

Впервые предложена американским психологом В. Джеймсом, заметившим взаимосвязь между  движением глаз и сенсорной модальностью, в которой в данный момент человек обрабатывает информацию. Еще до того, как человек сформулирует свой ответ, его глаза начинают совершать определенные движения, указывая тем самым, какую репрезентативную систему он использует.

Буквы на рисунке обозначают следующее:

В – визуальное вспоминание.  Предыдущий зрительный опыт, зрительная память. Все, что человек может вспомнить визуально: цвет входной двери в квартиру, как выглядит 100 рублей и т.д.

Вк – визуальное конструирование.  Создание нового опыта, планирование, математические расчеты. Все визуально конструируемое человеком в данный момент: как будет выглядеть этот человек, если подстрижется на лысо, африканский слон, заляпанный розовой краской, и т.д. так же сюда будет относиться визуализация математических расчетов.

А – аудиальное вспоминание. Звуковая память – интонации, голоса, звуки, музыка. Все воспоминания об аудиальном опыте: звук капающей из крана воды, звук флейты, голос ребенка и т.д.

Ак – аудиальное конструирование. Создание нового аудиального опыта, сочинение музыки. Собственно, все, что человек не слышал ранее, но может придумать. Новые интонации, звуки, голоса.

Ад – внутренний диалог. Контроль речи, проговаривание. Разговор с собой.

К – кинестетика.  Телесная память, ощущения, вкус, запах, осязание. Все, что связано с ощущениями, переживаниями и так далее.

Важно отметить, что глаза будут двигаться только в том случае, когда человеку нужно найти информацию, если нужная информация находится в «оперативной памяти» - движения глаз не будет.

В процессе принятия информации визуалы обычно смотрят в трех направлениях: вверх вправо – когда думают о будущем и создают образы; вверх влево – когда думают о прошлом; прямо перед собой расфокусированным взглядом – верный признак размышляющего визуала.

Когда аудиалы  размышляют, их взгляд имеет несколько характерных   направлений: в сторону вправо – размышляя о будущем, в сторону влево – вспоминая прошлое, вниз влево – размышляет об услышанном.

Кинестетикам требуется больше времени, чтобы «прочувствовать»  решение. Они делают более продолжительные паузы между фразами, часто используют «мммм», «ээээ», «нууу». Во время этих пауз они прислушиваются к своим ощущениям и, когда определяются с ними, продолжают разговор. Кроме того, кинестетики любят прикасаться  к людям и вещам, часто во время разговора вертят в руках какие либо мелкие предметы. Прикосновение помогают им установить контакт. когда кинестетики пытаются определиться со своими чувствами, их взгляд направлен вниз вправо или вниз влево.

Рефлексия.

Предлагаю определить тип восприятия информации, пройти тестирование на выявление ведущего канала восприятия (приложение 1), найти решение для предложенных ситуаций( приложение 2)

Инструкция педагога-психолога. Для того, чтобы потренироваться в определении невербальных ключей доступа, я задам вам несколько вопросов, обращенных в прошлое. Ваша задача – понаблюдать за глазами, отметив про себя направление их движения.

Вопросы:

  • Какой вкус и запах у кофе или мороженного?
  • У вас отпуск. Как вы его проводите?
  • Когда последний раз были в лесу?
  • Какого цвета дверь в вашу квартиру?
  • Что такое репрезентативная система?

Приложение 1.

Тест на выявление ведущего канала восприятия информации.

Инструкция.   Вам будет предложено четыре высказывания. Они не закончены. После каждого из них имеется четыре окончания. Обозначьте окончание, которое больше всего вам подходит.

  1. Вы принимаете важные решения, опираясь на …
  • То, что лучше звучит (А)
  • То, что лучше выглядит и более красиво (В)
  • Чувства и интуицию (К)
  • Точное и педантичное изучение всех обстоятельств и перспектив (Д)

  1. Во время конфликта с человеком на вас сильнее всего влияет…
  • Тон и интонация голоса (А)
  • Могу я или нет ясно видеть точку зрения другого человека (В)
  • Делится ли он своими переживаниями (К)
  • Логика его аргументации (Д)

  1. Вы проще всего понимаете, что происходит с вами, когда…
  • Прислушиваетесь к тону своего голоса (А)
  • Смотрите на себя внимательно в зеркало и решаете, что надеть (В)
  • Ловите свои ощущения (К)
  • Выражаете это словами (Д)

  1. Для вас самое простое …
  • Подобрать идеальные громкость и звучание на стереосистеме (А)
  • Подобрать идеальные сочетания цветов (В)
  • Выбрать чрезвычайно удобную мебель (К)
  • Работать с текстом, выбирая наиболее удачные  места, относящиеся к изучаемому предмету (Д)

  1. Вы…
  • Настраиваетесь на звуки в своем окружении (А)
  • Всегда обращаете внимание на цвет помещения, в котором оказываетесь (В)
  • Очень чувствительны к тому, как ткань, из которой сшита ваша одежда, воздействует на вашу кожу (К)
  • Хорошо умеете осмысливать новые факты и данные (Д)

  1. Лучше всего вы запоминаете..
  • Мелодии и звуки (А)
  • Лица, цвета , картины (В)
  • Ароматы и вкусы (К)
  • Логические построения (Д)

Интерпретация результатов.  Большее количество выбранных букв говорит о ведущей системе восприятия. Если выбранные буквы по всем вопросам приблизительно равны, вы умело переключаетесь с одной системы на другую, гармонично сочетаете их и в результате извлекаете максимальный объем нужной информации, что позволяет вам более верно строить поведение в общении и понимать других.

Заключение.

Любой человек в своей жизни, и ребенок в том числе, использует самые разные каналы восприятия. Он может быть по своей природе визуалом, и это не значит, что другие органы чувств у него практически не работают. Их можно и нужно развивать. Чем больше каналов открыто для восприятия информации, тем эффективнее будет образовательный процесс. 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детская исследовательская деятельность по ознакомлению с организмом человека (пищеварительная и дыхательная системы человека)

Исследовательский материал, можно использовать в работе с детьми подготовительной к школе группы....

Иммунная система человека.

Наша иммунная система защищает нас от возбудителей болезней – днем за днем, 24 часа в сутки. Без иммунитета мы бы были беззащитны перед вирусами, грибками и так далее. Он работает без устали, различая...

Комплексное занятие по ознакомлению с дыхательной системой человека

Занятия об органах дыхания и значения воздуха в жизни человека....

Влияние спектра цветов на функциональные системы человека

Содержание окружающей развивающей среды и этапы цветового восприятия...

Конспект занятия "Нервная система человека"

Конспект занятия по региональному компоненту здорового образа жизни .Конспект занятия "Нервная система человека"....

НОД с детьми подготовительной группы по окружающему миру "Солнечная система, человек в космосе"

Занятие с детьми по ознакомлению с космическим пространством, как и зачем   человек  изучает космос,и многое другое дети узнали на занятии....