Круглый стол с родителями "О поощрениях и наказаниях детей"
методическая разработка на тему

Зверева Ирина Валерьевна

Воспитание ребенка дошкольного возраста складывается не только из положительных аспектов взаимоотношений (одобрение, похвала, поощрение), но и из отрицательных (порицание, запрет, наказание). Наказания и поощрения являются своеобразными рычагами воспитательного процесса. Наказывать или не наказывать ребенка? Как наказывать? Как поощрять? Не нанесет ли это травму детской психике? С этими вопросами мы пытались разобраться в рамках данного круглого стола. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruglyy_stol_o_pooshchreniyah_i_nakazaniyah.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

 Круглый стол с родителями средних групп

«О поощрениях и наказаниях детей»

Цель: способствовать формированию у родителей культуры поощрения и наказания ребенка в семье.

Задачи:

- повышение педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний по вопросу воспитания ребёнка в семье;

- пропаганда опыта успешного семейного воспитания, профилактика неверных действий по отношению к детям со стороны родителей;

- содействие сплочению педагогического и родительского коллектива.

Предварительная работа

1. Разработать анкеты для родителей, детей, провести анкетирование за неделю до собрания. (Приложение 1, 2)

2. Обработать данные анкеты и подготовить сообщение по ее результатам.

Оборудование: проектор, экран, листы бумаги, ручки, цветок с разноцветными лепестками, на каждом из которых написано правило для родителей.

Сценарный план

Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы с вами поговорим о важной проблеме, с которой сталкиваются все – и взрослые, и дети, - о проблеме целесообразности применения поощрений и наказаний.

И мне бы хотелось начать собрание примером из жизненной ситуации.

Четырехлетний Алеша баловался за столом во время обеда, несмотря на замечания взрослых. В итоге он подавился и начал кашлять. Его наказали – поставили в угол. После того как мальчик «отбыл наказание», отец его спросил:

- Будешь еще так делать?

- Нет, - ответил малыш.

- А ты понял, за что тебя наказали? – догадался спросить отец.

- Да, за то, что кашлял, - ответил ребенок.

Уважаемые родители! Большое  спасибо за то, что вы приняли участие в анкетировании. Из Ваших анкет я выяснила, что самой частой причиной наказания, как правило, является непослушание ребенка. Другие причины наказания, которые указывают родители, вы можете увидеть на слайде.

Интересен тот факт, что Вы применяете к своим детям те же наказания, которые, в свою очередь, применяли и к Вам Ваши родители. Это значит, что модель поведения закладывается именно в детстве и переносится затем во взрослую жизнь. Вероятно, вы замечали, что дети используют опыт воспитания своих родителей в играх и собственных суждениях? Учтите это, наказывая своих детей.

Приятно видеть, что к физическим наказаниям Вы почти не прибегаете. Ведь физическое наказание – это признание собственного бессилия. Меня огорчило, что многие родители ссылаются на то, что у них «не хватает терпения» в общении с собственными детьми.

Практика показывает: взрослые очень скупы на одобрение, похвалу. На вопрос, часто ли тебя хвалят, дети обычно отвечают долгим молчанием. Обращать внимание только на проблемы очень легко. А вот увидеть наметившееся улучшение очень не просто. Но без поддержки взрослого ребенок его тоже не заметит. Одобрение и похвала стимулируют ребенка, повышают мотивацию на успех. Замечания, угрозы, наказания иногда бывают эффективны, но срок действия этих мер кратковременен. У большинства детей они вызывают обиду, тревогу, усиливают боязнь неудачи. (Приложение№1)

Упражнение «Ассоциации»

Я предлагаю вам для начала немного поразмыслить, и пусть каждый из вас напишет на листке свои ассоциации, которые возникают со словом НАКАЗАНИЕ.

Теперь, я предлагаю по очереди зачитать то, что вы написали. (Ответы родителей)

Что же такое наказание?

Уважаемые родители и педагоги, мне бы хотелось услышать ваше мнение, обсудить данную тему. К Вашему вниманию я подготовила вопросы. (Родители вытягивают по одной карточке с вопросом и отвечают на него) 

1. Нужна ли мера в поощрении и похвале детей?

2. Предупреждает ли наказание нежелательные поступки?

3. Какие меры наказания положительно влияют на ребенка?

4. Что эффективнее – похвала или наказание?

5. Каково значение единства требований родителей в поощрении и наказании детей?

6. Может ли наказание сформировать нежелательные черты характера ребенка?

7.  Как Вы относитесь к физическому наказанию?

8. Что эффективнее - похвала или наказание?

9. Каково значение единства требований родителей в поощрении и наказании детей?

В 1989 году ООН приняла Конвенцию о правах ребенка. Согласно требованиям Конвенции и нормативно-правовым документам Российской Федерации, ребенок имеет право на защиту от физического, психологического насилия, оскорбления или злоупотребления. Дети имеют право на любовь и заботу. Ребенку необходимо расти в атмосфере счастья, любви и понимания. Кроме того, недопустимым считается отсутствие заботы или небрежное, грубое обращение. Например, ударить ребенка – означает нарушить его права. Унижение достоинства ребенка может привести к серьезному психологическому ущербу. Важно соблюдать неприкосновенность личности. Определять только поступки, действия, говорить ребенку не «Ты плохой», а «Ты сделал плохо», не «Ты жестокий», а «Ты поступил жестоко». Давать только положительные авансы. Нельзя лишать ребенка заслуженной похвалы, ни в коем случае не отнимать подаренного.

Наказание и поощрение – два диаметрально противоположных и одинаково необходимых метода воспитания. Что они из себя представляют?

Поощрение – это проявление положительной оценки поведения ребенка. Все эти оценочные суждения направлены на то, чтобы поддержать позитивное поведение ребенка. Такие оценки вызывают у детей чувство удовлетворения, а у тех, кто не заслужил поощрения, возникает желание пережить в следующий раз подобное чувство. В этом и заключается основной психолого-педагогический смысл влияния поощрения на личность ребенка, на формирование его характера. Поощрение ребенка за что-то хорошее укрепляет у него веру в свои силы, вызывает желание и в дальнейшем вести себя лучше, проявить себя с хорошей стороны. В процессе воспитания приходится прибегать и к наказаниям.

Наказание – это отрицательная оценка поведения ребенка в случае нарушения им норм нравственности. Надо стремиться к тому, чтобы наказание не унижало личность ребенка, не оскорбляло его человеческое достоинство. Порицание нужно делать кратко, ясно, твердо и требовательно, но без запальчивости и раздражения. Наказания не должны быть слишком частыми. Если ими злоупотреблять, дети привыкают к ним и перестают на них реагировать.

Что думают о поощрении и наказании ваши дети вы можете увидеть на слайде. (На слайде представлены результаты предварительного анкетирования детей, Приложение №2)

Главный метод воспитания – это убеждение. А для этого говорите со своим ребенком, общайтесь с ним, ищите примеры положительного подтверждения Ваших мыслей, будьте тактичны, убеждая его. Только в таком случае Ваши мысли станут его мыслями, Ваши стремления станут его стремлениями.

Как вам кажется, существуют ли педагогически оправданные наказания? Какие? (Ответы родителей)

К педагогически оправданным наказаниям относятся:

• Замечание, но сделанное так, чтобы оно дошло до сознания ребенка;

• Выговор – серьезно и строго поговорить о недопустимости недостойного поведения;

• Лишение ребенка чего-то приятного, без чего можно обойтись: просмотр любимых телепередач, лакомств и др., но важно, чтобы он знал, за что наказан.

Метод игнорирования спорный, он заключается в том, что с ребенком не общаются близкие люди, но и в этом случае он должен знать, за что наказан. Игнорировать ребенка можно не больше нескольких минут.

Теперь я хотела бы предложить Вам некоторые рекомендации.

        «Когда Вы выбираете наказание, успейте взвесить его вред и пользу для ребенка» – главный принцип, которого вы должны придерживаться!

1. Наказание не должно вредить здоровью - ни физическому, ни психическому. Более того, наказание должно быть полезным. Наказание - это, скорее, лишить ребенка хорошего, чем делать ему плохо.

2. Если есть сомнение, наказывать или нет, не наказывайте, даже если уже поняли про себя, что обычно слишком мягки, доверчивы и нерешительны. Никакой профилактики, никаких наказаний «на всякий случай».

3. За один раз – одно наказание. Даже если проступков совершено сразу необозримое множество, наказание - только одно, за все сразу, а не поодиночке за каждый поступок. "Салат" из наказаний - блюдо не для детской души.

4. Срок давности: лучше не наказывать, чем наказывать запоздало, например, за проступки, обнаруженные спустя неделю, месяц, а то и год - это чревато риском задержки психического развития.

5. Наказан - прощен. Инцидент исчерпан. Страница перевернута, как и ни в чем, не бывало. О старых грехах - ни слова. Не мешай начинать жить сначала.

6. Без унижения. Что бы ни было, какой бы ни была вина ребенка, наказание не должно восприниматься ребенком как торжество нашей силы над его слабостью, как унижение его чувства собственного достоинства. Если ребенок считает, что с ним обошлись несправедливо, наказание воздействует на него только со знаком (минус), оно больно ранит его чувство самоценности!

7. Ребенок не должен бояться наказания. Не наказания он должен бояться, не гнева, а нашего огорчения.

8. Роли "карающего" и "милующего" не должны жестоко закрепляться за членами семьи, так как это может приводить к тому, что "милующий" начинает самоутверждаться за счет " карающего", что вносит смятение в восприятие ребенком семейной иерархии.

9. Наказание - не за счет лишения любви. Что бы ни случилось, не лишайте ребенка необходимой заботы и похвалы. Наказание не должно посеять сомнение в родительской любви, а, наоборот, усилить переживания ребенка, его любовь к родителям и ощущение того, как сильно его любят.

Как нужно поощрять детей дошкольного возраста?

  • Так, чтобы, оценивая соотношение поощрений и наказаний, вы должны быть уверены в том, что поощрений в количественном отношении больше. Это необходимо для положительного фона воспитательного процесса.
  • Использовать минимальные вознаграждения, поскольку они оставляют место для тех ощущений радости, которые сопровождают успех и достижения ребенка. Выбирая подарок необходимо понимать, сто подарок - это лишь символ успеха или достижения.
  • Дети дошкольного возраста чувствительны к словам значимых для них взрослых (особенно девочки), поэтому поощрением для них могут служить удачно подобранные фразы и слова.
  • Давать особо почетные поручения, когда ребенку доверяется, поручается нечто большее, чем обычно.
  • Поощрять не только за результат, но и за попытку ребенком достигнуть результата, за старание сделать хорошо, помочь.

Упражнение «Мудрые правила» (цветок с разноцветными лепестками, на каждом из которых написано правило для родителей)

Сейчас, я предлагаю вам взять по одному листочку и вслух по очереди прочитать написанные правила. С нашей встречи, каждый из вас заберет с собой эти правила домой и постарается их придерживаться в воспитании своих детей.

  1. Дети учатся у жизни.
  2. Если ребенка критикуют, он учится ненавидеть.
  3. Если ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным.
  4. Ребенка высмеивают, он становится замкнутым.
  5. Ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины.
  6. Ребенок растет в терпимости, он учится понимать других.
  7. Ребенка хвалят, он учится быть благородным.
  8. Ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.
  9. Ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей.
  10. Ребенка поддерживают, он учится ценить себя.
  11. Ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.
  12. Чаще хвалите ребенка, чем осуждайте. Подбадривайте, а не подмечайте неудачи, вселяйте надежду, а не подчеркивайте то, что изменить невозможно.
  13. Чтобы ребенок поверил в свой успех, в это, прежде всего, должны поверить взрослые. Наказывать легче, воспитывать труднее.
  14. Не создавайте сами опасных прецедентов и резко не ограничивайте круг запретов. Если вы что - то разрешили ребенку вчера, разрешите и сегодня. Будьте последовательны.
  15. Запреты всех взрослых в семье должны быть одинаковыми.
  16. Воинственность ребенка можно погасить своим спокойствием.
  17. Не ущемляйте достоинство и самолюбие ребенка.
  18.  Попытайтесь понять ребенка и оценить с его позиции плохой поступок.
  19.  Если есть сомнения, наказывать или нет, - не наказывайте!

        И завершить нашу сегодняшнюю встречу я бы хотела такими словами.

Берегите своих детей,
Их за шалости не ругайте.
Зло своих неудачных дней
Никогда на них не срывайте.
Не сердитесь на них всерьез,
Даже если они провинились,
Ничего нет дороже слез,
Что с ресничек родных скатились.
Если валит усталость с ног
Совладать с нею нету мочи,
Ну, а к Вам подойдет сынок
Или руки протянет дочка.
Обнимите покрепче их,
Детской ласкою дорожите.
Это счастье, короткий миг,
Быть 
счастливыми поспешите.
Ведь растают, как снег весной,
Промелькнут дни златые эти.
И покинут очаг родной
Повзрослевшие Ваши дети.

Перелистывая альбом
С фотографиями детства,
С грустью вспомните о былом
О тех днях, когда были вместе.
Как же будете Вы хотеть
В это время опять вернуться
Чтоб им маленьким песню спеть,
Щечки нежной губами коснуться.
И пока в доме детский смех,
От игрушек некуда деться,
Вы на свете счастливей всех,
Берегите ж, пожалуйста, детство

Приложение 1.

Анкета для родителей

Уважаемые родители! Как Вы считаете, целесообразно ли применять наказания в воспитании Вашего ребенка?

Если «Да», то ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:

1. Наказание происходит потому, что  __________________________________________    ____________________________________________________________________________

2. Мне приходится наказывать ребенка, когда __________________________________ ____________________________________________________________________________

3. Какие наказания применяли к Вам родители в детстве (нужное подчеркнуть): пощечина, ремень, шлепок, били руками, ставили в угол, не разговаривали, лишали удовольствий, другое _________________________________________________________

4. Какие наказания Вы считаете возможным применять по отношению к ребенку? ____________________________________________________________________________

5. Какие наказания Вы реально применяете по отношению к ребенку? ____________________________________________________________________________

6. Можете ли Вы в публичном месте ударить своего ребенка?________________________

7. Повысить на него голос? _____________________________________________________

8. За что, в какой ситуации Вы можете ударить своего ребенка? ______________________ ____________________________________________________________________________

9. Что раздражает Вас в вашем ребенке? _________________________________________

10. Что раздражает Вас в самом себе? ____________________________________________

11. Кто из родителей заполнил анкету? ___________________________________________

Анкета анонимна, надеемся на Ваши искренние ответы. Они помогут Вам разобраться в системе отношений, которую Вы строите со своим ребенком.

Большое спасибо!

Приложение 2.

Интервьюирование детей

  1. Часто ли тебя хвалят родители? За что?
  2. А как бы ты хотел, чтобы тебя хвалили?
  3. Тебе нравится, чтобы какими словами тебя хвалили?
  4. Как бы ты на месте своих родителей хвалил своих детей? За что?
  5. Что такое наказание?
  6. За что родители могут тебя наказать? А как тебя наказывают?
  7. Когда ты вырастешь, будешь ли ты наказывать своего ребенка? Как?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поощрение и наказание детей в семье.

С языка некоторых родителей не сходят слова: «Я что сказал?», «Делай, что тебе говорят!», и т.д. Это не просто слова. Это метод воспитания....

Круглый стол на тему:«Родительский диспут за круглым столом по проблематике дорожно-транспортного травматизма детей дошкольного возраста.»

Родительский диспут за круглым столом предназначен для выяснения проблем по профилактике дорожно-транспортного травматизма детей дошкольного возраста....

Круглый стол с родителями ,,Поощрение или наказание"

Круглый стол с родителями ,,Поощрение или наказание"...

Круглый стол с родителями «Поощрение или наказание»

Круглый стол с родителями: «Поощрение или наказание»...

Круглый стол для родителей «Поощрение и наказание ребёнка в семье»

Поощрение и наказание – два очень разных метода воспитания, прямо противоположных друг другу. И нет единого мнения о том, что важнее, главное – как найти во всем меру. Давайте попробу...

Круглый стол для родителей «Поощрение и наказание ребёнка в семье»

Цитаты Сухомлинского В.А. Тому, кого бьют, самому хочется бить; тот, кто в детстве хочет бить, став взрослым, захочет убить — преступления, убийства, насилие уходят своими корнями в д...

Круглый стол для родителей на тему "Поощрение и наказание детей в семье"

Круглый стол для родителей на тему"Поощрение и наказание детей в семье"...