Консультация для родителей на тему: «Развиваем художественное творчество у дошкольников»
консультация на тему

Нижегородцева Татьяна Анатольевна

В консультации даны рекомендациии родителям о том.как развивать творчество у дошкольников дома.Раскрываются методы и приемы обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_po_hudozhestvennomu_tvorchestvu.docx23.83 КБ

Предварительный просмотр:

                                                     

  Консультация для родителей   на тему:

                «Развиваем художественное творчество

                                       у  дошкольников»

 

                                                                      Подготовила: Старший воспитатель  Нижегородцева Т. А.

                                                             

                                                                              2018г.      

   

                            «Развиваем художественное творчество у дошкольников»′′

Истоки способностей и дарований детей на кончиках их пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок′′. В. А. Сухомлинский. Доизобразительный период» Так  уж  сложилось  в  языке,  что  искусство  (живопись,  графика, скульптура)  называется  «изобразительным»  и  область  художественного творчества  в  педагогических  программах  для  детей  также  называется «изобразительной» деятельностью. А вот период художественных опытов самых маленьких художников специалисты назвали «доизобразительным», поскольку изображать малыши еще ничего не могут. Основным  «художественным»  занятием  в  этом  возрасте  являются «игры   с   художественными   материалами».   Эта   деятельность природосообразна с возможностями малыша и сутью творчества. Ребенок познает все, что его окружает в первую очередь чувственно. Запахи, краски, звуки удивляют, завораживают и заполняют его сознание. Если маленький ребенок чувствует – значит знает. И он открывает для себя не только мир и красоту  этого  мира,  но  и  свои  собственные  возможности,  видит  следы собственной деятельности. А вот какими способами он будет это делать, во многом зависит от окружающих его взрослых. Художественная  деятельность  неотделима  в  раннем  возрасте  от познавательной.  Исследуя  разнообразными  способами  материалы,  малыш знакомится с их свойствами и качествами. Это очень полезное занятие для будущего художника! Через такие незатейливые манипулятивные игры кроха постепенно  переходит  к  использованию  художественных  материалов  по назначению. Доизобразительный  период –это  период  «каракулей»,  «марания», который, начинаясь в возрасте 1,5 —2 лет, длится вплоть да 3 –3, 5 лет. Этот этап продолжителен и неоднороден. Некоторые авторы делят его, в свою очередь, на более мелкие стадии:

•подражание движениям взрослых;

•разглядывание «каракулей»;

•рисование линий;

•повторяющиеся «каракули»;

•орнамент (овладение первичной формой);

•появление изображения.

Однако двухлетний малыш делает к этому времени ряд открытий:

1. Он уже замечает, что у бумаги есть края, и кроха, учитывая эти границы, начинает контролировать свое игровое поведение на листе бумаги.

2.  «Каракули»,  которые  получаются  у  малыша,  уже  могут  носить название.

3.  Некоторые  формы  на  рисунках  изображаются  уже  вполне сознательно.

 Но  самое  главное – ваш  малыш  способен  воспринимать  то,  что изображает взрослый. Особенно ценно, если это происходит на глазах у ребенка.  Ваши  художественные  способности  на  данном  этапе  развития ребенка не так уж важны. Гораздо важнее ваш эмоциональный настрой. Рисуйте «с выражением». Рисуйте для своих детей и вместе с ними. Рисуйте, конструируйте, лепите, клейте вместе с детьми, но не вместо них! В любой, даже очень сложной работе, всегда должно найтись место для собственного творчества малыша. Предлагаю вашему вниманию несколько заданий

Задание 1. Игры с цветами и их оттенками. Соберите  коллекцию  разных  по  форме,  размеру  и  цвету  пуговиц. Попросите  малыша  помочь  вам  разложить  их  по  цветовым  оттенкам. Воспользуйтесь для этого разными цветными коробочками. Например, в красную коробочку нужно положить розовые, малиновые, вишневые, алые пуговицы. То есть те, в которых присутствует красный цвет. При этом сообщайте ребенку название цвета.

Задание 2. Тренируем пальчики — рисуем линии. Обозначенные на бумаге линиями извилистые дорожки ведут от одной картинки к другой. Задача малыша — провести линию точно по дорожке от одного конца до другого. Игровые задачи при этом могут быть самыми разными. Например, помоги ежику добраться до грибочка, довести малыша до его мамы и т.д. Такие задания бывают в детских книжках или детских журналах, но интереснее будет, если такие задания вы сделаете сами.

 Задание 3. Живопись и графика. Покажите ребенку рыбок, например, на фотографиях. Расскажите о них что-нибудь  интересное.  Покажите  малышу  руками,  как  поднимаются  и опускаются морские волны, где плавают рыбки. Пусть он вместе с вами это повторит — это раскрепощает мышцы рук перед  работой. Теперь можно создать свой подводный мир. Смочите лист водой. Вода в море бывает разного цвета: синяя, зеленая, фиолетовая, голубая. В ней могут отражаться желтые и розовые лучи солнца, подниматься белая пена, поэтому  выбор  краски  ребенком  может  быть  произвольным.  Покажите вашему ребенку, как рисовать длинную волнистую линию. Помогите ему заполнить краской весь лист бумаги — ведь море очень большое и очень глубокое. Теперь можно запускать рыбок. Их силуэты можно нарисовать на цветной бумаге и вырезать. Помогите малышу! Сам он не справится. Затем дайте ему возможность «выпустить» рыбок в воду. Чтобы рыбкам было весело  и  уютно,  можно  вырезать  водоросли  из  зеленой  бумаги  разных оттенков.

            Как заинтересовать ребенка изобразительной деятельностью?  Создавайте  вместе  с  малышом  «шедевры»  с  помощью  красок,  пластилина и бумаги,  играя.  Результатом таких игр будут не только навыки и умения,  но и хорошее настроение всей семьи.  Предлагаю родителям использовать во время занятий изобразительным искусством традиционные и нетрадиционные материалы.  Используйте   краски,  цветные карандаши,  фломастеры и мелки. Среди нетрадиционных материалов можно применить такие неожиданные вещи,  как ниточки и тушь,  пальчики и ладошки вашего малыша,    кусочки  картофеля,    покрытые  краской  (для  печати)  и  даже мыльные пузыри из цветного мыльного раствора .Нужны ли детям книжки – раскраски? Да,  такие книжки нужны.  Раскрашивая готовую картинку,  ребенок учится различать и называть цвета и аккуратно заполнять цветом форму,  не выходя  за  край  рисунка.    Основными  материалами  для  раскрашивания должны  быть  фломастеры  и  цветные  карандаши,    причем  последние использовать  предпочтительнее. Карандаш  обладает  значительной твердостью и позволяет ребенку получить навык аккуратной штриховки,  регулируя яркость с помощью изменения нажима.  Такие занятия готовят руку малыша к письму. Занятия  по  изобразительной  деятельности,  которые  регулярно проводятся в детском саду, являются основой для приобретения  ребѐнком художественного опыта. Родители должны помогать обогащать этот опыт новыми художественными впечатлениями, создавать в семье благоприятные условия для развития у ребѐнка  самостоятельности, проявление творчества.

Родителям  необходимо  порекомендовать  следить  за  впечатлениями получаемыми  ребѐнком  дома,  стремиться  развивать  наблюдательность  за окружающим: изменения окраски листьев деревьев, цвета неба, красивый цветок  по  дороге  домой,  разноцветная  бабочка,  маленький  пушистый  котѐнок,  замечать  причудливые  формы  растительного  мира.  Для  многих малышей  любимым  занятием  является  просмотр  мультфильмов,  передач (спокойной  ночи,  малыши)  по  телевизору.  Они  быстро  запоминают персонажей  и  с  нетерпением  ждут  с  ними  встречи,  часто  спрашивая родителей,  скоро  ли  можно  будет  смотреть  телевизор.  Главное  в  таком случае  не  ограничиваться  только  просмотром,  а  поощрять  стремление ребѐнка,  рассказать  об  увиденном,  желание  понять  и  осмыслить  происходящее. Необходимо  акцентировать  внимание  на  создание  условий  для изобразительной деятельности, что бы малыш мог дома рисовать, лепить, конструировать . Родителям необходимо бережно относиться к рисункам, лепке, чтобы ребѐнок увидел ваше отношение, как к чему-то ценному, нужному. Хорошо если взрослые помогают ребѐнку  в процессе изобразительной деятельности, если имеет место быть «сотворчество», а не предоставление самому себе. Следует напомнить, что ребѐнку недостаточно лишь дать лист бумаги, карандаш и кусок пластилина. Надо помочь найти замысел и развивать его. Это можно легко делать   отслеживая задания проводимые в детском саду. Их повтор окажет благотворное влияние на развитие у детей изобразительных умений и закрепления необходимых навыков. Изобразительная  деятельность  в  условиях  семьи  включает  в  себя рисование  карандашами,  красками,  фломастерами,  лепка  из  пластилина, аппликация из форм, заранее вырезанными взрослыми. Первые  занятия  с  детьми  раннего  возраста  по  изобразительной деятельности  в семье надо начинать с рисования цветными карандашами. Взрослым  необходимо  обратить  внимание  на  то,  как  ребѐнок  держит карандаш.  Когда  малыш  научится  держать  карандаш  и  им  пользоваться, можно предложить фломастеры, краски. Нередко  можно  наблюдать,  как  любят  дети  рисовать  мелками  на асфальте. Для ребѐнка необычно и увлекательно создавать рисунку не на листе бумаги, а на сером асфальте. Можно так же предложить рисовать палочкой на земле, на снегу. Большое  воспитательное  значение  имеют  совместные  действия взрослых и детей. Так, к новогоднему празднику можно самим смастерить игрушки на ёлку и вместе с мамой их повесить, тем самым дать возможность полюбоваться результатами своего труда. Для занятий изобразительной деятельностью у ребѐнка должно быть определѐнное  место. Необходимо обращать внимание на то, что бы ребѐнок правильно сидел, не горбился. Увлекательным  материалом  для  развития  изобразительных  умений детей  могут  служить  книжки -раскраски.  Дети  учатся  приѐмам раскрашивания  предметов  круглой  формы,  прямоугольной,  овальной; приѐмам  дорисовывания  изображений;  знакомятся  с  предметами  разной величины; запоминают цвета. Родители должны помогать малышам в этих занятиях, следить что бы не выходил за пределы контура; во время закрашивания менять направление штрихов:слева направо, сверху вниз, наискось и т.д. Не следует закрашивать все картинки, можно ограничиться одной, двумя, иначе этот процесс будет утомительным. Необходимо  приучать  ребѐнка  бережно  относится  к  книжкам -раскраскам.  Когда  все  картинки  буду  раскрашены,  желательно  их рассмотреть  ещѐ  раз,  полюбоваться  старание  малыша,  похвалить  за проделанную работу. Рисование—одно  из  любимых  занятий  дошкольников.  Детское рисование включает в себе большие возможности для развития ребѐнка. Начиная  обучать  малыша  рисованию, родителям  не  лишним  будет узнать несколько важных правил: 

1.Рисовать лучше днѐм, так как рисовать при вечернем освещении нежелательно. Продолжительность не более 20-30 минут.

2.Для  того  чтобы  дети  не  уставали,  не  успевали  соскучиться  и утомиться, незатягивайте время занятия, но никогда не обрывайте его, дайте ребѐнку возможность закончить начатое.

3.Обязательно позаботьтесь об удобстве рабочего места. Выделите ребѐнку отдельный столик, застелите его клеѐнкой, наденьте на малыша фартук

.4.Ребѐнок  должен  иметь  максимальную  свободу  для  проявления творчества: у ребѐнка не должно быть недостатка в цветных карандашах, фломастерах, бумаге и других изобразительных средств.

5.Для рисования лучше давать отдельные листы бумаги. Желательно, чтобы она была не глянцевой, а пористой, слегка шероховатой.

6.Чтобы не случилось во время рисования, не ругайте ребѐнка. И вообще, лучше не начинать рисование в плохом настроении, так можно отбить у ребѐнка желание творить.

 7.Если  ребѐнок  нечаянно  разлил  краску  на  бумагу, устройте соревнования:  кто  сумеет  больше  увидеть  фантастических  животных  в бесформенной кляксе или кто сумеет придумать по этому поводу самую интересную сказку, историю.

8.Ни в коем случае не вмешивайтесь в детское творчество слишком часто и не ждите немедленных результатов. Оказывайте ребѐнку всяческую поддержку и как можно чаще хвалите его за усердие, не оставляйте без внимания ни одной его работы.

9.Родители  ни  в  коем  случае  не  должны  критиковать  детские рисунки, поскольку дети любят заниматься тем, что у них получается.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: «Устное народное творчество в жизни дошкольника».

Устное  народное творчество – это история народа, его духовное богатство. Никто не может назвать точное время, когда родились песни, сказки, былины. Они переходили от поколения к поколению вместе...

Консультация для родителей на тему: «Устное народное творчество в жизни дошкольника».

Консультация для родителей на тему: «Устное народное творчество в жизни дошкольника». ...

Советы родителям. «Развиваем художественное творчество у дошкольников»

laquo;Развитие изобразительной деятельности детей в семье»Как заинтересовать ребенка изобразительной деятельностью?...

Советы родителям «Развиваем художественное творчество у дошкольников»

rime;′Истоки способностей и дарований детей на кончиках их пальцев, образноговоря,идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли.Чем больше уверенности и изобретательности в ...

Советы родителям «Развиваем художественное творчество у дошкольников»

rime;′Истоки способностей и дарований детей на кончиках их пальцев, образноговоря,идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли.Чем больше уверенности и изобретательности в ...

Консультация для родителей по теме: «Развиваем пальчики - развиваем речь»

Консультация для родителей по теме:«Развиваем пальчики - развиваем речь»...