Семинар – практикум для родителей. «Выявляем и развиваем интересы и способности ребенка». (дети 5 - 6 лет) Методический источник : Образовательная программа " Школа для родителей дошкольников" Омск БОУ ДПО " ИРООО" 2018
материал (старшая группа)

Виктория  Викторовна ППППППП

В каждом человеке – солнце, только дайте ему светить.
                                                                                        Сократ

Цель: совместно с родителями найти способы выявления и развития интересов и способностей ребёнка.

Задачи:

  1. создать доброжелательную атмосферу в коллективе родителей, установить с родителями эмоциональный контакт;
  2. определить приемлемые способы выявления и развития интересов и способностей ребёнка;
  3. повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в области психологии способностей;
  4. способствовать организации родителями психологически грамотного взаимодействия с детьми по выявлению и развитию интересов и способностей.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-_pratikum.docx29.58 КБ
Файл sposobnosti_detey_prezentatsiya.pptx996.82 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум

«Выявляем и развиваем интересы и способности ребёнка»

(для родителей детей 5-6 лет)

Цель: совместно с родителями найти способы выявления и развития интересов и способностей ребёнка.

Задачи:

  1. создать доброжелательную атмосферу в коллективе родителей, установить с родителями эмоциональный контакт;
  2. определить приемлемые способы выявления и развития интересов и способностей ребёнка;
  3. повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в области психологии способностей;
  4. способствовать организации родителями психологически грамотного взаимодействия с детьми по выявлению и развитию интересов и способностей.

Категория участников: педагог, психолог, родители.

Этапы

1.Организационный. Содержание деятельности: педагог организует среду, соответствующую целям собрания, организует взаимодействие с родителями для эффективной совместной работы (оформляет помещение, готовит необходимые материалы и оборудование, произносит вступительное слово, проводит игры на приветствие и раскрепощение участников).

2.

Основной. Содержание деятельности: педагог проводит основную работу по теме в виде дискуссий, мини-лекции, упражнений.

  1. Заключительный. Содержание деятельности: подводятся итоги проделанной работы, оценивается её эффективность, участники высказывают свои пожелания на будущее.

Предварительная работа:

  1. ознакомление родителей с теоретическими материалами (Приложение 1). Рекомендуется  раздать каждому родителю. Так же можно предложить родителям самостоятельно найти информацию и изучить вопрос о развитии способностей ребёнка.

Материалы и оборудование:

1) листы бумаги и ручки по количеству участников;

2) бланки для составления плана (Приложение 3)

Ход собрания

  1. Вступительное слово педагога: «Уважаемые родители! Рад приветствовать вас на семинаре-практикуме «Выявляем и развиваем интересы и способности ребёнка». Сегодня мы с вами вместе разберёмся, что такое интересы, способности, нужно ли их выявлять и развивать у детей, и как это делать.
  2. Вниманию родителей предлагается притча (на выбор педагога: причта «О развитии способностей» или «Ёж и заяц»).

Притча о развитии способностей.

                                                   «Ёж и заяц».

Ёж и заяц состязались в беге. Решено было бежать до подножия горы.

Заяц, понадеявшись на быстроту своих ног, часто отдыхал. В пути он даже прилёг и заснул. А ёж, который знал, что он неуклюж и медлителен, без устали двигался вперёд.

Заяц проспал весь день, а ёж весь день бежал и первым достиг подножия горы.

Упорством и настойчивостью можно добиться большего, чем способностями, если их растрачивать попусту. [2]

Обсуждение притчи: «На какие выводы натолкнула вас притча?»

Беседа «Что такое способности?» (психолого-педагогическое просвещение родителей).

Родителям предлагается сформулировать понятие «способности». Родители используют материалы, предложенные педагогом (Приложение 1) либо самостоятельно найденные материалы.

Вопросы для беседы:

- Что такое способности?

- Какие бывают способности?

- Особенности способностей.

Дискуссия «Для чего выявлять способности ребёнка?» (повышение мотивации родителей к развитию способностей детей).

Вопросы  родителям для организации дискуссии:

- Нужно ли, на ваш взгляд, специально заниматься вопросом выявления интересов и способностей ребёнка?

- Если да, то для чего это нужно делать?

Тестирование родителей (Приложение 2)

Педагог предлагает родителям ответить на вопросы теста, который поможет определить способности ребёнка.

Мини-лекция «Как выявить и развивать способности ребёнка» (психолого-педагогическое просвещение родителей).

Каждый ребёнок по-своему талантлив. Один – любознательный, хорошо излагает свои мысли, другой – хорошо рисует, умеет видеть прекрасное вокруг, третий – умеет руководить и легко находит общий язык с людьми.

Родителям нужно заметить, к чему у ребёнка есть склонности и задатки, и развивать их. Достаточно просто внимательно наблюдать за ребёнком, обсуждать с ним всё, чем он интересуется, изучать его работы, сделанные в детском саду или дома. Обратите внимание, в какие игры играет ребёнок, какие роли исполняет в них. Игра - репетиция взрослой жизни, той деятельности, которая пока недоступна, но очень интересна ребёнку. Всё, что его увлекает – отражается в играх. Расспросите ребёнка подробнее, чем именно ему нравится та или иная игра, какие роли ему близки. Дайте ребёнку понять, что и он может задавать вам любые вопросы. Отвечая на них, вы не только будете расширять кругозор ребёнка, но и поймете, что его интересует.

 Выявляя способности ребёнка, не стоит спешить с выводами. Его интересы могут меняться на протяжении всего детства. Чтобы проследить, как меняются интересы ребёнка, родители могут вести дневник, в котором будут записывать, какие занятия выбирает ребёнок, чем играет, чем увлекается, какие интересные события происходят в его жизни.

Важно поддерживать стремление ребенка многое узнать и попробовать. На ребёнка влияет его окружение. Он растёт, развивается, и развитие это происходит неравномерно. После некоторого замедления может произойти резкий скачок, и ребёнок догонит или даже перегонит сверстников. Важно предъявлять к ребёнку адекватные его уровню развития требования,  и помогать ему развиваться в его темпе.

Для определения и развития способностей ребёнка полезно посещение кружков и секций. Записывая ребёнка в кружок, выбирайте те направления, которые интересны ему самому, а не те, которые вам кажутся более нужными.  

(У нас конечно в селе выбор не большой, надо самим родителям пользуясь интернетом развивать детскую память , речь,  обогащать знания.)

   Какие именно качества следует развивать в данный момент, зависит и от возраста ребёнка. Например, для овладения разговорной речью, самым чувствительным возрастом является период от рождения до трёх лет. От трёх до пяти - наиболее благоприятный возраст для творческой деятельности, конструирования, для изучения иностранных языков, формирования познавательных способностей. Этот возраст называют возрастом «почему?», т.к. ребёнок задаёт много вопросов своим родителям, проявляя любознательность. С 6 до 10 лет следует развивать память, мышление, внимание, восприятие, воображение, волю, а так же приучать к труду.

Не следует думать, что ребёнок талантлив только в одной области, у каждого человека есть потенциал, чтобы преуспеть в нескольких разных видах деятельности. Необходимо заниматься целостным, всесторонним развитием ребёнка, а не только совершенствовать какое-то одно умение. Помогая ребёнку развиваться всесторонне, вы помогаете ему найти своё призвание. [3]

  1. Составление плана развития способностей ребёнка (самостоятельный поиск способов развития способностей ребёнка).

Родителям раздаются бланки для составления плана (Приложение 3), каждый составляет свой собственный план развития способностей своего ребёнка. Затем желающие могут поделиться своими идеями с остальными участниками.

Подведение итогов

Вопросы для подведения итогов:

- Насколько полезной была полученная информация?

- Что было для вас новым, интересным? Что запомнилось?

Каждому родителю предоставляется слово.

Источники:

1. URL: http://slam.org.ua/publ/o_razvitii_sposobnostej/1-1-0-22

2. URL: http://pritchi.ru/id_5949

3. URL http://rid-omsk.irooo.ru/index.php/detskie-interesy-i-khobbi/46-ot-3-do-7-let/23-kak-vyyavit-i-razvivat-sposobnosti-rebjonka

4. URL: http://psihogrammatika.ru/?p=320

5. URL: http://fb.ru/article/255350/chto-takoe-sposobnosti-struktura-sposobnostey

6. URL: http://www.vashpsixolog.ru/working-with-parents/138-tests-for-parents/838-test-for-parents-how-to-de

Раздаточный материал для родителей                              Приложение 1

Способности – это индивидуально-психологические особенности человека, которые являются условиями успешного выполнения какого-то вида деятельности.

Если человек много знает и умеет, это еще не значит, что он имеет лучшие способности. Способности практически всегда оцениваются в сравнительном плане: если двое людей выполняют одинаковую деятельность, имеют при этом одинаковую подготовку и условия работы, но один справляется быстрее, значит, он обладает более высокими способностями. [4]

Какие бывают способности:

  • умственные - умение оперативно и качественно решать вопросы, которые возникают перед индивидом;
  • музыкальные способности определяют наличие слуха, голоса, хорошей восприимчивости к темпу, ритму и мелодике, а также быстрому постижению основ игры на тех или иных инструментах;
  • литературные - это умение полно, выразительно и красиво оформлять свои мысли в письменной форме;
  • технические способности подразумевают хорошее комбинаторное мышление, а также глубокое понимание действия тех или иных механизмов;
  • физические - подразумевают крепкое телосложение и развитую мускулатуру, а также хорошую выносливость и прочие параметры;
  • учебные способности подразумевают умение воспринимать и понимать большие объемы информации с возможностью дальнейшего их практического применения;
  • художественные - это умение воспринимать и передавать пропорции и цвета, а также создавать оригинальные формы и прочее. [5]

Особенности способностей:

  • способности человека развиваются на основе задатков;
  • если способность не развивается, то она может быть утрачена;
  • способности имеют синтетический характер (например, способность к музыке нельзя свести только к музыкальному слуху, т.к. для проявления данной способности нужны еще чувство ритма, трудолюбие и др.);
  • отдельные способности могут частично компенсировать отсутствие других способностей. [4]

Приложение 2

     Тест для родителей "Как определить способности Вашего ребенка?"

Ответьте на следующие вопросы:

  1. Ваш ребенок превосходно запоминает стихи и отрывки телепередач?
  2. Ваш ребенок замечает, когда Вы грустны или веселы?
  3. Ваш ребенок задает вопросы типа: "Когда началось время?"
  4. Ваш ребенок никогда не заблудится в незнакомом месте?
  5. Ваш ребенок особенно грациозно движется?
  6. Ваш ребенок часто интересуется, откуда берутся гром и молния, почему идет дождь и т.д.?
  7. Если Вы переставите слова в известной сказке, ребенок поправит Вас?
  8. Ваш ребенок быстро научился завязывать шнурки на ботинках и ездить на велосипеде?
  9. Вашему ребенку нравится играть разные роли и ставить пьесы?
  10. Во время автомобильных поездок Ваш ребенок запоминает особенности местности?
  11. Ребенок любит слушать разные музыкальные инструменты и различать их, слыша звуки?
  12. Ваш ребенок хорошо чертит карты и четко обозначает объекты?
  13. Ваш ребенок изображает мимически различные выражения и движения?
  14. Ваш ребенок любит (ил) сортировать игрушки по размеру и цвету?
  15. Ваш ребенок способен связывать поступки с чувствами, например, может ли он сказать: "Я сделал так, потому что рассердился"?
  16. Ваш ребенок любит рассказывать истории и это ему удается?
  17. Ваш ребенок комментирует различные звуки?
  18. Познакомившись с кем-то впервые, ребенок говорит: "Он мне напоминает того-то и того-то".
  19. Ваш ребенок может точно оценить свои возможности, определить, что он сумеет и чего не сумеет сделать?

Пояснения:

Вопросы 1,8,17 -лингвистические способности.

Вопросы 6,12,18 -музыкальные способности.

Вопросы 3,7,15 -логико-математические.

Вопросы 5,9,14 - телесно-кинематические способности.

Вопросы 10,16,20 - знание себя.

Вопросы 2,10,19 - знание других людей.

Вопросы 4,11,13 - пространственные способности.

Если Вы ответили "утвердительно" на все три вопроса, значит, ребенок обладает способностями этого типа. [6]

Приложение 3

                                        План развития способностей ребенка

Как я буду выявлять интересы и способности своего ребенка?  

1.

2.

3.

4.

5.

Как я буду развивать эти способности?

1.

2.

3.

4.

5.

Как я буду оценивать успех ребенка ( критерии)?

1.

2.

3.

4.

5.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Семинар – практикум «Выявляем и развиваем интересы и способности ребенка ». (дети 5 - 6 лет) Светлана Грасмик . Воспитатель 1-й кв.категории МБДОУ « Вольновский детский сад» с. Вольное 14.09.2018 год

Слайд 2

Способности – это индивидуально-психологические особенности человека, которые являются условиями успешного выполнения какого-то вида деятельности.

Слайд 3

Актуальность семинара обусловлена тем, что необходимо выявить и развивать внутренний потенциал развития ребёнка. Доказано, что каждый ребёнок от рождения наделен огромным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность каждому ребенку достигать больших высот в своем развитии.

Слайд 4

Цель семинара-практикума : совместно с родителями найти способы выявления и развития интересов и способностей ребёнка. Основные задачи: создать доброжелательную атмосферу в коллективе родителей, установить с родителями эмоциональный контакт; определить приемлемые способы выявления и развития интересов и способностей ребёнка; повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в области психологии способностей; способствовать организации родителями психологически грамотного взаимодействия с детьми по выявлению и развитию интересов и способностей.

Слайд 5

Тест для родителей «Как определить способности вашего ребенка?» Ответьте на следующие вопросы: 1. Ваш ребенок превосходно запоминает стихи и отрывки телепередач? 2. Ваш ребенок замечает, когда Вы грустны или веселы? 3. Ваш ребенок задает вопросы типа: «Когда началось время?» 4. Ваш ребенок никогда не заблудиться в незнакомом месте? 5. Ваш ребенок особенно грациозно движется? 6. Ваш ребенок интересуется часто, откуда берутся гром и молния, почему идет дождь и т.д.? 7. Если Вы переставите слова в известной сказке, ребенок поправит Вас? 8. Ваш ребенок быстро научился завязывать шнурки на ботинках и ездить на велосипеде? 9. Вашему ребенку нравиться играть разные роли и ставить пьесы? 10. Во время автомобильных поездок ваш ребенок запоминает особенности местности? 11. Ребенок любит слушать разные музыкальные инструменты и различать их, слыша звуки? 12. Ваш ребенок чертит карты, четко обозначает объекты? 13. Ваш ребенок хорошо изображает мимические различные выражения и движения? 14. Ваш ребенок любит сортировать сортировать игрушки по цвету и размеру? 15. Ваш ребенок способен связать поступки с чувствами, например, может ли он сказать: «Я сделал так, потому, что рассердился». 16. Ваш ребенок любит рассказывать истории? Это ему удается? 17. Ваш ребенок комментирует различные звуки? 18. Познакомившись с кем –то впервые, ребенок говорит: «Он мне напоминает того-то и того-то? 19. Ваш ребенок может точно оценить свои возможности, определить, что он сумеет и чего не сумеет сделать?

Слайд 6

Вопросы 1,8,17 -лингвистические способности. Вопросы 6,12,18 -музыкальные способности. Вопросы 3,7,15 -логико-математические. Вопросы 5,9,14 - телесно-кинематические способности. Вопросы 10,16,20 - знание себя. Вопросы 2,10,19 - знание других людей. Вопросы 4,11,13 - пространственные способности. Если Вы ответили "утвердительно" на все три вопроса, значит, ребенок обладает способностями этого типа. Пояснения

Слайд 7

Какие бывают способности: умственные - умение оперативно и качественно решать вопросы, которые возникают перед индивидом; музыкальные способности определяют наличие слуха, голоса, хорошей восприимчивости к темпу, ритму и мелодике, а также быстрому постижению основ игры на тех или иных инструментах; литературные - это умение полно, выразительно и красиво оформлять свои мысли в письменной форме; технические способности подразумевают хорошее комбинаторное мышление, а также глубокое понимание действия тех или иных механизмов; физические - подразумевают крепкое телосложение и развитую мускулатуру, а также хорошую выносливость и прочие параметры; учебные способности подразумевают умение воспринимать и понимать большие объемы информации с возможностью дальнейшего их практического применения; художественные - это умение воспринимать и передавать пропорции и цвета, а также создавать оригинальные формы и прочее.

Слайд 8

МЕТОДИКИ ВЫЯВЛЕНИЯ способностей у детей. 1. Диагностика художественной способностей а) Методика « Дорисовывания фигур»(О.М Дьяченко) б) Методика «Солнце в комнате»(В. Кудрявцев) в) Методика диагностики универсальных творческих способностей для детей 5-6 лет. г) Методика « Складная картинка»(В. Синельников) д ) Методика «Как спасти зайку»(В. Кудрявцев) е) Методика«Дощечка»(В. Синельников) 2 . Диагностика интеллектуальных способностей. а) Методика«Учебная деятельность» (автор Т.В. Лаврентьева) б) Методика «Эталоны»(автор О.М. Дьяченко) в) Методика «Схематизация»(автор Р.И. Бардина) 3 . Модификация теста Торренса

Слайд 9

Пособия для выявления и развития способностей у детей

Слайд 10

В каждом человеке – солнце, только дайте ему светить. Сократ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов доу на тему: "Создание психолого-педагогических условий для успешной реализации основной образовательной программы дошкольного образования"

Уважаемые старшие воспитатели! Вашему вниманию предлагается методический материал по проведению в детском саду семинара-практикума на тему: "Создание психолого-педагогических условий для успешной реал...

Семинар-практикум для родителей "Как правильно развивать и обогащать словарь ребёнка".

Обогащение пассивного и активного словаря ребёнка и развитие у него грамматически правильной фразовой и связной речи – это задача, которую родители и педагоги могут и должны решать ежедневно. В ...

Семинар - практикум для родителей «Играем и развиваемся!»

Данный семинар предназначен для родителей, цель которого создать условия для совместной творческой деятельности детей и родителей с использованием песочной терапии....

Семинар - практикум для родителей «Играем и развиваемся!»

С каждым годом увеличивается число детей с различными отклонениями в речевом и познавательном развитии. При этом у них часто наблюдается заниженный уровень речевого общения,  агрессивность, неуме...

Семинар-практикум для родителей "Выявляем и развиваем интересы и способности ребенка"

Цель: совместно с родителями найти способы выявления и развития интересов и способностей ребёнка....

Семинар - практикум для родителей "Развиваем пальчики-развиваем речь"

Консультации для родителей "Развитие мелкой моторики", игры, помогающие заговорить....

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ "Развиваем ребенка вместе или полезные игры для подготовки к школе"

Цель:Повысить родительскую психолого-педагогическую компетентность в вопросах развития и воспитания  дошкольников....