Сенсорное развитие детей раннего возраста
консультация на тему

Торопова Светлана Александовна

Сенсорное развитие детей раннего возраста.

Ранний возраст - это важный период в развитии детей. В данный период, мы должны постоянно быть с ребёнком, открывая для него этот разнообразный мир. Родители приводя детей в детский сад далеко от высоких знаний воспитания и образования детей. Воспитатели должны приложить все усиоия, чтобы помочь родителям стать более грамотными в области воспитания детей. Познание окружающего мира начинается с восприятия предметов и явлений. Что такое сенсорное развитие, и, что необходимо знать родителям, давай - те разберёмся!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sensornoe_razvitie_detey_rannego_vozrasta.docx491.92 КБ

Предварительный просмотр:

        https://prikolnye-kartinki.ru/img/picture/Oct/21/19b04d591926878688d58cb2055a9da8/7.jpg

                       Сенсорное развитие детей раннего возраста        

Познание окружающего мир начинается с восприятия предметов и явлений. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное развитие ребёнка невозможно без опоры на полноценное восприятие.

Восприятие – это непосредственное, чувственное отражение действительности в сознании, способность воспринимать, различать и усваивать явления внешнего мира.

  Восприятие происходит при непосредственном участии органов чувств (глаз, ушей, чувственных рецепторов кожи, слизистой рта т носа). Но наличие органов чувств – это лишь предпосылка для восприятия окружающего мира. Для полноценного сенсорного развития необходима тренировка органов чувств, с самого рождения, только в том случае у ребёнка развивается способность тонко реагировать на сенсорные раздражители разного характера и интенсивности.

 Сенсорное развитие ребёнка – это развитие восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира.

Существуют виды сенсорных ощущений:

Зрительные

Слуховые

Осязательные

Обонятельные

Вкусовые

Уровень чувствительности к сенсорным раздражителям у разных людей существенно различается. Это зависит от следующих факторов:

  • Наследственности (абсолютный слух, особая чувствительность к запахам или вкусовым ощущениям являются врождёнными)
  • Состояния органов чувств. Если орган чувства повреждён в результате заболевания, травмы или врождённой аномалии, то чувствительность будет снижена или полностью отсутствовать.
  • Развития органов чувств. Врождённые способности человека воспринимать различные внешние раздражители посредством органов чувств развиваются как в процессе спонтанного изучения мира, так и в ходе специального обучения. И то и другое подразумевает предоставление для восприятия разнообразных сенсорных раздражителей.

https://prikolnye-kartinki.ru/img/picture/Oct/21/19b04d591926878688d58cb2055a9da8/7.jpg

Например: тонкий вкус лучше разовьётся у того человека, который с детства употребляет в пищу разнообразные продукты и изысканные блюда.

                  Значимость сенсорных ощущений для человека

Ребёнка необходимо знакомить со всем разнообразием сенсорных ощущений.

Сенсорные ощущения имеют разное значение для человека

Зрительные ощущения:

Большая часть информации воспринимается человеком посредством органов зрения. С помощью зрения человек воспринимает внешние признаки предметов окружающего мира, их удалённость руг от друга и расположение в пространстве, читает, смотрит кино и т. д.

Слух (аудиоощущения)

С его помощью человек воспринимает и различает разнообразные звуки, определяет их источник и направление, слушает музыку и т. д.

Различные осязательные ощущения, обоняние и вкус также важны для человека, но они не являются доминантными. Обоняние дарит человеку возможность насладиться приятными запахами фруктов, приправ, цветов, парфюмерии; вкус позволяет ощущать разнообразные вкусовые качества пищевых продуктов.

Сенсорные эталоны

Научить ребёнка обследовать предметы и различать их свойства ещё недостаточно для полноценного развития восприятия. Необходимо уметь определять отношение выявленных свойств данного предмета к свойствам других предметов.

Для этого существуют мерки, с помощью которых можно сравнивать предметы. Приступая к описанию этапов сенсорного развития ребёнка, надо усвоить понятие «Сенсорный эталон»

Сенсорные эталоны – это общепринятые образцы внешних свойств предметов.

СЕНСОРНЫЕ ЭТАЛОНЫ ЦВЕТА – это семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности.

Эталоны формы – это геометрические фигуры

Эталоны величины – метрическая система

Слуховые эталоны – звуковысотные отношения, фонемы родного языка, музыкальные ноты и т. д.

https://prikolnye-kartinki.ru/img/picture/Oct/21/19b04d591926878688d58cb2055a9da8/7.jpg

Вкусовые эталоны – четыре основных вкуса – солёный, сладкий, кислый, горький и их сочетания.

Обонятельные эталоны – запахи.

В процессе восприятия ребёнок накапливает зрительные, слуховые, осязательные, двигательные, вкусовые, обонятельные образы. Закрепить образы предметов, сделать их более чёткими ребёнку помогают слова. Если образы восприятия закреплены в слове, их можно вызвать в представлении ребёнка.

Задачи сенсорного восприятия

Сенсорное развитие ребёнка первого года жизни.

В этот период ребёнку необходимо предоставить богатые и разнообразные внешние впечатления, развивать внимание к свойствам предметов. При недостатке впечатлений младенцы испытывают «сенсорный голод», ведущий к задержкам общего развития.

Сенсорное развитие ребёнка 2 -3 лет.

Хотя малыш ещё не готов к усвоению сенсорных эталонов, у него начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. ВАЖНО, чтобы эти представления были достаточно разнообразными

В этом возрасте нужно познакомить ребёнка с

  • цветом, сначала основными – красный, жёлтый, синий, зелёный, чёрный, белый, потом - оранжевый, фиолетовый и т. д. ,
  • Формой – круг, квадрат, треугольник; потом овал, прямоугольник
  • Величиной – большой, маленький
  • Звуками окружающего мира

Но при этом не следует добиваться от малыша запоминания и употребления слов, обозначающих свойства предметов. Главное, чтобы он умел учитывать эти свойства во время действий с предметами.

Особенности занятий с детьми раннего возраста в домашних условиях.

Внимание детей раннего возраста имеет непроизвольный характер. Малыши действуют спонтанно, их невозможно заставить слушать, смотреть, если им это неинтересно. Эти особенность возраста не позволяют строить обучение на основе бесед или показа. АВТОРИТЕТ ВЗРОСЛОГО ТАКЖЕ НЕ МОЖЕТ ПОБУДИТЬ МАЛЫШЕЙ К ДЕЙСТВИЯМ, КОТОРЫЕ ИМ НЕИНТЕРЕСНЫ.

https://prikolnye-kartinki.ru/img/picture/Oct/21/19b04d591926878688d58cb2055a9da8/7.jpg

С детьми раннего возраста необходимо использовать такие игры, в процессе которых изучаемый признак предмета становится для них по – настоящему значимым, т. е. интересным. Этого можно добиться:

  • Подбирать специальные дидактические игры, в основе которых заложен обучающий принцип (пирамидки, матрёшки, вкладыши – учат различать предметы по величине; рамки Монтессори, доски Сегена – знакомят с формой)
  • Организуйте весёлые подвижные игры с использованием разнообразных игрушек.
  • Выучите потешки, короткие стишки, считалочки, пальчиковые игры (важно не читать ребёнку, а говорить, предварительно заучив текст) и показывать с помощью игрушек данный текст.

Игры на развитие зрительного восприятия

«Пляшут тени»

В солнечную погоду поиграть с своими тенями.

«Солнечные зайчики»

«Тени на стене»

«Фонарик»

Цвет

«Цветная вода», «цветные кубики», «цветные парочки», «разноцветные палочки», «Ниточки для шариков», «построим башню», «разложи по коробочкам»

Форма

«разложи фигуры по местам», «весёлый поезд», 2катится – не катится», «фигуры играют в прятки», «найди пару по форме», «найди такую же фигуру» и др.

Величина

«Большие и маленькие кубики», «Две коробки», «Вкладыши и башенки», «Где моё место», «Пирамидки», «Матрёшки»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов групп раннего возраста "Сенсорное развитие детей раннего возраста"

Цель:обогащение представлений педагогов об особенностях сенсорного развития детей раннего возраста....

Проектная деятельность с детьми раннего возраста. Тема: «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры».

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которой является чувственный опыт. Успешность умст...

План работы по самообразованию воспитателя первой группы раннего возраста «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности»

План по самообразованию воспитателя первой группы раннего возраста по теме "Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности"...

Мастер – класс для родителей детей группы раннего возраста На тему: «Игры для сенсорного развития детей раннего возраста»

Мастер – класс для родителей детей группы раннего возрастаНа тему: «Игры для сенсорного развития детей раннего возраста»Составители: Короткова И.А.Бобылева П.В.ГБДОУ детский сад 97Ка...

Презентация проекта в группе раннего возраста " Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр."

Презентация проект по сенсорному развитию детей.посредством дидактических игр.  (группа  раннего возраста )...

Презентация поможет познакомить родителей с понятиями «сенсорика», «сенсорное развитие», повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах сенсорного развития детей раннего возраста.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и ...

Проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры» Для детей раннего возраста (1,5 - 2 года)

Проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры» Для детей раннего возраста (1,5 - 2 года)...