Методическая разработка игр для детей дошкольного возраста «Целый день играем»
методическая разработка (старшая группа) на тему

Андриевская

Цель, которую мы ставим перед собой,  данным подбором игр - это  научить детей различать звуки, развить  у них образное мышление, углубить знания  детей о явлениях природы.             

 Рассказать детям, что в природе существуют звуки музыкальные и шумы, которые перепутались, и теперь их срочно требуется разделить. Показать детям две шкатулки и скажить, что это шкатулки необычные, в них будут храниться звуки. В одну шкатулку необходимо спрятать шумы, а в другую – поместить мелодические звуки. Пусть дети самостоятельно выбирают соответствующие.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tselyy_den_igraem.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                  Методическая разработка игр «Целый день играем»

Цель, которую мы ставим перед собой,  данным подбором игр - это  научить детей различать звуки, развить  у них образное мышление, углубить знания  детей о явлениях природы.

Блок№1

                                   «ДВЕ ШКАТУЛКИ».

Материал для игры: две шкатулки и набор картинок с изображением различных явлений природы, предметов и музыкальных инструментов.

             Подготовка к игре: расскажите детям, что в природе существуют звуки музыкальные и шумы, которые перепутались, и теперь их срочно требуется разделить. Покажите детям две шкатулки и скажите, что это шкатулки необычные, в  них будут храниться звуки. В одну шкатулку необходимо спрятать шумы, а в другую – поместить мелодические звуки. Пусть дети самостоятельно выбирают соответствующие шкатулки.        

        Описание игры: дети сидят за столом или полукругом на стульчиках. Педагог показывает игрокам картинку. Дети рассматривают ее, передавая  из рук в руки. Затем сообща решают, в какую из шкатулок поместить данную картинку.

        Можно игру продолжить. Когда все картинку разложены по шкатулкам, пофантазируйте с детьми и договоритесь, какой звук должен зазвучать, если открыть ту ил иную шкатулку. Открывайте шкатулки по очереди. Дети озвучивают действия, шумят или поют.

                                                     «ЧАРОДЕИ».

        Материал для игры: «волшебная палочка» (возможно, это будет дирижерская алочка).

        Подготовка к игре: побеседуйте с детьми о звуках, которые сопровождают различные явления природы.

Например: звуки осенней непогоды – это дождь (кап-кап-кап) и ветер (у-у-у!).

        Описание игры: из числа игроков выбирается ведущий – «чародей». В руках у  чародея «Волшебная палочка», с помощью которой «чародей» может озвучить любое явление природы. Участники игры делятся на две команды. «Чародей» называет явление природы, которое он собирается озвучить. Например, «чародей» говорит: «Осень». Одна команда по взмаху «волшебной палочки» должна произносить: «кап-кап-кап!», имитируя шум дождя, а другая – «У-у-у!», имитируя вой ветра.  «Чародей взмахивает волшебной палочкой поочередно или одновременно, давая сигнал игрокам.

        Таким же образом можно озвучить лето, весну, зиму.

«ЗВУКИ ЛЕСА».

        Материал для игры:  звукозапись шума леса, голоса птиц, насекомых, животных.

        Подготовка к игре: прочитайте детям стихотворение Ю. Щербакова.

                               Тишина лесная – без конца, без края…

Не простая тишина.

          В тишине слышна весна –

          С гулким дятла молотком,

        С кукушиным хохолком,

           С бульканьем и кваканьем,

             Цвеньканьем и кряканьем…

            Кто в лесу встречал весну –

Слышал эту тишину.

        Поговорите с детьми о том, кто живет в лесу и какие звуки там можно услышать. Послушайте в звукозапись звуки леса. Попробуйте имитировать шум леса, голоса птиц, насекомых, животных. Распределите роли, каждый ребенок должен получить индивидуальное звуковое задание. Например: деревья шумят, жук и муха жужжат, кукушка кукует, стучит дятел, насвистывает птичка, пищат птенчики и т.д. Один ребенок должен имитировать рычание медведя.

        Описание игры: Дети по сигналу педагога по очереди вступают в игру. Каждый воспроизводит свой звук. Таким образом, создается звуковая картина леса. «Рычание медведя» внезапно прерывает игру. Все участники игры замолкают и сидят тихо. Затем, по сигналу педагога игра возобновляется, дети по очереди снова  вступают в игру и играют до тех пор, пока ее не прервет «рычание медведя».

        Следующий подбор игр поможет педагогам развитие у детей ритмический слух, память, научить чувствовать природу, самостоятельно высказываться о об услышанном,  воспитать интерес к звучащему миру.

Блок№2

                                     «ВРЕМЕНА  ГОДА».        

        Материал для игры: набор картинок с изображением времен года на каждого ребенка.

        Описание игры: Дети получают четыре картинки и, прослушав предложенную музыку, выбирают и показывают соответствующую картинку.

                                 «НАЗОВИ ПЬЕСУ».        

        Описание игры: дети прослушивают предложенную музыку и придумывают название пьесы.

                        «ОКОШКО ОТКРОЕМ - ОКОШКО ЗАКРОЕМ».

        Подготовка к игре: дети слушают звуки улицы с открытым и закрытым окном. Педагог объясняет, почему через закрытое окно звуки слышны приглушенно. Дети экспериментируют, имитируют различные звуки то громко, то тихо, как бы при открытом и закрытом окне.

        Описание игры: Дети по заданию педагога имитируют, например, чириканье воробышков, шум ветра, стук молотка и т.д. Педагог: «Окошко откроем». Дети воспроизводят звук громко. Педагог: «Окошко закроем». Дети воспроизводят звук тихо. Игра повторяется несколько раз в разных вариантах.

Блок№3        

Цель:  развивать у детей динамический, звуковысотный слух,

научить выражать свои чувства,  вызванные музыкой, умению определять длительности звуков, воспитать эстетическое отношение к природе.

« КОШЕЧКА В ДОМИКЕ ЖИВЕТ?».

        Материал к игре: фанты на всех  играющих.

        Подготовка к игре: Разучить с детьми четверостишье:

                                                     Есть маленький домик у кошки, мяу!

                                                     Сидит она в нем на окошке, мяу!

                                                     А в домике напротив спросонок, мяу,

                                                     Мяукает нежно котенок, мяу!

        Описание игры: Дети присаживаются за стульями – прячутся в «домиках». Педагог выбирает одного ребенка – водящего – и вместе с ним отправляется узнать, живут ли в домиках кошечки. Водящий стучится в каждый «домик» и спрашивает: «Кошечка в домике живет?

        Ребенок отвечает: «Мяу!» - голосом котенка или кошки. Водящий должен угадать кто в «Домике»: кошка или котенок. Если водящий правильно угадал, то игрок отдает ему свой фантик. Игра продолжается. Когда водящий обойдет все домики, подсчитывается число фантов, которые он собрал. Выбирается новый водящий, и игра повторяется. Выигрывает тот, кто соберет наибольшее число фантов.

«ПТИЦЫ И ПТЕНЧИКИ».

        Подготовка и описание игры: группа детей делится на две команды: «Птицы» и «Птенчики». Команды сидят на стульчиках по двум сторонам зала и поют по очереди.

                                         Чик-чирик-чик-чик-чик-чик!

                                         Чик-чирик-чик-чик-чик-чик!

        Затем педагог озвучивает на фортепиано или металлофоне голос «птиц» или «птенчиков» в произвольном порядке, а команды в соответствии с музыкой по очереди  «летают» и поют.        

«ДОЛГО И КОРОТКО».

        Подготовка и описание игры: дети знакомятся с понятиями «долгий звук» и «короткий звук», «длинное, продолжительное звучание».

        Педагог называет предметы, живые существа или явления природы, а дети отвечают, долго или коротко они звучат, и в подтверждение имитируют звук.

        Например:

Педагог: «Воробей чирикает…»

Дети: «Коротко. Чик-чирик!».

Педагог: «Поезд гудит…»

Дети: «Долго. У-у-у!». И так далее.

Блок№4        

             Эти игры помогут педагогам научить создавать музыкально – игровые образы, творчески их интерпретируя, развить зрительную память, наблюдательность, артистизм, воспитать чувство прекрасного, понимание природного мира.

«ЧЕЙ ТЕРЕМОК»?».

        Материал для игры: стульчики по числу играющих.

        Подготовка к игре: понаблюдать в повседневной жизни за птицами, домашними животными, рассмотреть картинки с изображением животных и птиц, попробовать имитировать их голоса,  вспомнить сказку «Теремок».

        Описание игры: педагог делит детей на небольшие группы по два – четыре человека, в зависимости от общего количества детей в группе. Каждая группа детей будет изображать определенных птиц или зверей, которые поселяться в отдельных теремках. Педагог заранее договаривается с каждой группой игроков, каких зверей или птиц они будут изображать. Например, на вопрос: «Кто в теремочке живет?», утки будут отвечать: «кря-кря-кря!», гуси – «Га-га-га!», телята – «Му-му-му» и т.п. (отвечает только те дети, в чей «теремок» постучится водящий).

        Дети строят себе «теремки» из стульчиков. Из числа игроков выбирается водящий, который вместе с педагогом будет обходить теремки и стучаться в каждый домик. Дети – «зверушки» - сидят на стульчиках, каждая группа в своем «теремке». «Зверушки» произносят речитативом текст и жестами показывают «лапки, крылышки, хвосты, клювики, ушки».

                                  Дети: Теремки, теремки!

                                            Здесь живут зверушки.

                                            Лапки, крылышки, хвосты,

                                            Клювики и ушки.

        Под музыку (можно  в качестве сопровождения взять любую польку или просто веселую музыку) педагог вместе с водящим обходят «теремки». По окончании музыкальной фразы стучатся в каждый «теремок» и спрашивают: 2кто в этом теремочке живет?» «Зверушки останавливают танец и отвечают, например: «мяу-мяу!».

        Водящий угадывает: «Здесь кошки живут!»

        Подходят к следующему «теремку», стучат и спрашивают: «Кто в этом теремочке живет?» Дети отвечают: «га-га-га». Ребенок-водящий угадывает: «Здесь гуси живут!» и т.д.

        Затем дети придумывают себе новые образы. Игра повторяется.

«ЦВЕТОК».

        Подготовка к игре: дети рассматривают картинки с изображением цветов. Педагог называет цветы и рассказывает о них. Каждый ребенок выбирает какой-нибудь цветок. Например: розу, ромашку, одуванчик, ландыш, лилию и т.д.

        Описание игры: из числа игроков выбирается водящий. Дети стоят свободно или в кругу, соединив ладошки над головой и закрыв глаза – бутоны закрыты. Водящий произносит следующие слова: « во саду, садочке, расцвели цветочки!». Далее называет цветы по очереди. Звучит музыка. Названный ребенок 0 «цветок» под музыку  «расцветает»: открывает глаза, плавно поднимает одну руку, затем вторую, плавно разводит  в стороны поднятые руки «тянется к солнцу», кружится и по окончании музыки замирает. Можно детям не давать установку на выполнение движений, а  предложить им  создать образ расцветающего цветка самостоятельно.

        Игра продолжается до тех пор, пока все «цветы не расцветут». Тот, кто окажется невнимательным, не выполнит движение или опоздает, отдает свой фант. После того, как все цветы «расцвели», фанты разыгрываются. Дети выбирают себе названия других цветов, игра повторяется.

«НАЙДИ СЕБЕ ПАРУ».

        Материал к игре: парные карточки с рисунками полевых и садовых цветов.

        Подготовка к игре: дети рассматривают цветы на картинках, находят сходство или различие цветов. Каждый участник игры выбирает себе одну карточку, по сигналу педагога ищет пару.

        Описание игры: дети стоят в кругу лицом друг к другу, руки держат за спиной. Педагог, а затем водящий, обходит всех участников игры и вкладывает им в руки карточки. Дети держат руки с карточками за спиной до тех пор, пока педагог не произнесет ключевые слова: «дети, руки поднимите, и цветы нам покажите». Дети под любую музыку поднимают руки и показывают друг другу свои картинки. С окончанием музыки снова прячут картинки за спину. Педагог, а затем водящий, произносит следующие слова: «Найди свою пару». Музыка звучит вновь, дети с одинаковыми картинками соединяются в пары.

        Такую игру можно провести на прогулке, использовав листья деревьев, которые дети соберут.

«ОСЕННИЙ БУКЕТ».

        Подготовка к игре: в эту игру хорошо поиграть в теплый осенний денек. Во время прогулки полюбуйтесь вместе с детьми осенней природой. Соберите красочный букет из осенних листьев, травы. После прогулки внимательно рассмотрите их. Чем они отличаются от цветов, которые растут летом?

        Послушайте музыку, сооветствующую осеннему настроению. Под музыку соберите букет из одинаковых  листьев. Предложите детям пофантазировать и самим превратиться в осенние листья.

        Описание игры: Дети стоят по кругу лицом друг к другу и держат руки за спиной. Педагог проходит по кругу и вкладывает им в руки листья, затем произносит следующие слова:

                               Эй, осенние листы,

                               Листочки дивной красоты,

                              Обернитесь, покружитесь,

                              И в букеты превратитесь!

        Под музыку дети показывают друг другу свои листья. Игроки с одинаковыми листьями собираются в «букеты» до того, как закончит звучать музыка. Побеждают те ребята, которые первыми соберутся в букет.

«ЛИСТОПАД».

        Подготовка к игре: на прогулке вместе с детьми понаблюдайте за осенним листопадом. Соберите листья деревьев, например: березы, осины, рябины и т.д. Раздайте каждому ребенку по одному листику и предложите легко и свободно покружиться с ними.

        Описание игры:  каждый ребенок берет листочек по своему желанию. Дети свободно кружатся под спокойную музыку в произвольном направлении, как осенние листья. Педагог внезапно произносит: «Подул осенний и листочки разлетелись в разные стороны, то направо полетят, то налево, то вдруг закружатся… Но вот ветер постепенно утихает, листья покружившись над землей, постепенно легко опускаются и ложатся на землю, чтобы навсегда укрыться белым пушистым покрывалом.

        Можно усложнить вариант игры. Например, педагог, произнося слова, что подул сильный ветер и погнал прямо ко мне листочки, называет дерево. Дети, с листочками названного дерева собираются вокруг педагога и поднимают руки с листочками. Остальные участники «замирают». Тот, кто оказался недостаточно внимательным и ошибся, выбывает из игры. Педагог произносит текст и называет другое дерево, например: «Рябина!». Дети с листьями рябины собираются вокруг педагога. Когда дети достаточно хорошо усвоят правила игры, роль ведущего можно поручить кому-нибудь из детей.

«СНЕГ, СУГРОБ  И  ВЬЮГА».

        Подготовка к игре:  побеседуйте с детьми о зиме. Обратите их внимание на характер следующих явлений природы: снег «идет», он относительно спокоен, сугроб – большой неповоротливый, а вьюга переполнена беспорядочными, быстрыми движениями. Послушайте вместе с детьми соответствующую музыку. Предложите детям сделать движения на эту тему. Затем предложите детям игру, в которой волшебная музыка будет превращать их в  то или иное явление.

               Описание игры:  дети стоят по кругу. Педагог произносит: «Снег идет». Звучит музыка. Дети произвольно движутся по залу, медленно кружатся в соответствии с характером мелодии. Педагог: «Сугроб». Дети присаживаются на корточки и «замирают». Педагог: «Вьюга. Дети произвольно выполняют движения.

        Затем дети уже самостоятельно выполняют движения в соответствии с характером и темпом музыки.

УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ!

        Чтобы приобщить ребенка к прекрасному миру музыки,  помочь более интереснее организовать музыкальные занятия, я предлагаю этот подбор разнообразных игр.

        Здесь вы найдете игры на развитие внимания и воображения, на образное мышление и память, на развитие ритмического и мелодического слуха, а также на изучение свойства звуков.

        Игры подобраны в соответствии с приоритетным направлением  нашего ДОУ: «Формирование экологической культуры дошкольников».

        Когда мы говорим о музыкальности ребенка, то подразумеваем его способность воспринимать и тонко чувствовать музыку. Что для этого нужно? Прежде всего, общее эстетическое воспитание, развитие эмоциональности, восприимчивости к искусству.

        Чем раньше мы приобщим ребенка к миру гармонических  звуков, тем больше уверенности  в том, что в будущем он станет строить более совершенную и гармоничную жизнь. Разнообразные материалы объединены по определенным разделам. Но не стоит забывать, что занятие с детьми искусством – процесс творческий и индивидуальный. Его невозможно ограничить какими – либо рамками и решением конкретного и сугубо определенного задания. Каждая игра объединяет в себе одновременно целый комплекс  педагогических целей, часто не только эстетических.

        Надеемся, что данный подбор игр пригодится вам в вашей педагогической деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия для детей дошкольного возраста на тему: "Радость и грусть"

Конспект организованной образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста на тему: «РАДОСТЬ И ГРУСТЬ»   Цель: -   ознакомление детей с эмоциями радости и грусти; оп...

Методическая разработка по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры

Программа «Родничок» направлена на активное приобретение детьми культурного богатства русского народа. Она основана на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошл...

Методическая разработка "Развитие речи детей дошкольного возраста в игре"

Методическая разработка "Развитие речи детей дошкольного возраста в игре" составлена с учётом основной образоватеной программы дошкольногообразования "От рождения до школы&quo...

Методическая разработка «Элементарное музицирование детей дошкольного возраста (Музыкальные игры)»

В мировой педагогической практике существуют несколько известных концепций музыкального воспитания детей, которые стали основой для разработки различных программ и методик. Главная цель: обучение дете...

Методическая разработка «Развитие речи детей дошкольного возраста с помощью игры «Волшебные стаканчики».

Актуальность:В настоящее время все больше детей, поступающих в детский сад, имеют те или иные нарушения речевого развития. Недоразвитие речи является серьёзным препятствием в овладении новыми знаниями...