"Чтобы чётко говорить - надо с пальцами дружить"
методическая разработка на тему

Еремина Марина Анатольевна

Методические рекомендации для родителей детей раннего возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей детей раннего возраста

«Чтобы чётко говорить - надо с пальцами дружить»

Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев

                                                                                       В. А. Сухомлинский

Каждый родитель хочет  дать своему ребенку как можно больше знаний, умений и навыков. Для этого мамы и папы приобретают различную литературу с рекомендациями по развитию малышей. И очень часто встречаются с незнакомыми, непонятными выражениями, к примеру «мелкая моторика». Что же это такое?

Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук.

Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка?

Дело в том, что в головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев, расположены очень близко, активизируя мелкую моторику, мы стимулируем речевые зоны. 

 И, кроме того, в дальнейшем эти навыки потребуются ребенку во время рисования, письма, одевания и т.д.

Для развития мелкой моторики маленьких пальчиков можно предложить ребенку рвать и мять бумагу, тесто, завинчивать и развинчивать пробки на пластиковых баночках и бутылочках, перебирать пуговицы, крупу, камешки, складывать мелкие предметы в сосуд с маленьким горлышком, развязывать и завязывать узелки, вырезать из бумаги несложные предметы (мячи,  домик, елочку…) по контуру и без него, выкладывать из спичек или палочек фигурки, играть с песком, лепить из пластилина.

Разработаны специальные игры и упражнения для развития мелкой моторики рук. Это комплексы специальной пальчиковой гимнастики для детей.

Чтобы пальчиковая гимнастика для детей достигла своей цели, необходимо выполнять основные правила ее проведения:

  1. руки ребенка сначала надо подготовить, поглаживая их;
  2. темп упражнений – медленный, ритмичный, с повторениями до 5 раз;
  3. требуемые действия выполняют сначала одной рукой, затем другой и завершают обеими вместе;
  4. надо контролировать постановку кисти и четкость выполнения движений малышом, разговаривая с ним максимально доброжелательно и спокойно;
  5. пальцы обеих рук при пальчиковых гимнастиках должны нагружаться одинаково;
  6. выполнив упражнение, следует расслабить кисти, к примеру, встряхнув ими;
  7. упражнения периодически надо менять, оставляя для повторения любимые игры ребенка;
  8. всячески нужно поощрять попытки карапуза повторять за взрослыми слова, самостоятельно выполнять движения.

 Что же происходит, когда дети занимается пальчиковой гимнастикой?

Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что , в конечном итоге, стимулирует  развитие речи. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность детей. Малыши учатся концентрировать своё внимание и правильно его распределить.  Если дети будут выполнять упражнения, сопровождая короткими стихотворными строчками, то их речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. Развивается память у детей, так  как они учатся запоминать определённые положения рук и последовательность движений .У детей развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, дети смогут «рассказывать руками» целые истории.  В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит владение навыком письма.

Для самых маленьких можно предложить игру «Сорока, сорока…». Малыши еще не умеют самостоятельно выполнять движения пальчиками, поэтому взрослые напевая потешку сами загибают пальчики ребенку, массируя каждый пальчик.

Для детей раннего возраста можно предложить следующие упражнения:

«Походим пальчиками»

- По дороженьке – дорожке

Быстро пробегут две ножки.

(указательный и средний пальчик «шагают» по столу).

«Зайка»

- Зайка серенький сидит

И ушами шевелит.

(все пальцы сжаты в кулак, средний и указательный вытянуть и подвигать ими в разные стороны).

«Это я»

 Это глазки. Вот, вот.

(Дети показывают пальчиками глазки.)

Это ушки. Вот, вот.

(Гладят пальчиками ушки и мнут их.)

Это нос. Это рот.

(Пальчиками показывают нос, рот.)

Там спинка. Тут живот.

(Сначала показывают рукой спину, затем пальчиками гладят живот.)

Это ручки. Хлоп, хлоп.

(Вытягивают руки вперед и хлопают ладошками.)

Это ножки. Топ, топ.

(Кладут ладони на бедра и топают ножками.)

Ой, устали. Вытрем лоб.

(Ладошками поочередно проводят по лбу.)

 «Цыпленок»

 Желтый маленький цыпленок

Кушать захотел спросонок,

По ладошке клювом бьет,

(Дети держат перед собой левую руку ладошкой вверх и тремя пальчиками правой «сыплет» на «ладошку» зернышки.)

Будто зернышки клюет.

(Дети постукивают по ладошке указательным пальцем – «цыпленок клюет зернышки». Руки могут меняться.)

«Козочка»

Я козочка Ме-ке-ке,

Я гуляю на лужке.

(Малыши, взявшись за руки, идут по кругу.)

Острые рожки,

(Показывают «рожки».)

Тоненькие ножки.

(Прыгают на двух ногах.)

На самой макушке –

Бархатные ушки

(Прикладывают к макушке ушки из двух пальцев.)

Язык полотняный,

(Показывают язык «лопатой».)

Хвостик конопляный.

(Рукой показывают «хвостик».)

         «Коготки»

Точит кошка коготки (царапают коготками коленки)

Очень острые они.

А кошачьи лапочки (плавно выставляют вперед то одну  руку, то другую)

Мягкие, как тапочки.

Спрячет коготки в подушки (широко расставляют пальцы и  сжимают их в кулак)                                                                          

И почешет лапкой ушко   (гладят рукой ухо)

Молочко попьет из миски  (делают из рук «миску» и подносят ее  ко рту)                                                                      

Наша ласковая киска   (гладят руки)

Пальчиковая гимнастика для дошкольников синхронизирует работу обоих полушарий мозга, способствует формированию речи, памяти, внимания, мышления. Она активно способствует проявлению различных способностей. Цель постоянного применения комплекса игр и упражнений – помочь посредством пальчиковых гимнастик ребенку:

  • правильно произносить звуки;
  • обогатить словарный запас;
  • разработать пальцы для письма;
  • получить навыки осознанного самоконтроля;
  • развить терпение и способность концентрировать внимание на одном действии, не отвлекаясь;
  • научиться фантазировать;
  • освоить навыки общения и взаимопонимания без слов;
  • адаптироваться к окружающему миру, если малыш – левша.

Пальчиковая гимнастика для малышей будет иметь максимальный эффект, если она носит регулярный характер не только в детском саду, но и дома. Причем эти минутки тесного общения с мамой или папой не должны быть принудительными, тогда они войдут в привычку, а ребенок получит огромное удовольствие от них.

Пальчиковые гимнастики также являются одним из способов помочь малышу быстрее освоиться в окружающем мире, подготовиться к следующему возрастному этапу – младшему школьному возрасту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЧТОБЫ ЧЁТКО ГОВОРИТЬ, НАДО С ПАЛЬЦАМИ ДРУЖИТЬ!

В прошлом веке знаменитая сегодня Мария    Монтессори заметила связь между развитием тонких движений руки и речью детей. Она заключила, что если с речью не все в порядке, в этом наверня...

Статья "Чтобы чётко говорить надо с пальцами дружить"

В прошлом веке знаменитая сегодня Мария Монтессори заметила связь между развитием тонких движений руки и речью детей. Она заключила, что если с речью не все в порядке, в этом наверняка виновата мелкая...

1.Развиваем речь ребёнка через игру-сказку. 2.Консультация для родителей "Чтобы чётко говорить, надо с пальцами дружить".

1. Буклет "Развиваем речь ребёнка через игру-сказку" опубликован на сайте "Педразвитие.ру" .Родителям предлложены  речевые  игры со сказочной сюжетной линией для детей среднего и старшего до...

Консультация "ЧТОБЫ ЧЁТКО ГОВОРИТЬ, НАДО С ПАЛЬЦАМИ ДРУЖИТЬ!"

ЧТОБЫ ЧЁТКО ГОВОРИТЬ, НАДО С ПАЛЬЦАМИ ДРУЖИТЬ!...

Чтобы чётко говорить, надо с пальцами дружить

Уровень речевого развития находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать,...

конспект ознакомительного занятия на логопедическом пункте "Чтобы чётко говорить, надо с пальцами дружить"

Цель: познакомиться с ребёнком, рассказать об органах артикуляции, развивать мелкую моторику пальцев рук, работать над речевым дыханием, развитием голоса, ритмической стороной речи....

Мастер – класс для молодых педагогов «Чтобы чётко говорить, надо с пальцами дружить»

Мастер – класс для молодых педагогов «Чтобы чётко говорить, надо с пальцами дружить»...