Буклет для родителей "Для чего нужна пальчиковая гимнастика?"
консультация на тему

Котова Светлана Вячеславовна

Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon palchikovaya_gimnastika.doc156.5 КБ

Предварительный просмотр:

При этом важно, чтобы в упражнениях участвовали все пальчики.

Примерно с 10 месяцев кроме пассивных упражнений III и II групп ребёнка нужно учить:

  • катать между ладошками и пальчиками шарики и палочки разного размера;
  • рвать бумагу, отщипывать кусочки от куска глины или пластилина;
  • перекладывать из одной коробки в другую разные мелкие предметы (бусинки,
    пуговки и т.п.) одной рукой или двумя одновременно.

Затем малыша можно начинать учить движениям, имитирующим знакомые ему действия и предметы (упражнения I группы).

После освоения упражнений I группы приступайте к выполнению упражнений II и III групп, но уже в активной форме, то есть все упражнения ребёнок выполняет сам.

Если же вы начинаете заниматься с детьми в возрасте 2-, 3-, 4 лет и старше, то отрабатывайте последовательно все упражнения, начиная с I группы.

Помните! Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях. Занимайтесь ежедневно около 5 минут.

Пальчиковая гимнастика:

Необходимо следить, чтобы ребёнок правильно воспроизводил и удерживал положение кисти или пальцев, а так же правильно переключался с одного движения на другое. При необходимости помогите малышу или научите его помогать себе второй рукой.

  1. Упражнения отрабатываются сначала одной рукой (если не предусмотрено участие обеих рук), затем — другой рукой, после этого — двумя одновременно.

Когда все упражнения будут хорошо знакомы, можно выполнять следующие игровые задания:

1.        Запоминать и повторять серию движений по словесной инструкции, начиная
с двух движений и заканчивая тремя, четырьмя и больше.

Например: «Коза» — «Улитка». Ребёнок переключается с позиции «коза» на позицию «улитка» (3-4 раза). Сначала упражнение выполняется по словесной инструкции, затем на счёт «раз-два».

Или: «Вилка» — «Кольцо» — «Заяц». Можно предлагать любую последовательность упражнений.

2.        «Рассказывать руками» сказки и маленькие истории. Сначала Вы сами придумываете рассказ, затем предлагаете сочинить свою историю малышу.

Например: «В одном чудесном месте протекала речка {изображаем «речку»), В ней жила маленькая рыбка {изображаем «рыбку»). Как-то раз по реке проплыл пароход {упражнение «пароход»), он сильно гудел и рыбка испугалась и уплыла. А на берегу реки {«река»), росло дерево {упражнение «дерево») и т. д.

Желаем успеха!

Для чего нужна пальчиковая гимнастика?

В устной речи любого народа можно встретить короткие стихотворения, которые  сопровождаются движениями пальцев, например, известная всем «Сорока-Ворона.,.». Люди давно заметили, что движения рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами, благотворно действуют на развитие детей.

Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?

  1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
  2. Игры с пальчиками создают  благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
  1. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
  2. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.
  3. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений
  4. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев

всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории

  1. В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Все упражнения разделены на три группы.

I группа.

Упражнения для кистей рук:

  • развивают подражательную способность, достаточно просты и не требуют тонких дифференцированных движений;
  • учат напрягать и расслаблять мышцы;
  • развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;
  • учат переключаться с одного движения на другое.

II        группа.

Упражнения для пальцев

условно статические:

—        совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и  требуют более точных движений.

Ill группа. Упражнения для пальцев динамические:

  • развивают точную координацию движений;
  • учат сгибать и разгибать пальцы рук;
  • учат противопоставлять большой палец остальным.

Все упражнения будут полезны не только детям с задержкой в развитии речи или какими-либо её нарушениями, но и детям, у которых речевое развитие происходит своевременно.

С какого возраста можно начинать выполнять эти упражнения?

В Японии упражнения для пальчиков начинают выполнять с трёхмесячного возраста. Некоторые специалисты советуют заниматься пальчиковой гимнастикой с 6-7 месяцев. Но и в более позднем возрасте занятия будут очень полезны и эффективны.

Начинать можно с ежедневного массажа по 2-3 минуты кистей рук и пальцев:

  1. поглаживать и растирать ладошки вверх—вниз;
  2. разминать и растирать каждый палец вдоль, затем — поперёк;
  3. растирать пальчики спиралевидными движениями.

Затем можно выполнять некоторые упражнения III группы, но в пассивной форме, то есть Вы сами сгибаете, разгибаете пальчики малыша и совершаете другие энергичные движения, сопровождая их ритмичными строчками.

пересекающиеся линии (вертикальные линии более длинные, чем горизонтальные);

- к неполному рисунку человека - может  дорисовать голову, туловище, руки, ноги;  

- может сложить картинку   из 3, 4 частей;        

- движения глаз при слежении легче в горизонтальной плоскости, труднее сверху вниз, снизу вверх.

Три с половиной года:

- хорошо бегает, умеет ускорять и замедлять .движение;

- может стоять на одной ноге (2 сек.);

- может ходить на носках, с пятки на носок;

- легко поднимается с корточек;  

- может использовать обе руки;

- рисует круг и пересекающиеся линии (без образца);

- рисует квадрат (но округляет углы).

Четыре года:        -

- хорошо удерживает равновесие;

- может стоять на одной ноге 8—10 сек.;

-чувствует ритм, умеет маршировать;

- строит мост из 6 кубиков;

     - рисует человека из 6 частей тела;

 -может срисовать треугольник (углы сглажены), непараллельные линии;

- формируется четкое предпочтение руки;

- начинает писать буквы.

Четыре с половиной года:

- доступны шнуровка, бантик;

- умеет писать некоторые буквы (соотношение некоторых штрихов неправильное, многие пишет зеркально).

Пять лет:

- хорошо контролирует движения;

- удерживает равновесие на одной ноге 15 сек.;

- ловит мяч двумя руками;

- умеет прыгать через скакалку;

-умеет застегивать пуговицы, шнуровать и завязывать шнурки;

-может точно срисовать любую геометрическую ; фигуру и сочетание фигур, сохраняя размеры.

Желаем успеха!

Учимся  правильно выполнять

движения.

При обучении ребенка каким-либо новым двигательным действиям необходимо:

  •   четко сформулировать двигательную задачу (цель действия);
  • составить план выполнения движения;
  •  выделить ключевые (опорные) точки движения;
  •  определить ориентиры для контроля и коррекции.

Еще раз обращаем внимание: при формулировке цели нельзя использовать прием «посмотри и сделай так». Описание цели должно быть по возможности простым, кратким и точным.        

Допустим, вы хотите научить ребенка шнуровать «ботинки и завязывать шнурки на бантик. Это сложное действие, поэтому разделим его на два этапа;

Цель 1 этапа. Зашнуровать.        

Цель 2 этапа. Завязать на бантик.        

Есть разные варианты шнуровки и завязывания бантика, выберите какой-то один.

Первый шаг. Объяснение, что и как нужно делать.

  • Объясните, с чего начинать каждое действие.
  • В какой последовательности выполняются отдельные движения.
  • Обратите внимание на правильное направление - амплитуду движений.
  • Объясните, где нужна коррекция (где подтянуть шнурок, как выровнять концы .и т.п.).
  • Покажите, что значит хороший результат.

Второй  шаг.   Объясните («продиктуйте» алгоритм действий) и покажите: «Я беру… делаю… поворачиваю…»

Третий шаг.   Усвоение алгоритма действия (инструкции) ребенком. Он должен уметь рассказать самому себе, что, в какой последовательности и как делать: «Беру шнурок, нахожу середину, выравниваю концы» и т.д.

Четвертый шаг.  Ребенок сам выполняет действие медленно, под свою «диктовку». Если не получается, то вы еще раз выполняете действие, а ребенок диктует вам, «что и как делать».

Пятый шаг.   Нужно, чтобы ребенок выполнил все действия от начала до конца по свою "диктовку" без подсказок и ошибок.

Обучая ребенка, важно не торопиться, не заставлять его идти семимильными шагами, а спокойно, терпеливо делать каждый шаг, закреплять его, совершенствуя все двигательные действия. Для развития координации движения рук в качестве тренировочных могут использоваться  манипуляторные действия с мелкими предметами (конструирование, мозаика, вышивание, аппликация, лепка).

В заключение мы приводим общие и специфические  моторные навыки, которыми должны владеть дошкольники разного возраста.

Три  года:

-хорошо бегает;         

-  умеет бросать мяч, не теряя равновесия;

- катается на велосипеде;         

- хорошо ходит по лестнице;

 -может одновременно действовать руками и ногами;

  - расстегивает молнии; кнопки, пуговицы (застегивает с трудом);

- ест сам, не может аккуратно наливать;

- умеет пользоваться ножницами;

- легко строит башню из 10 кубиков;

- может взять кубик большим и указательным пальцами;

-умеет копировать круги, квадраты, прямые и


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что такое пальчиковые игры? Для чего нужны пальчиковые игры?

Пальчиковые игры — вещь, совершенно необходимая маме, воспитывающей малыша. Помимо развития мелкой моторики, это прекрасный способ отвлечь и развеселить ребенка, ведь в основе каждой иг...

Буклет "Для чего нужна пальчиковая гимнастика?"

В устной речи любого народа можно встретить короткие стихотворения, которые  сопровождаются движениями пальцев, например, известная всем «Сорока-Ворона.,.». Люди давно заметили, что движения рук ...

буклет. "Для чего нужны пальчиковые игры"

Буклет предназначен для родителей....

Консультация для родителей для чего нужна пальчиковая гимнастика.Картотека пальчиковых игр.

Консультация для родителей для чего нужна пальчиковая гимнастика.Картотека пальчиковых игр для детей младшего возраста....

Буклет "Для чего нужны пальчиковые игры"

Для чего нужны пальчиковые игры"- средняя группа- буклет для родителей...

Буклет для родителей"Для чего нужна пальчиковая гимнастика"

Буклет для родителей "Для чего нужна пальчиковая гимнастика"...

Буклет "Для чего нужна пальчиковая гимнастика"

Пальчиковая гимнастика – наилучшее средство для развития мелкой моторики и речи в своей совокупности. Разучивание пальчиковой гимнастики способствует быстрому формированию речи, пространственног...