Развиваем память
консультация на тему

в помощь родителям

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pamyat.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

«Развиваем память»

Консультация для родителей.

Выполняя ту или, и иную деятельность, человек может запоминать предметы, явления, других людей, их отношения, движения, мысли, чувства. Все это – объекты запоминания.

Виды памяти.

Двигательная память – это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Эта память служит для формирования различных двигательных умений и навыков.

Образная память – запоминание, сохранение и воспроизведение образов ранее воспринимавшихся предметов и явлений. Подвидами образной памяти являются зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная и вкусовая память. В наибольшей степени у всех людей проявляются такие виды памяти, как зрительная и слуховая. Развитие осязательной, обонятельной, вкусовой памяти связано с различными видами профессиональной деятельности.

Эмоциональная память – память на пережитые чувства. На эмоциональной памяти непосредственно основана прочность запоминания материала: то, что у человека вызывает эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на более длительный срок.

Словесно-логическая память – выражается в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей, понятий. Этот вид памяти специфически человеческий. Двигательная, образная и эмоциональная память в своих простейших формах есть и у животных.

Классификация памяти по времени сохранения материала.

Мгновенная память (иконическая память) – удержание точной и полной картины только что воспринятого органами чувств без какой бы то ни было переработки полученной информации. Это память-образ.

Кратковременная память – память, обеспечивающая сохранение и воспроизведение материала спустя несколько секунд после его однократного и непродолжительного восприятия. Длительность удержания мнемических следов составляет в среднем около 20 секунд (без повторения).

Обобщение, схематизация, наглядность – естественные способы расширения оперативного поля кратковременной памяти, через нее поступает вся информация в долговременное хранение. Из мгновенной памяти в кратковременную попадает только та информация, которая осознается, соотносится с интересами и потребностями человека, привлекает к себе внимание.

Оперативная память обслуживает непосредственно осуществляемые человеком действия или операции. Хранение информации происходит в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Срок хранения рассчитан на решение поставленной задачи.

Долговременная память способна хранить информацию в течение неограниченного срока. Она характеризуется длительностью и прочностью сохранения воспринятого материала. В долговременной памяти происходит накопление знаний. Знания эти хранятся в преобразованном виде: более обобщенном и систематизированном.

По степени участия воли в процессе запоминания и воспроизведения материала память делят на непроизвольную и произвольную.

Непроизвольная память – запоминание и воспроизведение происходит автоматически, без особых усилий.

В произвольной памяти процесс запоминания или воспроизведения требует волевых усилий, человек намеренно направляет свою активность на достижение поставленной цели.

В зависимости от того, что человек лучше запоминает, выделяют 3 типа памяти: наглядно-образный; словесно-логический; промежуточный (гармонический).

Для каждой возрастной группы характерны свои особенности памяти. 1) У детей 5-7 лет преобладает непроизвольная память, при которой отсутствует сознательно поставленная цель. Запоминание детей этой возрастной группы должно быть чем-то мотивировано.2) Память все больше объединяется с речью и мышлением, приобретает интеллектуальный характер. 3) Словесно-смысловая память обеспечивает опосредованное познание, расширяет познавательную деятельность ребенка. 4) Складываются элементы произвольной памяти как способности к регуляции процесса запоминания сначала со стороны взрослого, а затем и самого ребенка. 5) Формируются предпосылки для овладения логическими приемами запоминания. 6) Развитие памяти включается в развитие личности.

Правила формирования памяти.

1.Память развивается в деятельности, требующей постоянного проявления оперативной и долговременной памяти. Только нагружая и используя память, запоминая и воспроизводя ранее полученную информацию, можно развивать память.

2.Чем внимательнее, активнее и самостоятельнее деятельность ребенка, тем лучше в ней развивается необходимая для этой деятельности память. Активизация деятельности ребенка способствует ее успешности и развитию памяти.

3.Быстрее и точнее запоминается то, что соответствует потребностям ребенка. Связь изучения в процессе той или иной деятельности с потребностями ребенка обеспечивает наилучшее запоминание и развитие памяти.

4.Эффективнее запоминается то, что объединено какой-либо мыслью в логически целое. Это достигается определенной последовательностью в изложении материала, где предыдущее обеспечивает усвоение последующего.

5.Важным условием для полного и точного запоминания является умение осуществлять смысловую группировку материала, т.е. разделение материала на части с выделением главного в каждой из них.

Игры, упражнения, задания, способствующие развитию памяти у детей 5-7 лет.

Развитию памяти у детей дошкольного возраста способствуют разучивание стихов, пересказ прослушанных сказок, стихотворений, наблюдения во время прогулок.

«Разучи стихотворение». Для развития памяти, особенно слуховой, рекомендуется заучивание стихотворений русских поэтов о природе: А.С. Пушкина, И.А. Бунина, А.А. Фета, Ф.И. Тютчева, А.Н. Плещеева, А.Н. Майкова. Разучивание сопровождать беседой о временах года, их признаках, это будет способствовать развитию восприятия и мышления у ребенка, умение сравнивать. Для лучшего запоминания предложите ребенку нарисовать то, о чем говорится в стихотворении. Затем нужно обсудить с ребенком все то, что он нарисовал: цвет, форму, размеры нарисованных предметов.

«Стихи-небылицы». Эти стихотворения позволяют развивать не только память ребенка, но и мышление, внимание, умение выявлять нелогичные ситуации.

«Перескажи сказку». Чтение сказок способствует развитию слуховой памяти. Сказки необходимо прочитать ни один раз. В строении сказки Дж. Родари выделил 20 элементов:

  • -предписание или запрет,
  • -нарушение,
  • -вредительство или недостаток,
  • -отъезд героя,
  • -задача,
  • -встреча с дарителем,
  • -волшебные дары,
  • -появление героя,
  • -сверхъестественные свойства противника,
  • -борьба,
  • -победа,
  • -возвращение,
  • -прибытие домой,
  • -ложный герой,
  • -трудные испытания,
  • -беда ликвидируется,
  • -узнавание героя,
  • -ложный герой изобличается,
  • -наказание противника,
  • -свадьба.

Беседуя с ребенком по сказке, выделите вместе с ним в содержании сказки эти элементы. Вопросы, с одной стороны, облегчают понимание, следовательно, и запоминание, а с другой стороны, развивают смысловую, логическую память ребенка. Рекомендуемые сказки: «Гуси-лебеди», «Кот, петух и лиса», «Смоляной бычок», «Лисичка со скалочкой», «Жихарка».

«Воспроизведи рассказ» Это упражнение для развития смысловой памяти. Обязательно обратите внимание на точность воспроизведения, последовательность событий. Очень важно, чтобы ребенок понял смысл рассказа. Если ребенок не справляется, следует задавать ему вопросы. Рекомендуемые рассказы: Ласточка. Дятел. Сила не право. Лекарство. К.Д. Ушинский. Лгун. Два товарища. Галка. Л.Н. Толстой. Шарик. Е. Чарушин.

«Выучи загадки» Цель: развитие слуховой памяти.

«Где спрятана игрушка?» Цель: развивать зрительную память и внимание ребенка. Для организации и проведения игры необходимо склеить между собой три спичечных коробка. Ход игры. В один из ящичков спрятать предмет. Затем ящички на некоторое время убрать. Попросить ребенка достать спрятанную игрушку (убрать игрушки на более длительное время; спрятать 2, а затем и 3 игрушки; заменить игрушки).

«Запомни картинки». Цель: развивать зрительную память ребенка. Ход игры. Ребенок рассматривает в течение 2 минут 10 картинок, на каждой из которых изображено по одному предмету. Затем он должен назвать из по памяти.

«Что изменилось?» Цель: развивать зрительную помять и внимание. Внимательно посмотреть на картинку с изображением 5 знакомых предметов и назвать их. Предложить подобную картинку, спросить, каких предметов не стало, какие появились вновь.

«Какой игрушки не хватает?» Цель: та же. Ребенок рассматривает 15 сек. 5 игрушек. Когда он отвернется, одну игрушку убирают. Спрашивают какой игрушки не хватает.

«Разрезные картинки» Цель: развить зрительную память, восприятие.

«Беспорядок в детской комнате» Цель: та же. Внимательно посмотреть на картинку и рассказать, что лежит неправильно.

«Что потерялось?» Цель: развить внимание и зрительную память. Задание: попросить внимательно посмотреть на картинку, а затем по памяти рассказать каких деталей не хватает.

«Найди такой же паровоз» Цели: те же. В течении 5-10 сек. ребенок смотрит на нарисованный предмет, а затем ищет такой же среди других семи.

«Расставь точки» Цели: те же. Ход игры: 2-3 сек. ребенок рассматривает картинку, на которой в квадрате нарисованы точки. Предложить ребенку расставить точки в пустом квадрате, так же, как они расставлены в первом.

«Запомни слова» Цель: развить слуховую память.

«Выполни движения» Цель: развить внимание, зрительную и двигательную память. Ход игры: показать несколько действий не называя их, ребенок должен повторить в той же последовательности.

«Разложи по порядку» Цель: развить тактильную память. Ход игры: ребенок гладит карточки из бумаги разной шероховатости (наждачная бумага, картон, фольга, салфетка, ксероксная бумага) и старается запомнить ощущения. Перемешать карточки. Ребенок должен на ощупь разложить карточки по порядку. Вариант 2 Наклеить на картон лоскуты из разной материи.

«Запомни геометрические фигуры» Цель: развить осязательную память. Приготовить из картона геометрические фигуры. Познакомить с внешним видом, названием, обратить внимание на порядок расположения фигур. Перемешать фигуры, попросить разложить по порядку на ощупь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья"Развиваем память правильно"

Дошкольный возраст – это период наиболее стремительного развития человека, первоначальное формирование физических и психических его качеств, необходимых в течении всей последующей жизни. Особенностью ...

Развиваем память

Консультация для родителей...

развиваем память

      Роль памяти в развитии ребенка трудно переоценить. С ее помощью он усваивает знания об окружающем мире и о самом себе, овладевает нормами поведения, приобретает разли...

Консультация "Развиваем память, внимание и мышление ребёнка"

Уважаемые родители,не жалейте время на игры с детьми. Ведь игры помогают ребятам развиваться, а значит это не пустая трата времени. И не научится со временем ребенок этому самостоятельно, его надо раз...

Учим стихи - развиваем память

Консультация для родителей по заучиванию стихотворений, развитие памяти...