статья по теме "Использование элементов музейной педагогики как инновационной технологии в системе формирования у детей старшего дошкольного возраста экологической культуры. "
статья на тему

Гераськина Елена Леонидовна

Музейная педагогика – одно из новых направлений дошкольной педагогики, которое быстро развивается. Мини-музей стал новой особой формой работы с детьми и родителями.

Основной целью музейной педагогики является приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности.

Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx28.93 КБ

Предварительный просмотр:

Использование элементов музейной педагогики  как инновационной технологии в системе  формирования у детей старшего дошкольного возраста  экологической культуры.

Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная  проблема современности. С каждым годом ее звучание  становится  сильнее,  слишком  уж великий урон нанесен живой природе. Деваться нам от этой темы некуда. Там  – лес погубили, там - лугов лишились,  там  –  земля  очерствела ….

И ни кто как будто специально черным этим делом не  занимался.  Так хочется развести руками – мол, само как-то так вышло…. Нет, не  само.  А  по-нашему незнанию, а порой и нежеланию знать. Как ведь жили:  земля  на  то   и земля, что бы нас ублажать. А про то, что мы сами –  часть  этой  земли,  не вспоминали. Не думали. Не все, конечно. Но тех, кто думал,  -  горсточка,  а нас – не думавших – миллионы. И совсем не по злому умыслу, а по  недомыслию, по незнакомству с этой самой землей, на  которой  живем.                

 Мы, наши дети, живем в XXI веке и  от нас, от них зависит, будет ли существовать гармония в отношениях человека и природы. В соответствии с этим важно особое внимание уделять пониманию детьми своего неразрывного единства с окружающим миром. Причем, это единство должно быть не только понятно ребенком, но и прочувствовано, должно стать основой гуманного отношения к природе.  Поэтому, мы полагаем, что успех в воспитании гуманных чувств возможен, если ребенок будет, относится к каждому живому организму как самоценной, уникальной сущности, имеющей право на жизнь.

Музейная педагогика – одно из новых направлений дошкольной педагогики, которое быстро развивается. Мини-музей стал новой особой формой работы с детьми и родителями.

Основной целью музейной педагогики является приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности.

Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию.

              Появилась возможность «погружения» детей в информативную, новую для них предметную среду, возможность сопереживания общих впечатлений с родителями, другими детьми и взрослыми.

           Возможность продуктивного отражения полученных впечатлений, переживаний в детской и совместной с родителями, воспитателями творческой деятельности (изобразительной, интеллектуальной, речевой – накоплен достаточно богатый словарный запас, развивается связная речь, ручная умелость, мышление и т.д.).                                                                                                          

          При использовании музейной педагогики как инновационной технологии в системе формирования экологической культуры дошкольников необходимо учитывать следующие принципы. (Н.А. Рыжова)

  • учет интересов не только нынешнего, но и будущих поколений;
  • подход к решению задач экологической культуры как составной части экологической политики;
  • учет региональных особенностей, включая природные условия и ресурсы, экологическую ситуацию;
  • использование основных положений государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения гарантий экологической безопасности;
  • связь образовательных и воспитательных действий с практикой решения природоохранных проблем;
  • гуманистического отношения к природе;
  • открытость и доступность экологической информации;
  • вовлечение педагогической и родительской общественности в решение задач по формированию экологической культуры у дошкольников;
  • использование исторического опыта решения задач экологического образования и просвещения,
  • соблюдение экологического законодательства и наступления ответственности за их нарушения.

    Экспонат – главное наше «учебное пособие» в мини-музее, которое дети могут потрогать, пощупать. Мы учим, бережно относиться не только к музейным предметам, но и вообще к природе, собственному дому, книге, игрушке.

         Любая экспозиция должна учитывать следующую логическую цепочку:    восприятие - понимание - осмысливание - закрепление - применение.

     Обращаясь к методическому аспекту разработки технологии музейной педагогики, хочется обратить внимание на то, что работа с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации в ходе знакомства с экспозициями мини-музея, - важно добиться у детей пробуждения творческой активности.

             Эффективным средством развития познавательного интереса детей являются творческие задания, рассчитанные на догадку, знания, опыт. 

Поэтому мы решили создать собственный экологический мини-музей. Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозицию, которая соответствует требованиям музейного дела. Поэтому мы назвали ее мини-музей. Часть слова «мини» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики. Музей удовлетворяет познавательные и образовательные потребности личности.

Создавая наш мини- музей  мы определили следующую цель:

формирование экологической культуры дошкольников через создание музейной экспозиции. Осуществление цели предполагалось через решение ряда задач:

  • сообщение новых, закрепление и обогащение имеющихся знаний  о природе нашего региона.
  • формировать осознанного правильного отношения к объектам природы
  • расширить и уточнить знания детей о жизни животных в природе, о их особенностях строения тела;
  • формировать представление о том, какую пользу оказывают разные виды животных и растений людям и окружающей природе;
  • воспитывать привычку заботиться природе и ее обитателях;  нахождение  взаимосвязи  явлений  в  природе,  умений  делать              выводы;
  • воспитывать любовь к природе своего  края;
  • воспитывать гуманное, бережное отношение к природе;

привлечь родителей к совместному участию в реализации проекта по созданию музейной экспозиции

Нам удалось заинтересовать и вовлечь в организацию мини эко музея педагогов ДОУ и родительскую общественность. Сначала мы задались вопросом: «Часто ли дети бывают в музеях?» Мы провели анкетирование и выяснили, что большая часть воспитанников детского сада ни разу не посещала музей. Многим мамам и папам просто не приходила в голову идея такой экскурсии. Как привлечь внимание родителей к музеям?

Была определена тема и название, разработана  его модель, определено место для размещения экспонатов (все они прекрасно вписываются в интерьер помещений). Экспонаты располагаются по тематическим блокам. Коллекции мини-музеев постоянно обновляются и пополняются. Первые экспонаты для музея принесли работники детского сада, родители  вместе с детьми изготовили декоративно-прикладные работы, отражающие экологическую культуру дошкольников.  Увлеченность, с которой пополнялся и расширялся музей, способствовала расширению круга сторонников и активных участников, не только сотрудников, но и детей и их родителей. Основными посетителями музея являются дети самых разных возрастов. Формы работы с посетителями разные, учитывающие интерес как больших групп, так и не многочисленных.

Музейный предмет содержит много полезной информации и с ее помощью и средствами музея - экспозиции выставки, экскурсии, музейные праздники можно добиться хороших результатов в формировании экологического мышления и поступков.

Формирование чувства единства человека и природы является одним из условий освоения детьми экологической культуры человечества. Чувство единства человека и природы, как нравственное чувство, очень сложно и объемно. Без формирования зачатков этого чувства в дошкольном возрасте, дальнейшее осознание человеком своей неразрывной связи с окружающим миром очень осложняется.

Педагогическими условиями воспитания основ чувства единства человека и природы являются:

  • знания о животных и растениях как о живых организмах и об условиях их  

               существования;

  • деятельность общения с природой, основанная на знаниях:
  • о жизни животного и его закономерностях;
  • о тождестве человека с другими живыми существами, проявляющихся в

               природоохранных поступках, уходе за объектами природы.

  • накопление эмоционально-нравственного опыта в ходе общения с природой

               и на основе формирования отношения к природе.

На основе представлений о взаимосвязях в природе и в растительном мире, у  детей  развивается  интерес  к   природе,   интерес   к   ее   познаниям, действительная готовность прийти на  помощь  растениям,  если  они  в  этом нуждаются. Контакт детей с природой, непосредственно и постоянно  окружающей ребенка, разнообразие приемов  и  методов  (продуманная  организация  труда, наблюдений, игры, обучения)  –  ключ  правильной  постановки  экологического воспитания. Только тогда природа предстанет перед человеком доброй,  щедрой, дающей  людям  свои  богатства  и  радости  общения  с  ней,  когда  человек отнесется к ней с внимательными глазами, с любовью и  бережном  отношении  к ней.

Еще надо обратить внимание на один аспект в музейной работе - эмоциональное воздействие на посетителей музея с помощью музейных экспонатов. Мини-музей позволяет воспитателям сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Кроме того, что музейный предмет несет в себе информацию, он вызывает у посетителей еще и определенные эмоции - интерес, восхищение, желание узнать о нем больше и т.д. А если экспонат используется во время занятий, и дети имеют возможность рассмотреть его, подержать в руках, поработать с ним, то отдача от посещения музея возрастает. Экспонаты используются на различных занятиях для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Любой предмет может подсказать тему для интересного разговора.

Показать единство и гармонию всего живого на земле - задача музея, которую необходимо донести до каждого посетителя. Выставки мини музея позволяют в некоторой степени проследить, как научно - техническая революция воздействует на окружающую природную среду. Она очень наглядна - федеральные законодательные документы в области экологии, макеты, декоративно-прикладные работы, фотографии, картины художников о красоте края и многое другое. Все это способствует приобретению экологических знаний, пробуждает интерес к познанию природы и уважительному к ней отношению.

Ответственное отношение к природе – означает понимание законов природы, определяющих жизнь человека, проявляется в соблюдении нравственных и правовых принципов природопользования, в активной созидательной деятельности по изучению и охране среды, пропаганде идей правильного природопользования, в борьбе со всем, что губительно отражается на окружающей природе.

Представлена экологическая инсценировка (презентация музея) силами воспитанников ДОУ.

Содержание каждого блока представляется в различных формах, которые включают использование большого количества наглядного и предметного материала, что соответствует возрастным особенностям детей.

Рисунки, коллажи, плакаты.  В своих   творческих работах ребята отражают свое видение состояния и сохранения природы,   воспевают ее красоту в рисуночном и аппликативном изображении.

Декоративно-прикладные творческие работы. Осознание проблемы идет через творчество, совместный труд ради одной большой общей цели раскрывает способности детей, их творческий потенциал.

Памятки, буклеты, календарики – оказывают экологическое просвещение для тех, кто учится и учит, и несут информацию об особо охраняемых территориях, но также воспитывают у подрастающего поколения любовь к природе родного края.

Альбомы, азбуки, папки-раскладушки – носят информационный характер и оказывают большое влияние на повышение уровня экологической культуры дошкольников и  родительской общественности.

Использование компьютерных технологий помогают увидеть и понять красоту окружающего мира, развить и проявить способности, заложенные природой,  изменить мировоззрение у ребят, осознание ими необходимости сохранения природы и соблюдения природоохранных законов.

В обычном музее ребёнок – лишь пассивный созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиции. Причём не только он сам, но и его родители: папа и мама, бабушка и дедушка. Созданный экологический музей - результат общения, сотрудничества воспитателя, детей и родительской общественности.

Для наших детей музейная педагогика - это пока игра. Кто знает: возможно, когда-нибудь кто-то из них будет работать в настоящем музее. А уж полюбят природу и ее составляющие все наши воспитанники - это без сомнения! Человек - это часть природы, а значит и о нем необходимо заботиться, создавать благоприятные условия для жизни и развития. Планета Земля - наш дом, пусть будет он чистым, светлым, радостным и безопасным!

Список используемой литературы.

Рыжова Н.А.Мини музей в детском саду как форма работы с детьми и родителями. М. Педагогический университет «Первое сентября», 2010

 Мини-музеи в ДОУ Н. Нестеренко. Журнал «Обруч» №6, 2000

«Музей и дети» Л.В. Пантелеева - М.: Изд. дом «Карапуз», 2000.

Николаева С.Н.Лункевич Н.В.Экологическое воспитание дошкольников. 1998.

Рыжова Н.А., Данюкова А.И. Мини-музеи в ДОУ. Обруч № 1, 2000.

10. Рыжова Н.А., Логинова Л.В. Данюкова А.И. Мини-музей в детском саду.

      Линка- Пресс, 2008.

11. Рыжова Н.А. От коллекции к музею. Фотосессия и методические материалы.

      М. Обруч, 2008.

12. Рыжова Н.А. Путешествие по мини-музеям детского сада. Учебный видеофильм и методические рекомендации. — М. Обруч, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого музыкального мероприятия с использованием инновационных технологий и интеграции для детей старшего дошкольного возраста «Дружат дети на планете»

Знакомство детей с музыкальной культурой народов разных национальностей, их костюмами, традициями средствами искусства. Формирование этнической и аутотолерантности через ознакомление с танцами разных ...

Сценарий районного методического объединения «Использование современных инновационных технологий в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста».

В настоящее время каждое дошкольное учреждение стремится к совершенствованию, развитию, ищет новые возможности, создаёт необходимые условия для удовлетворения потребности ребенка, семьи, общества и дл...

Статья «Использование инновационных технологий в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста»

В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в свою работу инновационные технологии. В условиях ФГОС ДО принципально новой является необходимость решения речевых задач в контекс...

Докладна тему: "Инновационные технологии социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста"

   Самостоятельность, целеустремленность и инициативность – это те качества, которые сегодня являются наиболее важными в развитии ребенка. На первый план в работе с дошкольникам...

Презентация "Использование инновационных технологий в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста"

Богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития Своевременное развитие словаря – один из важнейших факторов подготовки к школьному об...

Статья "Инновационные технологии в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста"

Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного об...