Сценарий встречи "Школы для родителей"
консультация на тему

Агапова Ольга Игоревна

Сценарий проведения встречи "Школа для родителей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkola_dlya_roditeley_tekst_1.docx184.04 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_problemy_obshcheniya.ppt789 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка детский сад № 49

Колпинского района, Санкт- Петербурга

D:\2016-2017 учебный год\Работа с родителями\Журнал\1 номер\Фото  к номеру 1\Школа для родителей\20161123_164641.jpg

Школа для родителей

 «Папа, мамочка и я – мы счастливая семья»

Занятие № 1с использованием ИКТ и элементами тренинга

«Общение родителей и детей,  как условие успеха воспитания»

D:\2016-2017 учебный год\Работа с родителями\Журнал\1 номер\Фото  к номеру 1\Школа для родителей\20161123_174923.jpg

Подготовили и провели:

Старший воспитатель Агапова О.И.

Педагог – психолог Потанькина А.Ю.

2016

ШКОЛА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

Папа, мамочка и я – мы счастливая семья.

Здравствуйте, уважаемые родители! Мы очень рады видеть вас в нашем семейном клубе, который мы назвали  Папа, мамочка и я – мы счастливая семья ”.

Мы пригласили вас для взаимного общения, обмена опытом, переживаниями, чувствами. 

Посещая наш семейный клуб, вы узнаете как вести себя в проблемных ситуациях, как играть  и как интересно провести досуг с ребенком, а в дальнейшем,  возможно, вы поделитесь с нами своими семейными традициями.

В этом году мы запланировали 4 встречи, которые будут проходить на базе филиала нашего сада. На эти встречи будут приглашены специалисты и воспитатели сада, которые поделятся с вами своим опытом.

Я сама молодая мама и хотя я имею педагогическое образование, частенько сталкиваюсь с проблемами в воспитании ребенка. И в этом нет ничего страшного, что мы, родители, очень часто теряемся в каких-то ситуациях. Иногда поступаем неправильно, по отношению к нашим детям.  На наших встречах мы и будем с вами разбираться как вести себя в разных ситуациях с ребенком. Надеюсь, наша школа будет вам полезной!

Для того чтобы нам поближе познакомится, просим вас заполнить небольшую анкету. (Приложение)

Темой сегодняшней нашей встречи мы выбрали «Общение родителей и детей,  как условие успеха воспитания».

Для начала дадим определение – что же такое «общение»?

Общение - это главное условие для развития и жизни человека.

Эффективное общение  с детьми – это уважение, доверие, любовь, непреклонность в определенных вопросах в поддержании родительского авторитета.

Родителям хочется видеть своего ребенка счастливым, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но не всегда ребенку самому удается разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстникам и взрослыми. Задача взрослых – помочь ему в этом.

Как известно, существуют разные  стили общения. Прежде чем я расскажу вам о них, предлагаю вам тест

«Хорошие ли вы родители?»

Можете ли вы:

1. В любой момент оставить дела и заняться ребенком?

2.Посоветоваться с ребенком, невзирая на его возраст?

3.Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему?

4.Извиниться перед ребенком в случае своей неправоты?

5.Овладеть собой и сохранить самообладание, даже если ребенок вывел вас из себя?

6.Поставить себя на место ребенка?

7.Поверить хотя бы на минуту, что вы добрая фея?

8.Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете?

9.Всегда воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребенка?

10.Пообещать ребенку исполнить его желание за хорошее поведение?

11. Устоять против детских слез, если вы уверены, что это каприз, мимолетная прихоть?

Ответы:

Да, я всегда поступаю так — 3 балла. Да, но не всегда поступаю так — 2 балла. Не могу — 1 балл.

Сумма от 24 до 33 баллов. Это значит, что ребенок — самая большая ценность в вашей жизни. Вы стремитесь понять его, относитесь к нему с уважением, придерживаетесь наиболее прогрессивных принципов воспитания и постоянной линии поведения. Вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты.

Сумма от 14 до 24 баллов. Забота о ребенке для вас вопрос первостепенной важности. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их целенаправленно. Порой вы чересчур строги, иногда излишне мягки. Кроме того, вы склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект. Вам следует серьезно задуматься над своим подходом к воспитанию ребенка.

Число баллов менее 14. У вас серьезные проблемы с воспитанием ребенка. Вам недостает либо знаний, либо желания и стремления сделать ребенка личностью, а возможно, и того и другого.

Это лишь намек на действительное положение дел, ведь того, какой вы родитель не знает никто лучше вас самих.

Ну а теперь о стилях общения:

Авторитетные родители - инициативные, общительные, добрые дети.

Авторитетны те родители, которые любят и понимают детей, предпочитая не наказывать их, а объяснять им, что хорошо, а что плохо, не опасаясь, лишний раз похвалить.

 Они требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. Вместе с тем такие родители не потакают детским капризам.

Дети у таких родителей обычно любознательны, стараются обосновать, а не навязать свою точку зрения, они ответственно относятся к своим обязанностям. Им легче удается освоение социально приемлемых и одобряемых форм поведения. Они более энергичны и уверены в себе, у них лучше развиты чувство собственного достоинства и самоконтроль. Им легче наладить отношения со сверстниками.

Авторитарные родители — раздражительные, склонные к конфликтам дети.

Авторитарные родители считают, что ребенку не следует предоставлять слишком много свободы и прав, что он должен во всем беспрекословно подчиняться их воле и авторитету.

Они стремятся выработать у ребенка дисциплинированность, не оставляя ему возможности для выбора вариантов поведения, ограничивают его самостоятельность, лишают права возражать старшим, даже если ребенок прав.

Жесткий контроль за поведением - основа их воспитания, которое не идет дальше суровых запретов, выговоров и нередко - физических наказаний.

У детей при таком воспитании формируется лишь механизм внешнего контроля, развивается чувство вины и страха перед наказанием и, как правило, слаб самоконтроль, если он вообще появляется.

Снисходительные родители - импульсивные, агрессивные дети.

Как правило, снисходительные родители не склонны контролировать своих детей, позволяя им поступать как заблагорассудится, не требуя у них ответственности, самостоятельности.

Такие родители разрешают детям делать все, что они хотят, вплоть до того, что не обращают внимания на вспышки гнева и агрессивности поведения.

Все это приводит к тому, что у детей не возникает желания усваивать социальные нормы поведения, не формируется самоконтроль и чувство ответственности.

Они всеми силами избегают чего-то нового, неожиданного, неизвестного из страха избрать неправильную форму поведения при столкновении с этим новым.

Многие родители совершают ошибки, общаясь с детьми. Печально, но большинство родителей не хотят этого признать, поэтому продолжают общаться в том же духе.

 Предлагаем рассмотреть примеры проблемных ситуаций и варианты реагирования.

Предоставляю слово нашему психологу Потанькиной Анне Юрьевне, которая расскажет вам об этом.

Ситуация №1

Во время обеда ребенок возит по столу чашку, полную сока. Мама делает ему замечание: «Осторожно! Разольешь». Ребенок делает вид, что не заметил этих слов.

Мама повторно делает замечание: «Не балуйся! Пей сок!» Ребенок молча продолжает свои действия. И длится это до тех пор, пока он не обольет себя и рядом сидящего брата липким соком.

Как в данном случае поступить маме?

Как себя вести, если:

вместо сока ребенок пролил тарелку горячего супа?

Основная цель наказания - научить ребенка поступать под действием собственного внутреннего контроля.

Способы наказания.

1.Изоляция.

Изоляция должна быть организованна. В комнате «виноватый» стульчик находится в поле зрения взрослого. Время наказания ограничено и оговорено с ребенком: пока пересыпается песок в песочных часах, движется стрелка на часах. Время, которое проводит ребенок, наблюдая движение стрелки часов, пересыпание песка, становится для него периодом успокоения, дает ему возможность побороть свои импульсы. Изоляция из наказания перерастает в способ помощи справиться со своими эмоциями.

2.Наказание словом.

Отказ от любимых занятий. У каждого ребенка есть свои предпочтения. Но есть занятия, любимые всеми детьми: просмотр мультфильмов, поездка в гости, в цирк. Наказание ли это? Да, и довольно ощутимое. Главное, не обидное и не оскорбительное. Справедливое!

3. Лишение приятного общения с взрослыми;

 Взрослый не дарит ребенку свое время, потому что он расстроен или рассержен.

Создайте традицию совместных дел с ребенком. Нужно иметь запас больших  и маленьких праздников, «зону радости». Занятия должны быть регулярными, чтобы ребенок их ждал и знал: они наступят обязательно, если он не совершит чего-нибудь плохого. Отменяйте их, только если случится проступок, действительно ощутимый, и вы на самом деле расстроены.

4. Лишение сладостей.

5.Физическое наказание.

Любой человек инстинктивно боится физического наказания. В ребенка вселяется страх. Боясь наказаний, ребенок может начать лгать и обманывать родителей. Родители, наказывающие детей, могут стать для них примером. Ребенок, подражая взрослому, тоже станет решать свои проблемы силовым способом. Агрессивный ребенок - это ребенок с низкой самооценкой, отвергаемый сверстниками, с плохой успеваемостью. При этом у взрослого возникает чувство вины. Вероятность несправедливости при спонтанном наказании чрезмерно велика. Наказывая, подумай, зачем! Каков будет результат наказания?

Ситуация №2 (проигрывание)

Мама сидит в парке на скамейке, к ней подбегает ее трехлетний малыш в слезах: «Он отнял мою машинку!».

Дочка собирается гулять; мама напоминает, что надо одеться теплее, но дочка капризничает. Она отказывается надевать «эту уродскую шапку».

Варианты ответов:

-Ну, ничего, поиграет и отдаст… (ребенок остается наедине со своими переживаниями).

- Ты очень огорчен и рассержен на него.  (Родитель понял внутреннюю ситуацию, готов услышать о ней больше, принять ее).

-Перестань капризничать, вполне приличная шапка!

-Тебе она очень не нравится?

Если у ребенка эмоциональная проблема, его надо активно выслушать. Активно слушать ребенка - значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство.

Ваше положение по отношению к нему и ваша поза - самые сильные сигналы о том, насколько вы готовы его слушать и услышать. Слушая ребенка, повернитесь к нему лицом. Его и ваши глаза на одном уровне. Если ребенок маленький, присядьте около него, возьмите его на руки или на колени. Избегайте общаться с ребенком, находясь в другой комнате, повернувшись лицом к плите или раковине с посудой, смотря телевизор, читая газету; сидя, откинувшись на спинку кресла или лежа на диване.

Родителям предлагается назвать похожие ситуации из жизни и проанализировать, как они поступили тогда и как они теперь поступят в будущем в похожей ситуации.

Ситуация№3

«Мой сын, придя из детского сада, рассказывает, не закрывая рта, обо всем, что случилось. Мне остается только кивать головой и поддакивать».

Правильно ли ведет себя мама?

Ответ

Правильно. Когда ребенок переполнен впечатлениями и говорит « не закрывая рта», все, в чем он нуждается,- это в вашем присутствии и внимании. Техника слушания называется «пассивное слушание». «Пассивное» только внешне. Употребляются короткие фразы и слова, мимические знаки, говорящие о том, что вы слушаете и отзываетесь на детские чувства: «Да-да», «Неужели?», «Интересно», «Замечательно!».

Короткие слова уместны и при рассказе об отрицательных переживаниях.

Родители делятся на пары, и один активно слушает, другой  рассказывает. Затем они меняются ролями. После обсуждение.

Ситуация№4

Подходя к дому, вы встречаете собственного сына: лицо измазано, пуговица оторвана, рубашка вылезла из брюк, прохожие оглядываются, улыбаются; вам же неприятен вид сына и немного стыдно перед соседями. Однако ребенок ничего не замечает: он прекрасно провел время и сейчас рад встрече с вами.

Что делать, когда родителей переполняют эмоции?

Ответ

Если ребенок вызывает у вас своим поведением отрицательные переживания, сообщите ему об этом.

Когда вы говорите о своих чувствах ребенку, говорите от первого лица. Сообщите о себе, о своем переживании, а не о нем, не о его поведении.

Ответ родителей: « Я не люблю, когда дети ходят растрепанными, и мне стыдно от взглядов соседей».

Речь родителей содержит личные местоимения: я, мне, меня, поэтому высказывания называются « я – сообщениями». Не начинайте разговор с  «ты - сообщения».

Сильные отрицательные чувства, ни в коем случае не следует держать в себе: не следует молча переносить обиду, подавлять гнев, сохранять спокойный вид при сильном волнении. Обмануть ребенка не сможете: 90% информации ребенок «читает» по вашей позе, интонации, жестам, выражению лица или глаз. Через некоторое время чувство «прорывается» и выливается в резкие слова и действия.

Родителям предлагается ситуация для проигрывания:

Дети подрались, один другому разбил нос. Воспитатель жалуется вам на вашего ребенка. (Родители делятся на пары, после высказываются о своих чувствах)

Ситуация5

Лене купили нарядное платье. На следующее утро она собирается в детский сад.

Лена: я надену новое платье.

Мама: Нет, Леночка, платье для Новогоднего праздника и гостей.

Лена: Нет, я хочу, хочу сегодня! (Начинает хныкать.)

Папа: Не расстраивайся, мы что-нибудь придумаем. Обращается к маме: Может быть, можно, один только раз?

Мама: Нет, я не согласна. Ребенок должен приучаться беречь дорогие вещи!

Лена (плачет сильнее): Тогда я не пойду в садик вообще-е!

Входит бабушка.

Бабушка: Что случилось?! Опять вы расстраиваете ребенка с самого утра?! Иди ко мне, мое солнышко, расскажи, кто тебя обидел. Ах, платье? Я тебе сегодня куплю другое, еще наряднее, будешь в нем каждый день ходить в сад.

Как правильно вести себя взрослым?

Ответ.

В семье необходимо соблюдать единство требований к ребенку.

1.Правила (ограничения, требования, запреты) обязательно должны быть в жизни ребенка.

2.Правил (гибких)   должно быть немного.

3.Требования не должны вступать в противоречие с естественными потребностями ребенка, например, бегать, прыгать.

4.Правила согласованы между взрослыми.

5. Тон дружественно-разъяснительный, а не повелительный.

Уважаемые родители, есть ли у вас вопросы по теме?

Детям важно иметь хорошее общение со своими родителями, поэтому важно ежедневно интересоваться ими. Лучший совет всем родителям — практиковать и практиковать, развивая искусство общения. Будьте большим образцом для подражания, научив ребенка эффективному общению. Это лучший урок, который научит их общаться уже со своими детьми.

Верьте в свои силы, не ленитесь и у вас все получится!

Уважаемые родители, надеюсь, вы для себя узнали что-то новое, а на следующей нашей встрече мы поговорим с вами как играть с ребенком.

Если у вас есть какие-то интересные игры, расскажите нам об этом в следующий раз.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ШКОЛА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ . Папа, мамочка и я – мы счастливая семья. «Общение родителей и детей, как условие успеха воспитания»

Слайд 2

Что же такое общение? Общение - это главное условие для развития и жизни человека. Эффективное общение с детьми – это уважение, доверие, любовь, непреклонность в определенных вопросах в поддержании родительского авторитета.

Слайд 3

Тест «Хорошие ли вы родители?» Варианты ответов: 1. Да, я всегда поступаю так Да, но не всегда поступаю так Не могу

Слайд 4

Тест «Хорошие ли вы родители?» Варианты ответов: Да, я всегда поступаю так – 3 балла Да, но не всегда поступаю так -2 балла Не могу – 1 балл

Слайд 5

Сумма от 24 до 33 баллов . Это значит, что ребенок — самая большая ценность в вашей жизни. Вы стремитесь понять его, относитесь к нему с уважением, придерживаетесь наиболее про­грессивных принципов воспитания и постоянной линии пове­дения. Вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты.

Слайд 6

Сумма от 14 до 24 баллов. Забота о ребенке для вас вопрос первостепенной важности. Вы обладаете способностями воспи­тателя, но на практике не всегда применяете их целенаправленно. Порой вы чересчур строги, иногда излишне мягки. Кроме того, вы склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитатель­ный эффект. Вам следует серьезно задуматься над своим подхо­дом к воспитанию ребенка.

Слайд 7

Число баллов менее 14. У вас серьезные проблемы с воспита­нием ребенка. Вам недостает либо знаний, либо желания и стрем­ления сделать ребенка личностью, а возможно, и того и другого.

Слайд 8

Стили общения Авторитетные родители - инициативные, общительные, добрые дети.

Слайд 9

Стили общения Авторитарные родители - раздражительные, склонные к конфликтам дети.

Слайд 10

Стили общения Снисходительные родители - импульсивные, агрессивные дети.

Слайд 11

Проблемные ситуации Во время обеда ребенок возит по столу чашку, полную сока. Мама делает ему замечание: «Осторожно! Разольешь». Ребенок делает вид, что не заметил этих слов. Мама повторно делает замечание: «Не балуйся! Пей сок!» Ребенок молча продолжает свои действия. И длится это до тех пор, пока он не обольет себя и рядом сидящего брата липким соком.

Слайд 12

Способы наказания. Изоляция. Наказание действием. Лишение приятного общения с взрослыми; Лишение сладостей. Физическое наказание.

Слайд 13

Проблемные ситуации Мама сидит в парке на скамейке, к ней подбегает ее трехлетний малыш в слезах: «Он отнял мою машинку!». Дочка собирается гулять; мама напоминает, что надо одеться теплее, но дочка капризничает. Она отказывается надевать «эту уродскую шапку».

Слайд 14

Варианты реагирования -Ну, ничего, поиграет и отдаст… (ребенок остается наедине со своими переживаниями). Ты очень огорчен и рассержен на него. (Родитель понял внутреннюю ситуацию, готов услышать о ней больше, принять ее). -Перестань капризничать, вполне приличная шапка! -Тебе она очень не нравится?

Слайд 15

Проблемные ситуации «Мой сын, придя из детского сада, рассказывает, не закрывая рта, обо всем, что случилось. Мне остается только кивать головой и поддакивать». Правильно ли ведет себя мама?

Слайд 16

Варианты реагирования Правильно. Когда ребенок переполнен впечатлениями и говорит « не закрывая рта», все, в чем он нуждается,- это в вашем присутствии и внимании. Техника слушания называется «Активное слушание».

Слайд 17

Проблемные ситуации Подходя к дому, вы встречаете собственного сына: лицо измазано, пуговица оторвана, рубашка вылезла из брюк, прохожие оглядываются, улыбаются; вам же неприятен вид сына и немного стыдно перед соседями. Однако ребенок ничего не замечает: он прекрасно провел время и сейчас рад встрече с вами. Что делать, когда родителей переполняют эмоции?

Слайд 18

Варианты реагирования Если ребенок вызывает у вас своим поведением отрицательные переживания, сообщите ему об этом.

Слайд 19

Проблемные ситуации Лене купили нарядное платье. На следующее утро она собирается в детский сад. Лена: я надену новое платье. Мама: Нет, Леночка, платье для Новогоднего праздника и гостей. Лена: Нет, я хочу, хочу сегодня! (Начинает хныкать.) Папа: Не расстраивайся, мы что-нибудь придумаем. Обращается к маме: Может быть, можно, один только раз? Мама: Нет, я не согласна. Ребенок должен приучаться беречь дорогие вещи! Лена (плачет сильнее): Тогда я не пойду в садик вообще! Входит бабушка. Бабушка: Что случилось?! Опять вы расстраиваете ребенка с самого утра?! Иди ко мне, мое солнышко, расскажи, кто тебя обидел. Ах, платье? Я тебе сегодня куплю другое, еще наряднее, будешь в нем каждый день ходить в сад. Как правильно вести себя взрослым?

Слайд 20

Варианты реагирования В семье необходимо соблюдать единство требований к ребенку. 1.Правила (ограничения, требования, запреты) обязательно должны быть в жизни ребенка. 2.Правил (гибких) должно быть немного. 3.Требования не должны вступать в противоречие с естественными потребностями ребенка, например, бегать, прыгать. 4.Правила согласованы между взрослыми. 5. Тон дружественно-разъяснительный, а не повелительный.

Слайд 21

ВЕРЬТЕ В СЕБЯ И У ВАС ВСЕ ПОЛУЧИТСЯ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий развлечения с родителями "Папа, мама, я - спортивная семья"

Сценарий спортивного развлечения для старшего возраста....

Сценарий совместного с родителями досуга "День матери" в подготовительной группе

Сценарий совместного с родителями досуга в подготовительной группе  ко Дню Матери...

Сценарий мероприятия с родителями

Материал заимствован, немного переработан для участия мам воспитанников. Огромное спасибо истинному автору! Мамам очень понравилась такая форма проведения встречи с родителями....

Сценарий совместного с родителями досуга "Школа волшебников"

Цель: развитие у старших дошкольников пытливости, стремления к познанию и экспериментированию. Приобщение родителей к развитию у детей навыков экспериментирования, актёрских способностей....

Сценарий концерта для родителей

Каждый год в апреле в детском саду проводится День открытых дверей. Родители могут посещать любые занятия.Во второй половине дня мы  приглашаем родителей на концерт.В концерте принимают участие д...

СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА С РОДИТЕЛЯМИ "НАША АРМИЯ" (старший дошкольный возраст)

ЭТОТ СЦЕНАРИЙ  ПРАЗДНИКА С РОДИТЕЛЯМИ, ПОСВЯЩЁННЫЙ ДНЮ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА, ПОМОЖЕТ ОРГАНИЗОВАТЬ ИНТЕРЕСНЫЙ ДОСУГ. В НЁМ ПРЕДСТАВЛЕНЫ ИНТЕРЕСНЫЕ ЭСТАФЕТЫ, ИГРЫ, СТИХИ ПРО АРМИЮ....

Сценарий мероприятия с родителями: КВН «Сказки Пушкина». Мероприятие для детей и родителей подготовительной группы ко Дню семьи.

Показать родителям и гостям успехи детей в художественном творчестве. Содействовать взаимодействию взрослых и детей. Доставить радость от совместной деятельности....