Консультация для родителей «Ум на кончиках пальцев»
консультация на тему

Материал раскрывает связь между развитием мелкой моторики рук и становлением детской речи, а также содержит игры для развитие мелкой моторики рук у ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_um_na_konchikah_paltsevdocx.docx64.27 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Ум на кончиках пальцев»

Подготовила педагог-психолог Медведева Е.В.

C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\l7uCcZ4GMdo.jpg

В настоящее время рядом исследователей доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. А сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН РФ установили, что развитие тонких движений пальцев рук положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга. Чем выше двигательная активность пальцев ребенка, тем лучше развивается его речь. Ученые, изучая деятельность детского мозга, отмечают большое стимулирующее значение двигательной функции руки.

Английский психолог Д.Селли и психиатр В.М.Бехтерев придавали очень большое значение «созидательной работе руки» для развития мышления и речи детей. Существует прямая взаимосвязь развития речи с уровнем развития общей и мелкой моторики. Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствовали ее развитию. Развитие функций речи и руки идет параллельно. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов: все последующее совершенствование речевых реакций в прямой зависимости от степени тренировки движения пальцев. В левой лобной области находится двигательная речевая зона, а в левой височной – сенсорная речевая зона.

Если ребенок проводит ритмичекие движения (сгибание и разгибание) пальцев правой руки, то в левом полушарии мозга у него возникает усиление согласованных электрических колебаний, именно, в лобной и височных зонах. Движение пальцев левой руки вызывает такую же активизацию в правом полушарии.

Эти исследования говорят о том, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.

В литературе имеется описание приемов для развития и совершенствования моторики пальцев рук у детей с нарушением речи, приведены разнообразные игры и упражнения, помогающие этому. Для достижения желаемого результата необходимо чтобы не только воспитатели и логопед играли в пальчиковые игры, а и родители каждый день по 5-10 минут проводили игры и массаж пальцев.

Проговаривание стихов одновременно с движениями обладает рядом преимуществ: речь как бы ритмизируется движениями, делается более громкой, четкой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие.

Пальчиковые игры выбираются такие, чтобы в них содержалось большое количество разнообразных пальчиковых движений, и они по смыслу сочетались бы с произносимыми стихами.

Рекомендации родителям:

  • Играйте с детьми в пальчиковые игры;
  • Приобретите кольца – массажеры для рук.

Постоянное использование пальчиковых игр позволяет:

  • Регулярно стимулировать действия речевых зон головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи.
  • Совершенствовать внимание и память, психические процессы, тесно связанные с речью.
  • Обеспечить будущим школьникам усвоение навыком письма

В восточной медицине существует убеждение , что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, указательного – положительно воздействует на желудок, среднего на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце.

Домашняя игротека

В семье для тренировки пальцев рук детям можно предложить следующие игры.

«Забей мяч в ворота»

Играющий сидит за столом, у него небольшой шарик. На другом конце стола – «ворота». Нужно прокатить мячик по столу так, чтобы он попал в ворота. Можно играть вдвоем, тогда взрослый и ребенок сидят по разные стороны стола, ворота находятся посередине.

«Поможем Золушке»

Необходимы две пустые коробочки и одна со смешанными гречкой и рисом, крупными и мелкими бусинками, картонными квадратиками и кружочками и пр. Работая, двумя руками, ребенок должен разделить «смесь» на две части.

«Разорви лист по линиям»

Лист бумаги произвольно расчерчивается на две части. Нужно разорвать его руками точно по линиям. Можно также нарисовать на бумаге фигуры и предметы.

«Шаловливый котенок»

Заранее разматывается клубок ниток. Малыш должен сначала правой, а затем левой рукой смотать клубок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Игры на кончиках пальцев"

В данной консультации освещаются теоретические вопросы значения мелкой моторики в развитии ребенка и даются практические традиционные и нетрадиционные способы ее развития....

Консультация для родителей "Ум на кончиках пальцев"

Речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук....

Консультация для родителей "Речь на кончиках пальцев"

Игры с предметами для развития мелкой моторики  и речи.У детей с различными речевыми нарушениями, поздним появлением активной речи (после 3 лет) наблюдаются особенности  в формировании мелко...

Консультация для родителей "Ум на кончиках пальцев"

Консультация для родителей"Ум на кончиках пальцев"  Цель: ознакомление родителей с ролью влияния движений пальцев рук ребенка, на развитие речи; Дорогие родители! У детей при ряде ...

Консультация для родителей: «Речь на кончиках пальцев»

Цель консультации: повышение уровня компетентности родителей в вопросах значения мелкой моторики рук в развитии речи детей дошкольного возраста.Значение развития мелкой моторики. Игры и упражнения для...