Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста
консультация на тему

Баннова Ольга Евгеньевна

Значение сенсорного развития в дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sensornoe_razvitie_detey_mladshego_doshkolnogo_vozrasta.docx226.55 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей.

«Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста».

«Как знакомить детей с сенсорными эталонами дома».

Сенсорное развитие ребенка это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов, таких как:

  • форма
  • цвет
  • величина
  • положение в пространстве
  • запах
  • вкус

 Значение сенсорного развития в дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.Развитие сенсорного восприятия необходимо для умственного развития ребенка. Знание сенсорных эталонов поможет ребенку в обучении в школе.

Вы сталкиваетесь с сенсорными эталонами везде и можете знакомить с ними детей без специально подготовленной среды.

Одеваясь и раздеваясь, обращайте внимание на цвет вашей одежды и одежды ребенка. Рассматривая одежду, называйте ее цвет, и учите находить такой же в других вариантах одежды и в других предметах. Одновременно вы будете расширять словарный запас ребенка. Пример: у меня красное платье, что еще красного цвета есть у нас дома, найди такой же цвет? Что красного цвета ты видишь на улице?

Знакомя детей с размером предметов, обращайте внимание на размер посуды в доме. У меня большая тарелка, а у тебя? А у кого больше. Какая у меня ладошка, а у тебя? А у папы? Одновременно вы учите ребенка согласовывать прилагательные с существительными: покажи, где у тебя большие машины? А где маленькие? Какие колеса у больших машин? А у маленьких. Добивайтесь от ребенка полных ответов. Этим вы не только развиваете у него сенсорное восприятие, но и развиваете его речь. Развиваете наблюдательность, внимание и память.

Выйдя на улицу, вы можете обратить внимание на большие и маленькие предметы, которые вы встречаете. На большие и маленькие камни, лужи, шаги. Навстречу вам идет собака. Какая она? Большая или маленькая? Кошка? Червячок? Бабочка?

Растения, которые вы видите на улице. Посмотри, какой большой куст и маленькие листики на нем. Какого цвета листики? Они зеленые, потому что лето, а осенью какие листья? Желтые, оранжевые, красные.

Вы сами не можете не заметить, что вас окружают предметы разной формы. Обращайте внимание ребенка на окружающие его предметы, называйте их форму и учите ребенка правильно определять ее. Тарелка и блюдце имеют форму круга. Что еще круглое есть: колеса у машины, пуговицы на платье, солнце в небе, воздушный шар, который вы купили ребенку. Рассматривая с ребенком предмет, учите определять его форму, цвет и размер. Эти машины у тебя большие, а эти маленькие, эти красные, а эти желтые. А какой формы книги? Коробка, в которой лежит новая игрушка? А какой формы дорожный знак? Одни знаки треугольные, а другие – квадратные. Кроме знакомства с формой предмета вы можете познакомить ребенка с дорожными знаками. Форма окон в доме? Прямоугольная.

Таким образом, постоянно общаясь с ребенком, вы способствуете накоплению его сенсорного опыта, словарного запаса и развитию всех психических процессов. А самое главное – вы общаетесь со своим ребенком, интересуетесь его проблемами и способствуете установлению доверительных отношений с ним.

развивающие игрушки из дерева магазин развивающих игрушек Детямru интернет магазин развивающих игр игрушек головоломок www.detjm

КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКАРАЗЛИЧАТЬ ЦВЕТА

Если ваш ребёнок не знает основные цвета, то необходимо приступить к целенаправленному их изучению.

Объявляем неделю (день) красного цвета. Утром надуваем красный шарик и закрепляем на видном месте. И все это время изучаем только один цвет.

В занятиях с ребёнком всегда хорошо использовать рисование. Это то, что всегда интересно ребёнку. Если ребёнок не может рисовать, рисуете сами вместе с ним.Предлагаем ребёнку: «Давай возьмём красный карандаш и нарисуем красный грибок (машину, домик)! Я рисую шляпку и ножку. Давай ты раскрасишь красным цветом шляпку, а я ножку. Каким цветом ты раскрашиваешь шляпку? Правильно красным! Какой у нас получился грибок? Смотри у него красная ножка и красная шляпка. Правильно он красный!». Затем вместе с ребёнком вешаем рисунок на видное место и «хвастаемся» папе, бабушке и т. д. какой замечательный красный грибок мы нарисовали.

Никогда не начинайте изучать новый цвет, пока ребёнок хорошо не усвоит предыдущий!

Изучение цвета всегда начинаем с красного, а затем знакомимся с желтым, зеленым, синим – это 4 основных цвета, которые ребёнок должен усвоить.  

Никогда не торопите ребенка во время занятий. Непременно подсказывайте ребенку, если он ошибается: « Нет, этот кубик не красный, а жёлтый, давай его положим в другую коробочку». Для начала используйте в игре один — два предмета каждого цвета и постепенно увеличивайте их количество.

 Большая часть представленных ниже игр может быть использована в развитии детей от 1,5 лет.

Игра «Бабочки на цветке»

Вырезаем из картона 4 больших цветка: красного, желтого, синего, зеленого цветов. И четыре бабочки того же цвета. Показываем ребёнку и говорим: «Вот синяя бабочка полетела и села на синий цветок, а жёлтая летела-летела и прилетела на жёлтый цветок и т.д.» Потом пусть ребенок сам сажает бабочек на цветки соответствующего цвета.

Игра «Маленький строитель»

Из цветного картона вырежьте 4 квадрата и 4 треугольника основных цветов. Сложите домики, при этом цвет деталей не должен совпадать и скажите: «Ой, строители перепутали крыши у домиков. Нужно сложить их правильно, по цвету». Меняйте вместе с ребёнком крыши на «правильные» и называйте цвет.

Игра «Цветная уборка»

Возьмите корзину для белья или большой таз и вместе с ребёнком пройдитесь по дому, собирая в неё предметы, игрушки одного цвета. Сообщайте ребёнку о ваших находках: «Вот смотри красный кубик он нам подходит, клади его в корзину. А вот папина красная футболка и т.д.»

Игра «Сортируем игрушки»

Рассыпаем на полу игрушки разных цветов: кубики, детали от крупных конструкторов и т. д. Берём поднос и вместе с ребёнком собираем на него игрушки определённого цвета. Можно устроить соревнование и взять поднос для себя и для ребёнка и кто больше соберёт деталей синего цвета, пока звонит будильник (поёт песенка и т. д.).

Игра «Что бывает зелёным?»

Вспомните вместе с ребёнком, что бывает зелёным (красным, синим, жёлтым) – огурец, трава, листья, яблоко и т. д.

Игра «Чудо — радуга»

Берём большой лист бумаги (лучше ватман) и рисуем на нем цветные дуги шириной несколько сантиметров, в зависимости от размера листа. Располагаем цвета соответственно спектру радуги. И на каждую дугу приклеиваем вместе с ребёнком предметы соответствующего цвета: комочки цветной бумаги, маленькие игрушки, бусины, цветные пёрышки, пробки от пластиковых бутылок, кусочки ткани, красивые камушки. Всю радугу сразу делать не обязательно, можно выкладывать цвета постепенно.

И у вас получится креативный коллаж, от которого ваш малыш будет в восторге!

КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКАРАЗЛИЧАТЬ ФОРМЫ ПРЕДМЕТОВ

Ребенок раннего возраста – это неугомонный исследователь, который все хочет знать, все понять, во всем разобраться. Он видит мир по-своему: с неописуемым восторгом и удивлением. Все вызывает у него интерес: вещи, люди, животные и растения, события и явления. Вокруг него так много нового и непознанного.

Для того чтобы у малыша формировались только правильные представления об окружающем мире, нужно создавать специальные психолого-педагогические условия. Но не надо быть великим психологом или педагогом.

Каждая мама способна создать эффективную для ребенка развивающую среду.

Вам понадобится немного желания и творчества. Когда малыш знакомится с окружающими его предметами, он, в первую очередь, запоминает их цвет, форму, величину, издаваемый звук и т.д. При этом он не может сам перенести знания об одном предмете на другой. Его нужно этому научить. Ведь развитие ребенка в первую очередь зависит от его окружения и людей способствующих этому.

Одной из основных качественных характеристик каждого предмета является форма.

Упражнение «Подбери формы»

Вам понадобится игрушка с прорезями разной формы и соответствующими вкладышами. Сейчас в магазинах таких дидактических игрушек много: это домики, мишки, собачки, кубики и т.д.Рассмотрим процесс обучения определения формы на примере игрушки «Домик».

При предъявлении игрушки покажите малышу свою радость при виде ее. Своим примером вы будете вызывать интерес у ребенка к этой игрушке.

После эмоционального предъявления игрушки обратите внимание малыша на окошки домика, которые имеют разную форму. Для этого обведите вместе с ним каждое отверстие указательным пальцем. Затем продемонстрируйте ребенку соответствующие окошкам вкладыши и обследуйте их: обведите указательным пальцем по контуру и ощупайте. После этого покажите малышу, как подбирать к отверстиям-окошкам подходящие по форме вкладыши и предложите ему совершить аналогичные действия. Если малыш затрудняется в выполнении представленного задания, окажите ему помощь в виде совместных действий.

Упражнение «Подбери крышечки к коробочкам»

На столе перед ребенком поставьте коробочки разной формы, закрытые крышечками: круглой и квадратной. На начальном этапе обучения ребенка используйте не более двух разных форм. При этом предметы должны отличаться только одним признаком – формой. По цвету и величине они должны быть одинаковыми.Только при создании таких условий ребенок сможет ориентироваться на выделение нужно признака.

В этих коробочках заранее спрячьте соответствующие геометрические формы: шар и кубик. На глазах у малыша откройте крышечки, достаньте из коробочек геометрические формы. Затем поменяйте все предметы местами и предложите малышу подобрать к коробочкам соответствующие крышечки, а также находящиеся в них ранее геометрические формы.Если малыш допускает ошибки в выполнении этого задания или вообще не включается в деятельность, окажите ему помощь.

Сначала возьмите одну коробочку. Обследуйте ее через обводящие движения указательным пальцем по контуру и называнием совершаемых вами действий и ее формы. Например, «Это коробочка круглая. Пальчик бежит по кругу, нигде не останавливается». После чего возьмите соответствующую геометрическую форму и аналогичным образом обследуйте ее. Затем такие же действия выполните и с крышечкой.

Как только малыш поймет, как нужно выполнять это задание, предложите ему коробочки другой формы, например, треугольной и квадратной или круглой и треугольной.

Дидактические игры по сенсорному воспитанию

детей младшего дошкольного возраста.

Дидактические игры на развитие тактильных ощущений:

«Чудесный мешочек», «Определи на ощупь»(на ощупь достать из мешочка предложенную фигуру,найти предметы, различающиеся по одному  признаку).

«Найди пару» (предлагается ребенку на ощупь найти пары одинаковых предметов).

Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы.

«Найди предмет указанной формы» (ребенку предлагается найти картинки с изображением предметов, по форме похожих на заданную форму).

«Из каких фигур состоит?» (нужно по рисунку определить,  из каких геометрических фигур состоит предмет и сколько их).

«Найди предмет такой же формы» (учить выделять форму в конкретных предметах окружающей обстановки).

«Какая фигура лишняя?" (определение лишней фигуры в ряду из четырех геометрических фигур, предложить объяснить принцип исключения).

Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.

«Сравни предметы по высоте» (низкий - высокий, ниже – выше).

«Самая длинная, самая короткая» (предложить разложить разноцветные  ленты по длине, от самой короткой до самой длинной).

«Разноцветные кружки» (предложить положить кружки (либо другую геометрическую фигуру) начиная от самого большого, так чтобы был виден цвет предыдущего кружка).

«Дальше – ближе» (предложить по рисунку определить положение предметов: какие нарисованы ближе, а какие – дальше).

Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета.

«Какого цвета не стало?»

«Собери  гирлянду» (предложить по памяти собрать гирлянду из   разноцветных кружков в соответствии с образцом).

«Разноцветные коробочки» (в синюю коробочку – предметы синего цвета, в жёлтую – жёлтого и т.д.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Развитие мелкой моторики и сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях»

Презентация была подготовлена в рамках мастер класса для родителей  «Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях», который помог им, с минимальным...

Влияние предметно - развивающей среды на сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста и детей с ОВЗ.

Доклад.Влияние предметно-пространственной среды на сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста и детей с ОВЗ.Дошкольное детство особый период становления органов и систем и прежде всего фун...

Программа дополнительного образования «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста» для детей 3-4 лет на 2022-2023 учебный год

Программа дополнительного образования «Сенсорное развитие детей  младшего дошкольного возраста» для детей 3-4 лет на 2022-2023 учебный год и аннотация к программе...

Картотека дидактических игр для сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста. Дидактические игры на развитие восприятия цвета

Одним из видов игровой деятельности выступает дидактическая игра, позволяющая приобщать детей к протекающей жизни понимаемыми ими формах умственной и активной игровой деятельности, моральных и эстетич...

Родительское собрание в форме мастер-класса «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях» (Первая младшая группа)

Родительское собрание в форме мастер-класса«Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях»(Первая младшая группа)...