Советы логопеда
консультация (средняя группа) на тему

Козлова Елена Анатольевна

Информация в родительский уголок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sovety_logopeda-ml._sredn.gr_.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА.

Разучите с детьми.

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ:

                                   

                                       «ПТИЧКИ»

Две синички прилетели,

(Машем кистями рук, изображая крылья.)

                                   На ладошки дружно сели,

(Показываем ладошки.)

                                    Стали семечки клевать

И тихонько напевать.

(Стучим указательными пальчиками по ладошкам.)

                                 Мы погладим нежно птичек

(Гладим ручки с обеих сторон.)

                                   И отпустим невеличек.

(Встряхиваем кистями рук и машем как крылышками.)

«УЛИТКА»

Улитка, улитка,

Высунь рожки!

(Указательным и средним пальчиками обеих рук изображаем рожки и шевелим ими.)

Дадим лепешки,

(Хлопаем в ладоши.)

Свиные ножки,

(Стучим кулачками по коленкам.)

Каши горшок,

(Стучим кулачками друг о дружку.)

Хлеба вершок.

(Шевелим пальчиками обеих рук.)

СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА

     Отчетливо произносить все звуки – невероятно сложная задача. Малыш постепенно тренирует свой язык, губы, легкие, голосовые связки. Ведь только языком (его кончиком, спинкой, боковыми краями, корнем) мы совершаем больше тридцати движений, которые дают различные акустические эффекты. Не так-то просто крохе справиться с такой задачей.

    До 3-4 лет в речи ребенка можно считать допустимыми (физиологическими) следующие неправильности, искажения в произнесении звуков:

  • Смягченность (ребенок говорит «масинька» вместо «машинка», «носька» вместо «ножка» и т.д.).
  • Отсутствие и замена шипящих звуков «Ш», «Щ», «Ч», «Ж» («косетька» вместо «Кошечка», «лосядка» вместо «лошадка» и т. д.).
  • Отсутствие звука «Р», его замена на звуки «Л», «Ль», «В», «Й» («каова» вместо «корова», «от» вместо «рот», «ЛАК» вместо «рак», «лямаска» вместо «ромашка», «йыба» вместо «рыба»).
  • Замены звуков «К» и «Г» на звуки «Т» и «Д» ( «тапля» вместо «капля», «дусь» вместо «гусь»).
  • Замены звонких звуков глухими («сайка» вместо «зайка» и т.п).
  • Смягчение произнесения звука «Л», его замена на «Й» («кальбаска» вместо «колбаска», «стуй» вместо «стул» и т.п.).
  • Пропуск трудных звуков при сочетании согласных («мачик» вместо «мальчик» и т.п.).
  • Сокращение длинных незнакомых слов («ампитура» вместо «температура» и т.п.).
  • Перестановка звуков или целых слогов («пыселос» вместо «пылесос» и т.п.).

Обычно перечисленные нарушения практически исчезают к 4-5 годам. Если этого не происходит, нужно обратиться к логопеду. Малыш должен освоить определенные движения речевого аппарата. И мы можем ему в этом помочь – как можно раньше начав делать с ребенком артикуляционную гимнастику, развивать речевое дыхание,

исправлять нарушения звукопроизношения.

                                   СОВЕТЫ  ЛОГОПЕДА

Артикуляционная гимнастика.

    Будьте настоящими артистами, проявите фантазию. Выбирайте время, когда ребенок в хорошем настроении. Лучше всего делать их перед зеркалом, хотя можно играть и во время прогулки, обеда (облизать губки, тарелочку, дотянуться до носа языком и т.д), в очередях в поликлинике, в автобусе, да и вообще где угодно.Много времени и сил для этого не нужно. Чем старше становится ребенок, тем сложнее упражнения. (Рекомендуемое число повторений 6-8 раз).

     Вот некоторые примеры.

  • Широко открыть рот (жарко), закрыть рот (холодно).
  • Надуть щеки, сдуть щеки, как будто шарик.
  • Облизать губки по кругу, дотянуться с силой язычком до носика, щек, подбородка (представьте, что вы испачкались в варенье).
  • Облизать тарелочку, как это делает киска.
  • Приоткрыть ротик, побарабанить язычком по верхним зубкам (словно барабанщик).
  • Перекатывать орешки: с закрытым ртом кончик языка поочередно с напряжением упирается в щеки, на щеках образуются твердые шарики-«орешки».
  • Поиграть в лошадку: поцокать языком, потом пофыркать (можете при этом играть с игрушечной лошадкой).
  • Сделать заборчик: улыбнуться с напряжением, обнажив зубы. Сделать чашечку: высунуть язык, придать ему форму чашечки.
  • Завернуть язык наверх, словно вы сворачиваете блинчик, прижать его верхними зубами.
  • Почистить зубки язычком (провести язычком по верхним, потом по нижним зубкам).
  • Поиграть в паровозик: погудите, «у-у» губы трубочкой (можете показывать при этом нарисованный или игрушечный паровозик).
  • Показать, как гудит пароход: приоткрыв рот, тянем звук «ы-ы-ы».
  • Покажите ребенку часы с маятником, пусть малыш изобразит как он работает, точно так же подвигайте языком: вправо-влево, в уголки рта.

Используя эти упражнения, можете сами придумать и разыграть сказку. Например: «Проснулся утром язычок, открыл окошко (открыть рот), посмотрел наверх – где же солнышко? (вытянуть язык вверх к носу, и т. п.    

СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА

Развиваем речевое дыхание.

   Во-первых, когда рассказываете ребенку сказки, стихи, например: упоминаете ветер, поучите ребенка дуть: дуйте ему в лицо, он начнет подражать вам. Потом вы можете и поиграть, предлагая ребенку дуть: дайте малышу маленький кусочек распушенной ватки, объясните, что это снежинка, она летает, куда дует ветер, дуть нужно ртом, округленными губами, плавно, а вдыхать через нос.

  Сделайте из бумаги бабочку или самолетик, прикрепите на ниточку, покажите ребенку, как они будут летать, если на нее подуть. Нужно добиваться того, чтобы выдох был как можно более долгим.

    Сделайте дерево: вырежьте из бумаги несколько полосок, приклейте к палочке или карандашу, «ветер» будет колыхать листву. Такие упражнения также развивают воображение.

    Подуйте вместе на кусочек бумажки или пламя свечи. Важно, чтобы выдох не был резким, иначе свеча потухнет, дуть нужно плавно и легко.

   Сделайте (или купите) вертушку или игрушечную мельницу, научите малыша дуть на крылья так, чтобы они вертелись.

   Вырежьте из бумаги птичек и поставьте у самого края стола. Командуйте: «птички полетели», дуйте вместе, только один раз. Выдох должен быть долгим, чтобы они улетели как можно дальше.

     Покажите ребенку, как дышит собачка, когда ей жарко: высунув язычок, шумно, быстро.

     Научите ребенка дуть на горячее, а также греть ручки: пусть вдыхает носом, а выдыхает ртом, согревая поднесенные к губам руки.

    Бывает так, что дети смешивают понятия вдох и выдох, а также вдох и выдох ртом и носом. Научите ребенка нюхать цветочек (нужно сделать утрированный вдох носом, а потом выдохнуть со звуком «а-а»). Сорвите отцветший одуванчик и дуйте на него так, чтобы слетели пушинки. Следите за тем, чтобы ребенок хорошо надувал щечки, не проглатывал и не выдыхал воздух.

    Ребенок может тренироваться с мыльными пузырями или водой. Пусть дует в трубочку (соломинку или макаронину). Опустив соломинку в воду, можно сделать «настоящую бурю».          Проявите фантазию!

СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА

Развиваем фонематический слух.

     Включайте ребенку музыку, привлекайте внимание к разным звукам в вашем доме и на улице («Слышишь, стучат: тук-тук!», «Это птицы поют!»), покупайте разные пищащие, гремящие, звучащие игрушки (неваляшку, музыкальную карусель, ксилофон и т.д.). Очень важно «переводить» звуки окружающего мира в речевые (кто-то чихнул – скажите «апчхи», звякнула посуда – скажите «дзынь»).

    Начните делать и специальные упражнения. Для ребенка, конечно это будет просто игра. Вы можете взять несколько звучащих предметов или музыкальных инструментов (бубен, дудочку, гармошку и т.д.).  Постучите по разным поверхностям, пусть услышит, какими разными получаются звуки.

     Пойте и читайте стихи ребенку. Применяйте «забавные звуки», имитируйте животных.  В первое время делайте акцент на ритм, интонацию.

      Когда слышите какой-то звук, спросите: «Что это?», потом поднесите ребенку и покажите, что это звучало.

     Также подойдут игры на разгадывание звуков. Например, покажите, как звучат разные предметы (музыкальные инструменты). Можно начать с двух, причем разных по звучанию (дудочка, барабан). Потом попросите ребенка отгадать, что звучало (пока он не видел). Постепенно усложняйте задание. Также можно «говорить» за разные игрушки-животных. Прошепчите ребенку на ушко «секрет», пусть он тоже что-то вам прошепчет. И все это в форме игры, тогда ребенок будет вам подражать.

    Маленькому ребенку не всегда легко владеть своим голосом. Поиграйте с ним, говоря то тише, то громче, контролируя темп. Этому ему тоже приходится учиться. Рассказывая сказки (например:

Про семеро козлят), изображайте волка с «грубым» голосом, а потом с «тонким», пусть попробует это повторить и сам ребенок. В других

Сказках пусть попробует озвучить мишку, барашка, комарика, используйте контрасты. Говорите с ребенком то тихо, то громко, с разной интонацией, при этом на ходу придумывайте сказки.

    Не огорчайтесь, если не все получится с первого раза. Будьте терпеливы, ласковы и спокойны. Не забывайте при этом почаще хвалить ребенка.   Вас ждет непременный успех!

СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА

РАЗВИВАЕМ  УМЕНИЕ РАЗЛИЧАТЬ ЗВУКИ.

  Читайте стихотворение (первые две строчки тихим голосом, ударяя пальчик о пальчик тихо, две последние строчки громким голосом, громко хлопая в ладоши):

                     Пальчик о пальчик тихо бьем.

                     Пальчик о пальчик тихо бьем.

                     А потом в ладоши громко бьем.

                     Хлопаем в ладоши: бом-бом-бом.

  Разучите стихотворение (произнесите первую строчку обычно, вторую тихо, третью обычно, четвертую шепотом:

                     Мышонку шепчет мышь:

                     «Ты что шуршишь, не спишь?»

                     Мышонок шепчет мыши:

                     «Шуршать я буду тише».

  Также подойдут такие задания: «Я буду произносить звуки, а ты хлопни в ладоши, когда услышишь звук  «М», Я буду называть слова, а ты хлопни в ладоши, когда услышишь слово со звуком «Р».

  Для детей 5-ти лет подойдет задание: «Замени первый звук в слове на «Р». Какое получилось слово? Лис-…ис,  лепка- …епка, диск- …иск и т.д.

  Можете сами выдумывать подобные игры. Попросите ребенка под тихий звук идти на носочках, под громкий – шагом, под очень громкий – бегом.  

  Завяжите ребенку глаза, звените колокольчиком, пусть пробует определить, откуда доноситься звук.

  Учите ребенка воспроизводить ритм. Например, ударьте в ладоши два раза, потом еще раз после паузы, добивайтесь, чтобы ребенок повторил за вами. Отхлопывайте вместе ритм и говорите двухсложные слова: ма-ма, па-па, ос0ень, ду-ет, силь-ный, мно-го и др. Потом трехсложные: вы-со-та, ле-бе-да, и т.д. Не забывайте  при этом хвалить ребенка !

СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА.

«ГОВОРИМ ПРАВИЛЬНО»

    Уважаемые родители обратите внимание на грамматическую правильность речи ребенка.

    Проверьте как малыш связывает слова между собой. Спросите, какая у него кукла. «Красивая», - ответит ребенок. «А еще какая? Большая или маленькая?» - « Маленькая», - горит он.

«А карандаш какой?» - «Красный, длинный». Закрепите правильное образование окончаний в игре:

  «Найди и исправь ошибку».  Произнося фразу неправильно, согласуйте существительное с глаголом, прилагательным или употребляйте неправильное окончание:

« Папа купила  игрушку»,  « Оля спел песню», «У Кати красивый шапка».  Ребенку надо найти ошибку. Спросите его: «Так можно говорить?». Ребенок должен  исправить фразу и произнести ее еще раз, но уже правильно.

      Несклоняемые имена существительные, например, кино, метро, эскимо и др., как правило, склоняются ребенком: «Мы были в кине».

Обязательно исправляйте ошибки. Иначе они закрепятся в речи и избавиться от них в дальнейшем будет очень трудно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы логопеда "7 советов логопеда"

7  советов, как можно помочь ребенку в развитии речи...

Консультация для родителей (советы логопеда) "11 Советов как заниматься с ребенком с 2-3 лет"

Часто родители сталкиваются с тем, что ребёнок не хочет заниматься.Как вызвать у малыша желание заниматься.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"16323785","attributes":{"alt":"","class":"...

Как заниматься с ребенком дома по заданию логопеда? Советы логопеда

В статье определена роль родителей в коррекционно-образовательном процессе, описаны виды работы для родителей по выполнению заданий учителя-логопеда. Даны советы родителям по закреплению умений и навы...

Советы логопеда: "Когда родителям нужно обращаться за помощью к логопеду"

Советы логопеда: Когда обращаться к логопеду?Младший возраст Обратите внимание на речь своего малыша! Речью ребенок овладевает постепенно, путем подражания произношению звуков и слов взрослых. Пр...

Советы логопеда. Зачем нужен логопед

В статье рассказывается о направлениях работы учителя-логопеда в процессе коррекции речи....

СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА! Взаимосвязь логопеда и семьи

Иногда умственно и психически нормально развивающиеся дети испытывают трудности в овладении речью. Чаще это бывает у ослабленных постоянными болезнями ребят. Такие дети, как правило, нуждаются в допол...

Советы логопеда "Когда нужно обращаться к логопеду: признаки нарушения речи".

Советы логопеда "Когда нужно обращаться к логопеду: признаки нарушения речи"....