Родительское собрание "Как воспитать толерантного ребенка?" Представление программы дополнительного образования «Дом, в котором живет Уважение»
методическая разработка на тему

Куприянская Тамара Петровна

Задача педагогов,  родителей, социума – ориентироваться на доминанту воспитания души ребенка, направленную на творение его психологического здоровья и эмоционального благополучия. Толерантность зарождается с любви к своей семье, своим близким. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. И только потом возникает любовь к своей нации, понимание своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, осознание себя как представителя своего народа, толерантного отношения (миролюбия, дружелюбия, терпимости) к представителям других национальностей – сверстникам, их родителям, соседям и другим людям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

Муниципальное образование Ямальский район

                  МБДОУ «Мыскаменский детский сад»____

Тема выступления на родительском собрании:

«Как воспитать толерантного ребенка?»

(Представление программы дополнительного образования «Дом, в котором живет Уважение»)

       I:\!!!2018 ЗАЩИТА\Приложения\Показатель 2\Приложение 2.2\Приложение Фото\Полотно Мира!.jpg

Автор:

Куприянская Тамара Петровна, воспитатель

с. Мыс Каменный

Цель: Формирование у родителей представления о важности воспитания толерантности у детей.

Задачи:

  • Познакомить родителей с понятием «толерантность», «интолерантность», «толерантный человек»;
  • Научить родителей простым приемам воспитания толерантности у детей и пробудить интерес к этому вопросу для дальнейшего изучения.

Слайд1

Уважаемые родители! Я рада приветствовать Вас. Спасибо, что, отложив все дела, Вы пришли на эту встречу. Меня зовут Тамара Петровна. Я работаю с детками 2 младшей и средней групп.

Моя программа по дополнительному образованию называется «Дом, в котором живет Уважение».  Нацелена она на формирование у детей навыков толерантных взаимоотношений.

Слайд2

Свое выступление мне хочется начать словами Б.  Шоу

«Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди».

Горит свеча, и язычок огня

Трепещет и манит, и радует меня,

И заставляет думать о пути,

Что нашим детям суждено пройти.

Добро и зло – вот две дороги разных

Одна поступков страшных, безобразных;

Другая – Света, Веры и Надежды.

Какую выбрать… Наш ребенок сам решит.

Но прежде…

Обдумать и понять должны мы с вами,

Каким путем идти хотим мы сами.

           Выпускник нашего детского сада, каким он должен быть, чтобы максимально быстро адаптироваться к тем условиям, в которые попадает после выхода из детского сада? Адаптация ребенка к новым условиям в школе и жизни в ней, возможна лишь при наличии сформировавшихся социальных умений и качеств личности. Одним из таких качеств является толерантность.

Толерантность, что же это за слово?  Какое определение ему можно подобрать? Толерантность часто называют терпимостью, но это не значит, что мы должны учить своего ребенка подставлять левую щеку, когда его ударили по правой. Толерантный человек – это человек, умеющий принять  другого, и уважаемый за это. Он умеет сочувствовать, стремится к миру и сотрудничеству, к позитивному диалогу. Толерантность – это умение принимать и понимать другого человека. Интолерантность – противоположное понятие. Интолерантные взрослые, а вслед за ними и дети, могут нетерпимо, пренебрежительно, агрессивно  относится к другим, непохожим на него, людям.

В старшем  дошкольном  возрасте ребенок начинает осознавать свою индивидуальность,  развивается осмысление себя. Самооценка ребенка, его оценочные суждения об окружающих постепенно становятся все более полными, появляется готовность разобраться в том, что думает и чувствует другой человек. Любознательность заставляет ребенка искать ответы на вопросы о происхождении мира, взаимосвязи явлений природы. К 5-7 годам появляется осознание своего социального «я» и возникновения на этой основе внутренней позиции. Ребенок постигает азбуку человеческого общения, поэтому именно в этом возрасте «необходимо уделить внимание развитию понимания себя и других людей, связывая его с нравственными и моральными ценностями человека, его духовной культурой.

Задача педагогов, Вас родителей, социума – ориентироваться на доминанту воспитания души ребенка, направленную на творение его психологического здоровья и эмоционального благополучия. Толерантность зарождается с любви к своей семье, своим близким. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. И только потом возникает любовь к своей нации, понимание своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, осознание себя как представителя своего народа, толерантного отношения (миролюбия, дружелюбия, терпимости) к представителям других национальностей – сверстникам, их родителям, соседям и другим людям.

Новизна и оригинальность данной программы «Дом, в котором живет Уважение» заключается в том, что она ориентирована на формирование толерантности как личностного качества у детей старшего дошкольного возраста на основе их группового взаимодействия. Именно в ходе деятельностного взаимодействия детей, осуществляемого во время дополнительных занятий, происходит естественное усвоение ими основ формирования навыков толерантных взаимоотношений как эффективной формы поведения в обществе, вырабатываются такие важные с точки зрения социализации ребёнка качества, как коммуникативность, психологическая зоркость, наблюдательность.

Условия проведения занятий: Занятия проводятся 2 раза в неделю. Количество участников группы: 6-8 детей.  Опыт общения с детьми показывает, что групповая работа более эффективна, когда группа состоит не более чем из 6-8 детей    тогда ребенок получает возможность быть главным действующим лицом, ощущать собственную значимость. При определенной нежесткой структурированности занятий каждый дошкольник  имеет возможность реализовать себя, показать определенный уровень умений, а воспитатель или сверстник может похвалить его за маленькие успехи.

После занятий проводится обсуждение: ребята делятся впечатлениями о том, как они себя чувствовали, объясняют свои поступки. В конце  каждого занятия подводится итог  результат групповой и собственной деятельности.

Слайд3

Ожидаемые результаты

Исходя из поставленных в программе цели и задач воспитательной деятельности, ожидаемыми результатами является формирование у дошкольников ряда знаний и умений, являющихся критериями толерантных взаимоотношений.

      К ним относятся:

  • интерес к самому себе;
  • управление самим собой;
  • самопризнание себя, как личности;
  • эмоциональная устойчивость;
  • уважение чужого мнения;
  • желание действовать и совершать           поступки

Слайд4

Основные черты личности

Толерантная личность

Интолерантная личность

уважение мнения других

непонимание

доброжелательность

игнорирование

желание что-нибудь делать            вместе

эгоизм

понимание и принятие

нетерпимость

чуткость, снисходительность

пренебрежение, раздражительность

               доверие

равнодушие

      любознательность

агрессивность

Слайд 5

Каждый человек выбирает свой стиль, свой путь общения.

Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, непринятием противоположных взглядов, традиций и обычаев.

Толерантный путь - это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.

Вывод. Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны и терпимы к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг,  это и будет проявление доброты, терпения и толерантности.

Слайд 6

        В каждом человеке светит солнышко. Солнце это частичка каждого из вас. Солнце это доброта и улыбка, радость. «Солнце во мне»  это самое лучшее во мне! Оно есть в каждом человеке, независимо злой он или добрый.

Единственная настоящая ошибка - не исправлять своих прошлых ошибок.

Слайд 7

Немецкий графический художник Хельмут Ленгер создал эту эмблему.

Толерантность – это милосердие;

Толерантность – это доброта души;

Толерантность – это уважение;

Толерантность – это дружба;

Толерантность – это терпение.

Как видим, толерантность – это не просто отдельно взятое качество, а результирующий фактор взаимосвязанных свойств личности. А потому, чтобы воспитать ребенка толерантным, необходимо учитывать то, что дети – зеркало наших с вами  отношений и характеров. Поэтому для начала необходимо самим относиться к ребенку толерантно.

Слайд 8

Толерантное отношение к ребенку

Во-первых, не обижать его.

Во-вторых, выслушивать его мнение и считаться с ним.

В-третьих, уметь прощать обиды и просить прощения у ребенка. Это самый сложный момент, но в то же время и самый важный, поскольку у детей обостренное чувство справедливости.

В-четвертых, уметь договариваться без ссор и разрушительных конфликтов.

В-пятых, нельзя унижать достоинство ребенка – игнорировать его, проявлять неуважение к его увлечениям и т.п.

В-шестых, не стоит заставлять ребенка с помощью силы делать то, что хочется вам.

Независимо от позиции ребенка, его мировоззрения, уважительное отношение к нему является необходимым принципом воспитательного процесса. При  формировании толерантности этот принцип приобретает двойную значимость. Уважая и принимая позицию и мнение ребенка, при необходимости корректируя их, мы показываем ему пример толерантного отношения к человеку с иным взглядом на мир.

Слайд 9

Если ребенка постоянно критиковать, он учится ненавидеть.

Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности.

Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.

Если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины.

Если ребенок растет в терпимости, он учится принимать других.

Если ребенка подбадривают, он учится верить в себя.

Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.

Если ребенок растет в безопасности, он учится верить в себя.

Если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

Если говорить о современном мире, то можно сказать, что он страшный, жестокий, разобщенный. В нашем мире страшно жить: страшно потерять сознание на улице, страшно идти вечером домой, страшно открывать дверь незнакомцу, страшно лететь на самолете. Но еще страшнее от мысли, что и наши дети, и наши внуки всю свою жизнь будут испытывать чувство недоверия и нетерпимости по отношению к окружающим. Поэтому в последнее время все чаще и чаще возникают разговоры о толерантном мире, т.е. мире без насилия и жестокости, мире, в котором самой главной ценностью является неповторимая и неприкосновенная человеческая личность. Но просто разбрасываться красивыми словами, конечно, недостаточно. Толерантность нужно воспитывать.

Советы родителям

При общении с детьми не употребляйте следующие выражения:

"я тысячу раз говорил тебе, что…";
"сколько раз надо повторять..."
"о чем ты только думаешь…"
"неужели тебе трудно запомнить, что…"
"ты такой же как…"
"отстань, мне некогда…"
"почему Сережа, Денис …такой. А ты – нет ..."

- при общении с детьми желательно употребление следующих выражений:
"ты у меня самый умный (красивый и т.д.)"
"как хорошо, что ты у меня есть"
" ты у меня молодец"
"я тебя очень люблю"
"как хорошо ты это сделал, научи меня"
"спасибо тебе, я тебе очень благодарна"

"если бы не ты, я бы никогда с этим не справился"

Слайд  10

ТЕСТ

 А теперь,  давайте посмотрим на себя разные ли мы?

Итак, перед вами пять фигур: круг, квадрат, треугольник, зигзаг, прямоугольник.

Посмотрите на них внимательно и выберите для себя ту фигуру, которая вам больше всего нравится, нарисуйте её у себя на листочках.

Не страшно, если  фигуры получатся не совсем, такими как у меня, ведь мы все разные, и рисунки наши тоже могут быть не похожи.

А теперь поднимите руку те, кто выбрал круг: доброжелательны и общительны, чувствительны и доверчивы;

Кто выбрал квадрат: организованные, настойчивые и твёрдые в решениях, трудолюбивы;

Кто выбрал треугольник:  лидеры, нетерпеливые и склонные к риску;

Кто выбрал зигзаг:  творческие натуры, мечтательны и непосредственны, изменчивы в настроении и поведении;

Кто выбрал прямоугольник, немного неуверенные в себе, в своём выборе, Могут быть хорошими друзьями.

Вот видите, какие мы все разные и живём все на одной планете.. и поэтому…

Слайд 11

- Не оценивайте людей… а что? как вы думаете?

А цените их!

Слайд 12

Дерево толерантности

Упражнение 4 «Дерево толерантности »

Творческая работа.

У нас в стране чаще всего в День толерантности (16 ноября) «выращивают» дерево толерантности.

Сейчас мы с вами вырастим традиционное дерево толерантности нашего детского сада. Пусть наше дерево распустит листочки и зазеленеет. Крону дерева составим из листочков с вашими высказываниями. Возьмите каждый по листочку и напишите на них, пожелания всем детям и сотрудникам нашего детского сада, детям всей Земли.

Напишите в своих пожеланиях что, по вашему мнению, надо сделать, чтобы наш детский сад, стал пространством толерантности. Затем листочки прикрепите  на дерево толерантности.

Воспитатели  читая надписи на листьях «ДЕРЕВА ТОЛЕРАНТНОСТИ», узнают о проблемах в своем детском саду и не забудут о «Дне толерантности ».

Слайд 13  (Звучит песня «Дети солнца»)

Слайд 14

Молитва о встрече

Я пришел в этот мир

не для того, чтобы оправдывать твои надежды,

не для того, чтобы отвечать твоим интересам,

не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.

И ты пришел в это мир

не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям,

не для того, чтобы отвечать моим интересам,

не для того, чтобы оправдывать мои надежды.

Потому что я - это я, а ты - это ты.

Но если мы встретились и поняли друг друга - то это прекрасно!

Хотелось бы, чтобы в вашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани. И чтобы ваш ребенок мог сказать:

Слайд 15

В моей семье:

– все терпимые и терпеливые;

– здоровые, добрые, любящие;

– уважающие, понимающие, поддерживающие друг друга;

– окружающие друг друга заботой;

– внимательные, отзывчивые, интересующиеся планами и

заботами друг друга;

– успешные, независимые, счастливые.

Релаксация

(звучит тихая спокойная музыка)

Давайте попробуем почувствовать друг друга… Возьмите за руки рядом сидящего, сядьте удобно, закройте глаза и… постарайтесь расслабиться,.. посчитайте мысленно до пяти.. Послушайте своё дыхание,.. а теперь прислушайтесь к звукам, доносящимся из зала.. и снова послушайте своё дыхание… теперь постарайтесь почувствовать свою правую руку, а в ней руку соседа справа… почувствуйте свою левую руку, а в ней руку соседа слева… представьте себе, что через руки бежит невидимый ручеёк, он очень тёплый и спокойный, это ручеёк дружбы и доверия, доброты и понимания, ручеёк поддержки и тепла… почувствуйте это… постарайтесь запомнить это ощущение надолго… а теперь мысленно мы считаем до пяти… и.. открываем глаза.. мы вернулись в наш светлый зал.

Помогло ли это упражнение почувствовать друг друга?

Свое выступление мне хочется закончить стихотворением  В. Берестова:

Однажды он ошибку совершил,

Напуганный, не знал, куда деваться,

И, дорожа спокойствием души,

Поклялся вообще не ошибаться.

Чтоб не споткнуться, он замедлил шаг,

Чтоб не забыться, спорить не решался,

А собственное мнение прятал так,

Что, собственно, без мнения остался.

Он никому на свете не мешал.

Его встречали вежливой улыбкой.

Ошибок он уже не совершал.

Вся жизнь его теперь была ошибкой.

«Проявляя толерантность, вы ничего не теряете, напротив, внутренне вы

 становитесь сильнее».

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет

      Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...

Адаптированная дополнительная программа «Дом, в котором живет Уважение» по воспитанию у дошкольников навыков толерантных взаимоотношений

     Готовность ребенка к социальной жизни определяется сегодня не только уровнем его знаний о мире, владением новыми технологиями, но и личностными качествами: терпимостью, сост...

Отчет по формированию навыков толерантных взаимоотношений у дошкольников через адаптированную дополнительную программу Дом, в котором живет Уважение!

Умение принимать и любить себя, в то же время уважать действия и точку зрения другого, умение увидеть в себе и другом уникальную и самоценную личность – основа, на которой формируется благополуч...

Рабочая программа педагога дополнительного образования по реализации программы дополнительного образования МБДОУ "ЦРР - детский сад №54"

Ребёнок - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний!...

Программа дополнительного образования «Моя Родина, тот уголок, ближе которого нет». 2024 Конкурс " За нравственный подвиг учителя"

Дополнительная программа «Моя Родина, тот уголок, ближе которого нет» рассчитана на детей от 3 до 4 лет и способствует познавательному, речевому, художественно-эстетическому, физическому, ...