Консультации для родителей
материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Консультации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsii_dlya_roditeley.docx40.34 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация музыкального руководителя 

«Фольклорные праздники –
средство  приобщения детей
к народной культуре и традициям»

     Мы родились и живем во время больших перемен, когда над человечеством нависла угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров: рушатся традиции, забываются обычаи, рвутся нити, связывающие старшее и младшее поколения. Сейчас очень актуальна проблема воспитания детей на основе русской национальной культуры, на собрании национальных достижений.
   «Без памяти нет традиций, без традиций нет культуры, без культуры - нет воспитания, без воспитания - нет духовности, без духовности нет личности, без личности - нет народа как исторической личности». Одной из основных задач духовно-нравственного воспитания дошкольников является формирование у детей общего представления о культуре русского народа, ее богатстве и разнообразии, красоте и благородстве. Народная культура - кладезь мудрости и опыта, предмет нашей национальной гордости. Именно поэтому, в дошкольном детстве необходимо научить ребенка чувствовать и любить родную землю, родную природу, свой народ, ценить духовное богатство, ум, талант и мудрость народную. Воспитать чувство национального патриотизма, гордости за свою страну.
    Традиция охватывает объекты социального наследия: материальные и духовные ценности, процесс социального наследования, его способы. В качестве традиции выступают определенные общественные установки, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды, праздники и т. д. Народные традиции, передаваемые из поколения в поколения, создают в себе разнообразные средства и формы воспитания.
     Слово «традиция»- означает исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения.
К средствам приобщения дошкольников к этнической культуре и традициям относятся народное творчество, декоративно-прикладное искусство, в том числе различные жанры устного народного творчества.
     К традициям относятся праздники, обряды, обычаи, игры. Национальные праздники способствуют выработке мировоззрения, предполагающего как усвоения опыта старших поколений, так и превращение его в руководство практической деятельностью. Каждый праздник сопровождался обрядами и песнями. Через обряды передавался значительный объем знаний. Большою любовью в народе пользовались следующие праздники: Пасха, Рождество, Новый год, Масленица. У детей не было каких-то особых детских праздников, но они чувствовали общую праздничную атмосферу и веселились вместе со всеми.
    Детей необходимо знакомить с народным календарем. Он собрал в себя природный круг всех циклов жизнедеятельности человека на земле, вобрав в себя все краски народной жизни, праздники, народные ремесла – помогает нам построить свою работу с детьми по естественному циклу, например: осень – сбор урожая, осенние праздники, народное гулянье, за ней зима: Святки, Рождество, Новый год – зимние праздники и обряды, Масленица – проводы зимы и лето – с хороводами и песнями вокруг зеленой березки. Природа не умирает, а совершает обычный круг жизни.
    Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра. Народные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, устои, представление о чести, смелости, мужестве, желание быть сильными, ловкими, выносливыми, быстрыми, красиво двигаться, отличаться смекалкой, находчивостью, волей и стремлением к победе. Игра была естественным спутником жизни ребенка, источником радостных эмоций, обладающим великой воспитательной силой.
В детских играх сохранились отголоски древней старины, реалии ушедшего быта. В народных играх сохранился колорит обычаев, оригинальность самовыражения народа, своеобразие языка, формы и содержание разговорных текстов. Игра - удивительно разнообразная и богатая сфера деятельности детей. «Пока молоды, резвитесь, играйте, смейтесь, чтобы не сожалеть позднее! »
    Одним из средств передачи традиции являются песни, сопровождающая человека всю его жизнь – от рождения до смерти – в труде, на празднике в быту. Поэтому народные песни можно классифицировать по возрастному признаку: колыбельные, детские, молодежные и т. д., по признаку содержания: обрядовые, лирические, героические, эпические, сатирические и т. д., по признаку принадлежности к различным видам деятельности: хороводные, песни, помогающие в труде, игровые песни, и песенки, ритуальные песнопения и т. д.
     Воспитательное значение народных игр и песен трудно переоценить, вот почему педагог должен уметь использовать их в учебно-воспитательном процессе.
     Сказки всегда были самым эффективным способом общения с детьми. Они формировались на протяжении веков, впитали в себя культуру народа, в них отражены нравственные принципы и общечеловеческие ценности. Мир в сказках показан многогранным и противоречивым, но в них всегда говорится о том, что есть выход из самой трудной, казалось бы, не разрешимой ситуации. Многие народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение. Слушая сказочные истории, дети связывают их со своей жизнью, стремятся воспользоваться примером положительных героев для борьбы со своими страхами, черпают в них надежду. Разыгрывание и инсценирование народных сказок помогает детям примерить на себя как положительные, так и отрицательные роли. Сказки дают ребенку поддержку, которая будет нужна ему на всем жизненном пути.
     Дети и сказка - неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа, должно обязательно  включаться в праздники и развлечения ДОУ и входить в курс образования и воспитания каждого ребенка.
     Большое значение необходимо придать русским пословицам, поговоркам, загадкам, потешкам и прибауткам. Они «живут» веками на страницах книг и «от мала до велика» в них величие и мудрость. Народ вложил в содержание пословиц все свои чувства. Они, как и люди их создавшие, веселятся, грустят и плачут и предостерегают, являются камертоном внутренней искренности. Ни в одном другом жанре фольклора жизнь отражена так широко и многогранно, как в пословицах и поговорках. Они пронизаны чувством глубочайшей любви и преданности Родине. В пословицах много материала практического характера: житейские советы, пожелания в труде, приветы, осуждения.
      Традиции как бы организуют связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народа. Преемственность старших и младших основывается именно на традициях. Чем многообразнее традиции, тем духовно богаче народ. Традиции, как элемент общественной жизни, имеют свою специфику. В образовании народных традиций важное место занимают обычаи, исполнение которых было обязательно «Свой обычай в чужой дом не вноси», «Не сошлись обычаями, не бывать дружбе», «Обычай крепче закона». Эти пословицы наглядно показывают, как уважительно и почтенно относились к обычаям и традициям наши предки, какое огромное воспитательное значение имели они у разных народов. Раскрывая роль традиций в воспитании подрастающего поколения, мы берем в качестве отправной точки народную мудрость: «Без большого корня древа не бывает».
      В образовании традиций входят и обряды. Обряды, традиции, обычаи сопутствовали каждому шагу человека от рождения до смерти, организуя его трудовую, социальную и личную жизнь. Обязательные для всего общества, они духовно сплачивали народ.
      С древнейших времен в обряд входило одаривание. «Любишь подарки - люби и отдарки», напоминает пословица. У древних считалось, что подарок обладает магической силой. Вещь, подаренная от чистого сердца, приносит удачу.
     Обязательно дарение подарков на Рождество. Чаще всего это символические подарки - фигурки из теста, их полагается тут же съесть на счастье. Поскольку этот праздник тихий, домашний, где за столом собираются только члены семьи и самые близкие, то можно подарить и немудреные самоделки - вышивку, плетение, рисунки.
    Традиция жива, пока ее чтут, берегут. И даже пение народных песен для одних детей будет просто концертом, а для других, прикоснувшихся к культуре своих предков - естественной частичкой бытия.
    Таким образом, народные традиции народов включали в себя укорененные в национальном сознании идеи, свойственные ему переживания, передавая накопленную веками народную мудрость. Песни, игры, загадки объединялись в праздниках.
    Много нас живет на родной земле. И все мы такие разные. Много разных народов на земле и в нашей стране. У каждого свои обычаи, песни, сказки, предания. И очень важно ценить и понимать других людей.

                                                                                            Консультация музыкального руководителя
                            Музыка в жизни вашего ребенка
Музыка является одним из средств художественного, нравственного и эстетического воспитания детей. Сила музыкального воздействия на человека неоспорима.
Воспринимая музыку, ребёнок глубже чувствует и осознаёт окружающий его мир. Музыка вносит в жизнь ребёнка радостные переживания, развивает фантазию, творческие способности. Дети слушают музыку, двигаясь под неё, пляшут, играют, поют, подпевают.
Какова же роль родителей в музыкальном воспитании ребёнка?
Вы должны привлекать ребёнка к слушанию музыки. Начинать можно с маленьких игр-попевок. Мелодии у них спокойные или плясовые, которые доступны неподготовленным в музыкальном отношении детям. Исполнять их можно во время умывания, одевания, бодрствования, кормления, прогулок. Можно пользоваться пособием «Поём, играем, танцуем дома и в саду» М. А. Михайловой и Е. В. Горбиной.
Чтобы воспитать интерес у ребёнка к музыке с ним нужно заниматься с самого раннего возраста. Как можно больше петь ребёнку, привлекая внимание к музыке, к подпеванию песен, движению под музыку. Ваш ребёнок уже способен узнать песню по мелодии. Мы с вами должны развивать музыкальную память, обращать внимание на композиторов, давать простейшие сведения о них. Помните, что при исполнении детьми взрослых песен они перенапрягают голосовые связки, а это плохо сказывается на развитие певческих навыков.
Слушая с ними песню или инструментальную музыку, обратите внимание на содержание, выразительные средства музыки, характер. Если ребёнок пляшет, обратите внимание на ритмичность движений, выразительность, красоту. Хорошие результаты приносит знакомство детей с различными музыкальными инструментами, прослушивание знакомых мелодий на этих инструментах. Обязательно прослушивайте с детьми музыкальные сказки, песни, предварительно рассказав об их содержании.
Эти приёмы не сложны и вполне доступны: результат скажется в том, что ваш ребёнок полюбит музыку и станет она для него необходимостью. Пусть дети не станут музыкантами-профессионалами, но зато обогатится их духовный мир.
Музыка, помимо своего эстетического значения, способна оказать благотворное влияние на здоровье ребёнка. На это в своё время указывал профессор В. М. Бехтерев. И он же предупреждал о том, что нельзя безнаказанно терзать детский слух различными побрякушками и несвойственными детскому возрасту резкими звуковыми эффектами.
Органу слуха необходима тренировка: способность правильно улавливать звуки, понимать их гармонию, которая приходит не сама собой – она воспитывается. Такой тренировке и воспитанию могут немало способствовать музыкальные игрушки.
В возрасте от года до трёх лет детям полезны поющий волчок или органчик, механически воспроизводящие звуки – несложные музыкальные мелодии. Другие музыкальные игрушки в руках таких малышей, ещё не обладающих ни развитым музыкальным слухом, ни необходимыми навыками, обычно превращаются лишь в источник шума. А шум утомителен и вреден не только взрослым, но и самим детям.
Ребёнок 4-5 лет способен самостоятельно извлекать певучие созвучия и простейшие мелодии из детских музыкальных инструментов: труб, металлофонов, роялей  и т.д. Но мало дать ему такую игрушку, надо терпеливо, не раз и не два показать, как ею пользоваться, проследить, усвоил ли он ваши уроки.
Установлено, что из всех компонентов музыки, ребёнок раннего возраста улавливает главным образом ритм. И это не случайно. Ведь чувство ритма имеет глубокие биологические корни. Ритмично большинство функций
человеческого организма: биение сердца, дыхание, ходьба. Ритм их меняется в зависимости от физического и психического состояния.
Есть наблюдения, позволяющие предположить, что в первые месяцы жизни, когда ребёнок особенно тесно связан с матерью, по ритму её дыхания и сердца улавливает её настроение.
Став старше, дети реагируют на мелодию, а позднее на тембровое звучание различных музыкальных инструментов. Музыка не только создаёт настроение, она воздействует на работу мышц и внутренних органов. Вот почему физкультурой приятнее и легче всего заниматься под музыку.
Будет очень хорошо, если вы привьёте ребёнку любовь к пению. А для этого необходим пример взрослого. Пойте вместе с ним. Это будут очень приятные минуты, усиливающие доверие, понимание и дружбу между вами. Музыка, игры и пляски вызывают у ребёнка желание петь. Сперва он начинает подпевать «ля-ля-ля» или «траля-ля». Потом запоминает и воспроизводит несложные куплеты и наконец, в возрасте 2-3 лет – простые песенки.
Ребёнку нужно помочь увидеть и понять прекрасное. Взрослые должны научить его видеть красоту в природе, в труде, в искусстве. Должны научить радоваться и  волноваться, слыша трель соловья, журчанье ручья, видя, как человек создаёт прекрасное своими руками, своим трудом, преображая природу и быт народа. Должны научить не оставаться равнодушным к живой природе, к хорошей картине, памятнику архитектуры, к народной песне, к музыке. Воспринимая музыку, ребёнок глубже чувствует и осознаёт окружающее. Она будит его мысли и чувства, развивает творческую фантазию, формирует художественный вкус. Но музыка действенное средство тогда, когда она осознанно воспринимается ребёнком, когда он осмысливает преданные в ней чувства, настроения.
Семья должна помочь детям полюбить и понять хорошую музыку. Это воспитывает ребёнка нравственно, развивает у него хороший вкус. Ребёнок, умеющий видеть прекрасное, никогда не совершит плохого поступка.
Уже с младенческих лет ребёнка нужно приобщать к музыкальной культуре. К сожаленью, многие родители считают, что забота о музыкальном воспитании правомерна по отношению  одарённых детей, проявляющих самостоятельное влечение к музыке, а если ребёнок не испытывает интереса к ней, то и приобщать его к музыке совсем не обязательно.
Каждому родителю следует помнить, что детей невосприимчивых к музыке нет. Каждый нормальный здоровый ребёнок всегда эмоционально реагирует на неё. К тому же, главным является не само по себе обучение музыке, а воздействие музыкой на общее развитие и духовный мир ребёнка. Если даже ваш ребёнок посещает детский сад, вы не должны оставаться  в стороне от музыкального воспитания, нельзя лишать его возможности петь, плясать, слушать музыку дома. Приглядитесь, какое отношение к музыке проявляет ваш ребёнок. Если он равнодушен – это плохо! Значит, музыка не стала его потребностью. И вина семьи и педагогов здесь неоспорима. Ведь именно семья – главный помощник детскому саду в приобщении детей к музыкальной культуре. В семье наиболее доступным средством приобщения детей к музыкальному искусству является слушание музыки. Оно вызывает у ребёнка эмоциональную отзывчивость, вырабатывает художественный вкус, способствует формированию эстетических идеалов, помогает ребёнку понимать прекрасное в жизни.
Д. Кабалевский в одном из своих докладов приводил такой пример: «Как-то приведя к учительнице музыки свою семилетнюю дочь, её мать спросила: «Стоит ли учить девочку музыке? Есть ли у неё для этого достаточно способностей?» Вместо ответа учительница задала свой вопрос: «А вы не спрашивали у преподавателя физики, истории – есть ли у вашей дочери способности к физике, истории? Ведь вас не удивляет то, что она будет изучать эти предметы, хотя возможно она не станет ни историком, ни физиком. Почему же музыкой, этим чудесным предметом, созданием человеческого гения, без которого не может прожить свою жизнь ни физик, ни историк, должны заниматься только избранные, особо одарённые дети?!»
Музыка развивает, воспитывает, она заставляет нас смотреть на мир другими глазами. Делает нас чище, духовно богаче, культурнее, интеллигентнее.
В наше время в  магазинах можно найти много интересной литературы по музыкальному воспитанию детей, аудиозаписей с различными сказками, детскими песнями, а также дисков с музыкальными фильмами. Всё это помогает значительно расширить кругозор и воспитывать здоровый, требовательный, художественный вкус. А он необходим, чтобы сделать достоянием ребёнка подлинные сокровища музыкального искусства и оградить его от того, что могло бы развратить его и исказить представления о прекрасном.

Условия для музыкального развития ребенка в семье

Во всем мире признано, что лучшие условия для развития и воспитания ребенка раннего возраста, в том числе и музыкального, создаются в семье. Большинство детей до 3 лет не посещают дошкольные учреждения. Поэтому родители, взяв на себя ответственную роль педагога, должны помнить, что этот период чрезвычайно важен для последующего развития ребенка. Именно в этом возрасте закладываются те основы, которые позволяют успешно развить у детей музыкальные способности, приобщить их к музыке, сформировать у них положительное к ней отношение. Родители должны знать методы и приемы, формы организации музыкального воспитания в семье, понимать значение музыкального воспитания, повышать свой собственный культурный уровень. Музыкальное воспитание и развитие ребенка в семье зависит от тех предпосылок и условий, которые определяются врожденными музыкальными задатками и образом жизни семьи, ее традициями, отношением к музыке и музыкальной деятельности, общей культурой.
Как известно, все семьи имеют разный уровень музыкальной культуры. В одних с уважением относятся к народной и классической музыке, профессии музыканта, часто посещают концерты, музыкальные спектакли, в доме звучит музыка, которую взрослые слушают вместе с ребенком . Родители, понимая, какую радость и духовное удовлетворение приносит детям музыка, стараются дать им музыкальное образование, развить их способности.
В некоторых семьях мало обеспокоены музыкальным воспитанием детей, даже с очень хорошими задатками, так как родители не видят в этом практической пользы. К музыке у них отношение лишь как к средству развлечения. В таких семьях ребенок слышит в основном современную «легкую» музыку, потому что к «серьезной» музыке его родители безразличны.
Вместе с тем в семье имеются все возможности для применения различных видов музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально - образовательная деятельность). В семье, серьезно занимающейся музыкальным воспитанием, ребенок постоянно находится в музыкальной среде, он с первых дней жизни получает разнообразные и ценные впечатления, на основе которых развиваются музыкальные способности, формируется музыкальная культура. Дома ребенок может слушать музыку по своему желанию в профессиональном исполнении и качественном звучании (грамзапись, магнитофонная запись).

Среди видов исполнительства наиболее доступны пение и игра на музыкальных инструментах. Ребенок без специальных занятий способен усвоить песни, которые он слышит. Игра на фортепиано требует профессионального обучения. Во многих семьях есть музыкальные инструменты - игрушки (металлофон, ксилофон, арфа, дудочка). Родители могут обучать детей игре на этих инструментах, если сами умеют подбирать мелодию по слyxy. Иначе дети будут видеть В этих инструментах лишь игрушки, предназначенные только для забавы.
Реже всего в семьях занимаются с детьми музыкальным творчеством, за исключением семей профессиональных музыкантов. Однако способные дети могут творить спонтанно, «сочинять» музыку во время игр - напевать марш, ритмично стуча солдатиками и изображая, что они маршируют; петь колыбельную, убаюкивая куклу; импровизировать мелодии на фортепиано, детских музыкальных инструментах. Музыкально- образовательной деятельностью в семье занимаются в основном дети, которые обучаются игре на музыкальном инструменте. Большинство же дошкольников получают музыкальные знания стихийно, без какой - либо системы.
Таким образом, в семье дети получают реальное музыкальное воспитание. Если ребенок посещает детский сад, то «двойное» музыкальное образование позволяет успешнее развивать его музыкальные способности, формировать основы музыкальной культуры.
Педагог в своей работе должен учитывать специфику каждой семьи, ориентироваться на различные условия, в которых воспитываются дети, на их домашнее музыкальное окружение.

Использование музыки в изобразительной деятельности детей.

Использование музыки в изобразительной деятельности детей оказывает существенное влияние на качество их рисунка, созданию музыкального образа. Взаимосвязь разных видов искусств (музыка, живопись, литература) обогащает эстетическое впечатление детей, влияет на развитие речевой культуры в целом. Умение связно, образно составлять рассказ по картинке, способствует пополнению словарного запаса слов. Наша задача: научить ребёнка понимать и любить произведения живописи, литературы, музыки. Видеть, слышать красоту, сравнивать с реальной действительностью. Формировать нравственное сознание, активировать слуховую восприимчивость. Искусство воздействует на наш разум, психику интеллект и чувства, учит переживать, будит у детей их воображение. Музыка созвучна настроению картины, слушая её, происходит воздействие на зрительные и слуховые анализаторы. Воспринимая музыку, помогать ребёнку, услышать её, как звучащую картину. У каждого настроения свой цвет, нужно активизировать слуховую восприимчивость ребёнка, попросить прислушаться к музыкальной композиции и понять какое настроение оно навевает. Если в песне есть сюжет, остаётся подобрать цветовую гамму. Если у музыки нет слов, можно придумать свои слова, которые рождает музыка. У каждого художника свой внутренний мир, и каждый на него смотрит по-разному. Одна и та же песня может вызвать разные чувства. Мы педагоги пытаемся, занятие сделать как средство художественного развития, привлекая изобразительное искусство, художественное слово, которые помогают понять образы, услышать, как об этом писали поэты, писатели. Главная цель: Научить детей понимать музыку, живопись, литературу, как единое целое, называющееся искусством.

   

      Внешний вид детей на музыкальных занятиях. 

В детском саду музыкальные занятия проводится два раза в неделю в каждой возрастной группе. В эти дни дети приходят в музыкальный зал, где всё приготовлено для успешного проведения музыкального занятия. Для того чтобы ребёнок мог свободно двигаться во время исполнения упражнений, плясок необходима соответствующая обувь. Прежде всего, она должна быть фиксированная. Например, чешки или балетки. И совсем недопустимо, чтобы ребёнок был в комнатных тапочках, «сланцах» или просто в «шлёпках». Чешки - это СПЕЦИАЛЬНАЯ обувь, на время музыкальных и физкультурных занятий. Ребенку необходимо правильное формирование стопы, для этого и носят обувь с четко фиксированной подошвой, дети встают на носочки, выполняют различные музыкально-ритмические движения, им нужна гибкая стопа, поэтому детей переодевают в чешки. Это предусмотрено медициной. В дальнейших режимных моментах, помимо занятий музыкой и физкультурой, чешки дети не одевают. На музыкальных занятиях мы приучаем детей, видеть красивое, пробуждаем интерес к окружающему миру и его красоте. Очень важно, чтобы девочки были одеты в юбки, потому, что иначе им просто не удастся поставить руки на юбку во время танцев. Это приведёт к тому, что у них появится привычка держать руки в воздухе, даже когда они будут в юбке или платье на празднике. Мальчики перед началом занятия обязательно должны хорошо заправить рубашки в шорты, чтобы выглядеть эстетично и во время танца видеть свои коленки, и ступни ног. Мы очень просим Вас, дорогие родители, одевайте детей по сезону. Следите за аккуратностью их внешнего вида детей. Утренники Утренник в детском саду - это не только праздник, но и испытание для ребенка. Помощь родителей здесь необходима. На самом деле утренник - это не только праздник для детей, это и умений детей и одновременно отчет о проделанной работе воспитателей и музыкального руководителя. Утренник - важное событие в жизни ребенка. Именно там он узнает, как сочетать собственные удовольствия с выполнением обязательств. Именно там он научится совместной творческой деятельности. Там же получит представление о том, что такое сценарии и правила. И возможно, впервые проявит свои интересы и способности. Глубоко ошибочно мнение тех родителей, которые считают, что можно не водить ребенка на музыкальные занятия, а привести только на утренник, ничего кроме неприятностей (для ребенка из-за незнания материала), неумения выполнить простейшие танцевальные движения, незнания слов песен, неумения правильно и вовремя перестроиться, не получиться. Ребенок, расстраивается, путается, нервничает, зачастую плачет, мешает остальным детям, которые старательно учили стихи, песни, танцы в продолжение долгого времени. Как правило, к утреннику детей готовят постепенно, сначала разучивая слова и мелодии песен, движения танцев, а за тем идет знакомство со стихами и сказками, герои которых будут «приходить » на праздник. Разучивание материала на утренник, продолжается около двух месяцев. Дети постепенно разучивают весь нужный материал на музыкальных занятиях, а затем в свободное от других не менее важных занятий (таких как: математика, развитие речи, лепка, рисование, конструирование, труд и др.) закрепляют с воспитателями пройденный на занятии материал, учатся правильно и выразительно произносить слова стихотворений и отрывки из сказок, закрепляют исполнение отдельных танцевальных движений. Благодаря совместному и ежедневному труду музыкального руководителя и воспитателей, вы, родители, имеете возможность увидеть развитие вокальных, актерских, танцевальных данных у своих детей. Но без помощи родителей праздника не будет. Совет по оформлению костюма можно получить у музыкального руководителя или у воспитателя группы. Обязательно на ногах у детей должны быть «чешки», туфли не годятся для исполнения танцев. Внешний вид детей на утренниках Детский костюм должен быть эстетичным и комфортным. Избегайте тугих застежек, Платье у девочек должно быть удобным, не допустимы кольца и обручи, т.к. девочкам не удобно сидеть на стуле. Если возникают вопросы, не стесняетесь подойти и спросить о том, что вас интересует. Помните, дети не просто приходят посидеть на утреннике, они будут танцевать, прыгать, бегать и именно, поэтому должны чувствовать себя комфортно.

АНСАМБЛЬ

Если вы услышите несколько музыкантов, которые играют совместно, то знайте – это ансамбль. В переводе с французского языка означает «Вместе». - Самые маленькие ансамбли называются камерными, т.е. комнатные («камера» по- итальянски «комната»). Все камерные ансамбли имеют одну особенность – каждый участник владеет своим голосом. Камерные ансамбли в два человека составляют дуэт, в 3 – трио, в 4 – квартет, 5 – квинтет, 6 – сексет, 7 – септет, 8 – октет. Все эти наименования происходят от латинских названий чисел.  В ансамбль может входить и большая группа музыкантов. Таков, например, всемирно известный ансамбль скрипачей Большого театра. Знаменитый коллектив «Берёзка» тоже называется ансамблем.

ОРКЕСТР

Оркестр — большой коллектив музыкантов-инструменталистов. В отличие от камерных ансамблей, в оркестре некоторые из его музыкантов образуют группы, играющие в унисон. Слово «оркестр» («орхестра») происходит от названия круглой площадки перед сценой в древнегреческом театре, где размещался древнегреческий хор, участник любой трагедии или комедии. В эпоху Возрождения и далее в XVII веке орхестра трансформировалась в оркестровую яму и, соответственно, дала название помещающемуся в ней коллективу музыкантов.  Симфоническим называется оркестр, составленный из нескольких разнородных групп инструментов — семейства струнных, духовых и ударных. Принцип такого объединения сложился в Европе в XVIII веке. Первоначально в симфонический оркестр входили группы смычковых инструментов, деревянных и медных духовых инструментов, к которым примыкали немногочисленные ударные музыкальные инструменты. Впоследствии состав каждой из этих групп расширялся и разнообразился. В настоящее время среди ряда разновидностей симфонических оркестров принято различать малый и большой симфонический оркестр. - Малый симфонический оркестр — это оркестр преимущественно классического состава (играющий музыку конца 18 — начала XIX века, или современные стилизации). В его составе 2 флейты (редко малая флейта), 2 гобоя, 2 кларнета, 2 фагота, 2 (редко 4) валторны, иногда 2 трубы и литавры, струнная группа не более 20 инструментов (5 первых и 4 вторых скрипок, 4 альта, 3 виолончели, 2 контрабаса).  Большой симфонический оркестр включает в медную группу обязательные тромбоны и может иметь любой состав.

 Источник: http://mobwiki.ru Литература: Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. – Я.: Академия развития, 1997.

БАЛЕТ. Слово балет происходит от итальянского «балло», что означает «танец», «пляска». История балета начинается в солнечной Италии, где всегда любили искрящиеся весёлые танцы. Во Франции впервые родился новый вид искусства – балетный театр. Самое главное в балете союз танца и музыки. Гнев, печаль, любовь и ненависть и т.д. всё это могут передать движения танца в сочетании с прекрасной музыкой. Особую роль в балете играет пантомима – язык мимики и жестов. Пантомима дополняет танцевальные движения, помогает лучше передать чувства героев. Каждая форма танца имеет определённое название в балете. Па-де-де – танец вдвоём. Начинается с весёлым выходом балерины и её партнёра – танцора. Затем медленная, лирическая часть (адажио) – сольные танцы балерины и танцора. Заканчивается па-де-де быстро, оба партнёра танцуют вместе (кода). Танцовщицы и танцоры, исполняющие массовые сцены и танцы составляют «кордебалет», что означает «личный состав».

ОПЕРА. Итальянское слово «опера» буквально означает «произведение», «действие». Опера родилась в итальянском городе Флоренции в конце XVI века. Опера – это такое произведение для театра, в котором все артисты на сцене поют. Обычная речь в оперном спектакле или вообще не звучит, или звучит в отдельных эпизодах. Музыка в опере раскрывает характер главных героев, передаёт их мысли, чувства, переживания. Исполнителями оперы являются певцы, хор, симфонический оркестр. Симфонический оркестр сопровождает пение и танцы, помогает слушателям понять смысл того, что происходит на сцене. В зависимости от содержания, оперы бывают сказочные, лирические, комические, героические. Очень много опер написано на сюжеты, взятые из литературы. Великий русский композитор Н.А. Римский-Корсаков написал две свои оперы на сюжеты сказок А.С. Пушкина. Это «Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок». Нашими композиторами создано много опер для детей: М. Красев «Морозко», В. Рубин «Три толстяка», М. Коваль «Волк и семеро козлят», Т. Хренников «Мальчик-великан», М. Раухвергер «Красная шапочка» и другие.

Литература: Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. – Я.: Академия развития, 1997.

ДИРИЖЁР. Французское слово «дирижёр» означает «управлять». Дирижёром называют музыкантов-руководителей инструментальных ансамблей, оркестров, хоров. Дирижёр повёрнут лицо к оркестру, ему нужно хорошо видеть и слышать темп, т.е. скорость исполнения музыки. В правой руке у него тонкая костяная палочка. Взмах дирижёрской палочки показывает, когда нужно вступать скрипкам, виолончелям или сразу нескольким различным группам инструментов. Он может «приказать» оркестру играть форте – фортиссимо (громко, очень громко) или пиано - пианиссимо (тихо, едва слышно). Одним взмахом палочки он может поднять бурю и мгновенно успокоить её. Пред режиссёром на пюпитре (подставка для нот) – лежит партитура (нотная запись оркестрового произведения). Дирижёр смотрит в партитуру и следит за игрой каждого музыканта. Дирижёра можно назвать и главным музыкантом оркестра. Дирижёров хора называют хормейстерами. Дирижёров военных оркестров – капельмейстерами. Литература: Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. – Я.: Академия развития, 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...