Методическая разработка родительского собрания с использованием активных методов работы с родителями. «Роль игры в развитии предпосылок учебной деятельности у дошкольников»
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Былинкина Елена Александровна

Повышение родительской компетенции в вопросах формирования предпосылок учебной деятельности. Познакомить родителей с различными играми, развивающими у детей предпосылки учебной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_roditelskogo_sobraniya.docx276.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад  «Радуга» р. п. Базарный Карабулак Саратовской области»

Методическая разработка родительского собрания с использованием активных методов работы с родителями.

«Роль игры в развитии предпосылок учебной деятельности у дошкольников»

                                                               

http://berdskelementar.ucoz.ru/f20120109174608-33ec12ce6c87.jpg

                                                                   

Воспитатель:   Былинкина Елена Александровна

                                                                                       

Актуальность: Проблема готовности ребёнка к школе была актуальна всегда. Современная система дошкольного образования предполагает предшкольную подготовку детей старшего дошкольного возраста, осуществляемую в детских садах или при общеобразовательных школах. На практике подготовка к школе сводится, как правило, к решению образовательных задач: детей учат читать, писать, считать, им дают определённый объём знаний. Однако в этом случае упускается из виду важный показатель готовности к школьному обучению – желание и умение учиться, а именно сформированности предпосылок учебной деятельности.

     Правильно выстроенная система работы дошкольной организации, направленная на формирование предпосылок учебной деятельности в рамках перехода к Федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования - это эффективный вид социального взаимодействия. Который даёт реальную возможность вовлечения всех детей в разные виды деятельности, поддерживает детскую инициативу и самостоятельность, способствует  развитию норм социального поведения, позволяет взрослым проявлять уважение к индивидуальности каждого ребёнка, к его праву быть не похожим на других.          

     Воспитанников образовательных организаций, где создана такая система работы, отличают такие необходимые для позитивной социализации качества как чувство собственного достоинства, уверенность в своих силах, открытость внешнему миру, положительное отношение к себе и к другим.

    Формирование предпосылок учебной деятельности у детей дошкольного возраста возможно только при  эмоциональной  вовлеченности взрослого в деятельность детей. Только в том случае, если взрослый сам с интересом погружен в какую-либо деятельность, может происходить передача  смысла деятельности ребенку. Ребёнок видит, что можно получать удовольствие от интеллектуальных усилий, переживать «красоту решения» проблемы, предполагается не только принятие алгоритма деятельности со стороны ребенка, но и активная эмоциональная отдача со стороны взрослого

     Необходима постоянная стимуляция любознательности ребенка, посредством  использования в работе оригинальных игрушек и материалов, которые могут вызвать интерес, удивление, заключать в себе загадку. Важно не только заинтересовать ребенка, но и научить его ставить себе цели в процессе познавательной деятельности и самостоятельно находить способы их осуществления.

Оценка взрослого (как положительная, так и отрицательная) может способствовать фиксации ребенка на собственных успехах, достоинствах и недостатках, то есть развитию внешней мотивации. Очень важна поддержка детской активности, исследовательского интереса и любопытства. Взрослый стремится не только передать инициативу ребенку, но и поддержать ее, то есть помочь воплотить детские замыслы, найти возможные ошибки, справиться с возникающими трудностями.

ЦЕЛЬ: Повышение родительской компетенции в вопросах формирования предпосылок учебной деятельности.

Задачи:

  • Создать условия для  развития познавательных процессов, развитие умения следовать инструкциям;
  • Совершенствовать коммуникативные навыки;
  • Познакомить родителей с различными играми,  развивающими у детей предпосылки учебной деятельности
  • формирование представления родителей о важности этих процессов для успешного обучения ребёнка в школе.

Мотивация: Привлечь внимание родителей приглашением на родительское собрание в форме красочного объявления и индивидуальных пригласительных открыток.

Материалы и оборудование: мультимедийный проектор, экран, ноутбук, презентация,2 обруча, числовые карточки, альбомные листы с геометрическими фигурами, листы в клетку, простой  карандаш, карточки со схематичным изображением человека, конверты со схемой поделки способом оригами.

Ход собрания.

Форма проведения: игровая гостиная.

Добрый вечер, уважаемые родители! Спасибо, что вы нашли время для встречи и интересного общения.

В последнее время мы много говорим о школьной готовности. Но в чем, же заключается наша с вами работа в данном направлении?

Встречается различное понимание этого вопроса, и, к сожалению, не всегда верное. Родители традиционно считают, что главное – научить ребёнка читать и писать. Да и многие педагоги воспринимают выражение «формирование предпосылок учебной деятельности» буквально: значит надо тренировать детей в учебной деятельности. И происходит подмена важных для развития дошкольника видов и форм деятельности на     обучение. Таким образом, происходит ускорение темпа развития ребёнка в ущерб обогащению его развития, т.е. ребёнок умеет то, чего ещё не должен уметь, но не умеет того, что уже доступно и свойственно этому возрасту. Об этом же нам сигнализирует и школа: да, дети умеют читать, писать, считать, но не умеют себя контролировать, не готовы к выстраиванию коллективных взаимоотношений, испытывают трудности в самостоятельных видах деятельности, а многие и просто не хотят учиться.

      Приглашаем вас и ваших деток в игротеку. Сегодня мы предлагаем вам, уважаемые родители, поиграть вместе с детьми в игры, которые позволяют в увлекательной форме развивать ценные качества необходимые для обучения в школе: внимание, наблюдательность, любознательность, активность, самоконтроль, умение слушать и слышать взрослого, выполнять его инструкции.

На слайдах презентации перед каждой игрой ( упражнением) вы сможете познакомиться с целями каждого задания, чтобы понимать зачем его необходимо выполнять.

Приветствие.

Цель: разогрев группы, снятие эмоциональной тревожности.

Под музыку в зал входят дети.

Дети и родители встают в круг, держась за руки. Хором произносят стихотворение.

 Мы стоим рука в руке

Вместе мы – большая лента.

Можем мы большими быть (подняли руки вверх),

Можем маленькими быть (руки вниз),

Но никто один не будет (киваем соседям и пожимаем руки).

И так начинаем наше

ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ФАНТАЗИЮ.

Для путешествия нам понадобятся все наши знания, внимание, смекалка.

                           Игра «ДА» и «НЕТ» не говорите.

Задание для детей: 

Ты ел горькие конфеты?

Кошка боится мышки?

Ночью солнышко светит?

Ты ходишь в первый класс?

После зимы наступает лето?

Ты умеешь летать?

Летом бывает снег?

Заяц всю зиму спит в берлоге

с медведем?

Парикмахер лечит детей?

Круг бывает квадратным?

Задание для родителей: 

В Австралии есть 7 ноября?

Зимой трава белая?

Птица умеет говорить?

Конфеты можно есть с супом?

У человека два раза в жизни растут зубы?

Самое крупное животное гренландский  кит?

Снег горячий?

Доктор стрижёт людей?

У лошади есть рога?

Дети и родители садятся за столы.

«На чём отправимся в путешествие»

Цель: Задание на развитие моторики рук, пространственной ориентировке на листе бумаги, умение слушать и выполнять словесные инструкции взрослого.  

     Положите перед собой листы в клетку. Если ваш карандаш будет двигаться в нужном направлении, вы узнаете, на чём мы отправимся в путешествие.

Перед нами деревня Кощеевка, которая находится в подземелье - « Чёрная дыра». Чтобы туда не провалиться необходимо, назвать слово наоборот. Только в случае правильного ответа вы сможете миновать подземелье (перепрыгнуть через обруч), не провалиться туда.

Задание, направленное на развитие словаря «Чёрная дыра»

Игра «Скажи наоборот»

Задание для детей:                                 Задание для родителей:

Старый - молодой                                 Жадность - щедрость

Гладкий - шершавый                            Чистота - грязь

Весёлый - грустный                              Знание - необразованность

Здоровый - больной                              Известность - забвение

Низкий - высокий                                  Мир - война

Тихий - громкий                                    Сон - бодрствование

Чистый - грязный                                   Покой - шум

Сильный - слабый                                  Ребёнок - взрослый

Толстый - тонкий                                   Свобода - рабство

Жители страны Фантазии очень рассеяны, постоянно теряют свои вещи. Тот, кто их находит, относит эти вещи в «Стол Находок Мага».

Задание на развитие речи «Стол находок»

Детям и родителям предложить  описать предмет (дать определение), не называя его. Остальные должны  догадаться, что это такое.

Задание на развитие навыков звукового анализа слов.

Мы с вами попали на « Скакалъские скалы». Ожившие слова рассыпаются в этих скалах и превращаются в новые слова.

Дети и родители находят в длинных словах спрятавшиеся более короткие слова, (например, вежливость, кисточка, карандаш, аквариум и др.)

Далее дети определяют первый звук в словах. Делят  слова на части (слоги). Машина, маки, рябина.

Минутка отдыха. Игра «Посмотри, изобрази»

Цель: Развивать умение анализировать схематичное изображение и соотносить его с собственной позой.

Участники под музыку свободно двигаются, как только музыка изменится, обратите на меня внимание, что именно делать,  вам подскажут карточки. В конце все вместе хлопаем в ладоши. 

                                              «Заколдованный лес»

  Цель: развитие воображения, чувство формы.

 Перед нами  дремучий лес. Злой волшебник превратил всё живое и неживое в этом лесу в геометрические фигуры. Расколдуйте их.

На листе бумаги изображены геометрические фигуры. Предложить «превратить» их в те существа, которые можно встретить в волшебном лесу.

«Сказочные ворота»

Цель: Упражнять в умении составлять число 10 из двух меньших чисел.

Мы  подошли к воротам сказочной страны фантазии. В ворота можно войти парой, при этом составить из числовых карточек число 10.

                                                 «Задание из сундучка»

Цель: развитие внимания, глазомера, умения действовать по схеме.

 На пути волшебный сундучок,  предложить детям выбрать конверт с заданием. Из предложенной схемы совместно с родителями сконструировать поделки способом  оригами.

Эти поделки останутся вам на память о нашем путешествии.   Страна Фантазия велика, но сегодня нам пора возвращаться домой.

Рефлексия. Игра « Продолжение фразы»

Цель: осознание полученного опыта, подведение итогов

Инструкция. Задание родителям – продолжите фразу:

- Я поняла…

- В моем ребенке меня удивило…

- Мне очень понравилось…

- Мне хотелось бы…

Дорогие родители! Большое спасибо вам за участие в этой игре! Мы вместе преодолели все трудности, которые встречались на пути.

Удачи вам!

В заключении родителям выдаются памятки « Какие игры можно использовать в домашних условиях при формировании учебных предпосылок». Приложение 1

Решение собрания:

Создать совместно с родителями игротеку развивающих игр для взаимного обмена.

     Вывод: Участие родителей показало, что время, проведённое вместе, не прошло даром. Родители поняли, что игровая деятельность имеет место на любом этапе познавательного и личностного развития ребёнка. Если систематически и последовательно проводить игровые занятия, организовывать совместные игры, то это будет способствовать развитию предпосылок учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание во 2 младшей группе «Дюймовочка» на тему: «Роль игры в развитии и воспитании ребенка»

Родительское собраниево 2 младшей группе «Дюймовочка»на тему:«Роль игры в развитии и воспитании ребенка»...

РОЛЬ ИКТ В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ И ФОРМИРОВАНИИ ПРЕДПОСЫЛОК УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

РОЛЬ ИКТ В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ И ФОРМИРОВАНИИ ПРЕДПОСЫЛОК УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ...

Разработка родительского собрания с использованием активных методов работы с родителями на тему: «Растим детей здоровыми»

Пояснительная записка Данная методическая разработка  посвящается проблеме укрепления и сохранению здоровья дошкольников. Воспитание здорового образа жизни детей - одна из актуальных проблем в на...

Методическая разработка родительского собрания с использованием технологии фасилитации.

Методическая разработка родительского собрания с использованием активных методов работы с родителями  «Родительские собрания в ДОУ  с использованием технологии фасилитации». (Wor...

Методическая разработка. Родительское собрание в младшей группе на тему : "Роль игры в жизни ребенка".

Данная разработка будет полезна для воспитателей и методистов. В данной методической  разработке представлен план родительского собрания, в котором рассказываетс  о роли игры в жизни ребенка...

Методическая разработка для педсовета на тему: «Активные методы работы с педагогами, как условие личностно – ориентированного взаимодействия».

Цель: преодоление профессиональных дефицитов педагогов в реализации личностно-ориентированного взаимодействия с детьми на основе апробации альтернативной модели внутрифирменного развития педагогов ДОУ...

Методическая разработка для воспитателей ДОУ «Использование игровых методов и приемов ТРИЗ в развитии творческой активности дошкольников».

laquo;В  «В человеке заложены безграничные источники творчества, иначе бы он не стал человеком. Нужно их освободить и вскрыть».А. Н.ТолстойСогласно ФГОС  ДО  поз...