Родителям первоклассников
консультация на тему

Воробьева  Елена Владимировна

Семья и школа – это берег и море.
На берегу ребенок делает свои первые шаги, 
получает первые уроки жизни,
а потом перед ним открывается необозримое море знаний,
и курс в этом море прокладывает школа. 
Это не значит, что он должен совсем оторваться от берега…

Л.А. Кассиль

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vorobeva._universitet.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

   Семья и школа – это берег и море.
На берегу ребенок делает свои первые шаги, 
получает первые уроки жизни,
а потом перед ним открывается необозримое море знаний,
и курс в этом море прокладывает школа. 
Это не значит, что он должен совсем оторваться от берега…

Л.А. Кассиль

Все мы родом из детства. И хорошее, и плохое человек получает в семье. Эти выражения знакомы каждому.

Именно семья была, есть и, по-видимому, всегда будет важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания.

Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность ребенка, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации в обществе. Связь с семьей человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрывается внутренний мир и индивидуальные качества личности.  

  В существующих социально-экономических условиях семья переживает кризис, выражающийся в резком снижении её основных функций, в том числе воспитательной. Следствием этого стало снижение уровня нравственного поведения, изменение мотивов деятельности подрастающего поколения.

  Семья была и в обозримом будущем будет основой воспитания подрастающего поколения. Полноценная семья на основе родственных взаимосвязей аккумулирует и развивает в себе опыт прошлого и настоящего, а также служит своеобразным мостиком в будущее. Правда полноценных семей становится всё меньше, но полноценность семьи определяется не только составом, но и нравственно-психологическим климатом, для которого характерны забота и стремление прийти на помощь друг другу.  

  Усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка.

  Семейное воспитание - это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников. Семейное воспитание - сложная система, на него влияет наследственность и биологическое здоровье детей и родителей, социальное положение, уклад семьи, количество членов семьи, материальная обеспеченность, отношение к ребёнку.

  Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. И вместе с тем, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

   В современной семье изменились условия выполнения ею своих важнейших функций: репродуктивной, воспитательной, хозяйственно-экономической, социально-статусной, досуговой, эмоциональной. Особую озабоченность педагогических коллективов вызывает резкое снижение воспитательного воздействия семьи, её роли в социализации детей.

  Назрела необходимость переоценить существовавшие десятилетиями представления о функциях образования и воспитания, взаимодействия школы и семьи. Семья – это общественный институт, где происходит социализация ребенка, где усваиваются общечеловеческие нормы, ценности в процессе взаимоотношений с другими людьми, формируются первые устойчивые впечатления об окружающем мире. С семьей человек неразделим всю жизнь, меняется только его роль. Многие ученые утверждают, что во все времена и у всех народов социализация детей была и есть единственная специфическая функция семьи, а другие функции являются второстепенными. Семья не только закладывает основы формирования личности, но и обеспечивает важнейшие условия ее развития.

   Воспитание, начатое в семье, продолжается в школе. П.Ф. Лесгафт считал, что упущенное семейное воспитание должно быть исправлено в школе. «Без личного мировоззрения человек является только единицей человеческого стада, не обладает истинным достоинством человека и не может творчески проявляться, что именно составляет главное человеческое достоинство и достижению чего должна содействовать школа». Названные положения сохраняют значимость по сей день. «Нельзя воспитывать ребёнка, не воспитывая его родителей»,- считал другой отечественный педагог и психолог П.П.Блонский. Всё зависит от силы влияния на мировоззрение школьников таких факторов, как семья, школа, окружение, средства массовой информации. В процессе воспитания важно учитывать всё многообразие объективных и субъективных факторов, оказывающих влияние на развитие личности. При этом следует иметь в виду, что грани между ними подвижны и, как говорил А.С.Макаренко, «человек не воспитывается по частям». Необходимо повышать действенность образовательной и воспитательной функций семьи, снижая тем самым уровень стихийного процесса семейного воспитания. Учителя и воспитатели призваны постоянно изучать взаимоотношения родителей и детей и направлять их в нужное русло. Положительный «внутрисемейный контакт» двух поколений является предпосылкой успешного формирования подрастающего поколения. Необходимо помнить, что в воспитании детей не бывает каникул.

   Центральная задача семейного воспитания - создание всех необходимых условий для нормального развития и саморазвития духовно физически здоровой личности.

  Известно, что проблема семьи и семейного воспитания в последние годы стоит как никогда остро: демографы, социологи, культурологи, психологи, педагоги подтверждают наличие глубокого системного кризиса семьи.

  Кризисное состояние современной семьи - социальная проблема,  требующая решения, и социальная реальность, ждущая помощи.

  В условиях кризисного положения современной семьи решить проблемы семейного воспитания невозможно за счёт разрозненных и эпизодических мер. Решение выдвинутых задач в большей степени зависит от согласованности усилий и единства требований к учащимся, семьи, школы, общественности, от общей педагогической культуры родителей и всего социума. Поднять педагогическую культуру населения, улучшить семейное воспитание призвана система педагогического сопровождения семьи и всеобуча родителей.

  Освещая основные задачи и содержание семейного воспитания, необходимо вооружать родителей конкретными методами и приёмами воспитательной работы с детьми с учётом особенностей формирования личности на каждом возрастном этапе, специфических воспитательных средств, которыми располагает семья. Самые эффективные средства воспитания в семье - это личный пример родителей, их поведение, авторитет, образ жизни семьи, её уклад, традиции, внутрисемейные отношения, эмоционально - нравственный климат. Особую роль в этом плане приобретают такие категории, как уважение к традициям семьи, к матери, к отцу, к старшему поколению.

  Стиль воспитания в семье определяется преобладанием тех или иных методов воспитания, однако необходимо учитывать возрастные особенности детей, связанные с переходом от детства к отрочеству, от отрочества к юности.

   Человечество развивает и улучшает себя через воспитание детей. Это самое великое из всех дел человеческих.

В заключении хочется подчеркнуть: неважно, кто именно выступает в качестве собеседника — школьник или его родители, коллега по работе или член семьи самого учителя. Во всех этих ситуациях ему надо вести себя психологически грамотно.

 Объединить усилия педагога и членов семьи будущего школьника можно только при взаимном и равно уважительном признании ими позиционного равенства друг друга.

  Если и есть что-то в мире стоящее и не имеющее цены - так это дети. Остальное частности. Будем жить ради них и любить их и не предавать их, и любоваться ими. Мир детей - благородный и отзывчивый – к нему идём всю жизнь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет для родителей "Маленькие хитрости родителей первоклассника"

Психолого-педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов развития, воспитания и социализации ребенка. В соответствии с введением ФГОС, а так же с нормативно-правовой базой дошк...

Рекомендации родителям будущих первоклассников. Памятка родителям первоклассников.

Самое главное, создать у ребенка нужный настрой для учебы: радостные эмоции без излишнего веселья, серьезное отношение к предстоящему без нервозности, чувство долга и ответственности....

Консультации для родителей "Родителям первоклассника"

Родителям первоклассника - Будущий первоклассник должен знать:...

Консультация для родителей:"Подсказки для родителей первоклассника".

Переход из детского сада в школу – важная ступень в жизни каждого ребенка. Оказываясь в новых социальных условиях, дети часто бывают к ним не готовы, что, сказывается на их эмоциональной с...

Консультация для родителей "Советы родителям первоклассников"

В данном материале вы найдете советы по адаптации ребенка к школе....

Консультация для родителей "Советы родителям первоклассника"

Ваш ребенок первый раз идет в школу – это важное событие не только в его, но и в Вашей жизни. В этой статье вы узнаете: как пережить предстоящие хлопоты, как подготовить ребенка к новой жизни и ...