Информация для родителей.
консультация

Макарова Наталья Сергеевна
дать представление родителям о том, что длительность и характер адаптационного периода зависят от того, насколько малыш подготовлен в семье к переходу в детское учреждение; 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon adaptatsiya_rebyonka_k_detskomu_sadu.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Адаптация ребёнка к детскому саду»

         Цель: дать представление родителям о том, что длительность и характер адаптационного периода зависят от того, насколько малыш подготовлен в семье к переходу в детское учреждение;

помочь сформировать такие стереотипы в поведении ребёнка, которые помогут ему безболезненно войти в новые для него условия;

нейтрализовать устраняемые анамнестические факторы риска, связанные с условиями социальной среды;

помочь правильно организовать первые дни пребывания ребёнка в ДОУ.

          Задачи: показать родителям значимость проблемы адаптации и возможности её решения;

предупредить возможную передачу тревоги и нервного возбуждения от матери к ребёнку;

создать условия для благополучного включения ребёнка в новую социальную среду;

устранить противоречия между возможностями ребёнка и требованиями среды;

продумать алгоритм совместных действий с родителями;

раскрыть роль семьи в решении данной проблемы.

Уважаемые родители!

          Вы сейчас вступаете в важный период вашей жизни и жизни вашего ребёнка – он идёт в детский сад. И для того чтобы адаптация его к новым условиям прошла как можно спокойнее и быстрее, вы должны знать побольше об особенностях этого сложного периода.                                                                              

          В возрасте 1,5-3 лет у ребёнка всё взаимосвязано: состояние здоровья и эмоциональный настрой, физическое и нервно-психическое развитие. Это самый благодатный возраст - наиболее ощутимы изменения: малыш начал разговаривать, сам собирать или разбирать пирамидку, задавать первые вопросы: «почему? », «куда? ». И это далеко не всё. Необходимое развитие в это время малыш получает через игрушки, самое важное занятие для него - игра. И родителям надо понимать, что добиваться желаемого можно через предложение: «Давай поиграем! ». Мы же здесь постоянно играем с детьми, потому что именно в игре они знакомятся с окружающим миром, изобразительной деятельностью, конструированием, художественной литературой. В игре же происходит и развитие речи малышей.

          Хорошо помогут адаптироваться игры, развивающие навыки выполнения повседневных обязанностей, вырабатывающие ответственность. Идея методики заключается в том, чтобы подготовить и рассказать ребенку о детском садике на примере игры, а именно самым приятным для ребенка способом. Играть в садик необходимо уже за несколько месяцев до поступления в него вашего малыша. Можно использовать самые разнообразные игры: «Кукла Маша пошла в садик. У Маши в садике будет свой шкафчик. Маша нашла много новых друзей». Подтолкните ребенка наводящими вопросами: «А ты хочешь свой шкафчик? », «Покажи, как ты будешь спать в садике; как будешь играть». Предлагаем такую игру «Иди ко мне”. Ход игры: мама отходит от ребенка на несколько шагов и манит его к себе, ласково приговаривая: «Иди ко мне, мой хороший! » Когда ребенок подходит, она его обнимает: «Ах, какой ко мне хороший Коля пришел! ». Игра повторяется.

          Для каждого родителя именно его ребёнок самый лучший, самый умный. Но вот его отдают в детский сад. Естественно, у мамы с папой возникают первые переживания, связанные с садом. А как ребёнок привыкнет? Понравится ли ему?

        Обычно период адаптации детей к условиям ДОУ не превышает двух месяцев. Но для того чтобы он прошёл без лишних потрясений, мы все должны постараться максимально избавить новичков от травмирующих их факторов.

Что же для этого нужно?

1. Родители должны привыкнуть к мысли: «Мой ребёнок идёт в детский сад, там ему будет хорошо, о нём будут заботиться, он будет играть со сверстниками. Я хочу, чтобы он пошёл в садик».

2. В уголке для родителей висит листок режима дня ребёнка. Это ещё один важный пункт привыкания. Чтобы адаптация проходила благополучно, уже сейчас нужно приучать малыша к режиму дня, сходному в большой степени с режимом ДОУ: завтрак, обед, сон, полдник, укладывание на ночь. И стараться максимально придерживаться этого режима.

3. Чтобы ребёнок не чувствовал дискомфорта, желательно заранее приучить его к горшку, отучить от пустышки.

         Вот мы и подошли к самому главному: все документы готовы, ребёнок и родители настроены идти в садик, к детям. В первые дни вы приводите ребёнка на несколько часов; на второй неделе - до обеда. А мы наблюдаем за ним и в зависимости от его поведения (привыкания, эмоционального настроя) сообщаем вам, когда лучше будет оставить его на дневной сон, а потом уже и на целый день.

         Но вот ребёнок заплакал, и у родителей возникает вопрос: «Как быть? ». Да ведь это очень хорошо, что малыш плачет, большую тревогу вызывают тихие, «равнодушные» дети, ведь они все переживания держат в себе. Ребёнок плачет – и успокаивается эмоционально, он даёт «сигнал» обратить на него внимание. Со всей ответственностью можно сказать, что плачущие поначалу дети в будущем посещают детский сад с большим удовольствием, чем тихие и спокойные.

          В процессе нашего с вами общения будут возникать различные вопросы, пожалуйста, не стесняйтесь, подходите к нам и спрашивайте. Мы с удовольствием на них ответим, а если нужно, проведём консультацию.

       Имейте в виду, что пока ваш ребёнок не адаптируется к детскому саду, не стоит водить его в гости. Пусть для него на это время привычными будут только стены родного дома и своей группы.

К сожалению, иногда родители совершают серьезные ошибки, которые затрудняют адаптацию ребенка.

Чего нельзя делать ни в коем случае

  • Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании или дома при упоминании необходимости идти в сад! Помните, он имеет право на такую реакцию. Строгое напоминание о том, что «он обещал не плакать», тоже абсолютно неэффективно. Дети этого возраста пока не умеют держать слово. Лучше еще раз напомните, что вы обязательно придете.
  • Нельзя пугать детским садом («Вот будешь себя плохо вести, опять в детский сад пойдешь!»). Место, которым пугают, никогда не станет ни любимым, ни безопасным.
  • Нельзя плохо отзываться о воспитателях и саде при ребенке. Это может навести малыша на мысль, что сад - нехорошее место и там его окружают плохие люди. Тогда тревога не пройдет вообще.
  • Нельзя обманывать ребенка, говоря, что вы придете очень скоро, если малышу, например, предстоит оставаться в садике полдня или даже полный день. Пусть лучше он знает, что мама придет нескоро, чем будет ждать ее целый день и может потерять доверие к самому близкому человеку.

Способы уменьшить стресс ребенка.

  • необходимо заранее создавать дома для ребенка режим дня (сон, игры, прием пищи), соответствующий режиму ДОУ.
  • в первые дни не следует оставлять малыша в детском саду больше 2-х часов. Время пребывания нужно увеличивать постепенно. По прошествии 2-3 недель, учитывая желание малыша, можно оставлять на целый день.
  • каждый день необходимо спрашивать у ребенка о том, как прошел день, какие он получил впечатления. обязательно нужно акцентировать внимание на положительных моментах, так как именно родители такими короткими замечаниями способны сформировать позитивное отношение к ДОУ.
  • Желательно укладывать ребенка спать пораньше, побыть с ним подольше перед сном, поговорить о садике. Можно с вечера условиться, какие игрушки он возьмет с собой в садик, вместе решить, какую одежду он наденет утром.
  • В выходные дни придерживаться режима дня, принятого в ДОУ, повторять все виды деятельности.
  • Желательно дать ребенку пару дней отдыха, если он категорически отказывается идти в детский сад. Все это время надо рассказывать о садике, о том, как много интересного его ждет там.

Отдавая ребенка в ДОУ, родители могут столкнуться с трудностями:

  • в первую очередь, это неготовность  родителей к негативной реакции ребенка на ДОУ. Родители бывают напуганы плаксивостью ребенка, растеряны, ведь дома он охотно соглашается идти в детский сад. Плаксивость – нормальное состояние дошкольника в период адаптации. При терпеливом отношении взрослых она может пройти сама собой.
  • частой ошибкой родителей является обвинение и наказание ребенка за слезы. Это не выход из ситуации.
  • ребенок может привыкать к садику 2-3 месяца.
  • сами родители должны психологически быть готовы к посещению ребенком ДОУ. Спокойно относится к шишкам и синякам.

Рекомендуется:

  • как можно больше времени проводить с ребенком в этот период его жизни. Этим мама показывает, что нечего бояться, потому что она все так же рядом.
  • когда ребенок начинает весело говорить о садике, пересказывать события случившиеся за день - верный знак того, что он освоился.

            Сколько по времени будет продолжаться адаптационный период, сказать трудно, потому что все дети проходят его по-разному.  Но привыкание к ДОУ – это также и тест для родителей, показатель того, насколько они готовы поддержать ребенка, помогать ему преодолевать трудности.

          И в заключении хочется пожелать вам успехов в воспитании ваших малышей. Любите их безусловной любовью, просто за то, что они у вас есть. Удачи вам!

Итак, ваш малыш вырос, и пришло время отправляться в детский сад!

 Вот несколько советов для родителей, чьи дети идут в детский сад первый раз.

 

 1.  Постарайтесь не оставлять ребенка сразу на весь день. Желательно первое время забирать его тогда, когда он еще не устал, и ему еще не хочется уходить - сразу после дневной прогулки или после обеда. Постепенно увеличивайте время пребывания в саду. 

  2. Теперь ваш мальчик или ваша девочка будет много времени проводить в детском саду, поэтому целесообразно узнать все правила, которые там существуют, особенно те, что касаются личной гигиены. Постарайтесь придерживаться их и дома тоже - тогда ребенку будет легче привыкнуть к требованиям сада. Если в садике ваш малыш пользуется горшком значит дома нужно отказаться от памперса и тоже пользоваться горшком. Обязательно оставьте в садике запас одежды и белья, чтобы в случае необходимости ребенок мог быстро переодеться в чистое.

   3.  Чаще всего еда в садике по вкусу отличается от той, которую мы готовим дома. Поэтому объясните вашему малышу, что еда в садике не хуже, просто она другая. Очень часто у взрослых заранее сформировано предвзятое отношение к еде в детских садах. Не передавайте его ребенку, позвольте выработать собственное мнение.

    В дни, когда ребенок не ходит в сад, постарайтесь проследить, чтобы он соблюдал режим питания. Организм ребенка привыкает к перекусам, и в саду ему этого будет не хватать. Малыш будет испытывать дискомфорт, но объяснить не сможет.

    Ест ли ребенок сам или ему нужна помощь? Уверенно пользуется ложкой и вилкой? Решите, как много вы хотите помощи в этом вопросе от воспитателей. Расскажите о ваших пожеланиях людям, которые будут непосредственно общаться с вашим малышом.

   4.  Очень часто родители уверены, что ребенку не нужен дневной сон, ведь дома его не уложишь. В детских садах дети спят, потому что их жизнь гораздо более динамична и насыщенна, чем у «домашнего» ребенка. Поэтому после обеда ребята уже валятся с ног от усталости. Сну не надо сопротивляться. Просто примите это и помогите принять вашему малышу. Разговоры: «Ты лежи тихо, притворись, как будто ты спишь, чтобы воспитатели не заметили»- недопустимы. Лучше объяснить ребенку, почему ему действительно необходим отдых.

    5.  Важно, чтобы одежда была удобной и комфортной. Подумайте, в чем ваш ребенок будет гулять, как быстро он сможет одеться на прогулку. Что для вас важнее - чтобы он выглядел самым модным и стильным или чтобы он не боялся испачкать и помять одежду? Обратите внимание на удобство застежек: вместо шнурков пусть будут липучки, вместо шапочки на завязках – шапка-шлем. Пусть маленький человек чувствует себя комфортно и свободно, а одежда не будет предметом ваших сожалений и претензий к ребенку.

    6.  Расставание с мамой - для всех животрепещущий вопрос. Очень многие дети плачут при расставании. Их приходится долго уговаривать и отвлекать. Воспитатель поможет вам в этом, но и в ваших силах сделать расставание менее болезненным.

    Узнайте, как ваш ребенок чувствует себя в ваше отсутствие. Если он быстро успокаивается, не грустит, не спрашивает про маму, легко справляется с режимом дня, то, скорее всего, причина в ритуале расставания. Необходимо придумать или изменить этот ритуал, чтобы ребенку было легче вас отпустить По наблюдению воспитателей, с папами дети расстаются гораздо менее болезненно, чем с мамами – поэтому, возможно, стоит первое время маме прощаться с ребенком дома.

    Есть дети, которые тяжело переносят разлуку с матерью. Очень тревожный момент. Как правило, такое явление – следствие поведения взрослых. Чаще всего это происходит с детьми, у которых очень тревожные родители. Подумайте, не манипулирует ли вами ваш малыш. Прежде всего, в такой ситуации свое внутреннее состояние должна изменить мама или важный на тот момент человек для ребенка. Ваши вопросы: « Не обижали ли тебя?», «Не голодный ли ты», «Не ругают ли тебя»…. подразумевают ответ: «Да, ругают, голодный, обижают». Избегайте подобных вопросов,  интересуясь: «Что сегодня вы делали в садике? С кем ты играл? Во что? Что ты ел сегодня на обед?».

    7.  Все вопросы, которые возникли у вас к персоналу детского сада, задавайте не при ребенке! Чаще всего содержание вашего разговора ему будет недоступно – но тон и отношение он почувствует сразу. Вопрос разрешится – а «осадок» - «Мама кем-то не довольна! Воспитателем? А может мной?» - останется.

 

  8.  Если вы пообещали: « Заберу тебя после обеда» - когда малыш допьет компот, вы уже должны стоять наготове у двери группы. Обман – даже если у вас изменились планы – может стать очень тяжелой травмой для ребенка, поколебать его доверие к вам и свести на нет все усилия по успешной адаптации в детском саду. Теперь каждый раз при расставании он будет сомневаться – а придете ли вы? А заберете ли его вовремя? Легко ли спокойно играть и гулять, имея в душе такой страх? Поэтому, если не уверены сможете ли выполнить свое обещание – лучше забрать ребенка раньше без предупреждения – это станет для него приятным сюрпризом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Информация от родителей и для родителей"

Выступление на педагогическом совете....

Информация для родителей :"Родителям о детской игре"

наглядгая информация для родителей  :"Родителям о детской игре"...

Информация для родителей. Тема: "Идеальные родители"

Тема: «Идеальные родители»«Вам не нужно быть идеальными родителями, достаточно быть просто хорошими.»          Доннальд ВинникоттРодители – это именно те л...

Организация консультативного сопровождения родителей и педагогов. Информация для родителей.

Организация консультативного сопровождения родителей и педагогов учителем-логопедом.Папка -раскладушка для родителей "Артикуляционная гимнастика"Любите своего ребёнка."Азбучные истины&q...

Информация для родителей "Родителям будущих первоклассников"

Родителям будущих первоклассников советы в уголок информации...