Конструирование процесса взаимодействия детского сада и семьи в Великобритании
занимательные факты

Кончакова Елена Анатольевна

Конструирование процесса взаимодействия детского сада и семьи в Великобритании. Зарубежный опыт

Скачать:


Предварительный просмотр:

Зарубежный опыт

Конструирование процесса взаимодействия детского сада и семьи в Великобритании


В современной дошкольной педагогике проблема организации взаимодействия ДОО и семьи является остро актуальной. Успех в развитии, воспитании и образовании дошкольников во многом определяется эффективностью этого процесса. Педагогам и родителям важно взаимодополнять, понимать и уважать потребности и особенности друг друга.

Это диктует необходимость непрерывного поиска нового содержания, форм и методов организации взаимодействия. Важным здесь выступает ориентир на сотрудничество, сотворчество, конструктивное партнерство.

На сегодняшний день в условиях открытого информационного пространства обновление содержания взаимодействия детского сада и семьи целесообразно проводить на основе изучения и интеграции зарубежного опыта1. В этом плане особенно интересным для российских педагогов представляется система работы британских коллег.

С 1998 г. в Британии действует специальная правительственная программа, ориентированная на развитие дошкольного образования. Согласно ей, дети четырехлетнего, а с 2004 г. и трехлетнего возраста, имеют право на бесплатное дошкольное образование в объеме 12,5 ч в неделю на протяжении 38 недель в год. Это право их родители могут реализовать не только в государственных, но и в частных и некоммерческих дошкольных учреждениях, если таковые участвуют в данной программе.

В Великобритании накоплен обширный опыт конструирования сотрудничества педагогов и родителей на основе осознания его значимости, использования в единстве традиционных и инновационных форм. Интересен подход британских педагогов к детализации этого процесса, который предполагает тщательную его подготовку, выбор оптимальных средств и форм общения и основан на использовании принципа превентивности в работе — лучше предвосхитить возможные конфликтные ситуации, чем решать их.

Процесс взаимодействия педагогов и родителей в Великобритании базируется на выделении основных проблемных зон, а именно:

  • несовпадении ожиданий педагогов и родителей в ходе сотрудничества;
  • опасении чрезмерного контроля за  воспитательно-образовательным процессом со стороны родителей, их оппозиционных настроений;
  • конфликте ценностей семей и подходов педагогов.

Понимание этих и других проблемных зон позволяет выделить условия эффективного взаимодействия детского сада и семьи, среди которых ключевыми в Великобритании является наличие:

  • активной позиции родителей, интереса к этому процессу;
  • максимально полной информации о семье ребенка, его жизни вне образовательного учреждения.

Выделение этих условий не случайно. Как показывают исследования британских педагогов, отношение родителей к сотрудничеству варьируется от вынужденно повышенного активного (стремление к чрезмерному контролю) до пассивно поддерживающего (пассивная одобряющая позиция, исключающая любую, даже разумную критику). Также имеет место крайне негативная позиция, которая зачастую обоснована материальным и бытовым неблагополучием семьи. Поэтому наличие оптимальной активности родителей, базирующейся на устойчивом интересе и доверии к деятельности детского сада, отсутствии чрезмерного контроля, является важным условием эффективного взаимодействия.

Британские педагоги осознают важность семейного окружения, его уклада, т. к. это максимально естественная среда для развития и воспитания ребенка. В британском обществе уделяется особое внимание индивидуальности каждой семьи, ее традициям, нравственным и моральным ценностям. В то же время осознание ответственности за воспитательные воздействия лежит и на родителях, и на педагогах. Поэтому наличие максимально полной информации о семье ребенка, его жизни вне образовательного учреждения также крайне значимо.

На основе вышеизложенного логичным является постановка соответствующих задач взаимодействия:

  • формирование представлений о семейном окружении детей;
  • сопоставление стремлений и потребностей родителей и педагогов в воспитании и развитии детей;
  • предоставление родителям возможности оценить работу педагогов и выразить свое отношение к образовательному учреждению;
  • повышение заинтересованности родителей жизнью детей в образовательном учреждении.

Для британских педагогов в вопросах организации сотрудничества с родителями очень важен подбор средств для его оптимизации. Ключевыми из них являются:

  • время;
  • доброжелательный настрой педагога;
  • его репутация.

Определение оптимального времени общения педагогов с родителями, наличие желания и возможности у сторон использовать его также значимо для организации взаимодействия. Для этого предварительно составляется перечень вопросов и пожеланий, позволяющих эффективно использовать это средство.

Доброжелательный настрой педагога способствует сокращению времени адаптации сторон друг к другу, открытости взаимодействия, бесконфликтному общению, направленному на совместное решение обсуждаемых проблем.

Хорошая репутация педагога напрямую связана с созданием обстановки доверия, осознания значимости и полезности взаимодействия.

В британской системе дошкольного образования для организации конструктивного взаимодействия и решения вышеуказанных и других задач активно используются разнообразные формы:

  • формирование родительских активов;
  • родительские вечера;
  • совместная досуговая деятельность;
  • размещение информации для родителей;
  • привлечение проблемных групп родителей;
  • «горячая телефонная связь»;
  • индивидуальные консультации для родителей;
  • мероприятия, проводимые Ассоциацией родителей и педагогов;
  • написание писем, разработка брошюр и др.

Каждая форма связана с решением тех или иных задач и несет определенную функциональную нагрузку (приложение).

Следует отметить, что британцы, как и все родители, интересуются успехами и проблемами своих детей и общаются на эту тему с педагогами. Однако родительских собраний, в российском понимании этого мероприятия, здесь нет. Родителям каждого ребенка отводится 5–10 минут для индивидуального общения с педагогом.

Есть в английских школах и родительские комитеты. В числе их обязанностей — добывание денег на школьные нужды. Но они не собирают их с родителей, а стремятся заработать: например, организуют в учебном заведении показ кинофильма с продажей попкорна и сладостей в буфете и часть полученных денег отправляют в фонд школы; для тех же целей устраивают дискотеки и даже барбекю для детей, родителей и всех местных жителей.

Таким образом, обобщенно процесс конструирования взаимодействия детского сада и семьи в Великобритании можно представить в виде схемы (см. рисунок).

Подводя итог, можно отметить, что процесс конструирования взаимодействия детского сада и семьи является многоступенчатым и многоаспектным, тщательно продуманным и детализированным. Это позволяет снижать уровень конфликтности и напряженности во взаимоотношениях, способствует развитию прочных, эффективных взаимосвязей в системе «детский сад — семья».

Для системы российского образования может быть актуальным введение в практику работы индивидуальных консультаций, специальных встреч с родителями проблемных групп. Такие мероприятия будут способствовать укреплению взаимопонимания между сторонами, позволят повысить авторитет педагога, акцентировать внимание на значимости проблем каждого ребенка и его семьи.

Кроме того, педагогам стоит взять на заметку важность тщательного планирования времени, места и содержания взаимодействия с родителями, что также поможет оптимизировать этот процесс.

Приложение

Формы организации взаимодействия педагогов и родителей в Великобритании

Форма

Задачи

Функция

Формирование родительских активов

Налаживание конструктивных взаимоотношений родителей с педагогами

Координационная: координация взаимодействия педагогов и родителей, обобщение потребностей и интересов родителей во взаимодействии

Родительские вечера

Организация встреч с родителями для ознакомления их с успехами и неудачами детей, особенностями обучения и воспитания в детском саду

Информационная: предоставление родителям актуальной информации, организация взаимообмена информацией

Организация досуговой деятельности

Организация и проведение праздников, развлечений с участием родителей и детей

Эмоциональная: формирование эмоциональной вовлеченности в деятельность детского сада, создание положительного эмоционального настроя

Размещение информации для родителей

Предоставление информации для родителей в виде писем, брошюр, объявлений в специально отведенных местах

Информационно-просветительская: предоставление актуальной информации, в т. ч. познавательного характера, по вопросам воспитания и развития детей

Привлечение проблемных групп родителей

Организация специфических встреч и других мероприятий с проблемными родителями: матерями-одиночками, молодыми родителями, иммигрантами и пр.

Коррекционно-просветительская: коррекция взаимоотношений с родителями, помощь им в решении проблем в развитии детей, адаптации к социокультурным условиям

«Горячая телефонная связь»

Организация оперативной связи между педагогами и родителями

Поддерживающая: оказание быстрой адресной помощи и поддержки родителям в решении воспитательных и образовательных задач

Индивидуальные консультации для родителей

Организация бесед с каждым родителем в атмосфере внимательного и заинтересованного общения, предполагающих детальное обсуждение вопросов воспитания и развития ребенка

Информационно-поддерживающая: предоставление конкретной индивидуализированной информации родителям о воспитании и развитии их детей

Мероприятия, проводимые Ассоциацией родителей и педагогов

Обеспечение прогресса в развитии детей на основе создания неформальных объединений родителей и педагогов

Социально-информационная: укрепление взаимоотношений между образовательной организацией и семьей, анонсирование социальных и благотворительных мероприятий

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования а также взаимодействия детского сада и семьи в популяризации детского экспериментирования

Цель-  развитие познавательной активности детей дошкольного возраста  посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности Задачи образовательного цикла:п...

«ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ»

         Все чаще и чаще звучат в средствах массовой информации, из уст педагогов, медиков, родителей, вопросы, связанные с проблемами здоровья детей - подрастающего по...

Использование ИКТ-технологий в процессе взаимодействия детского сада и семьи

В последние годы наблюдается массовое внедрение информационно-компьютерных технологий в различные ступени образования. Процесс информатизации в дошкольных учреждениях обусловлен требованиями современн...

Повышение родительской компетентности в вопросах воспитания и развития детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия детского сада и семьи

Повышение родительской компетентности в вопросахвоспитания и развития детей дошкольного возраста в процессевзаимодействия детского сада и семьи...

проект «Воспитание духовно- нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия детского сада и семьи»

  Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка.  Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семь...