Методы заучивания стихотворений с дошкольниками
консультация

Илюшина Оксана Михайловна

Раскрытие родителям приемов разучивания стихотворений с детьми разных возрастных категорий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_zauchivaniya.docx19.16 КБ

Предварительный просмотр:

Методы заучивания стихотворений с дошкольниками

Могучим и действенным средством разностороннего воспитания детей служит художественная литература, оказывающая огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. Чтобы речь ребенка к концу дошкольного детства была более содержательной, достаточно точной и выразительной, следует активно проводить работу по заучиванию стихотворных текстов с помощью зрительных опор, используя наглядно-иллюстративный материал.

Стихотворная речь лучше запоминается.

Заучивание стихов — один из испытанных приемов развития речи, но легко запоминать стихи могут только дети с хорошей памятью. Для облегчения запоминания предлагаемого материала можно использовать дополнительные приемы, т.е. дошкольники должны учить стихи с опорой на наглядно-иллюстративный материал и так называемый ассоциативный метод. Установление смысловой связи между словом или предложением и картинкой помогает ребенку понять смысл стихотворения, вспомнить ключевые рифмованные слова, удерживая последовательность действий и событий. Метод может применяться одновременно с иллюстративным или без него. В обоих важным является следующее: попросите малыша во время прочтения и повторения каждой строфы закрывать глаза и представлять себе ее смысл в виде образов, как если бы он смотрел мультфильм или картинку. Необходимо чтобы образы были максимально яркими и от увеличения количества заучиваемых строк образы должны постепенно выстраиваться в соответствующей сюжету последовательности. Пусть малыш попробует поэкспериментировать с образами, например, что-то изменить в последовательности образов и их основное содержание. Такое упражнение является очень интересным, эмоционально насыщенным и, безусловно, крайне полезным, способствует развитию не только образной памяти, но и репродуктивного воображения. Согласно методу иллюстраций, содержание одной, двух или четырех строк стихотворения обозначается определенной картинкой, наиболее ярко отражающей это описание.

Для детей 5- 6 лет каждое стихотворение изображается 4—5 картинками, для детей 6-7 лет — 7—8картинками

Таким образом, дети учатся быстро и без особых усилий запоминать стихотворный текст и рассказывать его с опорой на картинки — иллюстрации, что обеспечивает осмысленность чтения и правильную тренировку памяти.

Правила заучивания стихотворений:

1. Выбранное стихотворение должно отвечать возрастным особенностям ребенка.

Поэтическое произведение должно нравиться своей музыкальностью, цветистостью образов, должно приносить эстетическое и моральное удовлетворение, вызывать желание пережить снова и снова чувства, возбуждаемые стихом, желание воссоздавать, слышать еще раз и т. д.

2. Нужно не спеша, выразительно прочитать ребенку все стихотворение от начала и до конца. Понимание содержания способствует эффективному запоминанию. Если взрослый расскажет стихотворение наизусть, то эффект будет большим. Обратите внимание на первые попытки ребенка воссоздать стихотворение: если появляются искаженные слова, авторские слова заменяются другими, или какие-то слова ребенок постоянно забывает,то это свидетельствует о том, что он их не понимает. Задача взрослых — доступно их объяснить.

3. Все дети имеют свои особенности запоминания. Выделяют три основных типа:

-аудиалы (те, кто легко запоминают информацию на слух), 

-зоровики (те, кому нужно увидеть то, что запоминается),

 -кинестетики (которым нужно пощупать, подержать в руках объекты информации).

От вида запоминания зависит выбор вспомогательных приемов запоминания.

Для аудиала нужно по-разному эмоционально проговаривать текст (и шепотом, и громко, и как медведь, и как зайчик и т. д.).                                                    Для зоровиков обязательным является увидеть картинку: или в книге, или нарисованную родителями. Взрослым не нужно бояться, что они не имеют художественных способностей, сам факт рисования привлекает внимание ребенка. 

Кинестетикам помогут разнообразные жесты, которые как опоры будут напоминать, о чем будет идти речь дальше в стихотворении.

Самостоятельно определить, к какому типу относится ребенок, можно практическим путем, обратив внимание на способ запоминания, который более всего ему нравится и который в дальнейшем окажется более эффективным.

Не нужно требовать, чтобы ребенок сразу запомнил и повторил все стихотворение. У кого-то получается легко запомнить большое по объему произведение, а кому-то нужно повторять на протяжении недели одно четверостишие. Но если родители будут спокойны и уверенны, будут ободрять своего ребенка, у них обязательно все получится. Кстати, вспомните, а вы сами быстро запоминаете? Нужно периодически возвращаться к изученным ранее произведениям. Таким образом, вы будете тренировать долговременную память и наполнять поэтический «сундучок» ребенка.

Некоторые особенности запоминания стихотворений в разных возрастных группах:

В возрасте от 3 до 4 лет

легче запоминаются стихотворения, которые содержат образность, лаконизм, предметность. Малыш быстро запоминает короткие стихи, в которых преобладают глаголы и существительные, где конкретность и образность объединяются с динамическими действиями. Как правило, это четверостишия, в которых описываются знакомые ребенку игрушки и животные. Задача выучить стихотворение не ставится. Это происходит непроизвольно в процессе многоразового повторения.

Дома родители могут воспользоваться приемами, которые применяют воспитатели в детских садах. Взрослый предлагает ребенку повторять строки вместе с ним, а потом просит его рассказать все стихотворение, подсказывая слова, которые он забыл. Потом взрослый читает таким образом: он начинает — ребенок заканчивает строку. Запомнить стихотворение помогает наглядность и его инсценизация (разыгрывание по ролям).

В возрасте от 4 до 5 лет

тематика стихотворений становится разнообразнее и охватывает разные сферы жизни ребенка (природа, семья, детский садик).

Для заучивания наизусть выбираются стихи, объем которых составляет два четверостишия. Поскольку изучение стихов происходит с привлечением произвольной памяти, то важным моментом являются создание мотивации: стихотворение разучивается для какого-то события (на праздник, чтобы рассказать бабушке и т. д.), а ребенка предупреждают, что нужно постараться запомнить.

Приемы, помогающие лучшему запоминанию:

  • выполнение игровых действий с предметами во время чтения;
  • договаривание детьми слов, которые рифмуются;
  • чтение стихов-диалогов по ролям;
  • драматизация.

Обратите внимание, что стихотворение заучивается полностью, без деления на отдельные строки и строфы.

В возрасте от 5 до 6 лет

увеличивается объем стихотворений, усложняется их содержание и художественные средства. Но, сравнительно с предыдущим периодом, работа по разучиванию существенно не изменяется.

Для лучшего запоминания можно задавать вопросы по содержанию текста, а отвечать на вопросы лучше цитатами из этого стихотворения. Особое внимание и в среднем, и в старшем дошкольном возрасте нужно уделять выразительности чтения.

Для этого можно использовать такие приемы:

  • образец выразительного чтения взрослого (как основной прием);
  • подсказывание нужной интонации;
  • напоминание случая из жизни ребенка, похожего на описанный в стихотворении, чтобы правильно воссоздать чувства;
  • анализ характера персонажей, который помогает выбрать нужную интонацию. (Какая лисичка? (Хитрая) Как она говорит? (Льстиво, уговаривая))


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей и родителей. Методы заучивания стихотворений с дошкольниками.

В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со взрослыми и сверстниками, успешно обучаться в школе....

"Метод заучивания стихотворений при помощи презентации"

Данная  педагогическая идея разработана для детей  среднего возраста при заучивании стихотворений на занятии с помощью мультимедийной презентации....

Консультация для воспитателей и родителей. Методы заучивания стихотворений с дошкольниками

В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со взрослыми и сверстниками, успешно обучаться в школе...

Консультация для воспитателей и родителей. Методы заучивания стихотворений с дошкольниками

Родителям на заметку. Советы по оформлению детской домашней библиотеки«Книжки в Вашем доме» Казалось бы, что может быть проще, чем организовать дома детскую библиотечку: купил кн...

Методы заучивания стихотворений с дошкольниками

В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со взрослыми и сверстниками, успешно обучаться в школе.Могучим и действенным средством разностороннего во...

Методы заучивания стихотворений с дошкольниками.

Методы заучивания стихотворений с дошкольниками....

Методы заучивания стихотворений с дошкольниками

Методы заучивания стихотворений с дошкольниками...