СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ: ЗНАЧЕНИЕ ПОДРАЖАНИЯ ДЛЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
материал

 Гордикова Ирина Фёдоровна

Хорошо известно, что дети усваивают характерные для родной семьи фразы, речевые обороты, иногда диалектные слова. Не следует опасаться таких  «штампов», если они соответствуют литературной норме языка. Они не только неизбежны, но могут даже приносить пользу при уместном и умеренном употреблении. Эти характерные обороты позволяют коротко и четко выразить мысль, пользуясь «готовой формой».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znachenie_podrazh.docx320.83 КБ

Предварительный просмотр:

СОВЕТЫ  РОДИТЕЛЯМ:

ЗНАЧЕНИЕ ПОДРАЖАНИЯ  ДЛЯ  РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

     Требования к качеству  вашей речи можно суммировать следующим образом. Она должна быть четкой, грамматически правильной, по возможности, состоять из развернутых предложений, а не отрывочных слов – команд. Важно, чтобы все слова в вашей речи были хорошо различимы и понятны ребенку по смыслу. Иногда полезно повторить сказанное, если по той или иной причине ребенок чего-то не воспринял, но ни в коем случае не следует упрекать его за это. Проявите доброжелательность и терпение, они окупятся сторицей. Полезно переспросить ребенка, понял ли он сказанное вами, или даже попросить его повторить ваши слова, но без грозного: «А ну повтори, что я тебе сказал!»

      Не следует говорить слишком громко. Впечатление, что громкая речь лучше «доходит», обманчиво. Вовсе нет. Если кричит или повышает голос ребенок, не пытайтесь перекричать его. Вы достигнете с большим успехом того же результата, если в ответ, наоборот, сами заговорите с ним тихим голосом, может быть даже на некоторое время перейдите на шепот. Для ребенка это станет своеобразной игрой, и ваша цель будет достигнута без потерь и лишних переживаний. Мало того, шепот воспринимается как интимная, доверительная форма общения, а значит, является своеобразным приглашением перейти от «военного» противостояния к столу « мирных переговоров».

     Используйте естественный, природный интерес ребенка к тому, что вы говорите. У маленьких детей он растет с момента появления речи примерно до старшего дошкольного возраста. Конечно, граница не приходится строго на день рождения. Это возраст. Когда он в значительной мере зависит от вас и воспринимает без всяких дополнительных условий, без критики. Он с благодарностью принимает любые ответы на свои многочисленные вопросы. Не теряйтесь, если чего-либо не знаете. Важно, чтобы ваша речь оставалась нормативной. Хороший выход из положения – чтение книг ребенку. Они должны соответствовать его возрасту, быть доступны пониманию. Не старайтесь сделать из него чудо-ребенка. Если он усвоит все, что ему положено в его возрасте, эти знания и умения станут надежным фундаментом его дальнейшего развития.

     Не следует ограничивать ребенка только пассивным слушанием того, что вы читаете. Время от времени полезно прерывать чтение обсуждением услышанного. У детей более развито образное восприятие, и поэтому очень полезно бывает рассматривать картинки – они являются своеобразной подсказкой. Хорошо известно, что дети могут, глядя на картинку «читать» несложную сказку очень близко к тексту. Это «обезьянничанье» полезно не только для тренировки памяти, но и для тренировки хорошей речи « по образцу». E:\123\s640x480.jpg

     Вообще полезно поощрять речь ребенка, но не любую, а только правильную. В наше меркантильное время получили распространение «экономические» методы воспитания, то есть та или иная форма оплаты его успехов. Вряд ли стоит морализировать на эту тему, но отметим важное обстоятельство: поощрение имеет бесспорные преимущества по сравнению с наказанием. Это подтверждает не только практический опыт, но и специальные экспериментальные исследования. Тем более, что наказание порой становится не средством научения или переучивания, а способом мести.

     Надо также помнить, что даже если вы будете стараться говорить с ребенком по всем правилам, но в разговоре с другими членами семьи перестанете их придерживаться, а ребенок при этом будет присутствовать, все ваши старания могут оказаться напрасными.

     Хорошо известно, что дети усваивают характерные для родной семьи фразы, речевые обороты, иногда диалектные слова. Не следует опасаться таких  «штампов», если они соответствуют литературной норме языка. Они не только неизбежны, но могут даже приносить пользу при уместном и умеренном употреблении. Эти характерные обороты позволяют коротко и четко выразить мысль, пользуясь «готовой формой».

     В жизни маленького ребенка, прежде всего дошкольника, значительную роль играет подражание. Дети сперва копируют своих родителей, затем старших братьев и сестер. Эта способность проявляется произвольно или непроизвольно, и тогда ребенок пытается стать похожим на объект подражания во что бы то ни стало. Он может надевать ваши вещи, подражать вашей походке или спать в вашей кровати. Через внешнее подражание, увы, могут формироваться и вредные привычки, например,  к курению. Но сам по себе этот механизм полезен, так как позволяет экономить время на обучение в первые, самые значимые для ребенка годы жизни.  Приспособительные возможности человека в значительной мере определяются ранним периодом его развития и своеобразной платой за эти возможности является длительность обучения. Указывают разные критические сроки усвоения основных навыков – от трех, пяти и в некоторых случаях до десяти лет.

     В ранний период развития нервная система ребенка особенно пластична, готова к восприятию разнообразных форм поведения. Как и что в этот период усваивает ребенок рот родителей? В первую очередь, это  такое важное для речи качество как умение различать речевые звуки.

Трудность зачастую заключается не в недостатке способности ребенка усваивать необходимые навыки, а в том, что он вполне успешно усваивает неудачные их образцы, скорее демонстрируя этим высокие способности обучения. Поведение ребенка подобно кривому зеркалу, показывает в гротесковом виде нас самих – наше отношение к себе, наши страхи, неуверенность, нервозность, грубость, ссоры, бездействие, завышенные притязания.

C:\Users\логопед\Desktop\5.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение сенсорного развития ребенка в дошкольном возрасте

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п....

Презентация на тему "Развивающие игры, их значение в развитие ребенка"

в данной презентации описаны функции игр, а также виды, что представляют собой игры для мальчиков и девочек. также даны советы родителям о пользе развивающих игр...

Консультация для родителей. "Квиллинг и его значение в развитии ребенка старшего дошкольного возраста".

Квиллинг-это оригинальный и необычный вид рукоделия, суть которого заключается в накручивании бумажных полосок шириной несколько миллиметров, моделировании и создании при помощи полученных форм различ...

«Художественная литература и ее значение в развитии ребенка»

Знакомство   с  художественной  литературой  осуществляется  с  помощью литературных  произведений  разных жанров. Необходимо не только учить детей...

Культурно - гигиенические навыки,их значение в развитии ребенка

Культурно - гигиенические навыки,их значение в развитии ребенка....

КГН и их значение в развитии ребенка

Консультации для воспитателей"Культурно-гигиенические навыки,их значение в развитии ребёнка"....