Консультация для родителей на тему «Что значит «Быть готовым к школе»?
консультация (подготовительная группа)

Тимофеева Зоя Николаевна

Консультация для родителей на тему

«Что значит «Быть готовым к школе»?

Жизненные радости подрастающего дошкольника сопровождаются тревогой взрослых: как сложится его дальнейшая школьная судьба. Всё ли мы делаем для того, чтобы он успешно и в кратчайшие сроки адаптировался к жизни в школе? Эта тревога передаётся детям.  Переход в школу – это граница двух великих эпох в жизни ребёнка. Чем меньше времени занимает переход, тем сильнее адаптационный стресс.  Существует семь видов готовности к освоению школьной программы. Физическая готовность - это готовность номер один! Физическое здоровье ребенка – важнейший показатель его готовности к школе. Школьные занятия - это многочасовое сидение согнувшись за письменным столом в классе и дома. Занятия в детском саду должны содержать максимальное количество движений, направленных на развитие координации, осанки, правильного дыхания, мелкой и крупной моторики. Занятия с дошкольниками должны упреждать интеллектуальную утомляемость, служить поддержанию хорошей физической формой. На занятиях должны присутствовать игры на развитие остроты зрения и слуха ребёнка, игры на внимание, игры на развитие психических функций (скорость мыслительных процессов, пространственные представления, объем и распределение внимания) .

Мотивационная готовность ребёнка – это готовность номер два. Как показывает опыт, психолого-педагогическая работа по интенсификации умственного, речевого, эстетического развития детей ещё не означает повышения их готовности к обучению в школе. Специального внимания заслуживает проблема школьной мотивации - изучения и принятия школьной культуры ребёнком задолго до того, как он вступит в школьную жизнь. Необходимо проводить экскурсии по школе, где следует предоставить возможность посидеть за школьной партой, походить между стеллажами книг в библиотеке, посетить компьютерный класс, заглянуть в спортзал, перекусить в столовой.

Интеллектуальная готовность ребенка к школе предполагает владение грамматическим строем речи и ее логическое оформление, способностью к конструированию и многое другое. Интеллектуальная готовность предполагает сформированность учебных навыков, к числу которых относят такое поведение ребенка на занятиях когда он:

• понимает суть задания;

• формирует вопросы, направленные на понимание задания;

• умеет перестроиться в связи с изменением

• содержания задания;

• может попросить о помощи, сформулировав сущность затруднения;

• планирует предстоящую работу;

• способен сказать о том, как производить умственные действия или догадывается как;

• комментирует свои действия, указывает на допущенные ошибки, исправляет их;

• при неправильном выполнении задания пробует другие варианты;

• производит действия контроля и оценки.

Освоение учебных навыков и привычек основывается на сформированности различных мыслительных операций - последовательности, аналогии, анализа, синтеза, сравнения, обобщения.

Эмоционально-волевая готовность среди специалистов чаще обозначается понятием произвольность (от слова воля). Эмоционально-волевая готовность проявляется в способности ребенка управлять своими эмоциями и контролировать свое импульсивное поведение. В ходе групповых развивающих занятий дети учатся дожидаться своей очереди в игре, самостоятельно справляться с обидой и досадой при неудачах. Произвольность проявляется в способности ребенка сосредоточиться и довести начатое дело до конца, она помогает ему организовать свои действия, если задание не очень нравится, но от работы каждого зависит общий успех.

Произвольность играет важную роль в формировании эмоциональной и в целом социальной культуры растущего человека. От ее наличия зависит в дальнейшем, будет ли ребенок принимаем, в различных сообществах сверстников и взрослых.

Коммуникативная готовность проявляется в умении ребенка общаться с разными группами людей. Коммуникативная готовность предполагает наличие различных способов общения - словесного и невербального, межличностного и делового. На развивающих занятиях детей следует учить слушать и пересказывать услышанное, отвечать на вопросы, не уклоняясь от содержания обсуждаемой темы, выражать свои мысли, эмоции и желания адекватными способами. Ребенок должен принимать педагога как партнера по учебному взаимодействию (а не как только проверяющего и оценивающего, координировать с ним свои действия.

Общеличностная готовность ребенка - это самооценка и нравственные основания поведения. Сформированная самооценка обеспечивает прогресс в развитии ребенка, если носит позитивный характер и адекватна реальному положению взрослеющего человека в системе его общественных отношений. Формирование нравственной позиции на занятиях в детсаде происходит в ходе выбора критериев по различению плохого и хорошего, доброго и злого. Важная роль при этом отводится мотивированию детей к нравственному поведению как основе благоприятных школьных взаимоотношений в будущем.

Социальная готовность ребенка связана с его способностью легко включаться в различные группы детей для выполнения общих заданий. Социально ориентированный ребенок охотно помогает другим, делится игрушками с ними, сладостями, карандашами. Эффективность социальной готовности ребенка складывается из возрастания сплоченности группы, взаимного принятия ее членами друг друга, проявления толерантности к поведению сверстников, умения признать свою вину. На занятиях сочетают интеллектуальную подготовку дошкольников с развитием произвольности их поведения. Интеллектуально - волевая подготовка детей к обучению в школе поможет им успешно преодолеть те трудности учения, которые связаны с перегрузкой, выполнением не интересных заданий, самообразовательной работой по достижению высоких индивидуальных результатов.

Интеллектуальная подготовка к школе в сочетании с коммуникативной поможет развить у детей речевые возможности, предупредить школьный страх ответа у доски, научить их решать учебные задачи совместно с одноклассниками в малых группах. Коммуникативная подготовка в контексте развития социальной готовности дошкольников к обучению откроет пути к самопознанию и личностному росту, даст возможность определиться с лидерской направленностью, почувствовать ответственность за других людей.

И так: если ребенок обладает всеми семью факторами готовности к школе, то его переход в новые условия жизни пройдет легко и с интересом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_na_temu.docx16.04 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему

«Что значит «Быть готовым к школе»?

Жизненные радости подрастающего дошкольника сопровождаются тревогой взрослых: как сложится его дальнейшая школьная судьба. Всё ли мы делаем для того, чтобы он успешно и в кратчайшие сроки адаптировался к жизни в школе? Эта тревога передаётся детям.  Переход в школу – это граница двух великих эпох в жизни ребёнка. Чем меньше времени занимает переход, тем сильнее адаптационный стресс.  Существует семь видов готовности к освоению школьной программы. Физическая готовность - это готовность номер один! Физическое здоровье ребенка – важнейший показатель его готовности к школе. Школьные занятия - это многочасовое сидение согнувшись за письменным столом в классе и дома. Занятия в детском саду должны содержать максимальное количество движений, направленных на развитие координации, осанки, правильного дыхания, мелкой и крупной моторики. Занятия с дошкольниками должны упреждать интеллектуальную утомляемость, служить поддержанию хорошей физической формой. На занятиях должны присутствовать игры на развитие остроты зрения и слуха ребёнка, игры на внимание, игры на развитие психических функций (скорость мыслительных процессов, пространственные представления, объем и распределение внимания) .

Мотивационная готовность ребёнка – это готовность номер два. Как показывает опыт, психолого-педагогическая работа по интенсификации умственного, речевого, эстетического развития детей ещё не означает повышения их готовности к обучению в школе. Специального внимания заслуживает проблема школьной мотивации - изучения и принятия школьной культуры ребёнком задолго до того, как он вступит в школьную жизнь. Необходимо проводить экскурсии по школе, где следует предоставить возможность посидеть за школьной партой, походить между стеллажами книг в библиотеке, посетить компьютерный класс, заглянуть в спортзал, перекусить в столовой.

Интеллектуальная готовность ребенка к школе предполагает владение грамматическим строем речи и ее логическое оформление, способностью к конструированию и многое другое. Интеллектуальная готовность предполагает сформированность учебных навыков, к числу которых относят такое поведение ребенка на занятиях когда он:

• понимает суть задания;

• формирует вопросы, направленные на понимание задания;

• умеет перестроиться в связи с изменением

• содержания задания;

• может попросить о помощи, сформулировав сущность затруднения;

• планирует предстоящую работу;

• способен сказать о том, как производить умственные действия или догадывается как;

• комментирует свои действия, указывает на допущенные ошибки, исправляет их;

• при неправильном выполнении задания пробует другие варианты;

• производит действия контроля и оценки.

Освоение учебных навыков и привычек основывается на сформированности различных мыслительных операций - последовательности, аналогии, анализа, синтеза, сравнения, обобщения.

Эмоционально-волевая готовность среди специалистов чаще обозначается понятием произвольность (от слова воля). Эмоционально-волевая готовность проявляется в способности ребенка управлять своими эмоциями и контролировать свое импульсивное поведение. В ходе групповых развивающих занятий дети учатся дожидаться своей очереди в игре, самостоятельно справляться с обидой и досадой при неудачах. Произвольность проявляется в способности ребенка сосредоточиться и довести начатое дело до конца, она помогает ему организовать свои действия, если задание не очень нравится, но от работы каждого зависит общий успех.

Произвольность играет важную роль в формировании эмоциональной и в целом социальной культуры растущего человека. От ее наличия зависит в дальнейшем, будет ли ребенок принимаем, в различных сообществах сверстников и взрослых.

Коммуникативная готовность проявляется в умении ребенка общаться с разными группами людей. Коммуникативная готовность предполагает наличие различных способов общения - словесного и невербального, межличностного и делового. На развивающих занятиях детей следует учить слушать и пересказывать услышанное, отвечать на вопросы, не уклоняясь от содержания обсуждаемой темы, выражать свои мысли, эмоции и желания адекватными способами. Ребенок должен принимать педагога как партнера по учебному взаимодействию (а не как только проверяющего и оценивающего, координировать с ним свои действия.

Общеличностная готовность ребенка - это самооценка и нравственные основания поведения. Сформированная самооценка обеспечивает прогресс в развитии ребенка, если носит позитивный характер и адекватна реальному положению взрослеющего человека в системе его общественных отношений. Формирование нравственной позиции на занятиях в детсаде происходит в ходе выбора критериев по различению плохого и хорошего, доброго и злого. Важная роль при этом отводится мотивированию детей к нравственному поведению как основе благоприятных школьных взаимоотношений в будущем.

Социальная готовность ребенка связана с его способностью легко включаться в различные группы детей для выполнения общих заданий. Социально ориентированный ребенок охотно помогает другим, делится игрушками с ними, сладостями, карандашами. Эффективность социальной готовности ребенка складывается из возрастания сплоченности группы, взаимного принятия ее членами друг друга, проявления толерантности к поведению сверстников, умения признать свою вину. На занятиях сочетают интеллектуальную подготовку дошкольников с развитием произвольности их поведения. Интеллектуально - волевая подготовка детей к обучению в школе поможет им успешно преодолеть те трудности учения, которые связаны с перегрузкой, выполнением не интересных заданий, самообразовательной работой по достижению высоких индивидуальных результатов.

Интеллектуальная подготовка к школе в сочетании с коммуникативной поможет развить у детей речевые возможности, предупредить школьный страх ответа у доски, научить их решать учебные задачи совместно с одноклассниками в малых группах. Коммуникативная подготовка в контексте развития социальной готовности дошкольников к обучению откроет пути к самопознанию и личностному росту, даст возможность определиться с лидерской направленностью, почувствовать ответственность за других людей.

И так: если ребенок обладает всеми семью факторами готовности к школе, то его переход в новые условия жизни пройдет легко и с интересом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: "ЧТО, ЗНАЧИТ, БЫТЬ ПАТРИОТОМ?"

Слово «патриот» происходит из греческого языка. У древних греков так именовались земляки (люди, которые родились в одном месте). Другое название земляков – соотечественники. Уже в самом древне...

Консультация для родителей «Что значит быть готовым к школе?»

Жизненные радости подрастающего дошкольника сопровождаются тревогой взрослых: как сложится его дальнейшая школьная судьба. Всё ли мы делаем для того, чтобы он успешно и в кратчайшие сроки адаптировалс...

"Что значит быть готовым к школе?"

Консультация для родителей...

Консультация для родителей "Что значит быть готовым к школе"

консультация и памятка к ней с рекомендациями...

Консультация для родителей "Что значит быть готовым к школе"

О физической, мотивационной, интеллектуальной, эмоционально-волевой, коммуникативной, социальной, общеличностной готовности ребёнка к школе....

Консультация для родителей "Что значит быть готовым к школе"

Быть готовым к школе - не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться- считал детский психолог            ...