Консультация для родителей «Норма речевого развития раннего возраста. Отклонения от нормы. Причины нарушений речевого развития» 10.04.2019г.
консультация (младшая группа)

Угорец Елена Львовна

Специалисты считают возраст с двух до трех лет критическим в плане речевого развития и рекомендуют совершить первый визит к логопеду для ответа на вопрос «все ли хорошо с речью?»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon buklet_rechevoe_razvitie.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

Краткая характеристика речи          ребенка 3-4 лет:

Специалисты считают возраст с двух до трех лет критическим в плане речевого развития и рекомендуют совершить первый визит к логопеду для ответа на вопрос «все ли хорошо с речью?»

Звукопроизношение. В речи ребенка третьего года жизни должны появиться звуки [с’], [л’], [й’], а также, [г], [х], [к], [м], [п], [б], [н], [в], [ф], [д], [т] (и их мягкие пары), все гласные. Однако произношение многих звуков еще далеко от совершенства, что на данном возрастном этапе является характерным для детской речи, так как подвижность мышц языка и губ еще недостаточно развита. Многие трудные звуки ребенок заменяет более легкими для произношения. Так, шипящие звуки ([ш], [ж], [ч’], [щ’]) малыш нередко заменяет мягкими свистящими: «сяпка» (шапка), «зюк» (жук), «цяйник» (чайник), «сенок» (щенок). Иногда вместо звука [ч’] ребенок может произносить [т’]: «тясы» (часы). Некоторые дети в этом возрасте заменяют шипящие звуки твердыми свистящими: «сапка» вместо шапка; твердые свистящие- мягкими свистящими: «сянки» (санки), «зяйка» (зайка). Согласные [р], [р’], [л] отсутствуют или заменяются звуками [л'], [й]: «ыба» (рыба), «гия» (гиря), «ябоко» (яблоко), «двель» (дверь), «голюби» (голуби), «мей» (мел).

Словарный запас. Быстро пополняется пассивный и активный словарь ребенка: к 2 годам он достигает примерно  300 слов, а к 3 годам – до 1000 слов. Кроме существительных и глаголов ребенок все чаще употребляет прилагательные, наречия, предлоги, местоимения. На третьем году жизни малыш с  удовольствием слушает и воспринимает несложные сказки, рассказы, с легкостью выполняет простые словесные поручения.

Фразовая речь. Специалисты единодушны в том, что к 2 годам у малыша уже должна сформироваться фразовая речь. Пускай фразы пока не всегда понятны и состоят из двух слов, часто лепетных. Например: МАМА, ПИ (мама, я хочу пить). ДЁ УЯТЬ (идем гулять). Главное - появилась  фраза (предложение). А вот предложения трехлетних детей становятся сложными, с союзами «потому что», «или», «чтобы». И, хотя в  их речи еще много неверного употребления окончаний («Смотри, как много мячов!»), суффиксов («У меня есть куклочка»), согласований («Это мой кукла!»), ударений («Ложка лежит на стОле»), постепенно их становится все меньше, они приобретают случайный характер и исчезают приблизительно в 5-6 лет.

Причины нарушения речевого развития.

  • различная внутриутробная патология в период от 4 нед. - до 4 мес.;
  • родовая травма и асфиксия во время родов;
  • заболевания в первые годы жизни ребенка – частые инфекционно-вирусные заболевания, желудочно-кишечные расстройства;
  •  травмы черепа, сопровождающиеся сотрясением мозга;
  • наследственные факторы;
  • неблагоприятные социально-бытовые условия, приводящие к микросоциальной педагогической запущенности, нарушениям эмоционально-волевой сферы и дефициту в развитии речи

Если в 2 года малыш не лепечет или не произносит ХОТЯ бы несколько слов" а в 3 года не говорит фразы - это серьезный повод для беспокойства.                                            

В норме ребенок хорошо понимает то, что ему говорят взрослые. Предложите крохе выполнить несколько заданий, они помогут узнать, насколько хорошо он понимает вашу речь. В 2 года ребенок хорошо понимает простые инструкции и задания:    

- Иди ко мне на ручки.                              

- Принеси мне мишку.                                  

-Покажи на картинке машинку (зайчика, куклу и др.).                                        

 Еще один показатель - стойкая реакция на собственное имя. Закройте губы листком бумаги и назовите шепотом имя малыша. Он должен обернуться.                            

В 3 года ребенок хорошо понимает простые инструкции и задания:                

 - Посади куклу на стул (под стул, рядом со стулом).                                                    

- Спрячь куклу за стулом.                            

- Возьми книгу, подойди к столу и положи книгу на стол.                                            

 - Принеси маме папину рубашку.                

 - Покажи на картинке, где девочка догоняет мальчика, а где мальчик догоняет девочку.                                                   Если при наличии хорошего понимания ребенком подобных инструкций и заданий,

сроки появления речи, тем не менее, запаздывают, можно говорить о темповой задержке речи у ребенка. Начав однажды говорить, такой ребенок быстро догоняет своих сверстников. Но не стоит терпеливо ждать, когда ребенок заговорит самостоятельно. Лучше обратитесь за консультацией и  рекомендациями по преодолению задержки развития речи ребенка к логопеду.

             

                    Рекомендации:

  • поддерживать эмоционально положительный тон, общаясь с ребенком;
  • часто хвалить ребенка и радоваться его успехам;
  •  давать «пространство» в разговоре – время на обратную связь;
  •  давать образцы нормативной речи, повторяя за ребенком правильно произнесенные образцы и побуждать его произнести слово еще раз;
  •  строить фразы из простых, доступных ребенку слов;
  •  расширять и изменять форму высказывания ребенка, расширяя его знания об окружающих явлениях и языковых средствах, которыми можно их описать;

Если ребенок плохо говорит…

Обратитесь за консультацией к специалистам, и они вам помогут:

- логопед

- психолог

- невропатолог

- ортодонт

-отоларинголог

Мы уверены, что наше сотрудничество

окажется результативным!

Угорец Елена Львовна

Учитель – логопед

 

 

 

«Норма речевого развития раннего возраста. Отклонения от нормы. Причины нарушений речевого развития»

C:\Users\пк\Desktop\Lena\картинки\артикуляционная гимнастика\ммм.jpg

   г. Лангепас 2019г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Задержка речевого развития.Как распознать отклонения от нормы и как их исправить"

Что такое задержка речевого развития у детей и как она выявляется, должен представлять каждый родитель. Чем раньше заболевание будет диагностировано, тем успешнее пройдет лечение и тем оптимистичнее б...

Консультация для родителей "Нормы речевого развития"

В публикации раскрыты для родителей детей раннего возраста нормы речевого развития....

Консультация для родителей "Нормы речевого развития детей 3-4 лет"

Консультация для родителей "Нормы речевого развития детей 3-4 лет"...

Консультация для родителей "Нормы речевого развития"

Специалисты считают возраст с двух до трех лет критическим в плане речевого развития и рекомендуют совершить первый визит к логопеду для ответа на вопрос «Все ли хорошо с речью?»...

Консультация для родителей «Задержка речевого развития. Как распознать отклонения от нормы и как их исправить».

Родители по-разному воспринимают проблемы развития речи у своих детей. Одни - паникеры, начинают бить тревогу, когда двухлетний ребенок не общается развернутыми фразами, болезненно воспринимают расска...

Консультация для родителей «Задержка речевого развития. Как распознать отклонения от нормы и как их исправить»

Задержка речевого развития, какой она бывает, как распознать отклонения от нормы и, самое главное, как это исправить?...