Доклад на родительское собрание.Тема "Развитие творческих способностей дошкольников"
материал (старшая группа)

Смирнова Светлана Алексеевна

Доклад на родительское собрание.Тема: "Развитие творческих способностей дошкольников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_roditelskoe_sobranie.docx17.12 КБ

Предварительный просмотр:

Добрый вечер уважаемые родители! Мы рады, что вы нашли время и пришли на групповое родительское собрание.  Тема нашего собрания:

 « Развитие творческих способностей дошкольников». Точнее сказать одной важной их составляющей- развитию способности к преобразованию. Почему мы остановились именно на способности к преобразованию? Ответ на этот вопрос требует пояснения. Творчество имеет очень важное  значение в умственном развитии детей. Существует несколько точек зрения на пояснение того, что есть творчество. Некоторые специалисты полагают, что если ребенок занимается ,например, изобразительной деятельностью, то он занимается творчеством, действуя по образцу предлагаемому взрослым. Другие считают творчество исключительно самостоятельной активностью детей, в процессе которой они создают какой- либо продукт.

Мы исходим как раз из этого понимания творчества и сегодня об этом поговорим. Этот продукт действительно должен быть новым,  таким которого раньше не было. Но возникает вопрос: откуда должен быть взят этот продукт.? В результате озарения?Ответ нам на это дают психологи, изучающие это направление. Они доказали, что новое возникает сначала как результат умственной деятельности, а затем воплощается в практике. При этом сама умственная деятельность заключается в том, что человек не просто придумывает или находит нужное новое решение ( новый продукт),а получает его благодаря преобразованию исходной ситуации, в которой он оказывается. То есть иными словами, новое возникает в результате преобразования того, что имеется у человека на данный момент. Отечественные психологи Д.Б.Эльконин , А.В.Запорожец, Л.А.Венгер и др, пришли к выводу : преобразования совершаются с помощью действий. Поэтому проблема сводится к тому, чтобы разобраться ,какие действия должны освоить дети, для получения творческого продукт. Именно этот подход лежит в основе того понимания, что в основе творчества лежат творческие способности дошкольников ,представляющие собой систему особых действий по преобразованию исходной ситуации с применением специальных средств. Например у нас имеется кусок пластилина .В  качестве свойства этого куска мы можем выделить его длину. Можем ли мы преобразовать его? Конечно. Если мы считаем, что кусок пластилина короткий, то мы можем сделать его длинным. Для этого надо либо раскатать его в « колбаску» ,либо добавить кусок пластилина.. Если же мы считаем кусок пластилина длинным , мы можем его сделать коротким, отщипнув часть пластилина или сплющив его. Если мы рассмотрим другое свойство пластилина- он тонет в воде- то сможем сделать так, что он будет плавать, придав ему форму лодки..Если мы считаем, что пластилин мягкий, то можем сделать так, что он будет твердым, положив его в холодильник, и.т.д.

Во всех случаях мы преобразуем исходную ситуацию по  определенному правилу : выбираем какое-то свойство ситуации и превращаем его в противоположность. Такая процедура называется действием превращения одной противоположности в другую. Превращение является важнейшим из мыслительных действий, и мы стараемся в работе с детьми уделять этому большое внимание. Совершая действия превращения ,ребенок сначала придумывает, как можно преобразовать ситуацию или объект,а затем осуществляет это на практике..Но действия превращения совершаются не только в мышлении человека. Процессы превращения постоянно происходят вокруг нас: день превращается в ночь, зима – в лето, новые вещи в старые и.т.п

Эти процессы лежат в основе соответствующих действий, которые мы совершаем ,даже не задумываясь. Нажав на выключатель-темноту мы превратим в свет, вымыв руки с мылом, из грязных мы сделаем их чистыми и.т.д. Наблюдая подобные процессы и осваивая соответствующие действия, ребенок учится совершать преобразования самых разных ситуаций. Несмотря на очевидность превращений в окружающем мире, ребенок далеко не всегда « схватывает» сам момент перехода, преобразования. Мир физических явлений окружающий ребенка, дает огромные возможности для систематического развития способностей к преобразованию как компоненту общих умственных способностей. В СВОЕЙ РАБОТЕ МЫ СТАРАЕМСЯ ПОДДЕРЖИВАТЬ ДЕТСКУЮ ИНИЦИАТИВУ, ПОЛОЖИТЕЛЬНО ПОДКРЕПЛЯТЬ ВСЯКУЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ АКТИВНОСТЬ.

Логика начинает развиваться к 7 годам. Сначала развиваем наглядно-действенное мышление потом наглядно-образное потом логическое. Доказано, что способности и талант –это 90% труда и только 10% наследственности. К дошкольникам нужно относиться, как к потенциально одаренным!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад на тему «Развитие музыкально-творческих способностей старших дошкольников в процессе интегрированных занятий образовательной области «Музыка»

В практике моей работы большое место отведено интегрированным занятиям, в которых развитие музыкально-творческих способностей реализуется интеграцией образовательных областей....

Доклад "Формирование речевой культуры и развитие творческих способностей дошкольников через приобщение их к искусству

Проблема развития речевого общения стала особенно востребованной обществом в наши дни, когда к личности выпускника ДОУ предъявляются более высокие требования как к личности будущего первоклассника шко...

доклад для родительского собрания"Развитие творческих способностей в семье"

Важным моментом художественного развития детей являются условия,при которых задается общее направление ,согласованность воспитателей и родителей....

Доклад «Использование театрализованной деятельности в работе специалистов ДОУ по развитию творческих способностей дошкольников»

Применение театрализованных игр в работе логопеда, воспитателей по физо, изо, музыкального руководителя....

Доклад на тему"Развитие музыкальных творческих способностей у дошкольников"

Данная тема помогает раскрыть развитие  музыкальных творческих способностей у детей дошкольного возраста, начиная с младшей группы детского сада....

Доклад из опыта работы : «Развитие творческих способностей дошкольников посредством разных видов деятельности».

Детское творчество – одна из актуальных проблем дошкольной педагогики и детской психологии. Ее исследовали Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Б.М. Теплов, О.М. Дьяченко,...