Учим детей играть честно. Проигрывать нужно уметь.
консультация (подготовительная группа)

Балаклеец Ольга Васильевна

Как научить ребенка проигрывать

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proigryvat_chestno.docx22.75 КБ

Предварительный просмотр:

          Да именно проигрывать! Дети сталкиваются с поражениями на разных этапах взросления. Однако обычно они не умеют проигрывать, поскольку взрослые настраивают их только на победу. В таком случае даже незначительная неудача для ребенка может превратиться в проблему. Что же делать с разочарованием, злостью, стыдом, которые появляются из-за нереализованных замыслов? Как воспитывать у ребенка умение работать над собственными неудачами, самосовершенствоваться и адекватно реагировать на поражения? ▪ Каждый ребенок хочет, чтобы его ценили и хвалили, в частности, родители. Поэтому переживание любых собственных неудач является для него довольно болезненным. Ребенок школьного возраста не слишком эмоционально выражает реакцию на ситуацию неуспеха, сдерживается. Однако, ребенок дошкольного возраста может плакать, кричать и даже вести себя агрессивно. ▪ Первой реакцией ребенка на ситуацию неудачи является протест, ведь он прилагал усилия, старался. Именно поэтому задача родителей в таком случае - научить ребенка правильно реагировать на поражения, осознавать их и преодолевать. Обычно родители стремятся воспитывать своего ребенка победителем, с детства настраивают его на успех, получение первенства во всех сферах жизни. Однако, иногда, ребенок ошибается, а родители не всегда готовы признать его неудачи и вместе их преодолеть. Во время ситуаций неуспеха детей дошкольного возраста родителям следует придерживаться такой последовательности действий: предоставить возможность ребенку выразить негативные эмоции, а затем поддержать его, посочувствовать. Основная помощь для ребенка, который переживает неудачу, - это «проговаривание» родителями его образов, то есть принятие ими его боли и страданий. Таким образом ребенок понимает, что его услышали, признали его право на ошибку и на то, чтобы через нее расстраиваться. Также важно, чтобы ребенок в полной мере испытал свое разочарование. Для этого не следует его успокаивать, ругать или высмеивать. ▪ Родителям следует учить ребенка достигать цели, прилагать усилия, но не стоит требовать от него только лучших результатов. Независимо от ситуации успеха/неуспеха, ребенок должен чувствовать, что его любят и поддерживают. Если результат работы ребенка не оправдал ожиданий родителей, все равно стоит похвалить его за то, что он старался, работал. ▪ Каждому ребенку присущ инстинкт выживания. Поскольку его выживание зависит от родителей, он пытается делать все, чтобы им нравиться. То есть ребенок становится отражением отношения родителей к нему. Если взрослые не верят в способности своего ребенка, он это чувствует и становится пессимистом. В таком случае ему сложно достичь любой цели или выполнить даже простую задачу, потому что он заранее уверен, что у него ничего не получится. ▪ Иногда родители бессознательно способствуют формированию у ребенка комплекса «победа при любых условиях». Во время организованных соревнований такие родители открыто демонстрируют, какое важное значение они придают победе. Ребенок понимает, что он не может просто принять участие в игре, посоревноваться, - он должен максимально «выложиться», чтобы одержать победу для родителей. Именно поэтому поражение превращается для ребенка в трагедию, которую он может переживать в течение длительного времени. В целом игра является удачным способом помочь ребенку овладеть навыками адекватного реагирования на ситуации успеха/неуспеха. Советы родителям по овладению детьми навыками адекватного реагирования на ситуацию успеха/неуспеха: - Предоставьте ребенку возможность самостоятельно решать сложные ситуации - Обязательно поддерживайте ребенка чтобы он чувствовал, что вы рядом, и прислушался к вашим советам. - НЕ высмеивайте неудачи ребенка, какими мелочными они вам не казались бы. При любых обстоятельствах оставайтесь на стороне ребенка. - Расскажите ребенку о своих поражениях, ошибках, переживаниях, которые Вас сопровождали. Однако не следует ассоциировать свои неудачи с неудачами ребенка. - Поощряйте ребенка к принятию позиции другого человека, к анализу собственных эмоций и т. п. Так он сможет взглянуть на себя со стороны, понять переживания других. - Помните, что проигравший - не жертва. Не спешите утешать ребенка - возможно, он и не собирался страдать. Лучше акцентировать внимание на том, что во время игры, соревнования, конкурса всем было весело и интересно. - Не делайте вид, будто ничего не произошло. Если после поражения ребенка никак на это не отреагировать, он может подумать, что произошло что-то настолько ужасное, что об этом нельзя даже говорить. - Подождите, пока пройдет первое разочарование ребенка из-за поражения. После этого предложите обсудить, что на этот раз ему не удалось. Также можно проанализировать приемы, которые применяли победители. - Не сравнивайте своего ребенка с другими, более успешными детьми или теми, кого тоже постигла неудача. - Учите ребенка уважать чувства других. Обязательно похвалите его, если он отличился, преуспел. Однако обратите его внимание на детей, которые проиграли и поэтому расстроились. Объясните, что не стоит перед ними гордиться своей победой, лучше подбодрить их. Проигрыш — это естественная часть нашей жизни, но умение принимать проигрыш не всегда в ребенке заложено так же естественно. Те дети, которые профессионально занимаются спортом, с раннего детства хорошо знают, что это такое. Научиться поигрывать вежливо, корректно — это искусство, которое можно совершенствовать. И вы можете научить своего ребенка этому, чем раньше, тем будет лучше для него. Умение выигрывать и проигрывать достойно — это важный социальный навык, который пригодится ребенку в любой сфере его жизни. Предоставляйте ребенку возможности проигрывать. Играя с ребенком, например, в настольные игры, показывайте ему пример достойного спортивного поведения. Поздравляйте его и пожимайте руку, когда он выигрывает, не слишком хвастайтесь, когда выигрываете вы. Каждый хочет быть победителем Большинство родителей желают, чтобы их дети выигрывали и были успешными. И это совершенно нормально. Ненормально то, что победа, таким образом, часто становится единственным, что имеет значение, что ценно, и что неудача, так или иначе, — это слабость. Но неудача — это очень важный опыт, это урок. Что делать, когда ребенок проигрывает Когда ваш ребенок испытал неудачу или проигрыш, не пытайтесь сразу оказаться рядом с ним и поддержать его, «поймать» все его эмоции и справиться с ними за ребенка, дети гораздо больше прислушиваются и готовы к конструктивной обратной связи, если ее предоставляет кто-то со стороны, кто-то другой, нежели родитель. Всегда убеждайте ребенка, что его любят независимо от результатов игры или соревнований и т.п. Многие дети напрямую связывают свои достижения с чувствами и отношением к ним родителей, полагая, что достижения определяют любовь, ее силу. Поэтому ваш ребенок должен знать, что его любят независимо от того, что он делает, что ваша любовь к нему является безусловной. При проигрыше ваш ребенок может злиться, плакать, кричать, словом, выражать свои чувства, и это чрезвычайно важно. Некоторые родители говорят своим детям, что не надо плакать, что плачут только маленькие или слабые и что проигравшие должны сдерживаться молча. Но если ребенок будет не в состоянии эмоционально освободиться, эмоционально отразить свое состояние, это будет его зажимать и будут копиться напряжение, тревога. Если ребенок регулярно испытывает неудачи через некоторое время после поражения или проигрыша поговорите с ребенком о том, что произошло, посмотрите, думает ли он, что мог сделать все по-другому, сожалеет ли он о чем-то (например, о том, что он вообще участвовал, играл). Быть в игре, участвовать в соревновании важнее, чем то, выиграл ребенок или нет, поощряйте ребенка думать и обсуждать, какие уроки он извлек из этого опыта. Будьте открыты для ребенка, чтобы всегда иметь возможность поговорить с ним о борьбе и конкуренции. Если ребенок продолжает быть неуспешным, возможно, это признаки того, что он еще не готов к какой-то деятельности или ему скучно. Поощряйте ребенка за действия, активность, стремление научиться и повысить свои шансы на победу, для этого необязательно что-то покупать, дарить. Важно говорить, какие именно вещи у ребенка получаются, что именно он делает хорошо. И сколько бы раз ребенок ни проигрывал, он должен знать, что всегда есть надежда. Детям это особенно необходимо помнить.

                                       Инструктор по физкультуре


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Учим детей играя"

Консультация для родителей...

Учим детей играть в сюжетно-ролевые игры

  Статьи из плана работы клуба по интересам "Семейная академия". Сюжетно – ролевые игры дают ребенку возможность узнать и научиться социальным нормам поведения. Ролевые игры могут ока...

Консультация для родителей « Нужно ли учить детей играть?»

Педагоги и психологи с тревогой говорят о том, что игра уходит из жизни ребенка. Дома играть не с кем : родители заняты или не умеют и не хотят играть, а в детском саду - занятия , кружки , секции...К...

"Учить детей играть честно.Проигрывать уметь нужно!"

Как воспитывать у ребенка умение работать над собственными неудачами, самосовершенствоваться и адекватно реагировать на поражения?...

Статья "Учим ребенка играть честно"

Учим ребенка проигрывать без слез....

Консультация для педагогов "Для чего нужно учить детей играть в шахматы? Мастер класс "Линейный мат"

Обучение игре в шахматы – не самоцель! Мы не стремимся из каждого ребенка вырастить Карпова или Каспарова. Намного важнее использовать игру в шахматы как средство наиболее полного раскрытия того...